6. Звездный скетчбук

…И когда я проходила мимо них, они засмеялись. Они надо мной смеялись, понимаешь, Най? – Они сидят на уже ночной лоджии и считают, сколько горит желтых квадратов окон. Впрочем, считает только Най, а Са рассказывает о трагедии, приключившейся с ее внутренним Я на работе.
Запустив руки в дреды, девушка продолжает.
А потом я вернулась с палубы с грязной посудой и услышала, как они сказали: «Ненавижу эту тощую дуру, вечно строит из себя, будто бы она королева». И как только они увидели меня, они сразу же перевели разговор в другое русло, как будто бы не обсуждали только что меня!
Най обнимает Са, чувствуя в ее голосе едва сдерживаемые слезы. Слезы спустя два тяжелых вдоха превращаются в проливаемые, а потом и вообще обрастают нотками отчаяния.
Почему меня никто из них не любит, Най?! Что я такого им сделала? Почему я никогда не могу ужиться ни в одном коллективе? – Она прячет лицо в его плече, качая головой, и оставляя на его футболке следы туши и цветных теней. – Я же ведь даже ходила с ними на корпоратив. И я всегда здороваюсь с ними и даже иногда притворяюсь, что понимаю их шутки, и смеюсь. А они… А они все равно обсуждают меня.
Най дожидается, пока огненный поток слов иссякнет и, обняв Са и поцеловав ее, вступает в диалог.
Почему ты так уверенна, что они посмеялись именно над тобой? – Его рука гладит ее по влажной щеке. – Может быть, шутка была о ком-то из их общих знакомых, и они не хотели, чтобы ты услышала. Может быть, там было что-то личное или пошлое.
А мне что, нельзя пошлое слушать?
Ну, тише-тише… - Он равномерно покачивается вместе с ней, стараясь утешить. – Ты же ведь сама говоришь, что притворяешься, будто бы смешно, когда тебе рассказывают шутку. Люди всегда чувствуют, когда им врут.
Я не врунья!..
Я знаю, что не врунья. Просто зачем смеяться, если не смешно. Можно просто улыбнуться и продолжить свои дела.
Са недовольно молчит, шмыгая время от времени носом. Най собирается какое-то время с мыслями, и продолжает после паузы.
Поэтому они и замолчали, когда увидели тебя. Иногда это даже смешнее, когда тебе рассказали шутку, а потом нужно сдерживаться, ну, как будто бы ты на уроке в школе сидишь и при учителе смеяться нельзя. Зато когда он выходит в коридор, то… - Он посмеивается, вспоминая школьные годы. Смотрит на темнеющий небосвод и вдыхает аромат листьев, что благодарно расстаются с жаром, который они успели накопить за день.
А потом, про эту фразу… - Он снова молчит какое-то время. – Тут опять же сложно с уверенностью сказать, что это было сказано о тебе. Вот почему ты вообще решила, что они про тебя говорили? Ты, что ли, себя высокомерно на работе ведешь? Или дурой себя считаешь?
Нормально я себя на работе веду… - Бурчит в ответ Са. – Най, почему ты меня обижаешь? Ведь ты же должен меня поддерживать и успокаивать, защищать меня, а не осуждать! Почему я-то опять во всем виновата?! – Она сбрасывает его руки и отсаживается далеко-далеко в угол лоджии.
Са!.. – Най подходит к ней и садится рядом. – Не глупи. Я просто пытаюсь дать тебе понять, что ничего страшного не произошло. Они даже ни разу твоего имени не произнесли. С чего ты взяла, что все это было о тебе?
Девушка молчит, роняя тихие, обиженные слезы.
Как бы мне хотелось защитить тебя от таких мыслей… - Снова обнимая ее, задумчиво произносит Най. Так они сидят какое-то время, потом он встает, перетаскивает на лоджию матрас и плед, подушку, укладывает девушку, целует ее и говорит:
- Спи. Завтра у нас выходной, будем весь день гулять и целоваться. А это все пройдет, я тебе обещаю.
