Подробные описания функций модели А

Необходимый Словарик:
*Модель ТИМа (модель А) – изображение иерархии функций в структуре психики. Показывает "сильные" и "слабые" стороны психики, области творчества.
*Информационный метаболизм — это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека.
*Функция модели А - позиция (одна из восьми "ячеек") для аспекта функции. Каждая функция обладает своими свойствами, которые влияют на свойство аспектов, находящихся в этих функциях.
*Аспекты функций - конкретный "поток информации" одного из восьми видов (БЛ, БИ, ЧС, ЧЭ и др.).

1-ая функция ("базовая") – ценностная; сильная; ментальная (сознаваемая); акцептная; инертная; вербальная; оценочная; внешняя; четырёхмерная (то есть ориентируется на личный опыт человека + опыт окружающих + полное осознание имеющейся информации на данный момент + проекция во времени (возможность делать долгосрочные прогнозы по аспекту этой функции, предвидеть развитие ситуации)). Зона «хорошо» - принцип существования. "Открывается" в ~20 лет.

Функция, стоящая в этой позиции, - самая сильная из осознанных, через неё, как через своеобразные психологические «очки», человек смотрит на мир, поэтому базовая – частично подсознательна. Человек просто не понимает «а как же иначе?» Смысл жизни. Избыточное количество энергии имеется в резерве психики для обеспечения её постоянной работы. Консервативная функция для «личного пользования» (поэтому человек не стремиться её выражать, показывать). Если человек в чём-то уверен по своей базовой – переубедить его очень сложно, своё мнение считается экспертным. Часто базовая бывает не видна в человеке сразу (особенно в юном возрасте), т.к. она специально не выставляется напоказ, работает «для себя». Однако именно 1-ая функция создаёт то, что можно назвать «энергетикой», «аурой» человека. Человек уверен в работе по ней. Обычно при попытке пресечь, ограничить работу аспекта этой функции со стороны внешнего мира – ответная реакция в виде внезапного ступора, сменяющегося раздражением, негодованием. Наибольшая вероятность получить «удар по базовой» от «квазитождественных» ТИМов.

2-ая функция ("творческая") – ценностная; сильная; ментальная (сознаваемая); продуктивная; контактная; вербальная; ситуативная; внутренняя; трёхмерная (то есть всё вышеперечисленное без проекции во времени). Зона «надо» - творчество. "Открывается" в ~13 лет.

Ориентируется на ситуацию, действует ситуативно, уверенно (особенно когда хорошо проработана). Инструмент для достижения смысла жизни (1-й базовой функции), функция для взаимодействия с внешним миром, для «общественного пользования». Поэтому охотно демонстрируется, ищет, где «сбыть свою продукцию», где её примут. Абсолютно осознаваемая, самая гибкая, творческая, любит эксперименты (в отличие от консервативной первой), полностью уверена в себе. Энергии на неё тратится ровно столько, сколько необходимо в каждый момент времени, и резервы этой энергии огромны. Человек всегда должен выдавать «продукт» по «творческой», в противном случае он теряет радость от жизни. Обычно при попытке пресечь, ограничить работу аспекта этой функции со стороны внешнего мира – ответная реакция в виде «сворачивания» активности по ней.

3-я функция ("ролевая") – внеценностная; слабая; ментальная (сознаваемая); акцептная; контактная; невербальная; ситуативная; внешняя; двумерная (т.е. при работе по ней человек использует лишь свой личный опыт и опыт других людей, но не способен изобретать нечто новое). Зона «не хочу», страха, мнительность. "Открывается" в ~3-6 лет.

Функция активируется в ситуации беспокойства, незнакомой ситуации. Кроме того, по аспекту этой функции мы не прочь поддержать разговор (когда его начинает кто-то другой), но при этом большую часть информационного потока по ролевой мы пропускаем мимо ушей как ненужную, скучную, неинтересную. Хотим показать себя компетентными по этой функции. Однако эта функция - зона подсознательного отторжения, при работе по ней быстро наступает перегрузка. Надо помнить, что 3 и 4 функции - это блок "детства" - т.е. то, что, как мы считаем, мы ДОЛЖНЫ делать, хотя и не особо хотим. Зона страха, неуверенности.

4-ая функция ("болевая" по модели А, «зона решения проблем» по Калинаускасу) – внеценностная; слабая; ментальная (сознаваемая); продуктивная; инертная; невербальная; оценочная; внутренняя; одномерная (т.е. при работе по ней человек может использовать только свой личный опыт, и то этот опыт плохо накапливается и не хочет быть использованным (что-то вроде пассивного теоретического знания без практического умения)). Зона «решения проблем». "Открывается" в ~0-3 года.

Зона игнорирования. В аспекте функции на этой позиции мы не разбираемся, очень плохо его чувствуем, он нам не нужен по сути, не входит в наши ценности. Большая вероятность, что по аспекту 4-й функции мы понимаем и действуем хуже большинства людей. Однако нас это обычно не сильно беспокоит (аспект-то не ценностный), только если вдруг кто-то рядом начинает активно его проявлять - мы можем ему позавидовать и почувствовать свою слабость в том аспекте. Человек может теряться, когда кто-то рядом активно работает по этому аспекту, ощущать себя не в своей тарелке. Похвала по "болевой" не воспринимается всерьёз и не особо приятна. По 4-й функции у человека есть собственный набор шаблонов, накопленный в течение жизни только на своём опыте (опыт других не воспринимается), которые он может отстаивать. Также важно помнить, что «болевая» ещё и зона решения проблем (которые создаёт активационная). То есть, например, чтобы Гамлету быть сильным и умелым (ЧС), ему необходимо быть здоровым и чувствовать себя хорошо в момент самопрезентации (БС).

