Крещение младенцев и детей
В данной работе мы собираемся осветить вопрос крещения младенцев и детей. Эта тема актуальна тем, что существуют различные точки зрения по этому вопросу. Одни говорят, что крестить можно, другие – нет. Кто прав, и кто неправ? Если принять точку зрения тех, кто практикует крещение младенцев, то обязательно возникает вопрос «почему же очень часто будущая жизнь этих младенцев не соответствует нормам христианской морали?» Как можно объяснить тот факт, что в младенческом возрасте Ленин и Гитлер были крещены, а последующая их жизнь сделала их противниками Богу. Их поступки означали, как будто Бога на земле не существует. Если же принять точку зрения сторонников воздержания от крещения, то сразу встает вопрос принятия младенцев в Царствие Божье, то есть принятия в общину или церковь. Некоторые богословы в крещении младенцев усмотрели аналогию с ветхозаветным обрезанием младенцев мужского пола. С другой стороны, Иисус Христос, как Сын Божий, не нуждался ни в каком крещении покаяния для прощения грехов. Но, тем не менее, Он принял крещение от Иоанна Крестителя, хотя тот удерживал Его. Очень много людей из православной среды хвалятся тем, что они были крещены в младенческом возрасте. Среди них бытует мнение, что младенцы после совершения обряда крещения не болеют. Во всем этом они видят руку Божью, Его защиту и охрану. Они также верят в то, что младенцы будут защищены от порчи и сглаза.
Недавно мы были свидетелями обращения язычников в христианскую веру. Когда мы спросили их, почему они это делают, то услышали в ответ следующее: «Крещеные люди не болеют и имеют защиту от колдовства и порчи». Обычно эти обращенные хотят также крестить своих детей, игнорируя тот факт, что дети еще не могут верить. В большинстве случаев они верят в магическое воздействие обряда крещения. Для них важен только сам обряд крещения, а в остальном они собираются жить так, как жили раньше.
В этой работе мы собираемся рассмотреть 10 ключевых мест Писания и 3 богословских ресурса разных авторов о данной теме. В конце работы дадим заключение по поводу учения о данной теме.
2. Анализ 10 самых ключевых мест Писаний, касающихся крещения младенцев и детей
1.1 Кор. 10:1-4. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
И все крестились в Моисея в облаке и в море;И все ели одну и ту же духовную пищу;
И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».
Данный отрывок касается времен Моисея, когда Израильский народ прошел через Чермное море. Апостол Павел проводит аналогию между крещением и прохождением через Чермное море. Для нас самыми важными стихами являются первые два стиха, которые говорят о том, что они «все крестились в Моисея в облаке и в море». Параллельными местами, описывающими эту историю, являются следующие стихи:
«Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (Исх. 13:21).
«И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:22).
В этом отрывке Апостол Павел учит об очень важной истине, касающейся становления нового свободного народа. Здесь слово «крестились» употреблено в значении того, что «обратной» дороги не будет, даже если они захотят возвратиться назад. Колесницы Фараоновы вместе с людьми потонули в море, а Израильтяне без ущерба для себя перешли по суше. Касаясь нашей темы (крещения младенцев), уместно предположить, что в слове «отцы» подразумевались как женщины, так и дети, потому что «отцы» не могли оставить своих детей в Египте на произвол судьбы. Когда фараон спросил у Моисея, «кто же и кто пойдет?», то в ответ Моисей сказал: «пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем» (Исх. 10:9). На это фараон сказал: «я готов отпустить вас: но зачем с детьми?» (Исх.10:10). Эти стихи косвенно поддерживают учение о крещении младенцев за исключением новорожденных мужского пола, так как в то время был дан указ на убиение всех новорожденных еврейских мальчиков (Исх. 1:22). Из библейской истории так же мы знаем, что Моисей и сам по прошествии 3-х месяцев после своего рождения был опущен в корзине на воду.
То, что говорит Апостол Павел в нашем отрывке, не касается всех аспектов водного крещения. В нашем случае израильтяне даже не были погружены в воду: «воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:22). Вероятнее всего, Апостол Павел объясняет здесь смысл крещения путем сравнения с израильтянами. Он объясняет то, что происходит с нами в результате крещения. Войско Фараоново ассоциируется с грехами и темной силой, которая пытается удержать нас в рабстве.
2.1 Кор. 1:16, 17. «Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова».