Дождавшись, пока Са заснет, Най тщательно укутывает ее в плед, тихо встает и идет в мастерскую. Роется в работах, разыскивая скетчбук, роняет на пол палитру и краски. Испуганно замирает, прислушиваясь, не проснулась ли Са. Убедившись, что она спит, он берет нужное, выходит в коридор, отодвигает большое полотно, изображающее мегаполис и замирает перед нарисованными прямо на стене деревянными дверьми. Смотрит на чугунные стяжки и узоры, увивающие закрытые створки, щурится, всматриваясь в замочную скважину. Сует за пояс скетчбук. Извлекает из кармана черную гелевую ручку, сгорбившись, рисует на ладони изображение ключа. Закрыв глаза, мысленно формирует цель и прикладывает ладонь с ключом к замку на двери. Резко выдыхает.
Когда открывает глаза, то находит себя в теле подростка. Най сидит на скамейке, держа в руках палку с прямоугольной антенной. Смахивает с лица еще не остывшие слезы. Да-да, он прекрасно помнит этот момент. Он копил на антенну деньги от школьных завтраков целых два месяца, чтобы потом, купив ее, обнаружить, что на месте телевизионного сигнала возвели огромный дом, наглухо закрывший передачу. Най не сдавался. Приделал длинную палку к антенне и поднял ее очень высоко вверх. В итоге, в один из штормовых вечеров, палку эту сломило, антенна упала и никогда больше не работала.
Най дергается, роняя антенну. Тело совсем другое, чужое, странное, угловатое и, кажется, не слишком красивое. Мальчик встает со скамейки, неуклюже поднимает свою неудачную покупку. Взвешивает ее в руках и решительно направляется на близлежащий рынок, где выручает за нее и за пару значков из своей коллекции достаточно денег, чтобы на электричке добраться до той деревни, где живет Са.
Сойдя с поезда на перрон, Най какое-то время недоуменно осматривает ряды крыш, бревенчатых домов и косых улиц с покосившимися фонарными столбами. Он бывал вместе с Са у ее родителей, но там, в 2013 году, деревня явно собиралась сменить статус «деревня» на статус «пригород».
Мотнув головой, Най спускается по лестницам вниз и бродит какое-то время меж домов, предполагая, где могла бы оказаться школа, в которой сейчас должна сидеть на уроках его будущая девушка.
Он выходит на пригорок и видит раскинувшуюся внизу деревню. Рассматривает крыши, прикидывая, какая из них могла бы принадлежать школьному зданию. Так и не найдя нужных вариантов, он подходит к женщине с коромыслом у колодца и вежливо спрашивает:
- Простите, не подскажете мне, где тут находится школа?
Он и сам удивляется, как легко ему удается поговорить с незнакомым человеком. Будь он внутри и вправду подростком, он бы ни за что не решился на такую дерзость. Женщина оборачивается, указывая ему нужную дорогу.
Обогащенный знаниями, Най радостно благодарит свою собеседницу и бегом пускается вниз по дороге, переживая и надеясь, что успеет к концу занятий. Небо над ним хмурится и сереет, собирая в ладони дождевую влагу.
У деревенской школы большие окна в голубых рамах, и ярко выкрашенные в белый цвет срезы бревен на углах. Подойдя к забору и вытянув голову, Най рассматривает напряженные спины школьников, пишущих что-то в тетрадях. Голос учителя гулкий и громкий, разносится по всей комнате.
Мальчик осторожно входит во двор и пробирается к одному из окон. Сглатывает, всматриваясь в каждого из учеников. Надеется, что Са не слишком сильно изменилась. В классе восемь человек, из них четыре мальчика и четыре девочки. Приникнув к стеклу и оставляя на нем облачко дыхания, Най ищет среди опущенных голов ту самую, ради которой он предпринял столь рискованное путешествие.
И стоит ему обрадованно встрепенуться, наткнувшись, как ему кажется, на нужную голову, как разносится звон колокольчика. Видимо, урок закончен. Ребята собирают свои вещи в сумки и, переговариваясь и смеясь, выходят из класса в коридор. Но не все. Худая девочка в темно-коричневом платье все еще сидит над своей тетрадью и что-то медленно там пишет.
Не найдя ничего лучше, Най стучит в окно, стараясь привлечь ее внимание. Девочка за партой упорно делает вид, что она этого не слышит. Тогда Най, вобрав воздух в легкие, кричит:
- Са! Эй, Са! Посмотри на меня!
Девочка решительно закрывает тетрадь, складывает ее в сумку, поднимается и выходит в коридор, не наградив Ная даже взглядом. Мальчик стоит в недоумении какое-то время, потом выпрыгивает из кустов и вбегает в школу.
