Янь Чжэнцзай, мать Конфуция

Мать китайского философа Конфуция – Чжэнцзай (ум. 528 до н. э.) происходила из рода Янь по матери, а по отцу – из обедневшего аристократического рода Кун. В древнем Китае только мальчики имели право на фамилию отца, девочки носили фамилию матери. Считается, что к роду Кун принадлежал отец Конфуция. На наш взгляд, для такого утверждения нет никаких оснований. Сам философ ни разу не упомянул о своём отце. В книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), в которой ученики Конфуция записали его высказывания и речи, не упоминается даже имени отца. Там отца Конфуция называют «человек из Цзоу». В то же время сам Конфуций считал себя потомком Сунской знати, а в царстве Сун был только один клан, носивший фамилию Кун. К этой фамилии принадлежал не отец знаменитого философа, а его дед по материнской линии, отец Чжэнцзай.

Рождение Конфуция произошло при необычных обстоятельствах. Поздние летописи сообщают следующее: его отец Шулян Хэ в молодости был воином, отличался необыкновенным ростом и силой; оставив воинскую службу, он занял должность управляющего небольшим владением Цзоу. Дважды женатый, Шулян Хэ имел от первой жены девять дочерей, от второй — сына-калеку. Ему было уже за семьдесят, но мысль о наследнике не давала покоя старому воину. Ведь после его смерти некому будет выполнять траурные ритуалы, являющиеся важной заключительной частью жизни человека при переходе в иной мир. По древней традиции сын-калека не имел права заниматься таким священным действом. У Шулян Хэ было два выхода: или усыновить мальчика, или ещё раз попытаться произвести на свет наследника.

Провинция, в которой жил Шулян Хэ, была небольшой, и всё население её было на виду. Возможно, кто-то из знакомых посоветовал ему обратить внимание на семейство обедневшего аристократа, находящееся в бедственном материальном положении. Скорее всего, Шулян Хэ преподнёс дорогие подарки и попросил будущего тестя отдать ему в жёны одну из трёх дочерей, объяснив свой поступок желанием иметь наследника. Смущённый отец передал предложение Шулян Хэ трём дочерям-бесприданницам. Две старшие промолчали. Младшая – Чжэнцзай – ещё не достигла брачного возраста, но, понимая отчаянное положение отца, согласилась. При этом, как известно из летописей, она скромно заметила: «Отец не должен просить своих дочерей, – его воля приказывать им». Таким образом, Шулян Хэ нарушил строжайший запрет, существовавший в древнем Китае: после 63 лет мужчина не имел право жениться. Большая разница в возрасте супругов превратила этот брак в глазах современников в «е хэ» – нарушающий морально-этические нормы, «дикий» брак.

Видения, которые посещали Чжэнцзай после свадьбы, предвещали рождение великого человека. Появление на свет будущего философа сопровождал и ряд мистических событий. Когда Чжэнцзай была беременна, к ней подошёл единорог (по китайским поверьям, существо, которое приносит удачу). Он положил голову ей на колени и выплюнул камешек. По легенде, на камешке было написано предсказание: «Сын горного хрусталя (или сущности воды), когда царская династия падёт, ты будешь править как царь без трона». В знак благодарности Чжэнцзай повязала животному на рог красивую ленточку.

Китайские хронологические таблицы указывают рождение Конфуция в 551 году до н. э. В день осеннего равноденствия Чжэнцзай родила мальчика – здорового, но не очень пригожего на вид. Как писал во II в. до н.э. историк Сыма Цянь: «...на макушке у него была выпуклость и поэтому его прозвали Цю («холм»)».

