Афоризмы
АФОРИЗМЫ
Альберт Эйнштейн
(великий немецко-швейцарско-американский физик, автор теории относительности, лауреат Нобелевской премии)
(1879—1955)
1. Национализм — детская болезнь, корь человечества
2. Нравственность - основа всех человеческих ценностей
3. Человек - это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве
4. Самым непонятным в нашем мире является то, что он все–таки понятен
5. Я чувствую себя настолько солидарным со всем живущим, что для меня безразлично, где начинается и где кончается отдельное
6. Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения
7. Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности
8. В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса
9. Фантазия важнее знания
10. Истина — это то, что выдерживает проверку опытом
11. Пока математический закон отражает реальную действительность, он не точен; как только математический закон точен, он не отражает реальную действительность
12. Сила всегда привлекает людей с низкими моральными качествами
13. Наши математические затруднения Бога не беспокоят. Он интегрирует эмпирически
14. Великие личности всегда наталкиваются на яростное противодействие посредственных умов
15. Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки
16. Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы
17. Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно бесконечности первой из них у меня имеются сомнения
18. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень
19. Наука без религии хрома; религия без науки слепа
20. Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более очевидным мне представляется, что путь к истинной религиозности пролегает не через страх жизни, страх смерти или слепую веру, а через стремление к рациональному знанию
21. Поиск истины важнее, чем обладание истиной
22. Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным
23. В конце концов умереть тоже не плохо
24. Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя
25. Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем
26. Единственный разумный способ обучать людей - это подавать им пример
27. Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, - это пример великих и нравственно чистых личностей
28. Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее. Жизнь священна; это, так сказать, верховная ценность, которой подчинены все прочие ценности
29. Слова были и остаются пустым звуком; и служа идеалу лишь на словах, погибнуть за него невозможно. Но личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью
30. Каждый человек обязан, по меньшей мере, вернуть миру столько, сколько он из него взял
31. Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира
32. Самое время заменить идеал успеха идеалом служения
33. Мир невозможно удержать силой. Его можно лишь достичь пониманием
34. Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности
35. К величию есть только один путь, и этот путь проходит через страдания
36. Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу
37. Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста
38. Этичное поведение должно основываться на симпатии к людям, образованности и социальных связях; религиозная основа вовсе не нужна
39. Достойна только та жизнь, которая прожита ради других людей
40. Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился
41. Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл
42. Брак - это попытка создать нечто прочное и долговременное из случайного эпизода
43. В юности я обнаружил, что большой палец ноги рано или поздно проделывает дырку в носке. Поэтому я перестал надевать носки
44. Наши математические затруднения Бога не беспокоят. Он интегрирует эмпирически
45. Теория относительности - это когда Цюрих остановится у этого поезда
46. Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь: что вся наша наука перед лицом реальности выглядит примитивно и по-детски наивно - и все же это самое ценное, что у нас есть
47. Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам
48. Если теория относительности подтвердится, то немцы скажут, что я немец, а французы - что я гражданин мира; но если мою теорию опровергнут, французы объявят меня немцем, а немцы – евреем
49. Здравый смысл - это сумма предубеждений, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста
50. Выиграна война, но не мир
51. Самое непостижимое в мире - то, что он постижим
52. Международные законы существуют только в сборниках международных законов
53. Морскую болезнь вызывают у меня люди, а не море. Но, боюсь, наука еще не нашла лекарства от этого недуга
54. Непросто сказать, в чем заключается истина, но ложь очень часто легко распознать
55. Наука - это драма идей
56. Процесс научных открытий - это, в сущности, непрерывное бегство от чудес
57. Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники
58. Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто ее создал
59. Ученый все равно что мимоза, когда замечает свою ошибку, и рычащий лев - когда обнаруживает чужую ошибку
60. Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь?
