Еще раз о возрождении России

«Возможно, нашему Мишке нужно посидеть спокойно,
не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками
и медком. Может, его в покое оставят? Не оставят.
Потому что всегда будут стремиться, чтобы посадить его
на цепь. А как только удастся — вырвать и зубы и когти…»
(Владимир Путин).

Россия – не просто северная страна (есть и посеверней), Россия – сильно холодная северная страна, а Москва – самая холодная столица в мире. Холод, как неизбежный спутник жизненного цикла, во все времена оттягивал на себя значительные ресурсы, накладывая серьёзные ограничения на уровень комфорта, как граждан, так и жизни страны в целом.

Климатические колебания последних лет в сторону относительного потепления пока не дают оснований на серьёзное высвобождение ресурсов для перенаправления их в сторону повышения комфортности жизни. Парадоксально, но это означает, что у России есть все шансы не только выжить, но и вскоре занять место среди ведущих мировых держав, независимо от того, кто будет в этом списке (ведущих). Суть в том, что люди – это прежде всего популяция живых организмов, а значит, ничто из природных законов существования и развития популяций им не чуждо. Во всяком случае, естествоиспытатели, имея серьёзные ограничения на эксперименты над людьми, часто проводят аналогии в поведении людей и животных, и во многом оказываются правы.

Например, в 60-70-х годах прошлого века американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд интересных экспериментов над мышами. В итоговом эксперименте под названием автор недвусмысленно намекает, что комфорт, характеризующийся отсутствием естественных врагов, наличием неограниченного питания и воды, и оптимальным климатом, приводит, через перенаселённость, к полному вымиранию популяции, то есть, является её смертельным врагом.
Думаю, не надо долго доказывать, что причинно-следственная связь «комфорт-перенаселённость-вымирание» на горизонте одна-другая тысяча лет нам вряд ли грозит. Климат климатом, но и недремлющих «естественных» врагов пруд пруди…

Часто говорят, что России надо стать привлекательной и люди к ней потянутся. Под «привлекательностью» обычно имеется ввиду тот самый пресловутый комфорт, определяемый некими экономическими стандартами - как уровня жизни, так и общих экономических показателей государства. Кто только не рассуждает на эту тему: от бывших писателей и диссидентов, до действующих артистов и профессиональных патриотов, от публицистов и журналистов, до настоящих дипломированных и заслуженных экономистов, а также председателей различных промышленных и прочих не пойми каких союзов. Вот только среди этой армии радетелей комфорта разглядеть реальных создателей производств с нуля и в чистом поле, будь то «красный директор» или бизнесмен, взявший кредит на свой страх и риск, днём с огнём. Между тем, и тех и других в России пруд пруди, только вот разговаривать им сильно некогда, ибо работать надо, а не рекламировать свои подвиги. Да и говорить обычно они не мастаки, чего уж греха таить.

Поскольку крайним подвигам «с нуля» моим и моей команды уже без малого 15 лет, времени у меня чуть-чуть побольше, поэтому за всех российских производственников буду говорить без устали и исключительно в позитиве, даже если это совсем не модно.

Кратко: за два крайних года - 2013 (http://alex-o-mire.blogspot.ru/2014/08/2013.html)  и 2014 (http://alex-o-mire.blogspot.ru/2014/08/2014.html) в России введено в строй 500 новых заводов и цехов в различных отраслях хозяйства, инвестиции в которые оцениваются минимум в 2 триллиона рублей, причём на 70% - инвестиции внутренние. Признаться, по известным причинам с некоторым трепетом приступал к подбору статистики по началу текущего года, особенно после знаменитого заявления заморского лауреата о «разорванной в клочья» экономике России, изолированной от мировых технологических и финансовых артерий. Результат получился интересным: в январе-феврале 2015 года(http://alex-o-mire.blogspot.ru/2015/03/2015.html) открыто новых производств в 2 раза больше, чем в 2014-том! И это, кстати, на фоне практически запретительной ставки кредитования бизнеса в размере от 20 до 30 процентов годовых.

