Куртка

  Мне нравится  это короткое, бодрое слово -  «куртка». 
 В старом словаре  читаю объяснение: «Верхняя одежда, в которой у кафтана отрезаны полы, чтобы не затрудняли ходьбу и  оставлено самое нужное,  дабы согревало туловище в ненастье». Вот как на Руси появилась эта удобная одежда.
 
Была  у моего мужа художника такая, очень уважаемая им, куртка. Он вообще не  любил  пиджаки и галстуки, (в повседневной жизни, конечно).
Происхождение её  в нашем доме было тоже интересное.
 
Получив заказ написать портрет героя метростроевца, он, конечно, испросил разрешение побывать в шахте. Подвиг этого человека   был с риском для жизни, потому и  решено было высшим начальством   таким образом увековечить его имя. 
Посещение шахты разрешили. Вернулся  домой,  вдохновлённый увиденным  и стал готовиться  к приходу шахтёра. И  вот свидание состоялось. Пришёл неожиданно очень скромный человек  в  выходном костюме с галстуком. Оба, художник и модель, были явно смущены. Юра принялся за работу, приглядываясь к молодому человеку и обдумывая будущий портрет. Нет, конечно, так не годится. Стал просить принести рабочую одежду. Герой даже обиделся. Юра вечером рассказывает: «Отличный парень,-  есть в нём что-то очень замечательное. Понимаю, что герой. Знаешь, я для него лично, раз он так хотел,  напишу его в парадном  костюме, - в подарок».
Так и сделал. Подарил на последнем сеансе. Парень обрадовался, расчувствовался и говорит: « Я  Вам, Юрий Дмитриевич,  раз уж Вам нравится наша роба, -  её подарю. Будете  в огороде картошку копать, она тепло держит и не промокает. Не раз меня вспомните.

  Оценил Юра робу. В первый же день, когда, заворожённый  красотой    необычного заката, под нескончаемым моросящим дождём отправился  писать весенние распаханные, «дышащие» поля.
Да и «комарилья» уже не пугала. Много  удалось написать художнику пейзажей  с постоянно меняющимися,  как цветомузыка,  зеркалами озёр.
 -Ну и куртка! Ну и подарок! Ничего не страшно.
Мастерская, не отапливаемая, тоже, будто теплее стала. Оставляя за дверью суетный мир, он с нежностью надевал подарок, говоря,  что это -  помогает  ему  сосредоточится. 
Стирать свою куртку  не позволил. Да и не нужно  было. У неё было свойство, - живой, натуральный материал, как шерсть у животного, самоочищался. Я, немало удивлялась, обращая  на это  внимание.
 Вот такая замечательная была куртка. Хранила тепло увлечённого сердца.

А потом? Потом, входя весной в опустевшую мастерскую,  я цепенела, видя её висящей на стуле  в ожидании хозяина. Цепенела, почти как от встречи с  человеком  из той, прежней жизни.  Выкинуть её не могла – не смела.
 Сначала было бесконечное отчаяние, а потом,   с годами, появилась благодарность за подтверждение, что эта удивительная жизнь, вообще, была.
Время шло - природа  в положенный срок  каждый  год расцветала, не обращая внимания ни на радости, ни на отчаяние,  происходящее в человеческой жизни.

  Часть вторая

   Неспешная жизнь  нашей деревни неожиданно  продолжила, казалось уже навеки застывшую, историю  любимой куртки.
 
Появился  в  деревне новый парень. Молодёжи мало, поэтому сразу обратили внимание. Привела местная отчаянная  девица.  Пришли и ко мне.
-Знакомься, тётя Наташа, мой муж, может чего надо сделать, так ты попроси.
Смотрю, парень ладный,  только голова брита наголо   и  зубы передние отсутствуют. «Ох!» Соседка вечером рассказала: «Вот кого привела, он из тюрьмы только  вышел. За драку сидел 5 лет».
Говорит молодуха:
-Всё тебе может покосить, только дай денег вперёд. Я  в магазин схожу,  он без «курева» не может.
Сговорились о цене. Повела я  парня в сад он, взяв мою косу, только крякнул.
-Ух, ты, коса у Вас  отличная.
- Сама уже тридцать лет кошу. Плохой бы не справилась. Вот теперь тяжело стало, так что рада, если поможешь..
 Принялся парень за дело. Да так ловко, мастерски, с любовью. Лицо задумчивое, будто слился с природой. Видно, что изголодался по любимой работе человек. Я не мешаю, из окна, выходящего в сад, поглядываю. А он просто священнодействует. Все  маленькие  кустики малины тщательно обкашивает. Я даже вышла, говорю:
-Да ты вот здесь, в углах, можешь не заморачиваться - так сойдёт.
А он так, уверенно, по-мужски:
-Нельзя, тётя Наташа, потом не справишься.   
Я замолкла со своими советами. Вообще, больше всего люблю людей, которые красиво, ответственно работают. Мне даже кажется, что они и есть - «Соль земли».
Много я насмотрелась на современных  молодых деревенских ленивцев. Их будто лень за " задницу" кусает, когда работают. Сколько раз переделывала работу, за которую всегда платила исправно. Ничего не говорила. Обидно было за людей, и за них же стыдно. Старики местные, тоже глядя на них, сокрушались: «Не понятно, откуда такая напасть в деревне». Говорили: «безотцовщина»,  а один мудрый дед интересно  сказал: «Это от телевизора, видят другую жизнь, а как туда попасть? Надо всё забыть чему учили.  Сколько людей в такой погоне шеи себе переломают. А может, и все погибнем.