61. Чтобы покарать меня за отвращение к авторитетам, судьба сделала авторитетом меня самого
62. Я научился смотреть на смерть как на старый долг, который рано или поздно надо заплатить
63. Я хочу быть кремированным, чтобы люди не приходили поклоняться моим костям
64. Я пережил две войны, двух жен и Гитлера
65. Чем больше моя слава, тем я больше тупею; и таково, несомненно, общее правило
66. Математика - наиболее совершенный способ водить самого себя за нос
67. Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать
68. Нет сомнения, что в квантовой механике имеется значительный элемент истины...Однако я не думаю, что квантовая механика является исходной точкой для поисков основы, точно так же, как нельзя, исходя из термодинамики ... прийти к основам механики
69. С тех пор, как за теорию относительности принялись математики, я ее уже сам больше не понимаю
70. В физике часто случалось, что существенный успех был достигнут проведением последовательной аналогии между несвязанными по виду явлениями
71. Главное в жизни человека моего склада заключается в том, что он думает и как думает, а не в том, что он делает или испытывает
72. Существует поразительная возможность овладеть предметом математически, не поняв существа дела
73. Математик уже кое-что может, но, разумеется, не то, что от него хотят получить в данный момент
74. Сила духа не может заменить чуткости пальцев
75. ...мы хотим не только знать, как устроена природа (и как происходят природные явления), но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид, - узнать, почему природа является именно такой, а не другой. В этом ученые находят наивысшее удовлетворение
76. Если не грешить против разума, нельзя вообще ни к чему прийти
77. Все идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять
78. Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица
79. Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию; но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть
80. Господь Бог не играет в кости
81. Господь Бог изощрен, но не злонамерен
82. Перед Богом мы все одинаково мудры, или глупы
83. Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно - он-то и делает открытие
84. Законы математики, имеющие какое-либо отношение к реальному миру, ненадежны; а надежные математические законы не имеют отношения к реальному миру
85. Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще
86. Образовывать коллектив изобретателей я бы не советовал ввиду трудности определения настоящего изобретателя; я думаю, что из этого может получиться только общество укрывающихся от работы бездельников
87. Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили
88. Если не согрешить против логики, то вообще нельзя ни к чему прийти
89. Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности. Оно лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то, во всяком случае, слепым
90. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние
91. Наука - это спорт, гимнастика ума, доставляющая мне удовольствие
92. Я никогда не думаю о будущем. Оно наступает достаточно быстро
АФОРИЗМЫ
Марк Аврелий
(римский император, философ-стоик)
(121—180)
1. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им
2. Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе
3. Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
4. Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты
5. Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя
6. Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием - и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла»
7. Ты можешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путем и сумеешь думать и действовать правильно
8. Проявляй те качества, какие ты в силах проявить: искренность, серьезность, выносливость в труде, безразличие к удовольствиям, умение удовлетворяться малым, благожелательность, откровенность, презрение к поверхности, свободу от ложного великодушия
9. Суди каждое слово и поступок в соответствии с их природой, и пусть тебя не смущает хула других людей и любые их слова. Ибо у других людей свои особые принципы
10. Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
11. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем
12. Люди рождены друг для друга
13. Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней
14. Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза
15. Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью
16. Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
17. Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом
18. Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
19. Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство
20. Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии
21. Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни
22. Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу
23. Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке
24. Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам
25. Настоящий способ мстить врагу - это не походить на него
26. Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе
27. Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства
28. Совершенство характера - это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться
29. Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей
30. Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни
31. Любить тех, кто ошибается и заблуждается, - особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди - твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле
32. Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
33. Против доброты невозможно устоять. Что может сделать вам даже самый непонятливый человек, если вы постоянно добры к нему?
34. Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
35. Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться
36. Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба
37. Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли
38. Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
39. Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
40. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
41. Все настоящее - мгновение вечности
42. Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни
43. Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести
44. Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе
45. Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
46. Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада
47. Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию…
48. Как ты сам - один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой
49. Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, еще и похвалы за свое доброе дело?
50. Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, - это его душа... Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы
51. Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
52. Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого
53. Не смерти должен бояться человек. Он должен бояться никогда не начать жить
54. Смерть, так же как и рождение, - тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения
55. Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
56. Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
57. Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает
58. Говорить правду - это не столько дело воли, сколько привычки
59. Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок
60. Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет
61. Смотри внутрь себя
62. Свернись в себя самого
63. Не спеши соглашаться с болтунами!
64. Лучший способ защититься - не уподобляться
65. Или тебя увлекает жалкая слава? Посмотри, с какой быстротой все погружается в забвение, как зияет вечность, беспредельная в обе стороны, как пуст всякий отзвук, какая переменчивость и неразборчивость у тех, кто как будто хвалит тебя, и какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля точка. Какой же уголок в ней занимает твое местопребывание? И много ли здесь таких, что станут хвалить тебя и каковы они сами?
66. Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам
67. Все на день: и кто помнит, и кого
68. Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии
69. Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам
70. Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти
71. Гнаться за невозможным – безумие
72. Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?
73. Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот
74. Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения
75. Брать без ослепления, расставаться с легкостью
76. Жизнь - борьба и странствие по чужбине
77. Либо мир является огромным хаосом, либо в нём царствует порядок и закономерность
78. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней
АФОРИЗМЫ
Никколо Макиавелли
(итальянский мыслитель, писатель, политический деятель)
(1469—1527)
1. Люди по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им
2. Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что избегнув одной неприятности, попадаешь в другую.
3. Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого
4. Следует остерегаться злоупотреблять милосердием
5. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает
6. Всякая перемена прокладывает путь другим переменам
7. Человек, который желает при всех обстоятельствах пребывать добродетельным, остается лишь гибнуть среди множества тех, кто не добродетелен
8. Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить
9. После смерти я хочу попасть в ад, а не в рай.Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами
10. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными
11. Достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям любой ценой
12. Человек не может заставить себя свернуть с пути, на котором он до сих пор неизменно преуспевал
13. Цель оправдывает средства
14. Избегнув одной неприятности, попадаешь в другую; однако в том и состоит мудрость, чтобы взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо
15. Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне
16. Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле
17. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные - исполнять сами
18. Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать
19. Кому неведомо всегдашнее несоответствие между тем, что человек ищет и что находит?
20. Кто имеет хорошее войско, найдет и хороших союзников
21. Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим
22. Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти
23. Нельзя попустительствовать беспорядку ради избегания войны, ибо войны не избежишь, а преимущество в войне потеряешь
24. Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием
25. Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость
26. Люди — враги всяких затруднительных предприятий
27. Любовь плохо уживается со страхом
28. Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому
29. Не следует никому давать советы и пользоваться чужими советами, кроме общего совета - правила каждому - следовать велениям души и действовать смело
30. Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми
31. Неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду
32. Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно
33. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает
