Окно в Париж

Побывать в Париже до сих пор является мечтой для многих россиян. В Париже  я была два раза в 1998 и в 2004 годах, и каждый раз это было огромным удовольствием. Главным достоинством перестройки, на мой взгляд, стала возможность для нас выезжать за рубеж в командировки или туристические поездки, что в советское время  было доступно лишь немногим избранным. Несмотря на то, что материальные возможности у меня всегда были на среднем уровне, я три раза побывала в научных командировках за границей и несколько раз в туристических поездках, что дало мне возможность немного посмотреть мир.

Особый интерес для нас представляет Западная Европа, как сокровищница культуры и образец достойной организации общества на демократической основе, что предусматривает не только всевозможные свободы, но и высокий уровень жизни населения, чего всегда недоставало российским гражданам.
Я понимаю, что у каждого свой Париж, и я не могу рассказать об  этом прекрасном городе что-то принципиально новое, но всё же мне приятно вспоминать своё знакомство с Парижем и хочется передать свои ощущения и эмоции от пребывания в нём.

За два года до начала третьего тысячелетия я съездила в туристическую поездку под названием «Бенилюкс», включающую в себя пять европейских стран – Германию, Голландию, Бельгию, Францию и Люксембург. Из семи дней, проведённых в Западной Европе, два дня мы были в Париже, и это было огромным счастьем. В этой поездке  повезло нам с погодой, которая была умеренно жаркой, и водителем, молодым, но достаточно опытным немцем, который встретил нас в Берлине у самолёта и провёз без всяких происшествий по всей Европе.

Повезло нам также и с экскурсоводом. Елена Воробьёва (москвичка)  оказалась настолько знающим и интересным человеком, что её можно было расспрашивать часами обо всём и в любой стране. Казалось, она никогда не уставала и была неистощима на выдумки. С ней мы пили шампанское, стоя на платформе под Эйфелевой башней,  это было за 521 день до нового тысячелетия (эти цифры светились на башне), она показала нам скульптуру всемирно известного киноактёра  Жана  Марэ «Человек, проходящий сквозь стену» на Монмартре. Кроме обязательных экскурсий по программе (а она была выполнена полностью),  Елена  с водителем предлагали нам за весьма умеренную плату дополнительные экскурсии. Так, мы сходили за отдельную плату на представление в знаменитейший ресторан Мулен - Руж, пили там сухое вино за столиками и любовались чудеснейшим спектаклем, представлявшим историю Мулен - Руж за много лет.

Ещё мы съездили на русское кладбище под Парижем – кладбище Святой Женевьевы в лесу. Там мы видели ухоженные могилы наших великих русских соотечественников, эмигрировавших после октябрьской  революции в Париж, видели, как на мраморных плитах стоят фотографии в рамочках, и их никто не трогает, а на могиле Рудольфа Нуриева – красивый каменный мозаичный ковёр. Только одна могила была неухоженной – Натальи Саввишны Третьяковой, урождённой Мамонтовой, которая умерла в 1945 году. Сейчас Правительство России продлило договор на обслуживание русского кладбища под Парижем, заботясь о сохранении этих святых для нас мест.

Мы настолько устали от обилия поездок, экскурсий  и впечатлений, что я уснула в автобусе, когда мы ехали по Елисейским полям в Париже. А когда нас подвезли к Лувру, я, взглянув с ужасом на огромные здания музея, про себя решила, что живой оттуда я точно не выйду. И в то же время, я увидела в очереди  к стеклянной пирамиде над входом в Лувр беременную женщину с ребёнком, и мне стало стыдно за моё малодушие. Однако, наш опытный гид, заметив наше смятение, сказала, что пугаться не стоит, никто и не требует от нас, чтобы мы за один раз осмотрели весь Лувр. И она объяснила, где находятся самые известные картины и скульптуры, которые надо обязательно увидеть, и как пройти к ним. Благодаря её подсказкам мы нашли и Венеру Милосскую, и Дожконду  Леонардо да Винчи, и многое другое.   

Кстати, в этот день мы имели право по нашим документам   посмотреть 70 музеев в Париже, но физически это было невозможно сделать. Когда мы оказались около Собора Нотр – Дам, я была настолько уставшей и голодной, что не смогла войти внутрь, и пошла искать какую-нибудь закусочную, чтобы поесть.
Были в этот день мы также в музее-усадьбе Огюста Родена (французы говорят - Огюст Родин), и на следующий день съездили в Версаль. Впечатлений было, конечно, масса! Были мы в Доме инвалидов, где похоронен Наполеон. В Париже мы жили в небольшой, но уютной гостинице в районе Монмартра, другие группы размещались за городом, а нам повезло, так как можно было вечером погулять по Парижу, поскольку  мы были недалеко от площади Пигаль.

