Инсульт... Глава 8. Упражнения и массаж

Инсульт как он есть. Глава 8. Упражнения и массаж

Зограб прислал мне массажиста из больницы – очень его хвалил. Массажист пришел и назвал свои условия: цену сеанса и приходить будет каждый день целый год.
Когда он назвал цену, мама спросила:
- у тебя пятиэтажный особняк?
- Почему вы так решили?
- За год ты спокойно можешь его купить – больных инсультом достаточно.

- Раз пришел, начни сегодня, - сказал папа - ему было неудобно отказывать.
Вероятно, папа боялся, что я подумаю будто он экономит на моем лечении. Но откуда такие деньги?

Массажист выгнал родителей из комнаты, закрыл дверь и велел мне отвернуться лицом к стене, чтобы я не подглядывала. Что-то там колдовал или гладил – все движения ленивые. Всего пятнадцать минут.
- Нельзя сразу много, - заявил он мне, - и упражнения тоже. От напряжения можно умереть.
Родители ему заплатили и он ушел.

- По-моему он наркоман, - сказала мама, - глаза странные. Стоял у нашего дома и никак не мог его найти, хотя вокруг пятиэтажки и только это здание девятиэтажное.
- И что дальше? – спросили меня родители.
- Может быть, он все правильно делает, если бы занимался этим дольше, но лучше отказаться.
Я позвонила массажисту и отказалась от его услуг.

Зограб пришел и спросил про массажиста:
- все ли он делал правильно?
- Вроде правильно. Где вы видели, что массаж и упражнения делают всего пятнадцать минут? Цена вообще заоблачная. Будь у нас такие деньги, папа отвез бы меня заграницу.
- Раз правильный массаж, может, стоило с ним как-то договориться?
Мы промолчали. Вероятно, сумма была заоблачной, потому что они ее делили пополам. Зограб пришел проверить обманывает ли его массажист.

Лекарства я не пила два месяца. Но массажистку нашла - Шушаник работает в нашей поликлинике инструктором по лечебной физкультуре. Она крутила мою руку во все стороны – выводя мышцы из застоя. Я кричала от боли.
- Знаю, это больно, но необходимо, - говорила Шушаник.
Шушаник делала со мной разные упражнения и учила меня ходить. Занималась со мной час и брала за визит в 2,5 раза меньше того грамотея из больницы.
- Массаж можно делать десять дней подряд и повторить через полгода, - сказала Шушаник.
Но все ж она повредила мне пятку.
- Не трогай пятку, очень больно, - вопила я.
- Такое может случиться, но я знаю как надо, - твердила Шушаник.
Однако очень долго при ходьбе пятка съезжала внутрь. Возможно, она растянула связки.

Тогда я убедилась, что упражнения и массаж необходимо делать с первого дня.
Упражнения самые простые: поднимать и опускать, сгибать и разгибать больную ногу и руку. Здесь может понадобится помощник: кто-то из близких.
Массаж простой – поглаживание больной стороны.
Упражнения и массаж необходимы, чтобы мышцы не теряли тонус.

Новый 2009-й год я встречала с родителями в гостиной.
Впервые после инсульта, сев за телевизор, удивилась. Конечно, я чувствовала, что со зрением проблемы, но не представляла какие – у меня в глазах двоилось: я четко видела два лица вместо одного.

Теперь вместо свежевыжатого яблочного сока я пила ягодные напитки.
В новогоднюю ночь я пила смородиновый напиток.
Готовят его так: 2-3 чайные ложки ягод залить кипятком, размять ягоды, в немного остывший напиток добавить пол чайной ложки меда.

Еще за два года до моего инсульта иногда зимой вместо чая по утрам мы пили напиток из барбариса или малины. Малину готовить просто, как смородину. Барбарис готовят так: горсть ягод (столовую ложку) залить стаканом воды и кипятить 10 минут. Оставить настаиваться. Это можно использовать как чайную
заварку – в кружку налить немного настоя барбариса и долить кипятка.