5-ая функция («суггестивная», «внушаемая») – ценностная; слабая; витальная (подсознательная); акцептная; контактная; вербальная; оценочная; внутренняя; одномерная. Зона «хочу» - мотивы, принцип оценки места. "Открывается" в ~0-3 года.

Вот мы и перешли из блока сознания (ментального – Эго и СуперЭго) в блок подсознания (витальный – СуперИд и Ид; т.е. проявление этих функций мы почти либо совсем не контролируем). Функция слабая, как и «болевая» - одномерная, это самые слабые функции в наших ТИМах. Информацию по аспекту этой функции мы подсознательно всегда ищем в окружающем мире (но не в себе!) и обычно бессознательно "притягиваемся" туда, где этой информации больше. Если где-то нас «снабжают» информацией по суггестивной, для нас эти люди или это место становятся хорошими, жизнь становится более радостной. Для Гамлета это - где всё лучше организованно, где отсутствует беспорядок, где всё понятно, нет никакой путаницы и т.д. Если же мы не получаем «плюсов» на суггестивную, то люди и место становятся гораздо менее приятными, а если получаем «минус» - и вовсе хочется их покинуть. Если человек не даёт нам «плюс-подкреплений» на «внушаемую», нам кажется, что он что-то злонамеренно скрывает от нас, что он – плохой человек (кажется на подсознательном уровне, мы просто так ощущаем). Информационный метаболизм начинается с проникновения в человека информации именно по этой функции. К информации по внушаемой мы обычно не критичны, но избирательны для себя ("гурманы").

6-ая функция ("активационная", «зона самооценки») – ценностная; слабая; витальная (подсознательная); продуктивная; инертная; вербальная; ситуативная; внешняя; двухмерная. Зона «проблемы» - самооценка. "Открывается" в ~3-6 лет.

Названа так потому, что положительная информация по аспекту этой функции "подстёгивает" нас, заставляет активизироваться, начать работать по этой функции (выдавать свой информационный "продукт" в мир), что приносит радость. Поэтому обычно мы любим потреблять информацию по её аспекту из мира (и больше всего мы получаем её в ИО «активации»). В отличие от суггестивной, где мы лишь потребители, по активационной мы и сами отдаём информацию в мир, что при её положительной оценке вызывает в нас радость и повышает самооценку. Вообще, это, по-моему, самая интересная функция модели А, потому что она «двулика». Она - зона нашей самооценки, поэтому нам очень важно показать себя компетентными по ней (в случае "активной" защиты самооценки; в случае "пассивной" защиты человек становится как будто безразличным к своим проблемам по активационной, чем только усугубляет их). Она ценностная, поэтому к информации по ней мы относимся серьёзно, шутки по ней не всегда понимаем, так как можем принять их на свой счёт. Если нас по 6-ой функции постигла неудача - наша самооценка падает, если нас по ней хвалят - это самая приятная похвала (ещё очень приятно, когда хвалят по первой «базовой» функции, но всё равно не настолько). По этой функции мы хотим раскрыться, поэтому когда рядом есть активатор (у которого эта функция базовая, следовательно, в избытке), нам очень приятно с ним, он заряжает нас энергией на собственную радостную активность по нашей «активационной».

7-ая функция ("ограничительная") – внеценностная; сильная; витальная (подсознательная); акцептная; инертная; невербальная; ситуативная; внутренняя; трёхмерная. Зона «плохо» - зона игнорирования. "Открывается" в ~13 лет.

По ней мы бессознательно стремимся ограничить активность информации этого аспекта в мире (грубо говоря, затыкаем того, кто много говорит по ней), эта информация проходит мимо наших ушей (хотя, в отличие от ролевой, здесь мы сами довольно неплохо можем работать и не особо нуждаемся в чужих советах – и от этого информация по 7-й функции для нас только скучнее). Не хотим касаться тем по аспекту этой функции. Но всё же можем - когда нас "припечёт": если надо будет поставить на место кого-нибудь, мы скорее всего воспользуемся именно этой функцией, она - наша теневая сторона, наше секретное оружие (секретное зачастую даже для нас самих). Довольно сильная функция, так что мы подсознательно обычно замечаем, когда сами (либо кто-то рядом) делаем глупости по ней, но не придаём этому большого значения.

8-ая функция ("фоновая") – внеценностная; сильная; витальная (подсознательная); продуктивная; контактная; невербальная; оценочная; внешняя; четырёхмерная. Зона «не надо» - зона нормативов. "Открывается" в ~20 лет.

Очень сильная функция (как и «базовая» - самые сильные в модели А ТИМа), но совершенно бессознательная. По ней мы совершенно не можем описать работу, если вдруг кто-то попросит. Она - что-то вроде нашей "интуиции", "яснознания", того, что и так очевидно изначально, и даже в голову нам не приходит, что кому-то информация по этому аспекту может быть не очевидна. Знания по ней нам сами постоянно приходят в голову, как своего рода озарения. Обычно мы ценим эту функцию в себе (что не делает её ценностной!).


Рецензии