Парижское метро показалось мне слишком простым после московского, много белого кафеля, довольно грязно на станциях. Вход в метро в Париже  стоил 8 франков, в Москве в это время - 7 рублей, мне это показалось интересным. Однако,  зарплата у французов доходила до 3000-5000 франков, а в России  она была 500 рублей и меньше.  Интересно, что сейчас вход в метро в Париже стоит 7 евро (в пересчёте на рубли почти 240 рублей), а у нас 50 рублей. Эти денежные метаморфозы понять невозможно. Удивил меня также тот факт, что в парижском метро есть станция Сталинград  в память о битве 1943 года, которую французы почитают до сих пор, как великое переломное событие в войне с фашистами, а у нас давно нет уже такого города, так как его переименовали в Волгоград.Я написала позже стих об этом:

ФРАНЦУЗСКИЙ СТАЛИНГРАД

Когда в счастливой мирной жизни
Мы путешествуем от Родины вдали,
Нам интересно всё, мы многое узнаем,
Но что-то нас особо поразит!
В Париже трудно сразу всё  понять, увидеть,
Но удивило вдруг меня одно –
Свой Сталинград имеется в Париже,
Такая станция  там есть в метро.

Шёл  сорок третий год, война в зените,
Под Сталинградом  - сущий ад,
Идут бои, где каждый третий,
Погиб иль ранен был в пылу атак.
Весь мир, дыханье затая, следил за битвой,
Судьба решалась там Европы всей,
Во Франции, в подполье, радио включали,
Рискуя жизнью, чтоб услышать весть.

На наших картах не отыщешь Сталинграда,
Там есть прекрасный город Волгоград,
Но память не убить, и подвиг Сталинграда
Навеки сохранится в сердце парижан.

Привезли нас также к гостинице, где провела последний вечер своей жизни Принцесса Диана, и к тому тоннелю, где она нашла свою смерть, рядом с тоннелем всегда лежат живые цветы. Тогда прошёл всего год после её смерти, и в Париже живо обсуждались подробности этой страшной трагедии. Я думала, что это просто дань времени, и спустя несколько лет мир об этом случае забудет, но прошло десять лет после её смерти, а жизнь и смерть Принцессы Дианы до сих пор привлекают к себе внимание. Поэтому я написала стихи, посвященные Принцессе Диане, и привожу их ниже.

Франция связана у нас также с памятью  о лётчике и писателе Антуане де Сент Экзюпери, который погиб во время войны с фашистами, авторе замечательной и любимой в нашей стране сказки о Маленьком принце. Поэтому я привожу стихи, написанные мною в его честь.
Второй раз я ездила в Париж с докладом на Всемирный конгресс по здоровью населения в 2004 г. Поездка была интересной, но достаточно трудной, так как Конгресс проводился на английском языке, и выступать мне пришлось тоже на английском. Несмотря на то, что я знаю английский довольно хорошо, практики  разговорной речи  у меня  не было, и воспринимать на слух доклады было трудно, помогали наглядные иллюстрации на большом экране и распечатанные заранее тезисы. 

В этот раз я опять жила в районе Монмартра, в гостинице «Ибис» рядом со станцией  метро «Камброн». Мы прилетели на самолёте в аэропорт Шарля де Голля, и были поражены его необъятными размерами, среди многочисленных авиакомпаний скромная российская авиакомпания была почти незаметной, и найти её на обратном пути при отлёте в Москву оказалось непросто. Мы доехали на электричке за 7 евро до города, пересели с тем же билетом в метро и доехали до  станции «Камброн», рядом с которой находилась гостиница, где был забронирован для нас номер для двоих за 80 евро в сутки. Рядом с гостиницей росли три прекрасных дерева, цветущих в начале апреля многочисленными нежными, розовыми, махровыми соцветиями – это была японская сакура в центре Парижа, я написала об этом ещё одно стихотворение «Розовый свет».

Заседания Конгресса проходили недалеко от этой гостиницы в хорошо известном здании ВОЗ (международной организации здравоохранения). На заседания Конгресса  мы ходили пешком, недалеко находилась Эйфелева башня, Дом Инвалидов, музей скульптора  Огюста Родена, которые я хорошо помнила по прежнему посещению Парижа. Недалеко оказался также художественный музей Орсе, который был открыт в 1986 году в здании бывшего железнодорожного вокзала на набережной, где собраны произведения знаменитых художников - импрессионистов за 1948-1914 гг.- Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдуарда Моне, Гюстава Курбе, Эдгара Дега, Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека и др.  Посещение этого музея было большим событием для меня, я привезла оттуда альбом репродукций знаменитых художников, изданный на русском языке.