34. Тяжелую болезнь в начале легче вылечить, но трудно распознать. Когда же она усиливается, ее легче распознать, но уже труднее вылечить
35. Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий - сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может
36. Человек осмотрительный, не умеющий сделаться отважным, когда это необходимо, становится причиной своей гибели
37. Чужие доспехи либо широки, либо тесны, либо слишком громоздки
38. В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность
39. Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими
40. Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым
41. Нрав людей непостоянен и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой
42. Люди таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям
43. Лишь самонадеянный и дерзкий человек мог бы взяться рассуждать о том, что возвеличено и хранимо Богом
44. Кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Ибо, если проявлять ее разумно, о ней никто не узнает, а тебя всё равно обвинят в скупости
45. Скупость – один из тех пороков, которые позволяют государю править
46. На пути к власти щедрость необходима. По достижении власти она вредна
47. Каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким, однако следует остерегаться злоупотреблять милосердием
48. О людях в целом можно сказать, что они непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива
49. Люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, чем того, кто внушает им страх
50. Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества
51. Обладать добродетелью честности и неуклонно ей следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ей – полезно
52. Люди большей частью судят по виду, ибо увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим
53. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату
54. Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться, как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость
55. Главное средство против заговоров – не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу
56. Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки
57. Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, т.е. когда он без колебаний выступает за одного против другого – это всегда лучше, чем стоять в стороне
58. Люди так тщеславны и так обольщаются на свой счет, что с трудом могут уберечься от льстецов
59. Бывает так, что двое, действуя по-разному, одинаково добиваются успеха. А бывает так, что двое действуют одинаково, но только один из них достигает цели. Зависит же это от того, что один образ действий совпадает с особенностями времени, а другой – нет
60. Фортуна непостоянна, а человек упорствует в своем образе действий, поэтому, пока между ними согласие, человек пребывает в благополучии, когда же наступает разлад, благополучию его приходит конец
61. И все-таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ибо Фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колоть ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело
62. Поэтому она (фортуна), как женщина – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают
АФОРИЗМЫ
Бенджамин Дизраэли
(британский государственный деятель, премьер-министр Великобритании, писатель)
(1804—1881)
1. Когда мне хочется прочесть книгу, я ее пишу
2. Лесть любят все
3. Прецедент увековечивает принцип
4. Мелочи действуют на мелких людей
5. Темнее всего в предрассветный час
6. Разнообразие - мать наслаждения
7. Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией
8. Свободная торговля - не принцип, а средство для достижения цели
9. Справедливость - истина в действии
10. Все приходит для того, кто умеет ждать
11. Многим кажется, что наше потомство - это вьючное животное, которое готово взвалить на себя любой груз
12. Колонии не перестают быть колониями из-за того, что они обрели независимость
13. Никогда не жалуйтесь и никому ничего не объясняйте
14. Человек по-настоящему велик лишь тогда, когда им руководят страсти
15. Самое большое несчастье, которое постигло человека, — это изобретение печатного станка
16. Ничего не делать и побольше “урвать”- таков наш идеал от мальчишки до государственного мужа
17. Тот, на чьей стороне большинство, всегда находчив и умен
18. Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия; которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет; которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам; которые живут по разным законам... Богатые и бедные
19. Вся жизнь - скачка. Иной истины нет
20. Я никогда не отрицаю, я никогда не противоречу, я иногда забываю
21. Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и статистика
22. Если помнить выгодно, никто забыт не будет
