Есть ли, конкуренция в России?

Конкуренция, что это? Задавшись этим вопросом, я стал рассуждать, подходя к этому вопросу с крестьянским аршином. Мое понятие о конкуренции, это –  для производителя и непосредственным субъектом, предлагающим свои услуги и торговли, привлечение большего числа потребителей. Расширение ассортимента, и при хорошем качестве продукции,  доступности цены услуги (товара). Для самого потребителя, доступность получения, выбора, качества и дешевизной услуги (товара). Получение этой услуги без проволочек и обмана.  Посмотрел и определение конкуренции в некоторых словарях. Вот одна из выдержек - Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

•  наличием множества равноправных рыночных субъектов;

•  полной экономической обособленностью каждого из них;

•  зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

•  противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

   Непосредственно в жизни, я сталкиваюсь с очень уродливой, никоим образом  не удовлетворяющих моих интересов, «конкуренцией». Начнем с того, что при наличии множества равноправных рыночных субъектов, нет возможности выбора и доступности сменить поставщика услуг. При всем их множестве, товары и услуги имеют одну и туже цену, и качество. Это можно рассмотреть на примере – В нашем районе была одна организация распределения (продажи) электроэнергии. Цена за киловатт составляла 0,46 р. Сейчас их 3, а цена соответственно увеличилась и сейчас составляет – 1,58, при этом качество и количество услуг не изменилось.  Что повлияло на увеличение цены? Что бы ответить на этот вопрос нужно посмотреть на цену производителя энергии.
Заглянем на опубликованные официальные данные.

   - Мощность современных электрических станций измеряется сотнями тысяч и миллионами киловатт, а количество 
вырабатываемой электроэнергии - миллионами и миллиардами киловатт-часов. Такая концентрация 
производства электроэнергии имеет неоспоримые экономические преимущества: снижаются удельные затраты на 
1 кВт установленной мощности, уменьшаются эксплуатационные расходы, повышается кпд оборудования. Современный электроэнергетический комплекс России включает почти 600 электростанций единичной 
мощностью свыше 5 МВт. Общая установленная мощность электростанций России составляет 220 тыс. МВт. 
Установленная мощность парка действующих электростанций по типам генерации имеет следующую структуру: 
21% - это объекты гидроэнергетики, 11% -атомные электростанции и 68% - тепловые электростанции.
Развитие электроэнергетики на длительную перспективу в Российской Федерации определяется Генеральной 
схемой размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года. Себестоимость 1 кВт•ч электроэнергии Красноярской ГЭС в 2001 году составляла 2,2 коп. Рентабельность ГЭС 
более чем в 2 раза выше рентабельности тепловых электростанций и на 2012 год превосходит рентабельность 
практически всех гидроэлектростанций на территории России, По данным Федеральной энергетической комиссии 
за 1998 год, рентабельность Братской ГЭС превосходит рентабельность всех электростанций России любого 
типа. Утвержденные для электростанции отпускные тарифы для торгов на ФОРЭМ за 1998 год составляли 17 
коп/кВт•ч. По состоянию на 2012 год, Братская ГЭС является самым крупным производителем гидро­электро­
энергии в России, генерируя в среднем за год 22,6 млрд кВт•ч, что соответствует коэффициенту использования 
мощности 57 %. Проектное значение гарантированной отдачи ГЭС с учетом необходимости многолетнего 
регулирования уровня водохранилища составляет 21,2 млрд кВт•ч. На 2005 год, минимальная выработка была в 
1997 году и составила 19,4 млрд кВт•ч, максимальное значение было достигнуто в 1995 году — 26,5 млрд 
кВт•ч.  Как мы видим, при стабильной цене и малой себестоимости, увеличением отпускной цены нет оснований. Так почему все-таки растут тарифы? При всем кажущем увеличении количества распределяющих компаний, что  вроде должно послужить усилению конкуренции, происходит необратимый процесс монополизации. На примере нашего района можно сделать вывод, компания осталась одна, а увеличилось только число работников и контор этой компании. А оплату их «труда» перенесли на плечи потребителя. И так происходит во всех сферах экономики. Так есть ли у нас конкурентная среда в России? С полной уверенностью можно сказать, ее нет. Если произвести математические расчеты, то мы увидим, что рост тарифов обусловлен, лишь тем, что бы набить деньгами карманы. Не вкладывая при этом денег на реконструкцию, улучшение качества обслуживания, и притока клиентов. А всю неэффективность управления и не желание работать, перекладывают на плечи потребителей, увеличивают стоимость своих услуг.


Рецензии