За клюквой

                За клюквой в Юксары
               Поехали компанией за клюквой на Марийскую сторону.  На УАЗике – буханке десяток мужиков через плотину Чебоксарской ГЭС. Далее через поселки Сосновка, Первомайский, Северный направлением на Юксары. Там живет бывший химпромовский аппаратчик по имени Калистрат. Сейчас на пенсии и давно приглашает к себе своих бывших товарищей по цеху.

   В Заволжье на самой границе Чувашии и Марий-Эл нам на встречу попался Иж с коляской. В песчаной колее лесной дороги разминуться трудно, и пришлось остановиться. Женщина, что сидела в люльке мотоцикла, сказала, что там недалеко ребята из их села хулиганят и пристают к проезжающим. Спасибо. И поехали дальше.

  Остановились перед  примитивным из неошкуренной березки шлагбаумом.  Тут же в стороне «Урал» в милицейской раскраске и какое-то подобие шалаша, где просматривалась нижняя часть лежащего человека в носках и семейных трусах.  Тут же стояли и сидели еще трое. Один в милицейских брюках, другой в форменной синей рубашке с погонами, а третий при ментовской фуражке. Ну, понятно. Напоили, похоже, местного участкового. Поделили на троих его одежду и устроили пост-засаду с целью зашибить на выпивку.
           - Куда едем? За клюквой? А нельзя. Здесь повышенная пожаро - опасность! Пропуск есть?
           - А мы и не в лес… Мы в Юксары к Калистрату. Плотники. Баню рубить.   Потаращились на нас молча и тупо нетрезвыми глазами, но шлагбаум подняли.

     Добрались до Юксар и сразу к Калистрату.  Жена его во дворе. Ребята ее знали: «Привет, привет! Где хозяин?»  Махнула рукой в сторону штабеля  чурок для дров. «Вон он, парази-и-т, глаза бы не смотрели-и-и!» Калистрат бесчуственным трупом лежал на дровах. Вот так проводник! Ну, да ладно. Все равно за клюквой только завтра. Протрезвеет в любом случае. С разрешения хозяйки подняли тело и положили на пол «буханки». Ехать недалеко. В соседнюю деревню к его племяннику. Это по дороге в сторону Визимьяр. Попросту решили подстраховаться. Если не этот, так другой проведет нас завтра к заветным клюквенным местам.

    Приехали. А  племянник сказал, что пойти с нами никак не может – завтра картошку копать. От нашей помощи категорически отказался. На лесных супесях марийцы бережно копают картошку деревянными лопатами. И у них свои спецы по этой части. Все понятно.  А потому приказ – Калистрату не наливать.

          Пока ребята устраивались в доме, а потом колготились за столом, я познакомился поближе с хозяином и его хозяйством. Совсем молодой мужик. Даже правильнее парень. Живет один. Холостой. Непьющий. Все у него в идеальном порядке. Держит корову, овец, птицу. Управляется сам. Охотится и рыбачит по лесным озерам. Собирает грибы, ягоды. Солит и сушит впрок. Клюкву, в частности, хранит в погребе в бочках залитую водой. Зимой возит добытое на рынки в Казань.

   И очень внимательно осмотрел я его хозяйство. Был в полном восхищении. Двор, где стайки для скотины и курятник все под одной крышей и имели отдельный выход на волю за пределы двора. А потому луговинка внутри за воротами была идеально чистой и поросла  ковром плотной, кудрявой муравушки. По ней я ходил попросту в носках не боясь испачкаться.
    Банька как игрушечка. С одной стороны широкий свес крыши, а под ним скамья для отдыха.
     И был там еще настоящий лабаз на высоких столбах для хранения запасов.

  Пока ходил и осматривал хозяйство меня сопровождала хозяйская  собака. Марийская лайка черно-белого окраса. Достойная, добродушная, но за мной внимательно присматривавшая. Как сказал потом хозяин, что приучена собачка работать по серьезному зверю. И тем более мне все это было интересно, так как я тогда уже задумывался о своем доме в деревне. И, что интересно, дома лесных марийцев были очень похожи на заимки сибиряков. В сущности, обширные Марийские леса и есть тот самый южный язык северной тайги. Он образовался после последнего скандинавского оледенения и его следы доходят до широты Чебоксар и Казани.

        Наутро вышли. Племянник все растолковал дяде куда лучше идти. Проводил нас немного и вернулся. Зашли достаточно далеко. Вокруг совершенно одинаковые обширные болота с мшистым кочкарником. Клюквы немного. Так. Прикрыли чуть дно в ведрах. А тут еще ребята сели закусить, налили спиртяшки (мы же химики) и Калистрат на старые дрожжи поплыл и отключился.
   После чего мы, полностью потерявшие ориентировку, полдня выходили из тех болот и выносили на руках  проводника. Вышли. Добрались до Юксар. Положили тело Калистрата на тот же дровяной штабель  и сказали хозяйке:  «Какого брали, такого и возвращаем».
   Хорошо, что знающие люди посоветовали нам взять по несколько пачек стирального порошка. В те времена полнейшего дефицита мы в той лесной марийской глуши наменяли на него клюквы у местных баб.  Я так пару ведер домой привез.   
            


Рецензии
Зато есть что вспомнить! Спасибо, Владимир!

Игорь Тычинин   22.02.2021 13:03     Заявить о нарушении
Это точно! Как говорит мой знакомец - Любая поездка в невиртуальном мире уже приключение!

Владимир Островитянин   22.02.2021 13:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.