2 августа 1965 года

    В летние месяцы 1964-66 гг. полк выполнял особые задания по перевозке офицеров и генералов армий стран Варшавского Договора из Волгограда в Капустин Яр. Было несколько таких встреч даже в Ростове. Как мы тогда понимали, это было связано с выполнением требований режима секретности. В  Волгоград они прилетали своими самолётами, откуда их забирали наши экипажи.  Чаще всего эти задания выполнялись командиром полка или его заместителем на самолёте Ил-14 в пассажирском варианте.

2 августа 1965 года в конце рабочего дня командир АП полковник Степанов дал указание экипажу готовить самолёт, а мне - выписать полётный лист до Волгограда и обратно. Необходимо было встретить и перевезти группу офицеров одной из дружественных стран. Штурманом экипажа пришлось лететь мне. Наши экипажи любили эти задания. Интересно было встречаться с офицерами других армий. В общении с членами экипажа они были все, как правило, доброжелательными. Особенно в этом плане запомнились офицеры армий Чехословакии и Болгарии. Вступать в диалог нам с ними не рекомендовали. Но и они редко обращались к нам с какими либо вопросами. Могли спросить о нашем жарком климате, о возможности порыбачить на Волге. Первое время интересовались возможностью посетить город Волгоград. Почти всем делегациям  Командование полигона предоставляло возможность посетить город Волгоград, организуя автобусные поездки. Все ли делегации посещали город-герой мы не знали.   
   
По готовности самолёта вылетели. После посадки в Волгограде, поставили самолёт на отведённую нам стоянку ближе к вокзалу зашли к диспетчеру и уточнили время прилёта самолёта с встречаемыми пассажирами. Время оставалось для прогулки. Мы втроём (полковник Степанов, 2-й лётчик лейтенант Стояновский и я) в ожидании прилёта решили пройти к аэровокзалу. Остановились на ступеньках со стороны летного поля. Интересно было наблюдать за только что прилетевшими пассажирами. Одни бежали, чтобы успеть захватить такси, другие, встретившись с встречающими их, никуда не торопились.
 
Из самолёта вышла очередная пассажирка интеллигентного вида, шла медленно, явно не торопилась. Подойдя к ступенькам аэровокзала, остановилась и повернулась в сторону самолёта, из которого только что вышла. Было видно, что кого-то ждёт.  Очередной пассажир быстро спустился по трапу и почти бегом направился в сторону аэровокзала. Когда он стал подходить к ожидавшей его даме, мы в один голос произнесли: «Так это же Рыбников и Ларионова». Да, это были они. Мы прошли за ними на привокзальную площадь, где их ожидала машина. Вот так, случайно,  мы оказались рядом с такими выдающимися, любимыми народом артистами советского кино.
 
После их отъезда, убивая время, мы задержались  на привокзальной площади.  Рассматривая на стоянке автомобили, Николай Павлович обратил внимание на одну, стоявшую в начале стоянки, машину Газ-21, и сказал: «Цвет точно такой, как у моей машины». Посмотрели на указанную машину и ушли встречать ожидаемый нами самолёт. 
В этот раз представителем от штаба полигона выступал  полковник Степанов, который встречал их у трапа прилетевшего самолёта. Встретив команду офицеров Болгарской армии, прошли к нашему самолёту.

Для диспетчерская службы эта церемония была знакома. После взлёта разрешила следовать по прямой на свою точку. Через двадцать минут произвели посадку, На парадной площадке,  их ожидал автобус и  представитель штаба полигона. Покидая самолёт, один из них вручил каждому члену экипажа по две пачки болгарских сигарет. Так у них было принято.
 
Проводив их, поставили самолёт на стоянку, и можно было уезжать домой. По пути к штабу договорились поехать на Ахтубу искупаться. В тот день на службу я приехал на личном автомобиле. Закончив дела, я доложил, что уезжаю. Николай Павлович решив не брать служебный автомобиль, попросил его подождать.  Через несколько минут выходит и меня отпускает, сказав, что у него из гаража угнали его машину. Оказалось, он позвонил зятю, чтобы тот подготовил их автомобиль для поездки на Ахтубу. Тот, придя в гараж, не обнаружил машины и позвонил Николаю Павловичу.  Тот сразу позвонил в прокуратуру и выехал на служебной машине. К его гаражу я подъехал раньше, но там уже работали следователи. Через 7-10 минут подъехал и сам Степанов, конечно же, сильно расстроенный. Не успел он выйти из машины, как ему говорят, что его машина задержана в Волгограде, находиться в таком-то отделении милиции вместе с угонщиками. Он дал мне указание на тот случай, если к утру не вернётся,  и тут же выехал вместе с зятем в Волгоград.

