Инсульт... Глава 9. Реабилитационный центр

Инсульт как он есть. Глава 9. Реабилитационный центр

Я знаю - мне не раз в колеса палки ткнут.
Догадываюсь, в чем и как меня обманут.
Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут
И где через дорогу трос натянут. ("Горизонт" В.Высоцкий)

Стихи и песни Высоцкого жизненно необходимы человеку попавшему в сложную ситуацию. Мой мозг напоминает их с тех пор, как я очнулась в реанимации и по сей день.

Ученица, Сильва, с кем я занималась всего два урока до инсульта, приняла близко к своему сердцу мои проблемы. Сильва звонила часто, интересовалась здоровьем и все время напрашивалась в гости. Мне не хотелось принимать гостей в таком состоянии, все ж она малознакомый человек. Многие друзья забыли о моем существовании. Чего это посторонний человек так интересуется? Она добилась своего и пришла к нам в 2010 году поздравить меня с праздником 8 марта.

- Где больная, - глядя на меня, шумная и веселая Сильва вошла в квартиру.
- Больная это я, Сильва.

Сильва была в шоке – она меня не узнала. Перед ней стояла седая, неухоженная женщина – Сильва меня видела другой.

У нее есть оранжерея, в то время Сильва выращивала крупные красные розы. Принесла с собой охапку – 33 штуки, высотой с метр, красные розы, торт и фрукты.

- Хочу, чтобы мы дружили 33 года, - объявила Сильва.

Сильва позвонила в начале июня и восторженно сказала:
- тебе могут помочь в реабилитационном центре Красного Креста. Я там неделю пробыла, и видела людей в инвалидных колясках. Позвони им обязательно. Хочешь я вместе с тобой там буду? Могу взять туда путевку.

- Нужно ли мне обращаться в реабилитационный центр? Нужна ли мне физиотерапия? Могут ли мне там помочь? – до этого спрашивала я у Зограба.
- Нет смысла, они ничем не помогут, - заявил он мне.
Но я ему уже давно не верила.

Сильва меня вдохновила, я нашла телефоны и позвонила в реабилитационный центр.
- Приходите к нам, по телефону мы не можем ничего сказать. Мы должны знать состояние вашего здоровья, - ответили мне.

Папа поехал по указанному адресу. Это на окраине города. Там ему сказали сколько стоит десяти дневный курс.
- Привезите ее к нам, посмотрим, что можем сделать, - сказал папе врач в приемной, - не забудьте паспорт и эпикриз.

Мы решили поехать туда. Надеясь, что за полную стоимость путевку дадут сразу, папа взял с собой названную врачом сумму.
- Если ты там останешься, вещи я привезу, - сказал папа.

Нас туда отвез сосед. Сторож не пропустил машину, мы вынуждены были идти пешком. Клиника на покатом холме, через каждые два метра ступенька. Ступеньки для меня трудно преодолимое препятствие. Мои вскрики «ой и ай» слышала вся клиника.
- Постойте, крикнул нам парень из окна, - я прикачу коляску.

Он прибежал с инвалидной коляской, посадил меня в нее и покатил ко входу.
- Нужно было сказать сторожу, что она не может идти самостоятельно, он должен был пропустить вас, - сказал парень моему отцу.

Первое, что сделали врачи в приемной, измерили мне давление – оно повысилось.
- У вас высокое давление, вы не можете оставаться у нас, - заявил мне врач.
- Вы не видели, как я поднималась? Из-за стресса естественно поднимается давление.
- У нее стабильное давление 125/82, - вступил в разговор папа.
- С вами кто-то должен здесь остаться, мама, например.
- Зачем? Дома я самостоятельно одеваюсь и ем, передвигаюсь по квартире.
- У нас очень просторные палаты.
- Вы можете мне предоставить коляску, если это так.
- Ладно, оплатите десяти дневный курс.
- Какие процедуры мне назначат? Могу я знать, что входит в стоимость курса?
- Врач на этаже побеседует с вами подробнее и назначит.

- Не спорь с врачом, - шепнула мама.
Папа оплатил путевку.

- Выпейте таблетку, - наконец, врачи вспомнили о моем давлении.
Удивительно внимательные у нас врачи!

Медсестра Наира выкатила меня из приемной и вкатила в лифт.
- Здесь все пользуются лифтом, независимо от того на какой этаж нужно.