23. Надо обладать железными нервами, чтобы быть приветливым каждый день с одним и тем же человеком
24. Если бы не Церковь, никто бы не знал про евреев
25. Все мы рождаемся для любви, это принцип существования и единственная цель его
26. Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства
27. Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия
28. Нет лучшего учителя, чем несчастье
29. Бисмарк создавал инциденты, чтобы иметь удовольствие улаживать их
30. Я привык быть пунктуальным, хотя это часто обрекает меня на одиночество
31. Голос - вернейшее зеркало характера
32. Вера в героизм создает героев
33. Правосудие - это справедливость в действии
34. Почти все великое сделано молодыми
35. Перемены в прогрессивной стране неизбежны. Перемены - это постоянная величина
36. Партия есть организованное общественное мнение
37. Откровенность и определенность - вот что вам нужно, если вы хотите скрыть собственные мысли и запутать чужие
38. Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия. Нельзя учить людей по книгам
39. Ни одно правительство не может считать себя по-настоящему в безопасности там, где не существует влиятельной оппозиции
40. Не читайте историю - читайте биографии, потому что это - жизнь без теории
41. Не обстоятельства творят человека, а человек творит обстоятельства
42. Лучший способ ознакомиться с каким-либо предметом - написать книгу о нем
43. Когда мы правы, мы часто сомневаемся, но ошибаемся мы обычно с полной уверенностью
44. Категоричность - не язык политики
45. Здоровая консервативная политика - это консервативные люди и либеральные средства
46. Жил я в бедности, умру богатым; а лучше бы наоборот
47. Дворцы не могут быть в безопасности там, где несчастливы хижины
48. Вся магия первой любви состоит в том, что ты не знаешь еще, что за ней будет вторая
49. Все умные люди исповедуют одну и ту же религию. Какую? Умные люди никогда об этом не говорят
50. Все обобщения ложны, в том числе это
51. В жизни очень важно знать, когда следует воспользоваться случаем, но не менее важно знать, когда не следует пользоваться случаем
52. Больше, чем любовь, возбуждают только деньги
53. Автор, который говорит о собственных книгах, почти так же несносен, как мать, которая говорит о собственных детях
54. Мелкие дела порождают и мелких людей
55. Поговорите с человеком о нем, и он будет слушать вас часами
56. Молодость - заблуждение, зрелый возраст - борьба, старость – сожаление
57. У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы
58. Я всегда полагал, что каждая женщина должна быть замужем, но ни один мужчина не должен жениться
59. Всякое произведение гения неизбежно является результатом энтузиазма
АФОРИЗМЫ
Эпиктет
(древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал философскую школу)
(около 50 - 138)
1. Существует только один путь к счастью. Для этого следует перестать беспокоиться о вещах, которые не подчинены нашей воле
2. К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас
3. Все делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага
4. Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын Божий?
5. Земной человек - это слабая душа, обремененная трупом
6. Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной
7. Людей мучают не вещи, а представления о них
8. Ночные сны - это отклики дневных помыслов: увидит во сне вожделенное, тем и утешится
9. Следует всегда помнить, что мы не можем управлять событиями, а должны прилаживаться к ним
10. Вместо того чтобы разумом освещать и направлять свою жизнь, мы наваливаем на себя множество посторонних забот
11. Ссориться и спорить вообще невежливо, но в особенности неприлично – в разговорах за выпивкой. Ведь пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного, а там, где все убеждения напрасны, незачем пускать в ход все свое красноречие
12. Терпи и воздерживайся
13. Чем реже удовольствия, тем они приятнее
14. Самое приятное может сделаться самым неприятным, стоит только преступить меру
15. Непобедимым быть можешь, ежели не вступишь ни в какой бой, в котором победа не от тебя зависит
16. Не следует человеку с философскими взглядами на вещи говорить среди невежд, как трезвому – в кругу пьяных
17. В этом и будет мне польза - хранить в себе человека честного
18. Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой
19. Если твое счастье находится во власти других людей, то ты непременно будешь бояться людей
20. В борьбе с соблазнительными мыслями бывает полезно искать общества людей более добродетельных, чем ты сам, или вспоминать поучения мудрых людей
21. В несчастье познается друг и изобличается враг
22. Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы
23. Где человек находится противясь, там его тюрьма