Понимаю, что произвести финальный пуск предприятия, заложенного несколько лет тому назад, можно и при дорогом кредите, но вот заложить фундамент нового завода – проблема серьёзная. Тем не менее, паниковать рано и, как говорится, ещё не вечер. Что-то (или кто-то) мне подсказывает: 2015 год станет переломным в решении ключевых задач по окончательной суверенизации российской финансовой системы. Как только Россия (по планам - в текущем году) обзаведётся аналогом SWIFT и полноценной национальной платёжной системой, всё и решится.

Однако вернёмся к ситуации здесь и сейчас. Резонный вопрос о том, что же происходит на практике, а не в теории, без специального исследования рискует остаться без ответа. По понятным причинам лозунги и патриотические штампы здесь совсем неуместны, также, впрочем, как и аналитика любых отечественных специалистов, волей неволей подпадающих под влияние политических предпочтений и заказчиков. В общем, если без обиняков, необходима серьёзная аналитика известной зарубежной и непременно западной компании или её российского представительства, хорошо знающего российские реалии. Без субъективизма здесь также не обойтись, но всё же.

        Парадоксально, но это тот самый случай, когда приходится больше доверять именно нашим западным визави, многие из которых, что характерно, стараются работать максимально объективно и не скрывать результаты своих исследований. Как оказалось, отрывочной информации достаточно много, как в сети, так и в печатных изданиях. Например, на сайте  издательского концерна «Axel Springer», издающего тот самый Forbs, читаем: «Индекс деловой активности /PMI/ обрабатывающих отраслей РФ в феврале 2015 года вырос до 49,7 пункта против 47,6 пункта в январе. Об этом сообщается в исследовании банка HSBC… Объем новых заказов в обрабатывающем секторе РФ вырос в феврале впервые за три месяца. Кроме того, данные исследования HSBC показали, что внутренний рынок оказался основным катализатором роста…»

        Подобные заметки, как ни старайся, полной картины не дадут ни при каких обстоятельствах. И вот, наконец, в декабре 2014 года выходит полный отчёт-исследование крупной финской компании «Awara Group» под названием  «Путин 2000-2014 гг. Промежуточные итоги: диверсификация, модернизация и роль государства в российской экономике»(
        Основные итоги исследования, тщательно и скрупулёзно подтверждённые 63-х страничным документом, изложены на первых двух страницах в разделе «Краткое изложение некоторых фактов развития российской экономики в 2000 — 2013 годах».:

1. Доля дохода от экспорта природных ресурсов (нефть, газ, уголь, минералы и древесина) в ВВП более чем в два раза уменьшилась (с 44,5% до 18,7%) в промежутке между 2000 и 2012 годами. Реальная доля доходов от нефти и газа составляет 16%.

2. Промышленное производство в России выросло более чем на 50%, и это при том, что в то же самое время оно было полностью модернизировано.

3. Производство продуктов питания выросло на 100%.

4. Производство автомобилей возросло более чем в два раза, одновременно был полностью обновлен весь модельный ряд.

5. Российский экспорт вырос в 5 раз.

6. Прирост экспорта без учета нефти и газа составил 250%.

7. По сравнению с промышленно развитыми странами показатель роста российского экспорта увеличился более чем в два раза за данный промежуток времени.

8. Доля прибыли от нефти и газа в государственном доходе составляет отнюдь не 50%, как многие утверждают, а всего лишь навсего 27,4%. Наибольшая доля приходится на налоги на оплату труда.

9. Общая величина налогообложения в России, являющаяся одной из самых низких среди развитых стран, составляет 29,5%, а если вычесть налоги на нефтегазовый доход, то и вовсе половину от их показателей.

10. Доля «бюджетников» в общем количестве работоспособных граждан не так уж и высока по сравнению с другими странами.

11. Уровень российского ВВП вырос в 10 раз.

12. Показатель производительности труда в России находится на уровне в 80% от показателей большинства западных передовых стандартов, а не 40%, как это часто утверждается.