В данном отрывке говорится о крещении, благовествовании и кресте Христовом. Важными стихами являются оба стиха. Читая эти стихи, можно также как и в первом нашем случае предположить, что «Стефанов дом» состоял из взрослых и детей. Если в первом случае можно было со стопроцентной уверенностью утверждать, что там были младенцы, то в этом случае мы однозначно этого не можем сказать.
Апостол Павел, говоря о том, что Христос послал его не крестить, а благовествовать, подчеркивает мысль, что благовестие важнее, чем само крещение. Здесь основной упор делается на благовестие. И крещение выступает как результат или следствие благовестия. Тоже самое делал и Иисус. «Хотя сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин. 4:2). Анализируя эти стихи, можно придти к выводу, что они не поддерживают учения о крещении младенцев. Какой смысл благовествовать младенцам, если они не понимают нашей речи? Даже Младенец Иисус какое-то время не был способен «разуметь отвергать худое и отвергать доброе» (Ис. 7:14-16)
3.Мф. 3:13-15. «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его».
В данном отрывке говорится о крещении Иисуса Христа. Иоанн Креститель удерживал Его от крещения, говоря, что ему самому надо креститься у Него. Иисус же сказал ему, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Размышляя над этими стихами, можно прийти к выводу о том, что безгрешному человеку нет нужды в крещении. Иисусу Христу не в чем было каяться для прощения грехов. Библия говорит, что Сын Человеческий не совершил никакого греха. Поступок Иисуса красноречиво говорит о том, что через это крещение должны проходить все люди. Эти места Писания учат о смирении и послушании Господу. Основной целью служения Иоанна была подготовка пути Господу. И крещение после покаяния в полном смысле слова являлось приготовлением этого пути. Возвращаясь к нашей теме (к крещению младенцев), можно утверждать, что ветхозаветное обрезание младенцев мужского пола и новозаветное крещение не одно и тоже, иначе Христос не крестился бы. По учению, содержащемуся в этих стихах, можно утверждать, что крещение младенцев и детей допустимо (Мф. 3:15). На это указывает невинность младенцев, так как они еще не успели согрешить.
4.1 Пет. 3:18-21. «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед проповедал,
Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды.
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».
В данном отрывке Апостол Петр косвенно сравнивает крещение со спасением Ноя и его семейства от вод всемирного потопа. Также как и в случае Моисея, который рассматривали выше, во время всемирного потопа все нечистое и все грешное, кроме семейства Ноя, лишилось жизни. Если к этой истории подойти буквально, то этот случай тоже можно считать крещением. В Ноевом ковчеге были всего 8 душ, и все они были взрослыми. Поэтому о крещении младенцев и детей не может быть и речи. Далее в последующих стихах Апостол Петр, говоря о крещении, говорит об обещании Богу доброй совести. Что касается младенцев, то они никакого обещания дать не могут. Если только в этом не помогут им их родители.
5. Лк. 1:15, 41,44. «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей.
Когда Елисавета услышала привествие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа.
Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем».
Данные стихи говорят о том, что младенец Иоанн проявил радость (1:44). Было также пророчество об Иоанне, что он исполнится Духа Святого еще от чрева матери своей. Все это говорит о том, что Иоанн был необычным младенцем. То, что он проявил признаки радости,
говорит о том, что у него была какая-то вера, и он понимал человеческую речь. Будучи родителями, мы тоже разговаривали со своими детьми, когда они еще находились в утробе матери. Говорить, что ничего не понимают, будет неправдой, потому что они чувствуют наше настроение, наше прикосновение. Они могут слушать нас и слушать музыку. То, что они могут общаться с нами, говорит о том, что они могут иметь неосознанную веру. Учение, содержащееся в данных стихах, вместе с примером крещения Иисуса, предполагает и допускает крещение младенцев.
6.Деян. 10:47,48. «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?
И велел им креститься во имя Иисуса Христа…»
Данный отрывок дополняет учение вышеуказанного места Писания. Мы видели, что Иоанн Креститель должен был исполниться Духа Святого еще в чреве матери. Хотя в Библии об этом прямо не говорится, но мы верим, что это пророчество исполнилось, потому что Елисавета, матерь его, при приветствии Марии сама исполнилась Духа Святого. Возвращаясь к нашим стихам. Мы можем с уверенностью сказать: «Кто может запретить креститься водою тем, кто получил Святого Духа?» Если бы Иоанна тогда крестили, то никто не смог бы запретить это. Но об этом в Библии ничего не сказано. Если Иоанн хотел креститься от Иисуса, то это значит, что его никто не крестил. Тогда встает другой вопрос: «Мог ли Иоанн крестить самого себя?» Пославший его крестить, вероятнее всего, на этот счет никакого указания Иоанну не давал.