Внутри пахнет теплым деревом. На стенах висят какие-то фотографии и рисунки, в углу у раздевалки высится деревце с пышной зеленой кроной. Мимо Ная пробегают дети лет десяти, перебрасываясь красным ранцем, смеясь и лупя им друг друга. Мальчик проходит вглубь школы, осматриваясь и гадая, в какую сторону Са могла уйти.
Он сворачивает в коридор и заглядывает в класс, но там уже пусто. Посмотрев вокруг, он доходит до самого конца коридора, затем возвращается обратно и подходит к окну во внутренний двор, надеясь, что еще увидит Са.
И он ее находит. На этот раз она не одна, а в окружении своих одноклассников. Объятый огненным стремлением, Най торопливо идет в другой конец коридора, и, наконец, оказывается на улице. До его ушей сразу долетает издевательский смех.
- Что, думаешь, самая умная? – Спрашивает у Са какой-то невысокий мальчишка.
- Ага, умная, - поддакивает ему кто-то из толпы.
- Когда тебя просят поделиться, это значит, нужно делиться. А не строить из себя дуру набитую.
Новый взрыв смеха. Най обомлел, стоя за их спинами и не зная, как поступить. Ему странно, почему Са не защищает себя, почему она вообще все это слушает.
- Что, не нравится с нами общаться? – Продолжает обвинитель. – Думаешь, мы тупые слишком, чтобы с тобой общаться? Да, тупые? Тупые? – Он ждет ее ответа. – Че молчишь?
- Да она, по ходу, сама тупая, - отвечает за Са какая-то высокая девчонка с косами.
- Ну тогда вали в свой лес, орангутанка хренова. Ха-ха-ха, орангутанка.
- Орангутанка-орангутанка! – Заладили ребята вокруг. Най протиснулся между ними и увидел белое, почти меловое лицо растрепанной девочки, боящейся даже просто поднять глаза. Ребята вдруг сжимают ее в еще более узкое кольцо, Ная тянет вслед за ними. Отчаянно работая локтями, он пытается выбраться из гущи, толкается, пихается, сопротивляется.
- Вали в свой лес! Вали в свой лес! – На разные лады выкрикивают подростки. Са, наконец, не выдерживает и бросается вперед. Най чувствует, что теряет равновесие. Секунда – и он уже в траве, смотрит, как Са вглядывается в его лицо огромными, дрожащими от слез глазами. Не успевает Най даже сообразить, что ему лучше сказать, как Са рывком поднимается и опрометью бежит к двери в здание школы. Азартно смеясь, ее мучители бросаются за ней следом.
- Стойте! Подождите! Вы не можете так поступать! – Кричит им в лица Най, хватаясь то за одного, то за другого. – Что такого она вам сделала? Зачем вы с ней так?
Мало кто обращает внимание на его протесты. Вместе с дикой толпой, Най добирается до конца улицы, а потом пыл как-то спадает, подростки постепенно останавливаются, шумно отдуваются, посмеиваются и обмениваются восторженными репликами.
- А ты кто вообще такой? – Обнаружив среди своих чужого, обращается к нему зачинщик погони. – Ты же не из нашей школы?
- Ага, и че это ты орангутанку защищаешь? – Смеется белобрысый парнишка. – Ты тоже, что ли, из леса пришел?
- Ха-ха-ха, еще один орангутанг.
Най смотрит на раскрасневшиеся лица. Обидное прозвище скачет из одного рта в другой, увеличиваясь и набирая обороты. Но мальчик намерен положить этому конец.
- Стоп! Хватит! – Он вскидывает руки. – Объясните мне. Вы же почти уже взрослые люди. Объясните мне, чем вам не понравилась эта девочка?
- Пф, девочка, тоже мне. – Бросает ему в лицо длинноногая девчонка в коротком платье. Не обращая на нее внимания, Най продолжает:
- Вы своими нападками можете ее довести. Она может сделать с собой что-нибудь. Вы причиняете ей невыносимую боль. Это же травма на всю жизнь!
Он смотрит в эти лица, а подростки хитро и жадно улыбаются, будто бы жрут его энергию огромными ложками.
- Нам-то она все равно ниче не сделает. – Отмахивается главарь этой школьной банды.
- Да даже если и сделает, и че? – Вторит ему сосед, злорадно хмурясь. – Ее в мужскую колонию отправят, потому что она не девка даже.