Мама осенью купила облепиху и положила в морозилку. В январе 2009 года мы пили напиток из облепихи и барбариса. Барбарис полезен для крови. Еще у нас была черная смородина.

Облепиха имеет массу полезных веществ. Если бы я тогда знала обо всех свойствах облепихи... но об этом позже.

Ягоды в морозилке закончились и папа купил бруснику. Она у нас привозная и очень дорогая. Брусника – чудо ягода. После черной смородины и брусники у меня появлялась энергия и желание ходить. У брусники толстая кожица, поэтому его настаивают так:
3 чайные ложки ягод залить кипятком, настаивать 20 минут,
ягода горькая – в уже остывший напиток добавить чайную ложку меда.
Утром пила напиток, но ягоды оставляла на дне и снова заливала кипятком. К обеду был готов настой брусники. Тогда я съедала ягоды запивая соком.

Хочу сравнить чудо ягоду бруснику с фальшивым лекарством Глиатилин.
После брусничного напитка у меня возникало желание ходить – после Глиатилина нисколько.

Весной я самостоятельно ходила в туалет, умывалась в ванной, ходила по всей квартире – правда иногда прислоняясь рукой к стене. Летом я стирала свои вещи вручную, а мама выжимала и вешала их – у меня сил не хватало выжимать. Под солнцем на лоджии – она застекленная, папа ставил глубокий таз с теплой водой. Я принимала ножные ванны с морской солью.
Почему в прошедшем времени? Об этом дальше.

Когда я начала понемногу ходить, к нам пришел Зограб.
- Пройдись, посмотрю на твою походку.
Мы сидели в гостиной. Я встала опираясь на кресло и сделала несколько шагов по комнате.
- Достаточно, - сказал Зограб, - при ходьбе нога западает?
Я не поняла, что он имел в виду, но этим вопросом он внес сомнения в мои мысли. Когда ходишь, на такие вещи не обращаешь внимание. Думаю, чем больше ходить, тем уверенней походка. После его вопроса я сбивалась при ходьбе.

- Моя рука выпала из своего места и свисает как клеть, - пожаловалась я, - что делать?
- Шаль сложи пополам, противоположные концы завяжи, накинь на шею и просунь больную руку, так делают при переломах. В подвешенном состоянии она не будет мешать, - посоветовал врач.

Это всё? Это нормально? Это ответ врача? Больше он ничего не мог посоветовать?

Мне повезло - в передаче: "о самом главном" доктор Агапкин показал одно упражнение для укрепления мышц голени.
Упражнение: лечь на живот, опереться на локти, ноги по очереди поднимать сгибая в колене – как бы болтать ногами.
Ключевые слова для меня: опереться на локти.

Я поняла, что это то самое упражнение, которое вправит руку на свое место. Ведь опираясь на больной локоть, я постепенно заставлю руку занять правильное положение.
Сначала было больно опираться на больной локоть. Я болтала только больной ногой, считая до ста. Упражнение выполняла по два раза в день. Рука заняла свое место более года спустя. Но и сейчас я делаю это упражнение - работают почти все мышцы больной ноги.

До инсульта я десять лет не имела постоянной работы – заработки были случайными.
Пять лет я пыталась найти работу – моя специальность: программист, но не удалось. Брат купил мне компьютер, чтобы я не потеряла свои знания, а смогла что-то зарабатывать, используя их. Так я стала давать уроки компьютерной грамотности, обучая работе с компьютером людей всех возрастов. В стране, где народ неплатежеспособен, найти учеников очень трудно, поэтому плату я брала самую минимальную, едва зарабатывая на еду. Свободного времени у меня было много и я изучала разные программы. Зная больше, шансы найти учеников увеличивались. Последние два года я занималась очень сложной программой: трехмерной графикой и, наконец, смогла что-то заработать. Для сложной программы требуется мощный компьютер. Мне удалось накопить на новый компьютер.