Анализируя ближайший контекст данного отрывка, можно догадаться, что предпосылкой для крещения является вера в Него, в Иисуса. У младенца Иоанна Крестителя были все предпосылки для этого, потому что он знал, кто к ним пришел в гости. Но этого не произошло из-за того, что полнота времени еще не наступила. Второй стих говорит нам, что нужно «креститься во имя Иисуса Христа». Существуют помимо этого еще крещение Иоанново, крещение в Моисея и крещение Ноя. Чем они отличаются друг от друга, или же это одно и тоже? В каждом случае замешана рука Господня, но по рангу они отличаются друг от друга. Крещение во имя Иисуса Христа несомненно выше чем все остальные. Рассмотренный отрывок поддерживает учение о крещении младенцев, но не обязывает их крестить. Единственный аргумент для воздержания от крещения заключается в том, чтобы младенцы сами желали креститься, а этого в силу обстоятельств они не могут исполнить.
7.Рим. 6:3,4. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни».
Выше мы рассматривали обстоятельства крещения со смертью врагов-рабовладельцев и всего нечестивого рода. В данном случае крещение связано со смертью падшего ветхого нашего человека. Мы должны умереть для греха. Это волевое решение. Это наши похороны. Младенцы при всем желании этого совершить не могут. Они не могут сказать «мы, крестившиеся во Христа Иисуса». У младенцев еще не выработаны понятия о грехе. Они невинны. С другой стороны, какая может быть обновленная жизнь у малышей? Приятно, конечно, видеть малышей, которые были с детства во Христе. Они и не знают другой жизни, кроме этой. Но невозможно тоже самое сказать о младенцах. Рассматриваемые стихи нисколько не поддерживают учения о крещении младенцев.
8.Мр. 1:4,5. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои».
В данном отрывке говорится о том, что Иоанн проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. Каждый, кто приходил на крещение, исповедовал свои грехи. Евангелист Марк утверждает, что к Иоанну приходила вся страна Иудейская и Иерусалимляне. Никто не остался в стороне, даже фарисеи приходили к нему креститься. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:7,8). Анализируя этим стихи, можно придти к выводу, что среди крестящихся были и те, которые хотели быть крещенными, но не хотели изменять свою прежнюю жизнь. Здесь Иоанн говорит, что крещение будет недействительным, если они отнесутся к нему только формальным образом.
Иоанн, обращаясь к фарисеям и саддукеям, предупредил их, что грядет суд. Он говорит, что принадлежность к Божьему народу не спасает, и если они не будут приносить доброго плода, то, как дерево, будут срублены и брошены в огонь. В данных стихах о вере практически ничего не говорится, но она подразумевается, иначе никто бы не пришел креститься, все боялись Божьего суда. В данном отрывке ничего не говорится о младенцах и детях. Крестили их или нет, мы не знаем. Дети даже если и будут исповедоваться, пути их
еще не будут тверды, а младенцы еще ничего не могут делать. Учение, содержащееся в данном отрывке, нисколько не поддерживает учения о крещении младенцев.
9. Деян. 19:3-6. «Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса.
И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать».
Эти места писания снова поддерживают учение о том, что существуют 3 типа крещения: Иоанново крещение, крещение во имя Господа Иисуса и крещение Духом Святым. В наше время Иоанново крещение уже не практикуется, потому что крещение во имя Господа Иисуса включает в себя также крещение покаяния для прощения грехов. Здесь снова говорится о вере как основание для крещения. В ближайшем контексте написано, что учеников было около 12 человек. Все они были взрослыми, потому что младенцы еще не могут быть учениками. Все случаи крещения, которые описаны в Деяниях Апостолов, были базой для крещения Духом Святым. Другого и не ожидалось, такой порядок вещей стал закономерностью: вначале водное крещение, потом крещение духом Святым.
10. Деян.16:1-3. «Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин.
И о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
Его пожелал Павел взять с собою; и взяв обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин».