В событиях, описанных выше, я был непосредственным свидетелем.  Дальнейшие повествования со слов Н.П. Степанова. Два часа езды до Волгограда прошли с неплохим настроением, радовались тому, что машина нашлась. Подъехав к отделению милиции, они увидели свой автомобиль вроде как на первый взгляд в нормальном состоянии. Их встретил дежурный, попросил документы на машину и показал угонщиков. Их было трое в возрасте от 14 до 17 лет,  все жители нашего городка, одним из которых оказался сыном бывшего владельца гаража, другой приёмный сын офицера нашего полка А. Осипова.

При осмотре технического состояния автомобиля были зафиксированы три мелких дефекта: отсоединены  провода от радиоприёмника и замка зажигания, поломан замок от багажника. В багажнике было 30-40 кг арбузов и дынь. После осмотра и оформления протокола осмотра, дежурный разрешил забрать автомобиль и угонщиков. Второй экземпляр протоколов задержания и осмотра были вручены хозяину машины. Старшего по возрасту угонщика Николай Павлович посадил вместе с собой. В пути он рассказал, каким образом вскрыли гараж и выехали из нашего городка.

Сейчас трудно вспомнить все подробности. Или ехали длительное время по бездорожью вдоль железной дороги, или где-то переехали через железнодорожное полотно, а потом ехали вдоль дороги. И в милиции, и потом всюду причиной угона они все трое называли желание покататься. Катались они весь день, проехали  более 750 км. Доехали до г. Камышина, по пути купались в Волге и затарились бахчевыми. На обратном пути,  с какой-то целью, заехали в аэропорт. Когда мы вышли на привокзальную площадь, они нас увидели и ушли от машины. Спрятавшись, следили за нами. По пристальному нашему взгляду на машину они с испугом думали, что Николай Павлович узнал свой автомобиль.  Мы посмотрели и ушли. А они  порадовались нашему уходу, дождались взлёта нашего самолёта и продолжили заниматься своим делом.
Ночью они якобы планировали вернуться в наш городок. На въезде в Волгоград  их остановил инспектор ГАИ и сопроводил в отделение. Сработал сигнал из нашей прокуратуры об угоне. На этом  их автомобильное путешествие и закончилось.

Было проведено следствие, и возбуждено уголовное дело. Везде они показывали, что их единственной целью было желание покататься. Родители всех трех юношей всё время упрашивали Н. П. Степанова простить их детей. Хорошо помню, как он советовался со своими сослуживцами, как поступить. Теперь не смог вспомнить, был ли суд.В итоге они остались безнаказанными. Широкий резонанс этот поступок вызвал у общественности города.

Большинство удивлялись, как можно было уехать на машине, если без пропуска не возможно было ни войти, ни выйти. Приглашать к себе можно было только родителей. Ни брат, ни сестра приехать не могли. Однажды к молодому нашему офицеру из Волгограда приехала девушка, он её провёл в городок нелегально. При выходе решил провести через КПП легально, но бдительность солдата ему этого сделать не позволила. Поднялся скандал, требовали строго наказать. Прошло много времени, а вопрос: «А кому были нужны такие порядки»? остаётся загадкой.

Прошло какое-то время и почти та  же самая тройка угонщиков (заменился один) угоняет автомобиль другого полковника. Во втором случае им удалось доехать до г. Сальска под Ростовом, где их и задержали. Следствием было доказано, что они направлялись на Кавказ. Первый угон был объединен  в одно уголовное дело. И во втором случае супруги Осиповы просили о прощении сына. Но категорически  возражал хозяин второго угнанного автомобиля. Состоялся суд, который осудил старшего на 6 лет, младших, в том числе и приёмного сына нашего офицера, на 1,5 года. Дальнейшую судьбу этих “джентльменов удачи” я не знаю.


Рецензии