       Сдаётся мне, что многим не сильно понравится написанное. Но тут уж, как говорится, каждому по заслугам – кому комфорт, а кому благополучие своё, своих близких и своей страны. В конце концов, комфорт и благополучие совсем не синонимы.

      И не надо только мне говорить о коррупции, особенно после сахалинской истории. Я сам обманываться рад. Жить и работать в России, на благо России и во имя будущего России совсем не то же самое, что кричать о казнокрадах и вороватых бизнесменах, коих, как и везде, не больше и не меньше, чем положено.


Рецензии
Не могу понять, какими источниками пользуется автор, неужели РОССТАТОМ? А доклад Б.Немцова "10 лет. Итоги." Вы читали? Почему-то я склонен доверять ЕГО цифрам и показателям. И ещё потому, что сам связан с материальным производством и доподлинно знаю его состояние: днём с огнём грамотного токаря, слесаря, сварщика просто не найдёшь! Нет ни профтехобразования, ни вообще грамотных руководителей. Единственный отрасли, ещё как-то работающие , включены в замкнутый цикл добывающих компаний.Ну, ещё строительство. Кое-что из пищепрома и лёгкой промышленности. Металлургия способна только сырьевыми болванками, заготовками торговать, всё валит в Китай, получая взамен всякую хрень, типа гнущихся иголок. То же самое касается и электрометаллургии, ферросплавов. Оборонка ещё дышит, но современных технологий нет-проедает прежние запасы. Вновь построенные предприятия построены на принципе разделения, и долго ещё будут приносить прибыль чужому дяде. До тех пор, пока не устареют.
Так о каких таких достижениях речь, уважаемый? Может, не стоит тут лапшу развешивать людям неосведомлённым?

Александр Шеметов   10.03.2015 14:19     Заявить о нарушении
Доклад Немцова? А кто это, простите? Вы бы ещё Навального вспомнили)))
Что касается источников, то в тексте все ссылки есть, просто потрудитесь их открыть и будет Вам счастье.

Александр Дубровский 2   10.03.2015 15:40   Заявить о нарушении
Да счастья у меня и так - полные штаны! Не знаю, как у Вас. Сам по стране езжу, по заводам и предприятиям, могу судить. Занимаюсь инновациями в области альтернативной энергетики, имею патенты, реализую их в жизнь.Хороша страна моя родная! Продали всё, мало-мальски дееспособное, из большинства заводов сделали торгово-развлекательные центры. П те, что остались, давно уже принадлежат заморским дядям.

Александр Шеметов   10.03.2015 18:46   Заявить о нарушении
Я не знаю, от чего у Вас счастье и что Вы под этим подразумеваете. Мне все равно. У меня счастье от того, что моя страна развивается.

Александр Дубровский 2   11.03.2015 14:57   Заявить о нарушении
Не развивается, а загибается, если быть объективным. Как раз в результате различных "оптимизаций". Ни здравоохранения, ни образования, ни права, ни приличной армии, ни собственной промышленности, ни внутреннего рынка. Вертикаль власти - вертикаль воровская, а Конституция - туалетная бумажка.Вот Вам и всё, до чего она "доразвивалась". Вы либо "патриот" по вызову, либо просто человек, у которого вместо головы - телепередача. Как говорится, ничего личного.

Александр Шеметов   11.03.2015 16:43   Заявить о нарушении
"...человек, у которого вместо головы - телепередача".
Телевизор не смотрю.
Но по Вашим перлам угадываются телепередачи канала "Лождь".

Александр Дубровский 2   12.03.2015 13:56   Заявить о нарушении
У Виктора Пелевина есть такое понятие: чудо удалённой головы. Это когда новости смотрятся, как кино, а кино принимается за новости. Говнометарии всех стран! Не обольщайтесь: на ваши говномёты ответят пулемёты.