В данном отрывке говорится об обрезании Тимофея. В 15 главе Деяний Апостолов мы читаем, что Апостолы и пресвитеры при долгом рассуждении приняли решение не обрезывать по обряду Моисееву. Апостол Петр объяснил это тем, что «отцы и сами они» не могли это иго исполнить. Далее в других местах Писания Апостол Павел говорит, что обрезывающиеся по Моисееву закону остались без Христа. Тогда почему же в нашем отрывке Павел обрезывает Тимофея? Анализируя это место Писания, можно предположить, что обрезывать можно, и это не грех. В таком случае по аналогии можно рассудить, что в крещении малолетних нет никакого греха. Обрезывая Тимофея, Павел искал пользы для Евангелия. Тогда и в нашем случае будем искать пользы в этом обряде. Для Павла это был единичный случай в той конкретной обстановке. Базируясь на этом стихе, мы не можем вывести универсальный принцип для всех и на все времена. Лютеранская практика показывает, что крещеные младенцы в дальнейшем, когда они подрастут, нуждаются в конфирмации. Следовательно, для пользы дела лучше воздержаться от крещения младенцев.
3. Обзор и оценка учения, находящегося в труде М.Эриксона «Христианское богословие», о крещении младенцев и детей
Прежде чем ответить на вопрос «должны ли мы крестить детей и младенцев?», М.Эриксон приводит стих из Писания. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Рассматривая этот стих, М.Эриксон заметил, что «с осуждением связывается отсутствие только веры, а не крещения»1. Применяя закон индуктивной логики, М.Эриксон приходит к выводу, что для спасения нужна только вера, «тогда как вопрос о крещении не столь ясен»2. Далее, когда рассматривает ситуацию с темничным стражем в Филиппах, он подчеркивает следующую мысль: «В отличие от покаяния и обращения, крещение – не обязательное условие спасения. Оно представляется, скорее, выражением или следствием обращения»3. Другим примером, где крещение было необязательно, является случай с разбойником на кресте. Он исповедал свою веру перед Иисусом, но креститься в силу обстоятельств никак не мог. «Тем не менее Иисус заверил его: «Ныне же будешь со Мною в раю»4.
Некоторые, как утверждает М.Эриксон, считают, что крещение заменяет ветхозаветный обряд обрезания. В этом случае, на первый взгляд, можно предположить, что крещение детей и младенцев обязательно. Так ли это на самом деле? Чтобы получить знак вхождения в Завет, младенцы мужского пола должны были пройти обряд обрезания, но младенцы женского пола в силу физической особенности были освобождены от этого акта. Несмотря на это, все женщины, как и мужчины, были в Завете с Богом. Согласно Новому Завету внешний обряд обрезания заменен внутренним (духовным) обрезанием сердца. М.Эриксон приводит стих Кол. 2:11-12, где говорится о том, что «между духовным обрезанием и крещением существует тесная связь»5. Далее он приходит к выводу, что «крещение – это выражение веры и свидетельства единения человека со Христом в Его смерти и воскресении, то есть духовного обрезания». «Это публичная демонстрация верности Христу»6.
Основываясь на стихах (Деян. 11:14; 16:15, 31-48; 18:8), некоторые служители предполагают, что крестились и дети. Когда говорят, что «крестились целые дома», то вполне естественно утверждать, что семьи состояли из взрослых и детей. «Кроме того, крещение просто необходимо. Ибо все люди рождаются с первородным грехом, достаточным для осуждения. Это пятно греха надо удалить. Поскольку дети сами не способны проявить веру, необходимую для возрождения, их надо очистить через крещение»7 (922). Католики считают, что если некрещеные дети умирают, они не могут попасть на небо. То место, куда они попадают, лишено как страданий, так и небесного блаженства. Лютеране сознают противоречие между крещением младенцев и принципом оправдания верой. Чтобы решить эту проблему выдвигаются две предпосылки:
1. «Младенцы могут обладать неосознанной верой»8. Например, Иоанн Креститель «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15). И как мы видим далее: «младенец взыграл во чреве Елисаветы в ответ на приветствие Марии» (Лк. 1:41).
2. «При крещении ребенка проявляется вера родителей»9.
Рассматривая различные точки по поводу крещения младенцев, М.Эриксон приводит самый главный аргумент в пользу воздержания от крещения. Этот аргумент заключается в том, что в Новом Завете прямые указания на крещение детей напрочь отсутствуют. «Отметим, наконец, что позиция сторонников крещения основывается на понимании крещения либо как средства передачи спасительной благодати, либо как знака и печати вхождения в Завет наподобие ветхозаветного обрезания. Поскольку оба эти представления мы сочли необоснованными, делаем вывод о несостоятельности и точки зрения сторонников крещения детей. Исходя из самого смысла крещения, мы должны придерживаться концепции о крещении верующих, тем более что в Новом Завете не показано ни одного явного случая крещения человека до принятия им веры»10.
