Уроки музыки

На маленькую зарплату учительницы музыки Алена едва сводила концы с концами. Денег катастрофически не хватало. В прошлом году она подрабатывала концертмейстером: аккомпанировала детскому хору. В этом году эта подработка накрылась медным тазом. Хор распался.

Нужно как-то выкручиваться, и Алена решила попытать счастья с частными уроками. Однажды, идя с работы, расклеила объявления, не очень надеясь на удачу. Такими предложениями пестрит интернет и газетные издания. Но к удивлению дней через пять ей позвонили, и Алена договорилась с потенциальной ученицей, что та подойдет завтра утром обговорить все условия занятий и оплаты. С утра у нее два окна, и на работу ей только к двенадцати.

Утром вставать не хотелось, но Алена вспомнила о договоренности. Прохладный душ помог ей окончательно проснуться, а чашечка кофе – взбодриться. Она пила его медленно, пытаясь представить свою будущую ученицу. Воображение почему-то нарисовало ей высокую самоуверенную блондинку лет 18, которая возомнила, что безумно талантлива, но заниматься с малышами в музыкальной школе ей неудобно.
 
Звонок запел торжественно и громко гимн вероятной ученице. Алена открыла дверь и опешила. Перед ней стояла женщина лет семидесяти.

— Это я вам звонила по поводу уроков музыки. Да, это был тот же задорный и молодой голос, который вчера звучал в телефонной трубке.
— Проходите, пожалуйста, — пригласила гостью Алена.
— Меня зовут Анна Алексеевна, — представилась женщина и прошла за хозяйкой в комнату.
— Алена, — оправившись от удивления, произнесла хозяйка. Ей снова стало немного не по себе: как она станет учить музыке бабушку? Может под каким-нибудь предлогом отказаться? – мелькнула спасительная мысль, но ничего путного и убедительного не приходило в голову.

Инициативу в руки взяла Анна Алексеевна.
— Вы не подумайте, Алена, что я с ума сошла. Просто детей и внуков я вырастила, теперь свободного времени много, вот я решила осуществить свою давнюю мечту: овладеть английским языком и научиться играть на фортепиано. Ведь учиться никогда не поздно, верно? Английский вот уже полгода осваиваю. От гостьи веяло оптимизмом, сомнения и неуверенность Алены исчезли. Они договорились приступить к занятиям с завтрашнего дня.

Ученица оказалась пунктуальной, и старательной. Алена никак не ожидала, что за несколько месяцев Анна Алексеевна сделает такие успехи. Поначалу она щадила ее, задавала немного.

— Алена, вы меня не жалейте, не смотрите на мой возраст, задавайте больше. Я справлюсь, — в один прекрасный вечер потребовала ученица.
И она действительно справлялась, намного опережая  программу музыкальной школы.
— Поймите меня, Аленочка, у молодых все впереди. А у меня времени немного, я обязательно должна успеть сыграть свои любимые произведения Шопена и Листа. И не просто сыграть, а сыграть замечательно. Единственное, что несколько смущало Анну Алексеевну, что играла она только по нотам: сложно давалось запоминание произведений наизусть.
— С английским проще, — объясняла усердная ученица, — ведь в детстве этот язык учила в школе. Он забылся, но потихоньку воскресал из закоулочков памяти, а музыкой я никогда раньше не занималась.

Однажды после урока Алена предложила Анне Алексеевне попить чайку, по-свойски на кухне. Они пили ароматный янтарный напиток и разговаривали.

— А как дети и внуки отнеслись к вашей идее заняться музыкой? — поинтересовалась Алена.
— Дочка отреагировала, как профессионал. Она у меня врач. Вот и сказала, что игра на фортепиано – это замечательная зарядка для суставов, а изучение иностранного языка – тренинг для памяти. Сын тоже считает, что человек в любом возрасте не должен останавливаться на достигнутом. Полное одобрение. А внучка заявила, что со мной будет говорить теперь только по-английски, проверять мои знания, – засмеялась Анна Алексеевна.

Они долго сидели на кухне и разговаривали. Собеседником Анна Алексеевна оказалась замечательным. Начитанная, иногда немного ироничная, но добрая и мудрая. Алена  несколько раз ловила себя на мысли, что, общаясь со своей ученицей не чувствует огромной разницы в возрасте. Веяло от Анны Алексеевны неиссякаемым оптимизмом, иногда восторженностью и задором.

                ***

Однажды Анна Алексеевна не пришла на урок. И даже не позвонила. Это было на нее так не похоже. Алена решила позвонить сама. Набрала номер, но в трубке звучали однотонные и тревожные гудки. Через час она опять попыталась дозвониться. На этот раз ей ответили. В трубке звучал приятный мужской баритон: «Я вас слушаю». Алена попросила к телефону Анну Алексеевну.
— Вы, наверное, Алена? — поинтересовался мужской голос.
— Да, — несколько растерявшись, подтвердила Алена.
— Вы извините меня, что не перезвонил по маминой просьбе. Она заболела.

Через два дня Алена отправилась навестить свою ученицу. Дверь открыл статный мужчина лет сорока, его голос она сразу узнала: музыкальная память. Он проводил ее в комнату матери. Анна Алексеевна была ей несказанно рада.

— Аленушка, сыграй что-нибудь. Это будет лучшим лекарством для  меня, а то этими таблетками меня уже замучили.

Алена села за старинное немецкое пианино Bechstein, клавиши отозвалось нежными проникновенными звуками. Она играла вдохновенно, будто на сцене в переполненном зрителями зале. Одна вещь сменяла другую, наконец, прозвучал последний аккорд, в комнате повисла тишина. Алена оглянулась.

Анна Алексеевна лежала, не шевелясь. Алена окликнула ее, но ответа не последовало. На ее крик прибежал сын.

— Именно так мама и мечтала умереть. Тихо, спокойно, под звуки замечательной музыки.
— Нет, она мечтала еще сыграть любимые вещи Шопена, — прошептала Алена.
— Судьба почему-то выбрала именно это ее желание, — с дрожью в голосе ответил мужчина.

                ***

Алена шла медленно и даже не заметила, как прошла автобусную остановку. Она шла и думала о случившемся. И вдруг ей в голову пришла безумная мысль, объяснившая смерть Анны Алексеевны. Очень молодая и жизнерадостная душа чувствовала себя неуютно в постаревшем человеческом теле и жаждала поменять физическую оболочку. А звуки божественной музыки, которые взмывают ввысь и растворяются в вечности, еще раз настойчиво напомнили душе о ее желании.

Алена точно знала, что однажды она встретит эту душу, но совсем в другом человеческом облике, и обязательно почувствует ее каждой клеточкой своего тела. С тех пор скромная учительница музыки жила в ожидании этой встречи.


Рецензии