Мобильный ретейл лишиться четверти продаж

Новые правила ЦБ бьют по мобильному ретейлу

Новые требования ЦБ связаны с необходимостью указывать всю стоимость кредита для заемщика.  В кредитных учреждениях считают, что это оттолкнет ряд потенциальных клиентов.
Одновременно, ставка кредита не должна будет превышать рыночную ставку больше чем на треть.
С нового года вступают в действие ограничения максимальных ставок. Банки будут вынуждены ограничить или вовсе прекратись выдачу кредитов под несколько десяткой процентов.
Например, Лето-банк выдает кредиты на мобильную электронику  под  59,9% в годовом исчислении.
Согласно новым требования регулятора, ставка в этом сегменте не должна быть выше 54,9 %.


Мобильная электроника под дикие проценты

Сейчас банки выдают такие кредиты в высокорисковых сегментах. Это кредиты с высокой степени невозврата. Как правило такие кредиты пользуются спросом в розничной ретейле электроники. Достаточно большой объем кредитов на приобретение мобильных телефонов, ноутбуков, электронных книг не возвращается. Некоторая часть этих кредитов изначально криминальная, технику приобретают для перепродажи, а кредит возвращать мошенники не планируют.
Вычислять и преследовать таких мошенников очень сложно и экономически нецелесообразно. Чтобы компенсировать потери в сегменте электронного ретейла банки выдавали кредиты по завышенным процентам. Иногда  ставка процента на мобильные телефоны доходит до 60 -80 % годовых.
Регулятор ограничил возможность для банков выдавать розничные кредиты под такие высокие проценты. Поэтому с 2015 года банкам предстоит перестраивать работу с розничным ретейлом электроники.  Некоторые банки хотят установить планку выдачи кредитов на мобильную электронику. Банкиры называют уровень в  10 – 15 тысяч рублей, ниже которого кредиты выдаваться не будут.  А сами кредиты будут выдаваться по строгим  процедурам, обязательно с предъявление справки о доходах.
Это существенно ограничит деятельность банков в сегменте мобильного электронного ретейла. По оценкам экспертов, банки могут снизить предоставление кредитов в сегменте мобильной электроники на 40-60 %. Примерно на столько же упадут  продажи мобильных устройств.


Банки перед выбором

У банков есть два пути – уменьшить ставки или уйти с рынка.
Банкиры считают, что в сегменте мобильной электронике риск для кредитов и займов выше в два раза, чем для электроники в целом.
Эксперты прогнозируют снижение продаж мобильных устройств, при содействии кредитов, на 30 %.
Лето-банк объявил об отказе от ряда кредитных продуктов для мобильной электронике. В банке рассматривают возможность ухода с рынка мобильных устройств.
Участники рынка отмечают, что доля кредитов на мобильную электронику в портфеле кредитных учреждений мала.  Речь может идти о долях процента от общего объема кредитов. Поэтому, банкам проще уйти с этого рынка. А вот для мобильного ретейла банки очень важный партнер. Порядка 30 % телефонов и коммуникаторов продается в кредит. 
Другие банки не хотят уходить с рынка. Но эти банки ждут послаблений от ретейлеров. Возможно, это снижение комиссий, которые сейчас платят банки салонам.


МФО не заменят банков

Чтобы восполнить потери участники рынка мобильной электроники начали вести переговоры с микрофинансовыми организациями (МФО).
Для МФО требование ЦБ о средневзвешенной ставке не принципиально. На МФО не будут распространяться новые требования ЦБ. С начала года МФО смогут выдавать займы под 129 % и выше.
Поэтому они смогут выдавать кредиты под 50 – 1020 % годовых. Мобильный ретейл надеться, что МФО смогут заменить банки на рынке кредитования.
В декабре мобильный ретейл начал ряд плотных проектов с участием МФО. Крупнейшие продавцы мобильной электроники пытаются привлечь к бизнесу МФО.
К услугам МФО обратилась «Евросеть». Начался совместный проект «Связного» и МФО Viva деньги".  В салонах «Связного» начинают работать консультанты Viva деньги". Сначала круг кредитных продуктов ограничен нецелевым рублевыми займами, в дальнейшем начнутся целевые кредиты.
В МФО очень высокие проценты, это признают и сотрудники компаний мобильного ретейла.  Продавцы предлагают следующую схему участи я МФО в продажах.  Заявка на кредит будет предоставлена сначала банкам –партнерам.   Если банки откажутся от предоставления кредита, то клиенту предложат взять кредит в МФО. Клиент будет проинформирован, что МФО предоставляет кредит под проценты в несколько раз выше, чем в банках.
Так, Viva деньги" предлагает кредитные продукты для мобильного ретейла в диапазоне от 50 до 120 %.
До последнего времени сотовые операторы и ретейлеры пытались не привлекать МФО, давая МФО лишь те кредитные заявки, от которых отказались банки.   Мобильный ретейл опасается, что значительные выплаты по кредитам оттолкнут клиентов, увеличат невозврат кредитов и долю криминальных кредитов. Сотрудников МФО в салонах продаж мобильных ретейлеров нет.
Крупные сети электроники заявили, что не рассматривают возможное сотрудничество с МФО. Крупные игроки продают сравнительно мало мобильных устройств, основная масса продаж приходиться на крупную электронику. Банкам сотрудничество с крупными сетями значительно выгоднее, чем с мелким ретейлом.  Поэтому, МФО в крупных сетях электроники не ждут.


Рецензии