Палата действительно просторная - три кровати, небольшой столик, два стула, тумбочки, шкаф, маленький холодильник и телевизор, но свободного места достаточно, чтобы развернуть коляску.
Палата пустовала и я решила, что мне будет удобнее у стены. Наира зачем-то меняла матрас и возилась с кроватью. Кровать тяжелая и, видимо, ее можно настроить на определенную высоту, но я не сразу догадалась. Вечером я поняла, что для меня она высока. Возможно, Наира специально усложняла мне жизнь – не пойман, не вор.

Наира повела нас в кабинет врача. Ею оказалась молодая женщина 30 лет.

Она оставила у себя мои бумаги.
- Я заполню в журнале и вам верну, - сказала она папе.
Назначила массаж и лечебную грязь для руки.
- А для ноги ничего? – удивилась я.
- Нельзя, только лечебная физкультура, - категорически заявила она.
- Почему нельзя?
- Может резко повыситься давление.

Мы вернулись в палату. Наира принесла цветное постельное белье и ушла. Мама заправила мою постель. Родители ушли. Папа вернулся через час с моими вещами.
Коляска была старая, разбитая и плохо работала.
- Не вздумай самостоятельно вставать по ночам, - заявила Наира, - нажмешь на этот звонок. Да, и в столовую тоже сама не ходи. Тебя должна возить медсестра: я или тот кто дежурит.
- Но я встаю ночью, обычно около трех.
- Ничего, звони, сама не вставай. Тут до тебя был один, встал и упал. Нам лишние проблемы не нужны, - грубо отрезала Наира.

Клинику построила международная организация "Красный крест" – все предусмотрели для пациентов с ограниченными возможностями. Входная дверь в палату очень тяжелая, открывается из палаты. Выйти из нее я могла с трудом, здоровой ногой толкая, но войти не могла без посторонней помощи. Такая же дверь выходит на балкон, но она постоянно была открыта – лето, жарко. Хорошо, что палата на теневой стороне. Эту дверь на ночь закрывала медсестра. Балкон очень просторный. Бордюр высокий бетонный, поверх него металлическая труба, за которую можно ухватиться и встать. На балконе в коляске можно разворачиваться. Ванная и туалет так же просторные – там всюду трубы из легкого металла, которые легко нагреваются от тепла руки. Эти трубы удобны тому кто сидит в коляске и хочет встать, умыться, искупаться.

Наира возила меня в столовую и обратно.
- Завтра утром ничего не ешь, тебе нужно сдать анализы, девочки придут к восьми часам, - сказала Наира, измерив мне давление перед сном.
Дала мне таблетку и ушла.

Ночью я проснулась и, помня наказ сестры, нажала на кнопку вызова. Комната отдыха медсестер находилась через палату.
В мою палату вбежала разъяренная медсестра – уже другая, кажется, ее звали Света, хотя это имя ей вовсе не к лицу.
- Почему звонишь? – набросилась она на меня, - всех разбудила.
- Мне Наира запретила ночью вставать самостоятельно, боится что я упаду.
- Да, - уже остыв произнесла медсестра и помогла мне сесть в коляску.

Утром пришли медсестры взяли кровь и мочу на анализы и ушли.
Я была голодна, но легла спать – нужно было дождаться десяти часов и медсестру, чтобы она отвезла меня в столовую.

Не знаю кто как, но голодная я долго спать не могу. Встала, с трудом самостоятельно перебралась на коляску – уж больно она была неустойчивой, и направилась к умывальнику.
Мне надоело ждать медсестру и в 10.30 я нажала кнопку вызова.
Она прибежала злая:
- я не имею права выпить кофе?
- Вообще-то половина одиннадцатого. У меня утром брали кровь и я очень голодна, а вы не разрешаете мне самой идти в столовую.

Спасибо работникам столовой – они всегда были приветливы и внимательны.
После завтрака я вернулась в палату с помощью Светы.

- Включить холодильник? – спросила меня уборщица, - но он не работает.
Интересно зачем, если не работает?
Телевизор шумел и никак не настраивался.
- Что-то с антенной, - объяснила уборщица.
В этот день она покрутилась в палате, но убирать не стала. Убирала в палате лишь на третий день, когда под лучами солнца был отчетливо виден слой пыли и одуванчиков.

Тогда начался чемпионат мира по футболу. Как ни странно, один канал ловил матчи. Футбол я люблю и смотрела с удовольствием. Больше ничего телевизор не показывал. Может, оно и лучше – голова отдыхала.
Меня специально поселили в номере одну, думая, что я не справлюсь и тогда мама поселиться со мной – хотели еще одну путевку продать.
- Тебе никто помогать не станет, - заявила врач, - народ сейчас безразличный.