- Орангутанка, - подает голос кто-то, и смех сразу же камнями рассыпается вокруг.
- Вы не понимаете, - качает головой Най, переводя взгляд с одного на другого. – Вы и представить себе не можете, как вам это все аукнется потом в жизни.
Подростки начинают в голос гоготать. Обступают его и шумной гурьбой уплывают в сторону деревянных домов, даже не обернувшись и не прислушавшись к его бесполезным воззваниям.
Сбивчиво дыша, Най смотрит им вслед. А когда те скрываются за поворотом, он оборачивается к темной громаде леса, где, скорее всего, и спряталась сейчас Са. Отбросив пятерней с потного лба прядь волос, Най направляется туда.
Стоит ему ступить на землю, покрытую хвоей и травами, Най тотчас же чувствует мягкое покрывало спокойствия, опустившееся на его плечи. Воздух наполнен щебетом птиц в отстраненной, гулкой тишине леса. Мальчик поднимает голову вверх, провожая взглядом стройные, гладкие стволы деревьев. Свет пронизывает их кроны, косыми, блестящими лезвиями упираясь в землю, пни, пригорки и низины. Видел ли Най ту жуткую толпу жадных до зрелищ подростков, или же только что очнулся от кошмарного сна? Теперь он понимает, почему Са искала убежища именно здесь. Более спокойного и благодатного места трудно отыскать.
- Са! – Потуже набив легкие добротным лесным воздухом, кричит Най. – Са! Где ты? – Его эхо звенит в окружающем спокойствии. – Меня зовут Най! Не бойся! Мне нужно поговорить с тобой!
Он прислушивается, надеясь поймать за хвост даже самый отдаленный шорох. Но вокруг по-прежнему ничего. Пусто. Най проходит еще вглубь. Осматривается и прислушивается. И находит, наконец, девочку, неподвижно сидящую между огромных корней дуба.
- Са! – Най осторожно приближается, счастливо улыбаясь. – Наконец-то я тебя нашел!
Он ловит взгляд, полный ужаса и слез. Торопливо раскрывает руки, как бы показывая, что у него нет оружия, ни огнестрельного, ни словесного.
- Я должен тебе показать, как все будет! – Он застывает перед деревом. – Ты позволишь?
- Кто ты такой? – Едва слышно спрашивает Са, немного отодвигаясь от него. Мальчик кладет руку на сердце.
- Меня зовут Най. Ты меня не знаешь пока, но мы потом встретимся, и будем любить друг друга и жить вместе! У нас будет целый мир на двоих!
Девочка хмурится, не понимая его слов. Теребит и жует прядь волос. Най порывисто садится рядом с ней. Извлекает из-за пояса скетчбук и раскрывает его.
- Смотри! – Он протягивает тетрадь Са. – Это наш с тобой город. В нем у нас много странных друзей, которых мы очень любим. Ты приедешь туда, когда закончишь учебу здесь.
Он смотрит на Са. Девочка глотает слезы и заметно успокаивается. Она не хочет подавать виду, что ей интересно. Но все ее чувства выдает любопытный взгляд из-под спутавшейся густой челки. Най переворачивает страницу.
- А это наш с тобой дом. На самом деле, в нем живет очень много богатых людей. Он очень высокий, а наша с тобой квартира на шестнадцатом этаже. У нас есть солнечная лоджия. В ней можно увидеть рассвет. Мы часто с тобой сидим там, пьем чай и рассматриваем окна дома напротив. Вот, видишь? – Он показывает новый набросок. – Это мы с тобой. Смотри, какая ты красивая. У тебя много фенечек в волосах, а еще настоящие дреды, которые ты часто повязываешь малиновым платком. Я очень люблю, когда ты так делаешь.
- Совсем не похоже на меня. – Придирчиво отвечает Са. И, помолчав, добавляет. – Да и ты совсем тут другой.
- Конечно, другой, - смеется Най. – Мы с тобой встретимся еще только через несколько лет. Пять или шесть, может быть. Мы за это время повзрослеем. И изменимся, конечно, тоже. Вот! – Он открывает страницу, где наскоро набросан портрет Са. – Видишь, какой ты станешь. Ты еще посмеешься над своими глупыми одноклассниками, которые называли тебя орангутанкой. К тому времени, как они начнут спиваться и рожать нежеланных детей, ты будешь цвести, вытягиваться и сиять, как самый нежный цветок. – Он улыбается, глядя на нее. Потом перекладывает скетчбук со своих коленей на ее. – Посмотри сама.
