Опять двадцать пять!

      Когда Виталию в первый раз исполнилось 25 лет, за его спиной были военное детство в Алма-Ата, да много родственников в Ташкенте. Только вот беда, их с братом Жекой отец во время войны пропал без вести. Мальчик на всю жизнь сохранил письмо, вернувшееся с фронта не найдя адресата, которое он написал папе.
      Не столь далеко, но всё же позади, осталось и полученное в Москве высшее техническое образование. Однажды весной образовалась к тому времени у Виталия уже собственная семья. Была и работа по специальности в НИИ-4, и кандидатская диссертация. Но (не побоюсь этого утверждения) главным делом жизни Виталия Личидова, отличающим его от всех людей, стал ТЕАТР.
      Да, да… Этот небольшой рассказ о Виталии Васильевиче Личидове – теперь Заслуженном работнике культуры России, художественном руководителе Народного театра Дома офицеров, единственного театра, преодолев все трудности перестройки, оставшегося в системе Министерства обороны. Профессию театрального режиссёра Личидов получил не формально, но всей душой и сердцем, творческой интуицией и безудержной потребностью общения с разнообразием характеров и особенностей людей. Из всего этого следует сделать вывод о выдающемся умении Виталия материализовать на сцене свои и других драматургов замыслы. Употребляя такой глагол, я хочу подчеркнуть, что значащийся в театральных программках режиссёр В. Личидов, полностью уполномоченный талантом, всегда является абсолютным автором своего детища – спектакля, как говориться, от макушки до хвоста… Он в нём и постановщик, и декоратор, и автор костюмов, всего художественного и музыкального оформлений, он – организатор и активный участник всех процессов, приводящих к долгожданной встрече со зрителями, очень стесняющийся аплодисментов в свой адрес.
      Как известно, актёр на сцене – посредник между автором и адресатом. Ответственность его велика, поэтому, прежде чем научить исполнителей, Личидов проигрывает все роли сам. Однако, способ показа – не его стиль, но, когда Виталий это всё-таки делает, смотреть и слушать очень интересно. Всякий поражается тому, как у него получается, откуда он берёт, что какая-нибудь старушка или девчушка, какой-нибудь злодей или добряк ведёт себя именно так.
      Топали годы, ставились, игрались для детей и взрослых десятки спектаклей, пробовались силы в разных жанрах. Виталий Васильевич живёт, работает, в баню ходит, по субботам в составе «шайки» под названием «Зелёный веник» (там тоже по-своему разыгрывается «действо»), любит, дружит, занимается ТЕАТРОМ… И вот ему снова во второй раз исполняется 25! В Народном театре по этому поводу был грандиозный праздник.
                ***
      В трудный для себя период жизни Виталий взялся за постановку сказки-феерии «Синяя птица» по Метерлинку. Работа шла с какими-то особенными вдохновением и отдачей, старались все. Получился прекрасный спектакль: глубокомысленный и понятный, при этом очень зрелищный. Театр сыграл его несколько раз на своей сцене, собирая большую аудиторию. Тогда к празднованию премьеры родились посвящённые надежде и победе добра незамысловатые стихи-подражание, которые можно и нужно воспринимать символически:
                Это – не враньё, не небылица:
                Видели другие, видел я,
                В ГДО родившись синей, птица
                Полетела в дальние края.
                Пусть она теперь парит по свету
                Вольной птицей счастья моего!
                Вы поймите, в мире лучше нету
                Чем родимый Дом – наш ГДО!
                Всё, быть может, в жизни повторится,
                И, увидев в небе голубом
                Цвета всякого, любую птицу,
                Будем вспоминать мы о былом…

        Тут автор статьи подошёл к главному, «наконец-то», – скажет читатель. Главное в Личидове – это ДРУЖЕ и ЛЮБИЕ по отношение ко многим и многому. А это значит, он всегда в центре любой кАмпании и кОмпании. Причём он так заражает своей увлечённостью до фанатизма, что ею «заболевают» все окружающие, (конечно, хоть сколько-нибудь «предрасположенные к «недугу»), становясь единомышленниками и помощниками. Как-то в журнале «Советский воин» глава про Виталия Васильевича в очерке о нашем театре называлась «уйдёт Личидов, и всё рухнет». А что? Хотите - верьте, хотите - нет, а знающие люди вправе так думать. Но, к счастью, уходить Личидов никуда не собирается. Лишь бы театр не выселили из Дома. Очень хотелось бы, чтобы Народный театр, который стал таковым под его чутким(!) руководством ещё много лет приносил творческое удовольствие своим участникам и радость общения с искусством зрителям.
       На логично вытекающую из уже сказанного стабильность мне хочется обратить особое внимание, поскольку она тоже черта и самого Виталия Васильевича, и всего того, что ему принадлежит. При любых обстоятельствах, в любую погоду, что бы, где бы и с кем бы ни случилось, уже на протяжении двух веков (читатель, улыбнись!), двух государственных строев, руководитель ТЕАТРА с завидными постоянством и регулярностью каждый вечер в понедельник и четверг на своем месте. Даже, если кому-нибудь случиться быть далеко, он знает, что в эти дни и часы за столом или на сцене репетицию ведёт Виталий Личидов.
                ***
      И вот уже в третий раз Личидову – 25! Прекрасное сочетание! Хорошая примета! На счастье! С чем мы его и поздравляем! А с завтрашнего дня будем следить за следующим двадцатипятилетием, его грядущими успехами во всём! И ждать, когда снова сможем сказать:
      - Виталий! Тебе опять – ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!


Рецензии