Безразличными, порой агрессивными, были мед работники, а мои соседи – обитатели соседней палаты, были предупредительны и помогали мне не навязчиво.

Через день массаж руки или лечебная грязь.

Грязь ведрами таскал тот парень, который мне привез коляску и помог добраться до входа в клинику. Он оказался приветливым. Та, что наносила грязь и этот парень сильно удивились:
- почему тебе врач назначила только для руки? Обычно назначают и для ноги.

Я поехала в кабинет врача и спросила ее об этом.
- Ты не сможешь потом самостоятельно смыть эту грязь, - заявила мне врач, - тебе нужен помощник. Пусть кто-то из ваших остается у нас.
Опять прямой намек на еще одну путевку – будто стоит она как батон колбасы.

Потом были занятия физкультурой - инструктором был Ваге. Он заставлял меня делать многое и часто просто так стоять под разными предлогами.
- Потом будешь требовать, чтобы я разрешил дольше заниматься.
Тренажеры были старые. Там был велотренажер – видимо, самого первого выпуска, но очень удобен для таких, как я. Сев на низкий стул, я сама фиксировала стопы и крутила педали. На современных без посторонней помощи я не могу.
Ходила по беговой дорожке – очень мало на низкой скорости, часто отдыхая. Там была лестница – поднимаясь и спускаясь по ней можно преодолеть страх перед ступеньками.

Родители пришли после обеда. Было жарко.
Мама помогла мне искупаться. Признаюсь, одна я бы не смогла ведь и рука не работает. Душ не был съемный, а стоя я должна была держаться – там тоже есть удобная труба. А как купаться? Хотя был стул, на который я садилась.

На третий день пришла новая медсестра – ее зовут Флора.
- Куда тебя поселили! – искренне возмущалась она, - что за белье тебе постелили!
Флора принесла мне белоснежное белье и полотенца, установила кровать на удобную для меня высоту и поменяла матрас – из прежнего торчали пружины. Посадила в коляску и покатила на процедуру.
- Ну и коляска у тебя! – продолжала возмущаться Флора.
По пути она перехватила Ваге.
- Сейчас я оставлю ее в процедурной и привезу тебе коляску. Чтобы к концу процедуры ты привез коляску в рабочем состоянии, - властным тоном велела она Ваге.

После процедуры Ваге прикатил коляску и повез меня в тренажерный зал.
Духота там царила невозможная: солнечная сторона и работал допотопный вентилятор.

После занятий Ваге вернул меня в палату.
- Многие из упражнений мы могли бы делать здесь – в палате я одна.
- Мы не имеем права – для упражнений есть тренажерный зал.
- Но почему там нет кондиционеров?
- Кондиционеры иногда включают, - проболтался он и ушел.

Пришла Флора и показала мне как правильно пользоваться коляской:
- заруби себе на носу: сначала ставишь тормоз, потом встаешь и прежде, чем сесть, посмотри на месте ли тормоз.
Вероятно, она велела уборщице помыть пол в моей палате – в ней трудилась та женщина.

Очень хорошо, что в палате я была одна. Никто не кряхтел по ночам и не ругался – не все женщины любят футбол. Но мне практически нечего было делать.
Опять появилась Наира – девица весьма крупная и высокая.
- Наира, ты сильная и можешь мне помочь.
- Интересно в чем?
- В палате я одна и мне хочется простора. Подвинь те две кровати вплотную в ту сторону. Коляску легче будет разворачивать.

Она сделала, как я просила, но не поверила мне. Правду говорить ей я и не собиралась – тогда она могла бы навредничать. Я хотела ходить, кровати мне нужны были для страховки, чтобы прислоняться к ним при ходьбе. За этим занятием застала меня Наира, из любопытства заглянувшая в палату.
- Вот зачем тебе это, - зло сверкнули ее глаза.

Родители приходили каждый день и приносили фрукты. Мама меня купала.

Неделю спустя, в процедурную на грязи пришла женщина с палочкой – у нее инсульт был год назад. Мое терпение лопнуло: почему этой женщине можно грязь на ногу, а мне нет?

Я поехала в кабинет врача с этим вопросом.
- Ты одна не сможешь, а ей помогают.
- Ей помогают ваши работники. Хватит мне врать! Видимо, вы ждали взятки и потому пригласили моих родителей в свой кабинет. А мы наивные думали, что, заплатив полную стоимость, имели право на полный курс лечения. Почему вы ничего не сообщаете мне о результатах анализов? Они меня не касаются?
- Я назначило только то, что можно, - врач отдала мне лист с результатами анализов.