1М.Эриксон. Христианское богословие.СПб.: Библия для всех, 1999. - С.927.
2Там же.
3Там же. С.928.
4Там же.
5Там же. С.929.
6Там же.
7Там же. С.922.
8Там же.
9Там же. С.923.
10Там же. С.931.
4. Обзор и оценка учения, находящегося в труде А.Мак-Грата «Введение в христианское богословие», о крещении младенцев и детей
Так же как и М.Эриксон, А.Мак-Грат указывает нам тот факт, что «В Новом Завете не содержится каких-либо указаний на крещение младенцев. Однако, он и не запрещает подобную практику, причем существует ряд мест, которые можно истолковать как разрешение, например, указание на крещение целых семейств (которые, вероятно, включали и младенцев - Деян.16:15, 33; 1 Кор.1:16). Павел рассматривает крещение как духовный эквивалент обрезания (Кол.2:11-12), что указывает на возможность доведения параллели до его применения по отношению к младенцам»1. Касаясь замены ветхозаветного обрезания крещением, Мак-Грат также утверждает, что «параллель с иудейским обрезанием привела христиан к разработке эквивалентного обряда принятия для христианских младенцев»2. Карл Барт в своих произведениях подверг критике практику крещения младенцев. Мак-Грат приводит 3 его аспекта критики3:
1. Она не имеет библейских оснований. Все имеющиеся сведения указывают на то, что крещение младенцев стало нормой лишь в после апостольский период, а не в период Нового Завета.
2. Практика крещения младенцев привела к крайне ошибочному предположению, что люди становятся христианами по своему рождению. К. Барт утверждает, напоминая при этом идею Дитриха Бонхеффера о "дешевой благодати", что крещение младенцев обесценивает благодать Божью и сводит христианство к чисто социальному явлению.
3. Практика крещения младенцев ослабляет связь между крещением и христианским послушанием. Крещение является свидетельством благодати Божьей и знаменует начало отклика человека на благодать. Поскольку младенцы не могут осознанно реагировать на благодать, богословский смысл крещения затмевается.
Киприан Карфагенский заявлял, что крещение младенцев обеспечивает отпущение также и первородного греха. Августин, отвечая на возражение «почему же младенцы вели себя столь греховно в последующей жизни», разграничил понятия «вина» и «болезнь» первородного греха. «Крещение снимало вину первородного греха, однако, никоим образом не излечивало его следствия, которые могли быть уничтожены лишь постоянным действием благодати внутри верующего»4. Августин, обрекая некрещеных младенцев на вечное проклятие, «признавал, что судьба этих младенцев в аду будет не такой страшной, как судьба тех, кто дожил до зрелости и совершил реальные грехи»5.
Обоснование практики крещения младенцев богословы нашли в произведениях Цвингли. По сравнению с Августином Цвингли отрицательно относился к идее о «первородной вине». «Как можно говорить о том, что младенец в чем-то виновен? Вина подразумевала определенную степень нравственной ответственности, которой у младенцев просто не было»6. Вот что по этому поводу пишет Мак-Грат: «Цвингли нашел ответ в Ветхом Завете, который гласил, что младенцы мужского пола, рожденные в народе Израиля, должны иметь внешний знак своей принадлежности народу Божьему. Этим внешним знаком служит обрезание, то есть отсечение крайней плоти. Крещение младенцев следовало, таким образом, рассматривать как аналогию обрезания - знак принадлежности к заветному сообществу. Цвингли утверждал, что наиболее всеобъемлющий и мягкий характер христианства публично подтверждался крещением младенцев. Наиболее всеобъемлющий характер христианства подтверждался крещением младенцев как мужского, так и женского пола; в отличие от этого, иудаизм признавал лишь отметку младенцев мужского пола. Более мягкий характер евангелия публично подтверждался отсутствием боли или пролития крови в ходе совершения таинства. Христос страдал, будучи не только распятым на кресте, но и обрезанным, чтобы Его народ не страдал от этого»7. Позиция Мак-Грата по поводу крещения младенцев однозначна: крещение младенцев неоправданно. «Молчание Нового Завета в этом вопросе следовало понимать как указание на то, что не существовало какого-либо оправдания крещению младенцев»8. Подводя итоги по данной теме, Мак-Грат приводит 4 условия «законного» крещения9:
1. Таинство должно быть преподано надлежащей властью - то есть церковью.