24. Дело разумного человека - в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы... держаться истины, отстранять заблуждения и не рассуждать о том, что неизвестно
25. Для того чтобы быть свободным человеком, не следует желать зря всего того, что только придет в голову. Напротив, свободный человек должен выучиться желать и принимать все то, что с ним случается
26. Если кто-то упражняет меня в нераздражительности - разве он не приносит мне пользу? Сосед плохой? Самому себе. А мне он хороший: он упражняет мою доброжелательность, кротость. Вот это и есть волшебная палочка Гермеса: что хочешь подавай - и я сделаю это благом
27. Если хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя, а на самое дело
28. Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен
29. Зависть - враг счастливых
30. Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек
31. Истинный борец - тот, кто борется со своими порочными помыслами
32. Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом - не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова
33. Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться
34. Кто крепок телом, может терпеть жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства
35. Лучше спать, согнувшись на короткой кровати, и быть здоровым, чем лежать больным на просторной постели. Так же лучше нуждаться и быть веселым, чем жить в роскоши, не зная чувства радости
36. Любовь свойственна только здравомыслящему человеку
37. Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место
38. Не просто при виде человека избавляются от одиночества, но при виде человека честного, совестливого, оказывающего помощь
39. Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, - все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность - свое человеческое достоинство
40. Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя
41. Нужно позволять себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного
42. Одиночество - это некое состояние лишенного помощи. Ведь если кто-то один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок
43. Подверженный какому-нибудь пороку - будет порицать других
44. Помни об общем принципе - и ты не будешь нуждаться в совете
45. Раб тот, кто не умеет владеть собой
46. С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им
47. Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми
48. Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького
49. Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль; выбор же роли - дело другого
50. Умный борется со страстью, глупец - становится ее рабом
51. Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях
52. Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра
53. Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер; чтобы быть счастливым – ум и уменье
54. Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать,
55. Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды и наслаждаться дарами земли и моря - он не одинок и не беспомощен
56. Если хочешь, чтобы говорили хорошо про тебя, не говори худо о других. Когда ты приучишь себя отзываться хорошо о посторонних, старайся вести себя безукоризненно, – тогда о тебе составят лестное для тебя мнение
57. Смешны люди, гордящиеся тем, что не в нашей власти. Один говорит: "Я лучше тебя: у меня много земли, а ты мрешь с голоду". – "Я бывший консул", – говорит другой. "Я прокуратор", – слышишь от третьего. "У меня курчавые волосы", – говорит четвертый. Лошадь между тем не скажет лошади: "Я лучше тебя, потому что у меня много корму, вдоволь овса; узда у меня с золотой насечкой, попона – цветная", а только: "Я лучше тебя, потому что быстрее". Вообще, всякое животное лучше или хуже исключительно по своим достоинствам или недостаткам. Неужели же только люди не ценят нравственных качеств? – Неужели мы должны обращать внимание лишь на волосы, платье и происхождение?
58. Лошадь не хвалится, не гордится своею конюшней, сбруей или попоной, птица – пищей или гнездом; оба гордятся быстротою – ног, как первая, или крыльев, как вторая. В свою очередь, и тебе следует гордиться не своим столом, не платьем, – словом, внешними благами, но своим добрым сердцем и благотворительностью
59. Богатство нельзя назвать добром, роскошь – прямое зло, как бережливость – хорошее качество. Бережливость ведет к умеренности и к приобретению истинных благ, богатство – к роскоши и невоздержности. Трудно поэтому богачу быть умеренным, как человеку воздержному – разбогатеть
60. Знай меру во всякой пище и питье и удовлетворяй лишь первому позыву к пище. Позыв же к пище выражается в том удовольствии, с каким ты ешь. Тогда ты не будешь принимать пищи насильно, станешь обходиться без тонких блюд и пить с удовольствием любой напиток
61. Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания, и не богатство рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Раз у тебя есть рассудок, ты не станешь ни желать себе богатства, ни роптать на свою бедность
62. Заботься не о пище телесной, но о пище духовной. Первая выходит вон в виде испражнения – о ней тут же перестают говорить, – тогда как последняя никогда не портится, даже по разлучении души с телом
63. Находясь на обеде, помни: ты угощаешь двух гостей – тело и душу. То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе – останется твоим навсегда
64. Если ты хочешь быть человеком приятно и дельно говорящим, не показывай своей души на обедах, когда ее окропила винная "роса", или загрязнишь ее. Когда же, в тихой беседе, ее согреет своими лучами разум, тогда пусть раздастся ее голос, как голос пророка – пусть она заговорит голосом правды
65. На того, с кем ты разговариваешь, смотри с трех точек зрения: считай его или выше тебя по умственному развитию, или ниже, или равным тебе. Если он умнее тебя – слушай и слушайся его, глупее – сам дай ему совет; если он равен тебе по уму – согласись с ним. Помня это, ты никогда не привыкнешь спорить
66. Лучше согласиться с истиной и отказаться от ложного мнения, чем, согласившись с ложным мнением, быть побежденным правдой
67. Правда побеждает сама собою, мнение – через других
68. Лучше жить с одним человеком высокой души и быть спокойным и независимым, нежели вести жалкую жизнь в обществе многих
69. Чего не желаешь себе, не желай и другим; тебе не нравится быть рабом – не обращай других в рабство. Раз ты не можешь о6ойтись без услуг рабов, ты, прежде всего, сам раб, – как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство
70. Как здоровый не захочет, чтобы ему прислуживали больные или видеть больными своих домашних, так благородный человек не позволит себе прибегнуть к услугам рабов или жить под одной кровлей с несвободными людьми
71. Если хочешь быть свободным, добудь сам себе свободу
72. Свободным же ты будешь тогда, когда отрешишься от своих страстей. Ведь и Аристиду, Эпаминонду и Ликургу были даны громкие имена "справедливого" – первому из них, "освободителя" – второму и "бога" – третьему, – не за то, что они были богаты и имели рабов, но за то, что, живя в бедности, они даровали Греции свободу
73. Не украшай своего дома картинами или живописью – пусть украшением ему служит царящая в нем умеренность. Первое чуждо душе и лишь на время ласкает взоры, тогда как последняя сжилась с ней, нетленна, вечное украшение дому
74. Человек, лишенный вкуса, старается украсить свой дом работой из слепящего глаза гипса на удивление другим, но человек с тонким вкусом и в то же время одаренный любовью к людям украшает свою душу лаской и общительностью
75. Нет ничего отвратительнее скупости, любви к удовольствиям и хвастливости, зато нет ничего благороднее великодушия, кротости, мягкосердия и желания делать добро
76. Агриппин справедливо заслуживает похвалы за то, что, несмотря на свои огромные заслуги, никогда не хвалил себя, мало того, даже краснел, когда его начинали хвалить другие. Он имел обыкновение хвалить всякую случившуюся с ним неприятность. Например, если он заболевал лихорадкой, он хвалил лихорадку, бранили его – хвалил брань, осуждали на ссылку – благословлял изгнание. Однажды, когда он хотел завтракать, ему принесли от имени Нерона приказ отправляться в ссылку. "Значит, – сказал он, – завтракать нам придется в Ариции."
77. Диоген с пренебрежением относился ко всякому труду, который приносит пользу не духовной стороне, не душе, а телу
78. Как верные весы нельзя проверить ни по верным же весам, ни судить о степени их верности по неверным весам, так и справедливого судью не могут судить справедливые люди, а суду несправедливых он не подлежит
79. Прямое не нуждается в выправлении; так справедливое не нуждается в исправлении
80. Ты будешь безукоризненным судьею, если на жизни самого тебя не будет пятен
81. Лучше переносить незаслуженные оскорбления от обвиненного за свой справедливый приговор, нежели чувствовать справедливые укоры совести за свое пристрастное решение
82. Стыдно судье быть судимому другими
83. Кто из нас не удивляется поступку спартанца Ликурга! Когда один из молодых граждан выколол ему глаз, народ выдал виновного, чтобы Ликург мог наказать его по своему усмотрению; но он отказался от этого. Он занялся его воспитанием, сделал из него честного человека и явился с ним в театр. "Вы выдали мне его как моего обидчика и злодея, – сказал он изумленным спартанцам, – а я возвращаю его вам честным и добрым человеком."