Я вернулась в палату. Через час ко мне пришли родители.
- Почему вы здесь? – удивилась я.
- Собирай вещи, едем домой!
- Это еще почему? У меня еще два дня: есть процедура и массаж руки.
- Нам позвонила врач. Ты опять споришь с врачами.
О, мои терпеливые и вежливые родители!
- Почему, оплатив полную стоимость, я еще что-то им должна? Домой я не поеду!

Родители уехали. В столовой, приехав на ужин, я обнаружила, что на моем месте не было приборов. Ко мне подбежала работница:
- извини, я не успела, сейчас принесу тебе ужин.
Конечно, она лгала, выгораживая врачиху, которая считала, что родители должны меня увезти домой.

Я громко возмущалась в палате, разговаривая со стенами – у стен тоже есть уши. Ко мне зашла женщина – дежурный врач, ее я видела в приемной.
- Ты слишком много нервничаешь, - она дала мне капли и таблетку, - выпей и помни: ты перенесла инсульт, береги себя.
Ее приход и капли были кстати.

Выезжая на балкон по утрам и вечерам, я вставала с коляски взявшись за трубу и делала зарядку, какую могла.
В пятницу вечером я увидела парад внедорожников и других элитных автомобилей. Из них выходили холенные мужчины со спортивными сумками. Для них был другой тренажерный зал с кондиционером – никто мне не докажет, что они тренировались в том душном зале на старых тренажерах. Бассейн, где они занимались дайвингом располагается на самом нижнем этаже. Ваге был также инструктором по дайвингу – об этом проболтался другой инструктор по физкультуре.

- Ваге, здесь есть кнопки с минусовыми этажами? – спросила я его в лифте.
- Да, их несколько.

Это реабилитационный центр Грация – теперь чья-то собственность.
Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь: хорошо живут лишь бандиты.

- Как! Тебя не водили в бассейн? – удивилась Сильва.
- Я заплатила за еду и спальное место. Видимо, мои родители меня плохо кормили и спать мне негде. Те процедуры и массаж просто курам на смех.

Все ж польза была больше, чем предписали врачи ведь я делала и другие упражнения в палате и на балконе, – я чувствовала себя уверенней. Дома в прихожей папа сделал что-то вроде станка для балерины, и я занималась взявшись за поручень.

Однако меня поджидал новый удар.

Глава 10 -  http://www.proza.ru/2015/03/13/1156


Рецензии
Карин, здравствуйте!
У меня вопрос:Это история вашей жизни,
или чей-то другой пример?
С уважением,

Елена Коюшева   27.05.2015 11:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена!
Это моя история, увы!

Карин Андреас   27.05.2015 13:30   Заявить о нарушении
Мне бы не хотелось, чтобы повесть выглядела как жалоба. Человек не знает всех своих возможностей - их гораздо больше, чем мы думаем. Именно поэтому не благодаря, а вопреки. :)
Я не думала: ах почему все так? Я пыталась найти разумные пути выхода из разных мне совершенно незнакомых ситуаций.
Если возникли вопросы, я отвечу.

Карин Андреас   27.05.2015 14:02   Заявить о нарушении
У меня тоже есть своя история,но только не этой болезни,
но тоже очень серьезной.
И я тоже не задавалось вопросом а почему я? За, что?
Просто научилась жить с этим и выжила, вопреки всему.
А как у вас сейчас дела?

Елена Коюшева   27.05.2015 15:33   Заявить о нарушении
Мне пока похвастать нечем - инсульт действительно тяжелая болезнь. Смерть близкого человека опасный стресс - он лишил меня всех достижений. Условия жизни - холод и крыша протекает по-прежнему, тоже вносят свою негативную лепту. Надеюсь еще не все потеряно.
А что с вами приключилось, Елена?
Я не задаю себе вопрос: за что? Ответ я знаю. Лучше не зацикливаться на этом, а делать то, что нужно.
Позитивное мышление - самое главное лекарство.

Карин Андреас   27.05.2015 18:20   Заявить о нарушении
Карина, напишите свой адрес на эл.почте,
я напишу.

Елена Коюшева   27.05.2015 18:24   Заявить о нарушении
Елена, мой адрес:
karin.andreas@mail.ru
письмо автору обычно походит :)
с теплом

Карин Андреас   27.05.2015 18:42   Заявить о нарушении