Заброшенное кладбище

 Заброшенное кладбище находится на 205 км, в трёх часах езды от города К.
 Но о нём мало кто знает. Причина проста: с шоссе его не видно, поскольку оно скрыто двумя высокими холмами. К тому же, поблизости нет каких-либо даже незначительных посёлков или железнодорожных разъездов.
 Заброшенное кладбище не очень больших размеров, не более 100 метров в ширину и 250 в длину. Как уже упоминалось, с дороги его не видно за холмами, с других же сторон оно окружено непроходимым лесом.
 Количество захоронений не превышает двух тысяч, однако среди них встречаются наипримечательнейшие. И примечательность их состоит вовсе не в каких-либо архитектурных изысках или необычайности построек, но в упадке и разложении этих самых построек. Это захоронение не изучалось некрополистами, и потому невозможно определить его возраст. Но, судя по состоянию, более двухсот лет.
 Погост был при монастыре, ликвидированном в 1918 году. Здесь хоронили как настоятелей, священнослужителей и монахов монастыря, так и жителей ближайшего села. Рассказывают, будто все служители церкви были на месте расстреляны, и здесь же закопаны.
 В тот период построения новой России ликвидировались многие старинные кладбища, на месте которых шла массовая городская застройка – парков, детских площадок, заводов, трасс, жилых домов, линий метрополитена. Часть останков переносилась на другие кладбища, часть уничтожалась бульдозерами, а иногда и просто оставалась под землёй – только отдельные плиты, или фрагменты надгробий в том или ином парке напоминали внимательному гостю: “memento mori”.
 От разрушения это кладбище, вероятно, спасла отдалённость от города. Погост не подвергался какому-либо воздействию, кроме природного. А последнее не успело причинить каких-либо серьёзных разрушений за столь краткий срок. Путь ветрам прикрывали холмы и лес, а дожди со снегом разве что повалили да сгнили деревянные кресты и ограды.
 …И стёрли имена. Как звали эти две тысячи, нашедших здесь последний приют, человек? Священников и сельских крестьян. Монастырь уничтожен и все метрические книги, в которых имелись какие-либо сведения, вместе с ним. Все эти люди неизвестны и забыты – ещё живыми родственниками и потомками. Сто лет здесь никого не хоронят. Скоро кладбище поглотит лес. Безымянное, заброшенное, старинное оно канет в небытие.
 Пока сюда не дойдёт город. И на нём не воздвигнут жилые дома и детские площадки.
 Весь мир стоит на заброшенных когда-то кладбищах. Ведь жизнь оканчивается смертью, и как бы жизнь не уничтожала мёртвых бульдозерами, случайный осколок гранита всегда напомнит внимательному гостю о смерти.

Лето 2004, лето 2014 


Рецензии