Всю эту сумму мы потратили на больницу и лекарства в течение месяца до прихода Зограба.
А дальше? Нам помогали самые близкие родственники. Мне назначили пенсию, которую я стала получать спустя полгода после инсульта. Месячной пенсии хватало на 3 пачки Глиатилина, а в пачке всего 14 штук. Пила два раза в день, пачки хватало на неделю. Моей пенсии на Глиатилин не хватало.
Как же обидно, что лекарство оказалось фальшивым!

Мне позвонила знакомая и попросила позаниматься с ней – научить ее работать на компьютере. Папа был категорически против:
- это утомительно, тебе не следует много сидеть за компьютером, тем более обучать кого-то.

Кстати, Зограб тоже говорил:
- за компьютером долго не сиди.

Я не отказала знакомой – заниматься с ней было не сложно и хотелось что-то заработать.
Обычно мои ученики находили новых – то есть рекомендовали меня, если кому-то нужно было изучить какую-то программу.
Однако, другим звонившим родители отказывали:
- она перенесла инсульт, ей нельзя.

Зимой мне позвонили две девочки и попросили позаниматься с ними: научить работать с очень сложной программой – им предстояло написать дипломную работу. Сложная программа требует больше времени: урок дольше и готовиться к нему нужно несколько часов – я всегда приводила сложные примеры, заранее проверив могу ли сама их выполнить. Я осилила всего два урока – сильно уставала и отказала девочкам. После инсульта мозг такую нагрузку выдержать не может.

Надежда заработать хоть что-то рухнули.

Зограб приходил весной и осенью, чтобы выписать лекарства – сезонный прием лекарств. Последний раз он был у нас в апреле 2010 года. У него было хорошее настроение. Зограб был необычайно болтлив.
- Каждый год я бываю за рубежом в клиниках, где больных инсультом ставят на ноги с нуля, - похвастался Зограб.
- Я ощущаю гематому, - прервала я его восторженную речь.
- Как это? Не может быть!
- Не всю, но определенные островки по всему периметру – одни и те же, они часто болят.
- Болеть не могут, но, видимо, беспокоят здоровые клетки – может, отек не прошел полностью.
- Что будет, если не пройдет?
- Опухоль, - просто ответил Зограб.
- Что мне делать, чтобы прошли остатки отёка?
- Хочешь снова пей Сомазина, все 45 дней, - и немного подумав, произнес, - что мы совсем совесть потеряли? Мне больше тебе сказать нечего. Ты хорошо знаешь какие лекарства и когда принимать. Пей, что сочтешь нужным. Я больше не приду.

Что же делать?
- После драки кулаками не машут, - говорил папа.
Пришлось снова пить Сомазина, хотя я не была уверена, что лекарство поможет год и восемь месяцев спустя.

Полгода вроде все было нормально, но зимой те же места снова беспокоили меня.
- Обратись к врачу, - говорили все.
- Спасибо, достаточно, больше не хочу!

"Человек кузнец своего счастья" - фраза, ставшая крылатой, приписывается римскому консулу Аппию Клавдию (конец IV в. до н. э.)

Может, в общем это так, но я пример человека, ставшего игрушкой в руках судьбы, точнее людей, коих она мне посылала.

Я стала изучать свойства ягод. На мое счастье, кажется, в той же передаче: "о самом главном" сказали буквально следующее:
- облепиха серьезное противоотечное средство.
В нашей морозилке была облепиха – мама купила осенью для меня.
Я пила облепиховый напиток два раза в день целый месяц. Всё! Больше те места в голове не беспокоили – тьфу, тьфу.
Облепиховый напиток готовим так:
2-3 чайные ложки положить в кружку (моя 350 мл) и залить кипятком, ягоды размять. Когда немного остынет, добавить пол чайные ложки меда.

Я немного забежала вперед – были и другие немаловажные события в моей жизни. Далее расскажу подробно – они сыграли важную роль в моей жизни.

Ягоды лучше чая и кофе -  http://www.proza.ru/2013/11/18/70 7

Глава 9 -  http://www.proza.ru/2015/03/11/669 


Рецензии