Сведения о детском периоде жизни Конфуция очень скудны. Есть версия, что при рождении ему было дано имя Киеу – («холм»), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Через два года после рождения маленький Кун Цю потерял отца. Молодая мать с ребёнком покинула жилище покойного мужа, где ей не было места, и возвратилась в родительский дом. Версия, утверждающая, что своя семья не приняла Чжэнцзай, так как она нарушила закон, выйдя замуж раньше старших сестёр, нелогична. Во-первых, Чжэнцзай очень уважала семейство Шулян Хэ. Из любви к отцу она пошла на брак с пожилым человеком, в то время как её старшие сестры отказались от такого предложения. Во-вторых, историки и биографы называют мать Конфуция наложницей, следовательно, о браке речи вообще не идёт. Возможно, ей не пришлось даже покидать отчий дом, чтобы произвести наследника для Шулян Хэ. Логично, что семья Чжэнцзай, чувствуя свою вину, не только приняла её, но и помогала в воспитании маленького Цю.

Воспоминания Конфуция о бедности, которую он испытал в детстве, никак не противоречит этой версии. Именно из-за бедности семьи старшие сестры Чжэнцзай не могли выйти замуж, а ей самой пришлось пойти на незаконное сожительство с пожилым мужчиной. Без помощи семьи, без крова над головой она физически не смогла бы выжить с маленьким ребёнком. Наложница не имела никакого социального статуса в древнем Китае, не была вдовой «дай фу» и не могла претендовать на пенсию умершего мужа.

Вскоре после возвращения Чжэнцзай в отчий дом дедушка Конфуция умирает. Его дети: сын и дочери, воспитанные на древней китайской культуре, выполнили все церемониальные ритуалы после смерти отца.

Из летописей известно, что Кун Цю в детстве сильно отличался от других детей. Он любил играть, подражая древним церемониям. «Будучи ребёнком и играя, Кун Цзы часто расставлял [на столике] подносы и чаши для жертвоприношений, воссоздавая ритуальные обряды», – писал Сыма Цянь. Из этого текста можно сделать следующий вывод: траур по дедушке Конфуция, который его родственники соблюдали в течение длительного времени, священные ритуалы, которые проходили перед глазами маленького ребёнка, оставили глубокий след в душе Цю. В будущем это приведёт Конфуция к созданию концепции почитания родителей, станет основой великого учения конфуцианства.

Всё, что мы знаем точно о детстве философа, – это то, что оно проходило под руководством его матери. Чжэнцзай мечтала о великом будущем сына: она рассказывала ему много семейных преданий, историй об основателях их рода, известных личностях. Мать стала первым учителем Конфуция, научила его читать, анализировать прочитанное, а также играть на лютне. Чжэнцзай познакомила сына со старинными книгами, хранившимися в библиотеке её отца. Она разбудила в сыне любовь к знаниям и древним традициям.

Вся жизнь Матери была посвящена его воспитанию. Её нравственная чистота сыграла большую роль в формировании личности будущего философа. Когда Кун Цю исполнилось семь лет, Чжэнцзай, ещё совсем молодая женщина, не решилась пригласить для сына домашнего учителя-мужчину во избежание сплетен. Поэтому она отдала его в общественную школу. Лишая себя во всём, мать Конфуция направляла все силы на образование сына. Она целенаправленно готовила его для широкой общественной деятельности.

Когда Цю исполнилось 15 лет, Чжэнцзай вывезла сына из глухой провинции в город Цойфу, столицу царства Лу, и добилась его поступления в городское училище. В этом училище вместе с мальчиками из аристократических семей Конфуций продолжил классическое образование. Мать успешно прививала сыну интерес к высокой ритуальной и музыкальной культуре, оставленной предыдущими поколениями.

Влияние мамы Янь на личность Конфуция было всесторонним. Оно проявилось в стремлении выдерживать унижения, переносить тяжелую нагрузку, быть сильным и уверенным в себе, быть благовоспитанным, корректным и культурным.

По окончании учёбы Конфуций, услышав желание матери, поступил на государственную службу. Правда, место он получил незавидное: стал торговым приставом, обязанность которого состояла в надзоре за свежестью припасов на рынках и в лавках.

