История с торой

История с торой

Студенческие годы мои прошли в Таганроге. Южный городок на берегу Азовского моря я с теплом вспоминал всю свою жизнь. Уже будучи женатым, спустя почти пятьдесят лет осуществил свою давнишнюю мечту — побывать там вместе с женой. Домик-музей А. П.Чехова, театр его имени, памятник Петру Великому — основателю города, краеведческий музей, — не самый полный перечень мест, которые мы посетили. С теплого Азовского моря пахнуло на меня вдруг неповторимым ароматом юности, такой свободной и безграничной. Но я даже и не предполагал, что любимый Таганрог преподнесет мне такой оригинальный сюрприз.
Краеведческий музей находится в здании дворца бывшего градоначальника — грека Алфераки. И вот брожу я с женой по залам музея. Я — в качестве гида, естественно, так как бывал тут частенько в студенческие годы.
— Смотри, — вдруг окликает меня жена.
Я подхожу и с интересом разглядываю восточного покроя халат с вышитой звездой Давида и какими-то словами, похоже, на иврите. Внизу табличка, где черным по белому написано: «В IX веке Хазарский каганат принял иудаизм».
— Вот это да! — я чешу в затылке, — не видел я этого раньше.
— Это новая экспозиция, — говорит пожилая сотрудница музея.
— Вот оно что! А я - то подумал, что раньше не заметил.
Вечером я написал шуточные стихи по этому поводу, присовокупив к знаменательному событию IX века тему о вещем Олеге. Помните, у А. С. Пушкина:
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам».
Назвал я свою пошутилку
«История с Торой или еврейские дела в Хазарском каганате»

Куда ни ткнешься — греки и евреи.
У Алфераки были мы вчера,
И там наткнулись во дворце — музее
На очень интересные дела.

Девятый век в Хазарском каганате,
Держите — нате, свеженький сюрприз:
Звезды шестиконечной на халате,
Цветною ниткой вышитый абрис.

И рядом текст. Представьте — на иврите!
...Какой-то бек, а может быть каган,
А может К;ган, вы уж извините,
На лысый череп кипу* возлагал,

Хазары Моисеевы законы
Всем кагалом усвоили на век,
Ну а за то, что при набегах сперли Тору (!..)
Отмстить пытался вещий им Олег.

И что Хазары были неразумны,
А. Пушкин тут, по-видимому, врет,
Хазарин, не всегда пусть самый умный,
Но с Торой он уже не идиот.

Р/S: в учебнике истории, которую мы проходили в школе, по крайней мере до 1958 года, и намёка не было на связь Хазар с евреями. Насколько я помню, о евреях там вообще не упоминалось. Я позволил себе небольшую вольность по поводу Торы, которую Хазары, по моей версии, якобы сперли у вещего Олега, за что он им впоследствии и отомстил так жестоко. Откуда она у него оказалась, я даже не задумывался. Возможно, Олег был иудеем? (Шутка!) Но это только версия, плод моей безудержной фантазии. Хотя история преподносит нам и не такие сюрпризы: тайна Стоунхенджа, например, или древняя Троя, найденная Шлиманом. Короче, нашего полку прибыло. С чем вас и поздравляю!

*Кипа — головной ритуальный убор типа тюбетейки у верующих мужчин.


Рецензии