2. Таинство должен получить достойный субъект - то есть кающийся верующий. Кэррол настаивает на том, что обращение предшествует крещению.
3. Должен быть совершен надлежащий акт: крещение посредством полного погружения в воду.
Должно подтверждаться правильное понимание таинства: крещение является символическим актом, и оно ни в коей мере не оказывает воздействие на обращение человека, над которым совершается крещение.
1А.Мак-Грат. Введение в христианское богословие. С.293.
2Там же.
3Там же. С.294.
4Там же.
5Там же.
6А.Мак-Грат. Введение в христианское богословие. С.295.
7Там же.
8Там же.
9Там же. С.296.
5. Обзор и оценка учения, находящегося в труде У.Грудема «Систематическое богословие», о крещении младенцев и детей
Уэйн Грудем приводит две точки зрения, поддерживающие учение о крещении младенцев и детей. Одну из них трудно даже оспорить. Основная мысль заключена в следующем: «Крещение может быть преподано всем маленьким детям верующих родителей»1. Сюда можно отнести такие церкви, как лютеранская, епископальная, методистская, пресвитерианская и реформатская церкви. Теорию, которую они придерживаются, обычно называют «теорией завета» или «педобаптизмом».
Их мнение о крещении младенцев, поддержанное Луисом Беркхофом, основывается на следующих пунктах2:
1. «В Ветхом Завете детей обрезывали». Это обрезание означало вступление в общину завета или в общину Божьего народа. Обрезание проходили все дети мужского пола.
2. «Крещение соответствует обрезанию». Ныне внешним символом вступления в «общину завета» является крещение. Здесь нет ничего нового, здесь обрезание просто заменено крещением. Поэтому мы должны крестить всех детей верующих родителей. «Лишить их этого блага – значит лишить их той привилегии, которая принадлежит им по праву, - символа принадлежности к общине народа Божьего, общине завета»3. Основной стих, который поддерживает это учение, гласит следующее: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещение, в Нем вы и совоскресли «верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:11,12). В этих местах Писания наблюдается явная параллель между обрезанием и крещением.
3. «Крещение домочадцев». В Деяниях Апостолов и в Посланиях говорится о крещении «домочадцев». Можно привести примеры крещения Лидии (Деян. 16:15), семьи филиппийского тюремного стража (Деян. 16:33), домашних Стефана (! Кор. 1:16), а также утверждение из Деян. 2:39, в котором говорится, что обетования благословения Евангелия принадлежат и детям нашим.
При всем внешнем сходстве обрезания и крещения мы должны помнить о том, что они символизируют разные вещи. «Обрезание не ограничивалось людьми, обладавшими подлинной внутренней духовной жизнью. Оно совершалось надо всеми, кто жил в среде израильского народа (Быт. 17:10-13). Обрезывались не только люди, физически происходившие от израильского народа, но также и рабы, которые были ими куплены и жили среди них»4. Для них в то время не было важно, имеют ли эти рабы духовную жизнь внутри себя. Но для нас важно только то «обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим.2:19). Очень важное отличие обрезания от крещения в том, что в Ветхом Завете «община завета» состояла из верующих и их неверующих детей, родственников и слуг, которые жили вместе с ними, а в Новом Завете теперь все по-другому. Единство теперь заключается в том, что обладают ли они спасительной верой и стали ли они духовной частью тела Христова. «Безусловно верно, что крещение – это символ вхождения в Церковь, однако это означает, что совершать его следует только над теми, кто обнаруживает признаки того, что он является членом Церкви, только над теми, кто исповедует веру в Христа»5. «… В Ветхом Завете дети мужского пола автоматически обрезывались, поскольку их физическое происхождение и физическое присутствие в общине еврейского народа означали, что они были членами общины, для вхождения в которую вера не требовалась. Но сейчас крестят лишь тех, кто обнаруживает признаки подлинной спасительной веры, поскольку членство в Церкви основано на внутренней духовной реальности, а не на физическом происхождении»6.
Во всех случаях, когда говорится о крещении домочадцев, было проповедовано слово Господне всем, кто был в доме. А те в свою очередь поняли слово и уверовали. Каждый раз «пример крещения домочадцев предполагает веру домочадцев»7 .