Остановился парень передохнуть, отмерив глазами, что ровно половина работы сделана. Присел, разговорились. Я улыбнувшись:
- Видно, что соскучился по работе.
- Есть немного. Да и сад мне Ваш понравился.
Похвалила я парня, а он говорит:
-Косил,  вспоминал детство, отца. Строгий он был. Вечером,  собираюсь на «гулянку», -  он не запрещает. Только скажет:
- Утром покос! 
Придёшь под  утро, будто пьяный от посиделок с девчонками,  а он  чуть свет забрезжит,-  уже толкает: «Собирайся, пора!»
- А косили мы с ним поле вот как до леса. Идёшь, а попробуй, что ни так, - такую затрещину влепит. На всю жизнь научил.
Засмеялся парень, будто окунувшись в  своё, уважаемое родное.
 
Ещё удалось мне пару раз побеседовать с оказавшимся  симпатичным мне человеком.
-Я,-  говорит,- всю крестьянскую работу люблю, но больше всего хочу быть рыбаком. Все эти годы мечтал, озеро снилось. И навигации меня отец научил Я себе даже первым делом,  когда на волю вышел, сети купил.  Потом заработаю, - остальное   куплю. Не с кем, правда, рыбачить Ничего, - сам буду ходить.  Погода никак не наладится. Будет подходящая, принесу тебе тётя Наташа рыбы.
 
Вижу, поднимается человек. Радостно за него стало. Вот кому, без сожаления, отдам Юрину робу. Пусть она  поможет ещё одной  увлечённой душе делать любимое дело: согреет, предохранит от жестокого ветра и  окатывающего брызга разъярённых волн.
Говорю:
-  Хочешь, Олег, я тебе куртку хорошую дам в озеро ходить. Не промокает и тепло хранит. Носи на здоровье.
Взял, - посветлев взглядом.

 Пока погоды нет, Ольга его всё внаём определят, всегда с теми же словами:
-Деньги вперёд, а то он без «курева» не может. А сама, когда видит, что люди смотрят, всё оглаживает парня.

Дождался погоды - вернулся с богатым уловом. Вся деревня запировала. У нас  кроме местных стариков много сезонных рабочих живёт. Строят дома для новых русских по соседним деревням. То-то обрадовались, а то озеро - а  ни рыбы и рыбаков.  Пир горой пошёл. А на следующий день опять погода, опять улов, и на третий тоже. Парень радуется, предлагает рыбу. Деревенские понимают, берут в прок. Солят, коптят, вялят. Только, сколько их деревенских? А "сезонники"?
-Я у тебя вчера брал. 
- Ты пойми, потом может, вообще не будет. Положи в холодильник, посоли. Домой повезёшь. Бери!
-Вот пристал! Сказал, - не надо мне. Я каждый день рыбу не привык кушать.
В самом деле, зачем этому человеку    столько рыбы? И ещё посмеивается:
 -Машину надо было купить, чтобы в город улов отправлять, а потом рыбачить.

  Смеются. А мне горько. Смотреть на них  не могу. Видно не рассчитал что-то Олег в своих мечтах, улетел куда-то от реалии современной деревни.
 
   Несколько дней пировала деревня, потом смотрю - нет Олега.
Соседка говорит:
-Ты что, не слышала,- он опять туда же отправился. Повела его Ольга в клуб, да давай там «хвостом вертеть», он приревновал и в драку. Милиция приехала, сразу увезла. Говорят, теперь ещё больше получит, раз повтор. Я ей говорю,  Ольге- то:
-Что ж ты Ольга мужика  не  уберегла? Хозяин какой был! Вмиг всю деревню причесал. Нужно тебе было хвостом вертеть?
- А я и не обещала, что только на него смотреть буду. А чего его беречь, кому он нужен? Рыбак!!! 

Опять опустела деревня. Проходила мимо злополучного дома, вижу вещи его выкинуты, а на брошенной куртке Тузик лежит. Увидал меня и, не вставая, и не поднимая головы с передних лап,  грустно вильнул хвостом.
И мне грустно. «Всё ты правильно понимаешь собака».

 


Рецензии
Грустный рассказ, Но светлого в нём всё же больше.Хорошая была куртка,хорошие люди её носили и всем она помогала. Но бездушные Люди пустышки никогда не будут счастливы. Так уж устроен мир. И это справедливо, Олег, мне кажется, выдержит и это испытание, потому ,что он человек светлый. А куртка Волшебная Это даже Тузик почувствовал.Хороший Рассказ, душевный.Рад был его прочитать и главное Вас Наталья Викторовна услышать. Обнимаю Геннадий

Геннадий Шальопа   08.12.2020 15:51     Заявить о нарушении
Геннадий, спасибо за добрые слова и чуткое прочтение. Много тяжёлого в окружающей нас жизни и хочется верить в победу добра.
С наступающим Новым годом! Всех Благ!

Наталья Мосевич   29.12.2020 06:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.