Лицо войны

Ей всегда хотелось дочку.Сын у нее уже был.А вот дочки Бог не давал.Мужа забрали в тридцать девятом.Потом пришла похоронка.Она плакала. Потом сказала себе. Слезами пацана не подымешь. Работала,как проклятая.Забывая о себе.Лишь бы мальчишке кусок был. А в сорок первом- опять война.  Да за что все напасти? Танки вошли на рассвете. Они шли,как на парад. В доме поселились чужие люди.А ее,хорошо в сарай. Ночью,чтобы не съели крысы,она закрывала сына сеткой от старой кровати. А утром,арбайт,если хочешь выжить. Если хочешь,чтобы Егорушка вырос. А чужие уйдут. Они не навсегда. Потом к ней пришла женщина.До войны она была врачом,а теперь не узнать.Нищенка да и только. "Тая,вы работаете на кухне у офицеров,вы знаете язык. Вы меня понимаете? Я не могу приказать. У вас ребенок." Тая не дала договорить. "Да,я знаю много.Немцы пьют самогон,и говорят,говорят. Я-согласна." И вот первый поход,туда на чертово поле,так местные называли лес.Болота непроходимые. Идет назад,в руке лукошко,полное земляники. "Ти,есть партизанен, Ти куда ходить?."  "Нет,Герр офицер,ягоды вам." И Тая протягивает офицеру лукошко. Офицер берет горсть ягод. "Гут,вкусно,это есть вкусно." Он протягивает Тае шоколада. "Киндер. У меня в фатерлянд,тоже киндер цвай киндер." Он забирает лукошко,и насвистывая "Катюшу" уходит. Ну любили немцы эту песню. Скорее не  песню,а мелодию. Часто играли ее на губной гармошке. До поры. Пока наша "Катюша" не дала им прикурить. Так и повелось. Тая с лукошком в лес. А там ей уже приготовили лесную ягоду. Но однажды,словно бесенок ее толкнул. Решила она руку приложить,к выводу из строя вражеского войска.Заметив,когда на кухне никого не было,она всыпала в котелок с варевом-пурген. Дня три никто кушать не хотел.Вряд было только штаны в руках держать. Животами маялись вояки. А потом к ней подошел солдат-инвалид. Он работал при кухне.Он сказал. "Я все видать,я видать,как ти это делала. Но я не скажу,Война не есть хорошо. Я есть зольдат. Но я не хочу смерть. Я ничего не скажу." Его звали Гельмут. Он не выдал Таю. Потом пришли свои. Жителям,тем,кто остался,казалось,что они не дождутся. От города-то ничего не осталось. А тех,кто еще был жив,закрыли в церкви. Удивительно,но среди руин города она уцелела. Церковь-ее хотели подорвать. Но не успели. А может то были высшие силы. Горстка людей,от огромного города. И надо было выживать потом. Страшное голодное время. Но жизнь сильнее смерти. Тая с  сыном поселилась в землянке. А пленные,и оставшиеся в живых жители строили город заново. Их было мног -пленных. И Тае предложили работать в лагере. Нужно было работать на кухне. "Почему я?" " Вам легче. Вы язык знаете.Они хоть и фашисты. Но теперь пленные,и кормить-то их приходится." Тая разозлилась. "Они уничтожили мой город. Они хотели убить нас всех,а мы их кормить? А моего ребенка,кто накормит?" Но работать пришлось. Город на военном  положении. И отказываться от работы-это саботаж. Тая с трудом сдерживала злость и слезы обиды. Она стояла на кухне и думала,а если,как тогда.Рука уже потянулась к крышке котла.Как  она услыхала грохот. Тая обернулась. Вошел рабочий,он уронил дрова. Их грохот и напугал Таю. "Гельмут!" Это был он. Он стоял и улыбался. он сказал. "Я знать,что ти хотел делать. Но это ни есть зольдат,они есть арбайт." И Тая  засмеялась. Впервые за столько лет ей стало легко. Ну конечно. Сами разрушили, Вот пусть теперь строят.Жизнь брала свое. Город оживал.Строился. Сюда стали стекаться люди. Как ручейки к большой реке.Егор подрастал. И как все мальчишки был непоседлив. Сердце у Таи постоянно ныло.Господи спаси и сохрани. Тая молилась не зря.Здесь шли бои,жестокие.Мин,снарядов,да и просто патронов по городу,как грибов,хоть косой коси. Вот и подрывались мальчишки. И вот опять убежал. "Мам,я купаться." А сердце ноет,все из рук валится. И тут пришли. "Тая,там твой." "Нет!!!" Тая птицей летела к реке.Там уже были солдаты,и врач."Егорушка!"Тая пробилась сквозь толпу. Там сидел ее сын.Он был бледен,но жив.А рядом Гельмут. "Господи,надо-же." Услыхала Тая."Нехристь,а дите собой прикрыл." Тая подошла.Гельмут умирал. Он увидел Таю,улыбнулся синими губами.Она наклонилась над ним. Он сказал. "У меня письмо,возьми." Тая достала у него из кармана шинели конверт,залитый кровью. Потом ее арестовали. "Что передал тебе пленный?" "Ничего,это был платок. Он спас моего сына.Я хотела ему помочь." "Почему он спас вашего сына,ты его знаешь?" "Да,он работал на кухне." "Что он тебе передал?." "Ничего,это был платок. Немцы пользуются платками." Ее держали долго.Затем все-таки отпустили. Как там Егор ,один. Но Егор был не один. Его приютила женщина.Живущая в соседней землянке. "Ничего,Тая,главное ты жива." "Спасибо,спасибо за сына." "Все мы человеки.Длжны помогать друг другу. Вот возьми,у тебя обыск был ,я и спрятала." Женщина протянула Тае письмо Гельмута. Тая в своей землянке читала письмо. Гельмут писал своей семье.Но не отправил. Гельмут обращался к своей дочке. "Дорогая Грета,я знаю,что тебе плохо в приюте. Но потерпи. Скоро война кончится. Это плохая война. Мы не должны были сюда идти. Нас разобьют и я вернусь к тебе,моя девочка." Он не мог отправить такое письмо. Он носил его на груди. Письмо нашло свой адресат. Много лет спустя. "Я ,если позволите,буду звать вас муттер?" Зови меня мама. По-русски мама.  "Я совсем не знаю своего отца. Каким он был?" " Он? Он был хорошим человеком. "      


Рецензии