Через год Чжэнцзай женила сына на хорошей девушке Ки Коан-ши из благородной семьи Ци. Благодаря своим талантам и трудолюбию Конфуций сильно выделялся из среды остальных чиновников, и всё сулило ему блестящую карьеру. Однако внезапная смерть матери принудила его оставить службу и удалиться от общественной деятельности на целых три года. Чжэнцзай умерла в 528 году до н. э. И это стало настоящим потрясением для Конфуция. Никогда и никого он больше так не любил как мать. В её лице он потерял не только самого родного человека, но и мудрого учителя и наставника.

Как говорилось выше, древний китайский обычай требовал, чтобы сыновья по смерти отца или матери выдерживали трёхгодичный траур, причём при этом гражданские чиновники и военные должны были выходить в отставку и могли снова вступить в свою должность не ранее истечения срока траура. Это называется у китайцев восстановлением. В продолжение траура нельзя пить вина, выходить из дома, иметь близость с женой и бывать на пиршествах. Конфуций слишком любил свою мать, чтобы пренебречь хоть малейшей деталью траура, и строго выполнил всё, что требовалось обычаями: не выходил из дома, ничего не ел кроме риса и спал на циновке. Все поражались, как стойко переносил Конфуций тяготы данного обряда. Когда его ровесники предлагали прекратить это, по их словам, «глупое самоистязание», Конфуций ответил: «Благородный муж распространяет уважение на всех людей, но более всего уважает себя». А уважать себя – значило, уважать родителей. Так гласили древние законы.

Невероятно, но даже после своей смерти Чжэнцзай сослужила сыну ещё одну последнюю службу. Если бы Конфуций не был воспитан на культе предков, если бы он не боготворил свою мать, то тогда, как советовали ему друзья, он не занимался бы «самоистязанием» и к трауру отнёсся бы формально. Искренне оплакивая смерть горячо любимой матери, Конфуций на три года удалился от мирской жизни. Благодаря этому он получил возможность ещё раз перечитать все древние книги дедушки, хранившиеся в доме, заняться самообразованием. Траур по матери стал заключительным этапом рождения гениального философа.

По истечении срока траура Конфуций сложил на гробнице матери (как требовалось по обычаю) свои печальные одежды и вновь вернулся к общественной жизни. Он не пожелал занять прежнюю должность, но решился продолжать учёные занятия. И только по прошествии пяти лет усиленной интеллектуальной деятельности полностью постиг основы того учения, проповедованию и распространению которого посвятил свою жизнь.

Высокий рост (1,91 м) и большой вес могли бы помочь сделать воинскую карьеру. Но Конфуций тянулся к книгам и знаниям. Мать сумела привить сыну скромность, терпение, выдержку и вкус. При его мощной фигуре и свирепом виде всех, кто общался с Конфуцием, удивляли его хорошие манеры и мягкий голос. Аккуратность философа и его любовь к порядку вошли в легенды.

Своей самозабвенной любовью, нравственной чистотой, мужественным примером и целенаправленным воспитанием Чжэнцзай сотворила великую судьбу для сына. Она восстановила славу рода своего отца Кун и на тысячелетия укрепила традиционные ценности китайского народа. Благодаря Чжэнцзай и Конфуцию в средневековом Китае возникло два культа: культ грамотности и культ семьи. Дать сыну образование любой ценой и «вывести его в люди» стало объединяющей идеей китайской семьи. А семья, по Конфуцию, это государство. Современные ведущие политики и ученые неоднократно признавали, что конфуцианские ценности являются истоком экономического чуда в странах Юго-Восточной Азии.

Так на примере Чжэнцзай, матери великого Конфуция, можно увидеть, как одна Гениальная Мать и её гениальный сын могут тысячелетиями влиять на культуру и духовность народа, на развитие образования и науки, на историю всего человечества.

В городе Цойфу, в знаменитой на весь мир усадьбе Кунов — родовом гнезде великого философа, среди ансамбля храмовых зданий, недалеко от храма Конфуция, воздвигнут храм в честь его матери Чжэнцзай.


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.