Девочка какое-то время с интересом рассматривает картинки. Дойдя до наброска Лесного Духа, она вдруг отпихивает от себя тетрадь и строго спрашивает:
- Зачем ты все это показываешь мне сейчас? Это спасет меня от них? Они перестанут меня дразнить? Я перестану быть изгоем?
Най хватает ее за холодные, влажные руки и сжимает их в своих теплых ладонях.
- Нет. Вряд ли это поможет тебе сейчас с твоей проблемой. – Он смотрит на эскиз, где они сидят под одним из питерских мостов. Там Най обнимает Са и нежно прижимает ее к себе. Солнце обливает красноватым светом только половину лица. – Но я пришел сегодня к тебе, чтобы рассказать, что не всегда все будет так плохо. У тебя в будущем гораздо больше светлых и счастливых дней. Запомни это. Верь, что где-то там я жду тебя и уже люблю.
Его вдруг одолевает беспокойство. Най умолкает и напряженно оглядывается, ища причину. И, взглянув в небо, понимает. Пора возвращаться. Небосвод в вышине начинает закручиваться в полосатую спираль. Верхушки деревьев колышутся.
- Мне нужно идти. – Он оставляет ей скетчбук и поднимается. – Береги это, как и свою надежду на лучшие дни. Их у нас с тобой будет много. – Он поворачивается было, чтобы оказаться на обратном пути, но за руку его хватает Са.
- Подожди! – Она растерянно смотрит в его лицо, ища ответа. – Скажи, как… Как тебя зовут?
Най улыбается и растворяется в воздухе.
Посреди ночи Са открывает глаза, садится на кровати и ошарашенно оглядывается. Поначалу ей кажется, будто бы она оказалась в незнакомом месте. Понемногу, кусочки мозаики складываются воедино, и вот она уже в своей комнате, знакомой ей с трех лет. Девушка отбрасывает одеяло, голые ступни опускаются на половик. Утирая сонные слезы, Са выходит в коридор. На кухне горит свет. Окно открыто настежь, вокруг абажура кружатся светлячки. Занавески лениво треплет ночной ветерок.
За столом сидит мама. Она любит засиживаться с книгой допоздна. Подобрав под себя ноги, она одной рукой держит мягкий переплет книги, а другой перебирает цепочку на шее. Са крадется к ней и пугает своим неожиданным появлением.
- Са! – Женщина смеется, поправляя на плечах платок. – Ты чего не спишь? Третий час ночи на дворе.
Девушка садится рядом с ней и, глядя в окно, ежится и задумчиво говорит.
- Мне приснился такой странный сон… - Она протягивает руку к светлячкам, надеясь, что кто-нибудь из них осмелится приземлиться. – Как будто бы сначала я взрослая, и живу в другом городе, и там на работе у меня какие-то проблемы. А потом как будто бы я снова мелкая, хожу в школу и там одноклассники эти дурацкие… И как будто бы ко мне из будущего прилетает мальчик, в которого я якобы влюблюсь, и буду с ним жить, и все хорошо у нас будет. – Мама протягивает ей свой платок, и Са благодарно кутается в уютное материнское тепло. – Что я в Питере буду жить, в многоэтажке, с какими-то богатыми людьми. И он мне, главное, еще говорит так: «Запомни, у нас еще будет много счастливых дней», и протягивает мне альбом, в котором наброски цветными карандашами о нашей будущей жизни.
- А как его зовут? – Мама поднимается и закрывает окно. Наливает им в кружки теплый чай золотисто-коричного цвета.
- Да вот именно, - Са хмурится, пытаясь вспомнить. – Я его спрашивала, как зовут. А он не успел мне ответить. Я проснулась.
Они молчат какое-то время, отпивая чай. Потом мама вздыхает:
- Это у нас какой день недели?
- Суббота вроде как.
Женщина думает еще какое-то время, а потом улыбка озаряет ее полное лицо.
- Ну так сон в руку, - смеется она, гладя Са по руке. – Сны с субботы на воскресенье всегда сбываются, и даже очень скоро. – Они молчат еще какое-то время, каждая с улыбкой думая о чем-то своем. – Наверное, переезжать тебе пора. Заждался тебя этот мальчик, наверное. Ох как заждался.


Рецензии