Другой рассмотренной точкой зрения является точка зрения римско-католической церкви. Эта церковь учит, что детей тоже нужно крестить. Крещение, как учат ее служители, необходимо для спасения, и оно ведет к перерождению. «Крещение (для них) есть средство, с помощью которого церковь наделяет людей спасительной благодатью»8. Они также считают, что вера, которой нет у ребенка, замещается верой церкви. «Католики считают, будто бы таинство действует независимо от веры людей, участвующих в таинствах»9. Отт говорит, что «таинства сообщают благодать непосредственно, то есть без участия веры»10. Если же крещение и участие в других таинствах необходимы для спасения, то есть для получения спасительной благодати, то тогда наше спасение будет основано на вере в сочетании с делами. С другой стороны, никакие дела не являются необходимыми для спасения. «Крещение в таком случае не является необходимым для спасения»11. В Новом Завете нет примеров, когда крещение явно показывало бы то, что оно сообщает благодать независимо от субъективного состояния человека. Грудем утверждает, что «наше оправдание от грехов происходит в момент обретения спасительной веры, а не в момент принятия водного крещения, которое обычно происходит позднее. Но если человек уже оправдан и его грехи прощены в вечности в момент обретения спасительной веры, то крещение не обязательно ни для прощения грехов, ни для обретения духовной жизни»12. Возраст, когда можно крестить детей, определяется индивидуально. Здесь нужно учитывать и видеть убедительные признаки подлинной духовной жизни ребенка.
1У.Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение: Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2004 – С.1100.
2Там же. С.1100-1101.
3Там же.
4Там же. С.1101.
5Там же. С.1102.
6Там же. С.1103.
7Там же.
8Там же. С.1095.
9Там же. С.1096.
10Там же.
11Там же. С.1097.
12Там же. С.1108.
6. Заключение
В данной работе мы рассматривали волнующий всех христиан вопрос крещения младенцев и детей. Подведем итоги. Разбирая 10 ключевых мест Писания и труды М.Эриксона, А.Мак-Грата и У.Грудема, мы пришли к выводу. Что крещение не является необходимым условием для спасения. Крещение необязательно. Оно часто выступает как выражение или следствие обращения. Два места Писания Мк.16:16 и Лк.23:43 напрямую подтверждают эту мысль. Главным аргументом в пользу воздержания от крещения можно считать тот факт, что в Новом Завете прямых указаний на этот счет не существует. С другой стороны, позиция сторонников «теории завета» не выдерживает критики. Это объясняется тем, что во времена Ветхого Завета обрезанию подвергались как верующие, так и неверующие люди. Чтобы быть в общине Божьего народа, женщинам в силу обстоятельств не нужно было никакого обрезания. Ныне, во времена Нового Завета, физическое обрезание заменено духовным обрезанием.
Следующим моментом, который мы рассматривали, является крещение покаяния для прощения грехов. Иоанн Креститель сурово обличил фарисеев и саддукеев, когда они возжелали формально креститься. Иоанн сказал им. Чтобы те совершили «достойны плод покаяния». Цвингли утверждал, что младенцам не в чем каяться, и требовать от них того же, что и от взрослых, неразумно. Единственное, что нужно, так это очищение младенцев от первородного греха. Так как дети не могут проявить веру для возрождения, то их необходимо «очистить через крещение». Вера по мнению сторонников крещения замещается верой родителей или церкви. В таком случае при получении спасительной благодати крещение будет представляться как акт, основанный на вере в сочетании с делами. Мы знаем, что никакие дела не являются необходимыми для спасения. «Наше оправдание от грехов происходит в момент обретения спасительной веры, а не в момент принятия водного крещения, которое обычно происходит позднее. Но если человек уже оправдан и его грехи прощены в вечности в момент обретения спасительной веры, то крещение не обязательно ни для прощения грехов, ни для обретения духовной жизни»1.
И последнее. Верующие должны сами желать крещения. А младенцы в силу обстоятельств этого совершить не могут. Прежде чем креститься ребенок должен уметь определять доброе от худого. Он должен быть ответственен за свои поступки.
Библиография
1. М.Эриксон. Христианское богословие.СПб.: Библия для всех, 1999. - 1071с.
2. А.Мак-Грат. Введение в христианское богословие.
3. У.Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение: Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2004 – 1453 с.
1Там же.
Свидетельство о публикации №215031000747