Поэма Храм Сердца. Часть 46

Владимир ищет Елизавету в соседнем государстве Покрас.
Христина, дочь Назара, спасает ему жизнь.
Она знакомит его со своим отцом Назаром.
Назар исцеляет Владимира и обучает его искусству врачевания.



-Я Вас искать в Кармил помчался;
Дал скакуна мне ваш отец
И денег, чтобы я скитался,
Как конный рыцарь-удалец,
По дальним странам и округе;
Искал бы, ехал бы к подруге-
Елизавете дорогой;
Её найдя, вернул домой.
Отец наш брак благославляет,
И повенчать желает нас;
Гостей на свадьбу в скорый час
Созвать, повеселить желает;
Но моё сердце говорит,-
Он каждым словом врёт и льстит.

Я не нашёл вас в стольном граде
И повернул в царство Покрас;
Попал на воина в засаде;
Бился на `смерть за честь, за вас.
Мой конь упал. Я отбивался,
Разил врага, попасть старался;
Но с каждым часом я слабел
И кое-как мечом владел.
Враг оттеснял меня к обрыву,
Удары отражал щитом;
Заметил брешь; вонзил мечом
В бок правый мне. Я по крапиву
Падал с обрыва вниз, в реку,
И плыл к далёку берегу.

Выплыл на берег и сознанье
Там потерял; и долго спал,
Пока прелестное созданье,
Когда я громко застонал
Раны прижгло и повязало;
Перенести в помощь позвало
Мужчину, доброго на вид,
Чей взгляд и целит и бодрит.
Они перенесли в избушку
И положили на кровать
Меня; просили не вставать;
Поклали под главу подушку;
Потом - из кубка дали пить
Настои трав, меня лечить.

Мой верный друг! Вы не сердитесь
И не ревнуйте за слова
Ей посвящённые; стремитесь
Благодарить её всегда.
Девушке жизнью я обязан
И с нею крепкой дружбой связан.
Она спасла меня от бед
В неполные семнадцать лет.
Её Христиною назвали.
Дева напоминала мне
Тебя,о, ангел, по весне!
Отца - Назаром величали.
Его проникновенный взор,
Прямая речь, лица узор

И обаянье говорили
О знании людских сердец.
Они призванье подтвердили,-
Передо мною врач-мудрец.
Назар владел искусством древним,-
Мог иглами и словом певчим
Помочь больному позабыть,
Поверить в силы, исцелить
Свой организм от недостойных
Мысли о ближнем. Ведь болезнь
Нас посещает, словно песнь
От всех поступков непристойных
И слов язвительных людей,
Их мыслей, полных злых затей.

За месяц раны затянулись.
Я смог подняться, шаг ступить.
Ноги окрепли и обулись
Во сапоги. Я повернуть
С помощью девушки решился
К реке манящей обратился.
Три шага сделал и упал,
И подымался, и вставал.
Она мне руки простирала
И помогала  встать с земли;
Мы вновь и вновь  к речке пошли;
Христина пасть мне не давала.
Так день за днём учился я,
Она же стала мне сестра.

Её отец дал упражненье,-
Я в трубки стал тихонько дуть,
Превозмогая боль-тесненье
Раны, касающейся грудь.
Так постепенно упражняясь,
И вдох и выдох умощняясь,
Я выздоравливал и пел,
И восхищался, как умел,
Теченьем жизни, пробужденьем:
Ловил мгновения зари;
Благодарил за их дары
Отца; стал замечать вокруг,-
О, как прекрасны! Поле, луг,

Река, текущая в долинах,
И дом, стоящий у реки,
И рыба, скрывшая в глубинах
Свои хвосты и плавники,
И люди те, что помогали
Поверить в силы; поддержали
В минуты горькие меня,
В дружбе достоинство храня!
Так третий месяц канул в лету.
Я стал здоровым молодцом
И уважаемым лицом;
Прислушивался к их совету;
И попросил отца помочь
Опыт его постичь точь-в-точь.

Назар - великий посвящённый
Напоминал видом отца;
Духовный взгляд, внутрь устремлённый,
Пронзал до глубины серд`ца.
Он был суровым, чистым,мудрым;
Имел седины в чёрных кудрях,
Спадающие ниже плеч;
Браду* волнистую и речь,
Наполненную жизни силой.
Когда он видел лести ложь,
Пронзающей сильней, чем нож,
В словах у дочери любимой,-
В нём загорался правый гнев
И он ревел, как грозный лев.

Его движения подвижны;
Походка лёгкая быс`тра;
Улыбка - цвет раскрытой вишни;
А мысль - лёт искры от костра.
Он не спешил сказать мне слово,
Которое из уст готово
На волю вырваться, разить
И чувства друга оскорбить;
Но если говорил - я слушал,
Пленялся речью золотой,
Внимал и смысл её простой;
Казалось, я нектар покушал,
Который сердце исцелил
И силы жизни подарил.

Он научил меня терпенью,
Когда показывал урок
На маникене; вдохновенью
Определять леченья срок;
Двенадцати меридианов,
Путей, проходов и каналов
Поверхностных и в глубине,
Внутрь проникающих во мне,
Назар показывал рукою.
По ним энергия и кровь,
Питая тело вновь и вновь,
Течёт единою волною.
Так каждый день я постигал
Восточной жизни идеал.

Я поучился по биенью
Ударов пульса находить
Мир боли; по осмотру, мненью
Больного точно заключить
Характер бед его коснувших
И его тело встрепенувших.
Я выбирал нужный канал
И остриём внутрь проникал;
Держал иглу нужное время
И вынимал, дав отдохнуть
И ощущения вернуть
Больному. Он благодарил
Врача и снова приходил.

Минул уж год. Мы подружились
И жили как одна семья;
Забыли ссоры; помирились;
Он стал отцом, а сыном - я.
Назвал Христину я сестрою.
-Елизавета! Вам открою,
Что полюбила меня дочь
Назара; пожелавши в ночь
Отдать письмо в руки и скрыться.
Я прочитал и дал ответ:
"Примите ж дружеский совет,
Которым я хочу открыться,-
Я предлагаю дружбу вам,
Любовь храню и не предам!"

Наш дом стоял на край деревни
Ле`чияд, у слиянья рек,
На `холме, что имел вид древний;
Там Правоземки бурный бег
С ленивым шагом Левоземки
Сливался; исчезал в подземке;
Рекою Криворучка тёк,
Сверху невидимый поток.
Он на поверхность появлялся
У Импераса - стольный град;
На два теченья разветвлялся:
Справа- Правнебкою резвился,
Слева - Левнебкою смирился.

На берегу Правземки левом
Рос дикий, старый, хвойный лес.
Он простирался с шумом, рёвом
До Правонебки; боль и стресс
Снимал прохладой и прогулкой;
Вторил охотнику речь гулкой;
Бегущим зверям подражал
Иль, затаившись, замирал.
Я захотел пойти с охотой
Лань быстроногу подстрелись
Из лука; что успел купить
За деньги; маялся икотой,
Мчась на коне, который мне
Назар дарил во декабре.

Примечание: браду - бороду.


Рецензии