В двух словах о возникновении и становлении социон

Для того, чтобы наше повествование было полным, нам так или иначе следует затронуть вопрос истории типологий вообще – это будет полезным как для начинающих знакомиться с соционикой, так и для всех интересующихся психологией. Что ж, приступим :)

Первые попытки создания типологии личности были сделаны более 4000 лет назад древними авестийцами, а затем систематизированы Заратуштрой в виде зороастрийского астрологического календаря. Из Древней Греции до нас дошла идея о четырёх типах характера (позднее ставших известными как «темпераменты») – холерическом, меланхолическом, флегматическом и сангвинистическом. В Древнем Китае разные типы характера сравнивали с различными животными, символизирующими основные качества такого характера. Позднее появлялось множество новых типологий, и всегда – в древности и по наши дни – разным типам человеческой личности приписывались (и приписываются) характерные только им черты характера, способы поведения и мышления. Причём «базой» для таких описаний являлись главным образом наблюдение и эмпирическое познание. Такую же «природу» имеет и знание о разных «типах психики», полученное в результате наблюдений за пациентами психотерапевта (а позднее и здоровыми людьми), сформулированное в начале 20-го века и лёгшее в основу соционики.

Итак, первой «предтечей» соционики явилась концепция «типов психики» швейцарского психиатра Карла Густава Юнга (основоположника аналитической психологии), трудившегося в первой половине 20-го века. Юнг разделил психику человека на 4 основных психических функции: Ощущение (восприятие внутренними и внешними рецепторами), Мышление (понятийная связь), Интуицию (бессознательное получение информации) и Чувство (эмоции, оценивание по типу «хорошо»/«плохо»). Все функции Юнг разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию и наоборот), хотя этот простой принцип, согласно Юнгу, выполняется далеко не всегда.

Второй «предтечей» соционики является «теория информационного метаболизма», принадлежащая польскому психиатру Антонию (Антону) Кемпинскому – учёному с мировым именем, трудившемуся в третьей четверти 20-го века. Теорию информационного метаболизма Кемпинского в своё время использовала литовский социолог Аушра Аугустинавичюте, работавшая в СССР главным образом в последней четверти прошлого века. Аушра Аугустинавичюте является непосредственной создательницей соционики (её инициалом названа главная в соционике модель А), но мы должны помнить, что соционика не взялась из ниоткуда, как об этом иногда пишут малограмотные люди, а явилась закономерным этапом развития психологической науки.

Соционика была сформирована в начале 1970-х годов Аушрой Аугустинавичюте и изложена в её работе «О дуальной природе человека» (1980). Так родилась новая наука, изучающая психологические типы людей, их социальные роли, особенности восприятия и обработки информации, особенности взаимодействий и взаимоотношений между людьми, а также вопросы групповой динамики и механизмы социальных процессов.

После публикации книги интерес к новой науке возрос многократно, однако ещё долгое время соционика была доступна лишь нескольким десяткам энтузиастов. К концу 20-го века информация о соционике стала постепенно распространяться, а в 1997 году был основан Московский НИИ Соционики, также способствующий популяризации молодой науки. Несмотря на то, что в СНГ существует много соционических школ и направлений, наибольшее своё развитие соционика получила на Украине, в Киеве, благодаря многолетней и последовательной работе большой Киевской Школы Соционики, ставшей впоследствии Международным Институтом Соционики.

Из-за идеологических барьеров, сдерживающих информационный обмен, исследователям, развивающим новое направление, приходилось в чем-то повторять азы западной типологии, в частности, создавая свои характерологические описания. С другой стороны, не испытывая давления авторитетов Запада, им в чем-то удалось достичь большего. Когда в свободной продаже появились книги К.Г.Юнга, стало понятно, какого психологического наследия мы были лишены. Работы его последователей – Изабеллы, Кэтрин и Питера Майерс, Гордона Лоренса, Дэвида Кейрси и Мерилин Бейтс дали материал для осмысления и сравнения со сделанным отечественными типологами: представителями исследовательских школ соционики в Литве, Украине и России. Сравнительный анализ содержания книг американских типологов с последними разработками социоников показывает, что соционики, не ограничиваясь одним лишь опросником MBTI (повсеместно использующимся в Европе и Америке, но на деле не способным показывать стабильные результаты) и характерологическими описаниями 16 типов, сделали качественный скачок вперед в развитии теоретической и прикладной соционики.

В заключение статьи хочу сказать пару слов о статусе соционики, который она имеет на данный момент в среде официально признанных наук. Во-первых, много копий было сломано в проблеме взаимовлияния соционики и психологии – то одна ставилась «выше» другой, то наоборот, то их «сплавляли» воедино, то напрочь разделяли и отрицали какое-либо взаимовлияние. Неопределённость статуса соционики связана также с такой часто отмечаемой её особенностью, как существенный разброс идей «соционических школ» и отдельных исследователей, а также отсутствие единого стандарта качественного типирования, который бы работал на практике. Но есть немало доказательств успешности соционики. Кроме радостных возгласов дилетантов «оно действительно работает!» и факта огромной популярности науки, это использование соционики в некоторых учебниках для ВУЗов и книгах по психологии, где соционика рассматривается наравне с другими типологиями личности. Многие преподаватели психологии, а также психологи-практики и другие деятели наук открыто используют соционику. Многие известные фирмы организуют коллективы своих сотрудников, основываясь на знаниях интертипных отношений (ИО), а на вакантные должности, связанные с сугубо «этическо-экстравертной» или «логическо-интровертной» работой, ищут именно представителей соответствующих ТИМов. Финк и Майрхофер (Австрия) рассматривают соционику в одном ряду с «кибернетической теорией» Маруямы, «большой пятёркой», а также типологией Майерс-Бриггс. В 1997 г. Российская Академия естественных наук выдала создательнице соционики диплом об открытии и наградила Аушру Аугустинавичюте медалью Капицы, а в начале 2000 г. Калифорнийская Академия науки и культуры официально признала соционику как науку и присвоила А. Аугустинавичюте звание почетного доктора философии.


Рецензии