Александр Шеметов   12.03.2015 20:42   Заявить о нарушении
Несмотря на то, что Вы, уважаемый, не способны вести дискуссию в этических рамках, свойственных приличным людям, я отвечу Вам по пунктам и с самого начала:
Я никогда не читал Немцова, потому что подобное, как Вы выражаетесь, "говнометание" (странно для взрослого человека) находится за рамками добра и зла. Ваш вопрос об источниках, по меньшей мере, странный, ибо в статье все источники указаны и надо только ими воспользоваться, чтобы не выглядеть глупо. Судя по роду Ваших основных занятий (инновации и их внедрение), Вы не можете знать состояние материального производства во всех отраслях и по всей России, так как занимаетесь узкой специализацией. В отличии от Вас, я имею гораздо более глубокие знания о состоянии промышленности, так как моему бизнесу просто необходимо это знание: я занимаюсь перевозкой грузов по всей России, как внутнри, так и на экспорт. Поэтому я знаю, где есть какие заводы, какие из них работают, что производят и где вводятся в строй новые. Могу привести пример несколько другой и из личной жизни:
Недавно (осенью) моя дочь решила организовать собственное дело по поставкам детской (дети до 5 лет) одежды из Китая. Промыкалась пару месяцев, тут грянул валютный кризис и всё стало изначально нерентабельно. Недолго думая, она обратила свой взор на производство аналогичной продукции на российских фабриках и быстро выяснилось, что в России очень много фабрик, которые производят прекрасную детскую одежду и намного дешевле. Сейчас у дочери свой сайт, своя торговая марка и заказы. Уже реализовывает планы поставки в Казахстан и т.д. Конечно я ей помогаю во многом.
Что касается "Оборонка ещё дышит, но современных технологий нет - проедает прежние запасы" - это вообще без комментариев.
"Вновь построенные предприятия построены на принципе разделения, и долго ещё будут приносить прибыль чужому дяде" - так же no comments, так как Вы, видимо, слишком далеки от понимания экономических реалий.
Все остальное - завуалированный троллинг, кормить который не входит в мои планы. Выражаясь Вашим же языком: метнули говно на вентилятор, но забыли его развернуть от себя. Так что, обтекайте сами.

Александр Дубровский 2   13.03.2015 11:03   Заявить о нарушении
Нет, отказать Вам в способности отстаивать написанное - не могу.Ну, поскольку Вы не читали ни Немцова, ни Пелевина то и смысла сказанного мной -полагаю- понять не особенно способны.Мил-человек! Я говорю не о том, что где-то что-то ещё барахтается, а об экономике в целом. В кругу моего общения вращаются профессора старейших университетов России - Санкт-Петербургского политехнического, Томского строительного, Уральского федерального , Челябинского политехнического и т.д.Один из них возглавляет мой Учёный совет.Энергетический комплекс страны (гидро и тепло станции,АС) обветшал и начинают разваливаться.Транспорт - обветшал и начинает разваливаться. Дороги - сами знаете, каковы они в России.Флот морской и океанский- остатки еле держащегося на плаву хлама.То же самое - с каботажным флотом. Авиапром - в жопе. (Ни училищ, ни лётного состава, ни производства.)Машиностроение - практически нет. Сельского хозяйства - тоже. Людям работать негде. Не забывайте, что я на Южном Урале живу, в кузнице, так сказать, страны. Где, кстати, ещё и ядерный щит когда-то ковался. Про свои отношения с коллективом, например, конструкторов ГРЦ "Вертикаль" (государственного ядерного центра, где "Синеву" делают)умолчу из известных соображений. Ну так, мил- человек,будете и дальше меня убеждать в некомпетентности? Вижу, что у Вас имеется проблема с источниками...Всё официальное источники нынче следует подвергать ба-а-альшому сомнению: я знаю, как чиновники пишут липовые отчёты с показателями!
За сим честь имею откланяться! Прошу не принимать близко к сердцу мой возмущённый отзыв на Ваш материал - это я натерпелся от бесконечной лжи в средствах массмедиа и "слуг государевых".
А за Ваши успехи я просто рад.