В Собор Нотр – Дам я попала 7 апреля 2004 г. Мы приехали  с подругой на остров Ситэ на реке Сене, где располагается Нотр-Дам, старинный госпиталь, Полицейская Академия, её музей и другие достопримечательности Парижа. Было начало апреля, от реки дул холодный пронизывающий ветер, но туристов было очень много. В тот день произошло совпадение  праздника Святой Пасхи сразу трёх религий - католической, православной и иудейской, что бывает очень редко. Собор Нотр-Дам был открыт для свободного посещения туристов, внутри шла служба, на скамейках, поставленных в центре Собора, сидели прихожане. Вначале они подходили к священникам в белых одеждах, причащались, потом садились на скамейки и слушали праздничную проповедь. Нас, туристов, при входе в Собор просили не шуметь, чтобы не мешать богослужению, и мы шли молча довольно плотной толпой по краям  Собора, осматривая его внутреннее убранство и прекрасные цветные витражи, ставили свечи в круглых, плоских чашечках. В честь праздника Пасхи была открыта для осмотра сокровищница Собора, куда можно было пройти за небольшую плату, я осмотрела её, она оказалась совсем небольшой, но интересной, я сделала несколько снимков, хотя освещение внутри Собора было крайне недостаточным для фотографирования. Сфотографировались мы также у Полицейской Академии, увидели большую очередь в Музей Полицейской Академии, но стоять не стали и ушли.

Собираясь в Париж, я взяла собой несколько экземпляров моей первой книжки стихов «Таланты и поклонники», которая вышла совсем недавно. Я была очень горда таким событием и хотела, чтобы несколько моих книжечек остались  в Париже. Необъяснимое тщеславие! Но кому их подарить? Одну я подарила секретарю Конгресса, симпатичной француженке, которая как раз в это время взялась изучать  для себя русский язык. Она была очень рада моему неожиданному подарку. Кроме того, мы побывали в гостях у одной парижанки, журналистки, поэтессы, русской по происхождению,  Аиды Хмелёвой, которая уже давно живёт в Париже. Я также подарила ей несколько книжек своих стихов «Таланты и поклонники», а она подарила мне свою книгу стихов. Привёз нас к ней и познакомил хирург-грузин, который тоже участвовал в нашем Конгрессе. Он переехал в Париж с семьей после распада Советского Союза из-за трудностей, возникших в Грузии. Он страдает сильнейшей ностальгией по своей родине, мечтает вернуться обратно, но пока опасается сделать это  из-за политической нестабильности, сохраняющейся  в Грузии.

Аида Хмелёва живёт в парижском  современном микрорайоне, в 16 - этажном доме на 10-м этаже. Надо сказать, что новые жилые микрорайоны с высокими домами, финансовые и промышленные здания  строятся в Париже вне его исторического центра, где преобладают дома в шесть - девять этажей. Мне  такой подход кажется это очень разумным, и я  с огорчением наблюдаю, как страдает в Москве историческая архитектура от точечной застройки высотных зданий  и непродуманных градостроительных решений.
По пути в этот микрорайон мы попали в настоящую автомобильную пробку, каких имеется множество и в Москве. Действия французских полицейских, которые освобождали путь для специализированных автомобилей скорой медицинской помощи, показались мне очень грубыми по отношению к другим водителям и похожими на действия московских гаишников, хотя и были  весьма результативными.

В этот раз я также посетила знаменитый Люксембургский сад, который украшен замечательным старинным дворцом и многочисленными прекрасными статуями, где я сделала много хороших фотографий, и где я едва не потеряла сумку с документами и деньгами,которую мне любезно вернул также отдыхавший там мужчина - негр. Посетила я и  центр Парижа бульвар Монпарнас, где, сидя в столь любимых парижанами  кафе на улице, я написала стихи «Весна в Париже».
На повороте с бульвара Монпарнас к Люксембургскому саду я увидела памятник маршалу Лею, который участвовал в походе Наполеона на Россию. Это был первый тёплый день весны, воскресенье, на улицах и в парках  было много отдыхающих парижан, молодёжи  и гостей французской столицы, продавались цветы и сувениры, настроение было очень хорошим!

ВЕСНА  В  ПАРИЖЕ

Жила, мечтая о Париже,
И вот сбылась мечта моя,
Полет, шасси, и я в Париже,
В Париже ранняя весна.
Иду, глазам своим не веря,
Наполнить душу не могу,
Люблю Москву, но быть в Париже
Отрадно сердцу и уму.

Могла я раньше только с гидом
Париж, как друга, узнавать,
Теперь знакомлюсь изнутри я,
Хочу я многое понять.
На Монпарнас мои дороги
Меня сегодня привели,
Бульвар прекрасный, словно боги
Его создали из любви.

Свернула в сад я Люксембургский,
Чудесный вид открылся мне,
Сияют статуи на солнце,
Цветы алеют на земле.
Брожу, пьянея от Парижа,
Минуты здесь равны годам,
Камброн, Монмартр, Ситэ и Эйфель,
И незабвенный Нотр-Дам

Имен известных очень много
Париж открыл и узнавал,
К талантам был всегда отзывчив,
Во всем, чем мог, им помогал.
Пишу стихи я о Париже,
Неспешно кофе пью в кафе,
Французский музыкой звучит мне,
Бонжур, пардон, адью, месье.

Фото автора: Художники на Монмартре


Рецензии