84. Питтак, оскорбленный одним человеком, мог наказать его, но отпустил со словами: "Прощение – лучше мщения". Первое свойственно людям добрым, последнее – злым
85. Главная цель природы – укреплять, делать прочным в нас стремление к прекрасному и полезному
86. Только пошляк и глупец может думать, будто другие станут презирать его, если он не будет всячески вредить своим заклятым врагам. Правда, мы относимся с презрением к человеку, который не в состоянии принести другим вреда, но несравненно справедливее заслуживает этого тот, кто не может принести посторонним пользы
87. Если ты хочешь приступить к кому-либо с гневом и угрозами, не забудь напомнить себе, что ты кроток и не поступишь жестоко: тебе не придется ни раскаиваться, ни бояться ответственности
88. Архимеда, в то время как он склонялся над табличками для письма, рабы насильно уводили прочь, чтобы натереть ему тело маслом, но он продолжал чертить математические фигуры на своем умащенном теле
89. Когда собственника корабля, Лампида, спросили, каково было ему нажить богатство, он ответил: "Большое богатство – легко, но маленькие деньги – с большим трудом"
90. Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: "Ни один дурак не может молчать за столом"
91. Старайся всегда заранее главным образом о том, чтобы тебе ничего не потерять. Молчать безопаснее, чем говорить. В особенности не говори глупостей
92. Раз ты хочешь управлять кораблем, ты должен быть вполне знакомым с обязанностями кормчего. Точно так же, если ты желаешь быть главою государства, тебе необходимо быть знакомым с искусством управления, иначе, в первом случае, ты можешь пустить ко дну корабль, во втором – довести государство до окончательного падения
93. Гусь не пугает других своим криком, овца – блеяньем; так и тебе не следует бояться криков глухой толпы
94. Чтобы взойти солнцу, нет нужды ни в молитвах, ни в заклинаниях, оно вдруг начинает посылать свои лучи на радость всем; так не жди и ты ни рукоплесканий, ни шуму, ни похвал, чтобы делать добро, – твори благодеяния добровольно – и будешь любим, как солнце
95. Не ходи туда, куда нельзя пройти, не надейся на то, на что нельзя надеяться
96. Молодой, умирая, ропщет на богов за то, что умирает в цвете лет; старик – за то, что томится, когда ему пора на покой. И все же, когда смерть встанет с ним лицом к лицу, его охватывает жажда жизни, он посылает за врачом и просит его употребить все силы, все искусство, чтобы поставить его на ноги. Удивительные создания эти люди – не хотят ни жить, ни умирать!
97. Прежде чем взяться за что-нибудь или сказать, внимательно подумай сам с собою: того, что ты скажешь или сделаешь не воротишь
98. Когда морского разбойника буря выбросила с кораблем на берег, один человек одел его, привел к себе в дом и дал ему все, в чем он нуждался. "В его лице я оказал благодеяние не человеку, а человечеству", – отвечал он на упрек, сделанный ему за то, что он сделал добро злодею
99. Страсть, словно приманка всего заслуживающего имени порока, прельщает сластолюбивую душу и легко увлекает ее на край гибели
100. Если ты всегда будешь помнить, что все, что ты ни делаешь тайно или явно, видит Бог, – твои молитвы будут услышаны и ты не погрешишь: Бог будет твоим помощником
101. Приятно смотреть с берега на море: так приятно и спасшемуся вспомнить о пережитых им опасностях
102. Глупцов вылечивает от горя время, умных – их ум
103. Умен тот, кто не печалится о том, чего нет, а доволен настоящим
104. Первый долг вождя – никого не презирать, не гордиться но всеми повелевать одинаково
105. Кто не доволен настоящим своим положением, не доволен тем, что дала ему судьба, тот не знает жизни, но кто мужественно выносит это, здраво смотрит на вещи – поистине умный человек
106. Укрепляй в себе чувство довольства своей судьбою: с этим оружием ты непобедим
107. Речь смелая, но бессвязная – что тупой меч
108. Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами
109. В природе нет ничего на самом деле приятного или неприятного – все дело привычки
110. Старайся оставить после себя детей лучше образованных, нежели богатых: надежды образованных завиднее богатых невежд
111. В горе нужно призывать на помощь рассудок, как хорошего врача
112. Воспитание, как и золото, дорого ценят везде
113. Избегай дружбы дурных людей и вражды хороших. В несчастии познается друг и изобличается враг
114. Присутствующим друзьям делай добро, отсутствующих – поминай добрым словом
Свидетельство о публикации №215031000550