Александр Шеметов   13.03.2015 19:43   Заявить о нарушении
Нет, Александр, Вы не поняли. Я не "отстаивают" написанное огульно, я защищаю свою позицию с фактами в руках. Вы же делаете обычные "выбросы" в стиле "просралиполимеры". По сути, дискуссии не получилось, так как Вы не захотели говорить предметно, как это принято в приличном обществе: есть статья, есть цифры и есть источники. Опровергайте конкретными фактами, а не вбросами и тогда есть шанс найти кусочек истины. Возможно, Вы окажетесь в чем-то правы и я это признаю. Но спорить с вбросами, извините, это на митинг. И, кстати, это крайне разрушительно, как для себя, так и для окружающего мира. В этом нам точно не по пути.
Всего хорошего.

Александр Дубровский 2   15.03.2015 09:15   Заявить о нарушении
Вся разница - в системности мышления. У меня -одни объёмы, у Вас - другие. Я выступаю с точки зрения общегосударственной, Вы - с личной.Каждый кулик своё болото хвалит! И пространство от дома до околицы тоже у каждого - своё.После того, что эта власть сделала со страной и народом - ещё о чём-то говорить?

"С каждым часом Солнечная система
на сорок три тысячи миль в час приближается к
шаровидному скоплению М13 в созвездии
Геркулеса - и все же находятся недоумки,
Которые упорно отрицают прогресс".

Рэнсом К. Фэрн

Александр Шеметов   15.03.2015 09:33   Заявить о нарушении
"Общегосударственная" точка зрения проявляется не путём её самовольного присвоения. Обвинять власть во всех грехах, выводя себя за скобки, это так "общегосударственно", что вызывает лишь сочувствие.

Александр Дубровский 2   15.03.2015 11:06   Заявить о нарушении
Происходящее в стране - мой ЛИЧНОЕ ДЕЛО. До тех пор, пока это не станет личным делом каждого - деградация будет только усугубляться. Загляните в Конституцию - любой гражданин России имеет статус НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. На деле - просто электорат, нужный в моменты выборов. Да и то - сфальсифицированных. У фальшивой власти всё фальшивое-и экономика, и Право, и патриотизм.

Александр Шеметов   15.03.2015 11:43   Заявить о нарушении
Вы живёте в вымышленном мире. Выбирайтесь, мир прекрасен и не зависит от статей Конституции. Не всё, что находится за пределами Вашего вымышленного идеала, нарисовано чёрными красками. Поверьте.

Александр Дубровский 2   15.03.2015 13:04   Заявить о нарушении
Да у меня просто Родина есть...И я за неё болею.Сейчас очень многие-а молодёжь поголовно!- даже не понимают, что это такое.

Александр Шеметов   15.03.2015 13:12   Заявить о нарушении
А Вы сами то точно понимаете? Не общайтесь с молодёжью, которая не понимает. Общайтесь с теми, кто понимает. Такими, как мой сын, которые добровольно служит в армии. Поверьте, они объяснят весьма доходчиво. Например, как доходчиво объяснили Ходорковскому http://alex-o-mire.blogspot.ru/2014/05/blog-post_12.html

Александр Дубровский 2   15.03.2015 13:49   Заявить о нарушении
Вт и я о чём...Защищать наворованное бригадой напёрсточников - не значит защищать Родину.

Александр Шеметов   15.03.2015 17:39   Заявить о нарушении
Мой отец защищал Родину, всю жизнь прослужив за границей. И победить ТУ армию было НЕЛЬЗЯ. Потому, что она была народной защитницей, и главной её задачей была ЗАЩИТА РОДИНЫ.хоть и грех это говорить, но я рад, что батя мой не дожил до этого позора...

Александр Шеметов   15.03.2015 18:58   Заявить о нарушении
Еще что-нибудь подобное и у меня откроется черный список.

Александр Дубровский 2   15.03.2015 20:42   Заявить о нарушении
Да открывайте. Разлука будет без печали.

Александр Шеметов   16.03.2015 12:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.