Домашние праздники

   Ещё с детства у меня осталось стойкое впечатление о том, что праздник – это особенный день, сильно отличающийся от других – обычных дней. И связано это впечатление,  прежде всего, с отцом. Какой бы ни был праздник, папа поднимался рано, умывался  и, набрав  полную горсть одеколона «Шипр», щедро поливал им свою бритую голову. Благоухая и светясь от радости, он подходил к нам –  своим маленьким дочерям и теребил, осыпая головы поцелуями, поздравляя с праздником и приговаривая:
   – Вставайте, умывайтесь и зарядовую!
   «Зарядовой» он называл утреннюю гимнастику.
   Самым ярким и запоминающимся праздником в доме был Новый год. Папа приносил из леса ёлку, ручной дрелью высверливал в стволе отверстия, куда вставлял дополнительные ветки и укреплял их. И всякий раз получалась такая большая и пушистая ёлка – на удивление! Она стояла в середине большой комнаты – под потолок. Ёлка была увешена красивыми игрушками, привезёнными родителями из Сибири, где наша семья жила много лет. Таких игрушек я больше нигде не видела: большие из толстого стекла шары нежно розового и нежно зелёного цвета с нарисованными на них грибами; разноцветные фигурки деда мороза и снегурочки; часы, показывающие двенадцать без пяти минут; двухсторонние флажки с изображением птиц, зверей, которые висели в большом количестве и давали нам интересную игру. Особенно украшали ёлку разноцветные стеклянные бусы, висевшие вокруг в пять или шесть нитей  каскадами. Только о таких красивых бусах и можно  было петь в детской песенке:

…Бусы повесили, встали в хоровод,
Весело-весело встретим Новый год!

   Конечно же, на ёлке горели разноцветные огоньки. Я до сих пор бережно храню их, называя «папиными», и украшаю каждый год ёлку, предпочитая любым новомодным мигающим гирляндам. На каждую маленькую лампочку  надевали  цветок из плотной фольги, мелкие складки которой отражали огонёк многократно. Фольга была зелёная, сиреневая, серебристая и золотистая. Казалось, что ёлка – вся в разноцветных букетах огня. Провода  папа  закреплял так, чтобы они не мешали, и мы целыми днями ходили вокруг ёлки, разглядывая игрушки, флажки, бусы, и водили хороводы  с песнями. Ёлку ставили каждый год, даже когда мы выросли, это был обязательный атрибут новогоднего праздника. Потом уже я сама ставила и украшала ёлку. А уж с  появлением сына нарядная ёлка на Новый год была просто обязательна! И каждый год маленький сын  восхищённо говорил:
   – Мама, такой красивой ёлки у нас ещё не было!
   Когда он вырос – сам стал приносить  и устанавливать новогоднюю ёлку, и всякий раз я радостно говорила:
   – Такой красивой ёлки у нас ещё не было!..
   Однажды мы с сёстрами решили для своих деток поставить сказку с декорациями и  костюмами. Выбрали известную малышам сказку «Теремок». Из  плотного картона сделали  большой домик с красочными окнами, из которых можно было выглядывать его жильцам, распределили роли, сделали хорошие костюмы для участников сказки. Разрисовали деткам лица, превратив их в лесных зверушек, и поставили спектакль  в доме моей  племянницы, где был большой удобный зал, в который можно было входить с разных сторон: и с улицы, и из кухни, и спускаться сверху по лестнице. Там же стояла большая нарядная ёлка, а также вместительный диван для «зрителей».
   В сказке принимали участие три поколения – от мала до велика. Спектакль вызвал невероятный восторг у малышей да и взрослых и прошёл с таким успехом, что мы  решили ставить сказки  каждый год. Так появился домашний театр. И каждый год второго января мы собирались в этом гостеприимном доме, чтобы сыграть сказку, и готовились к этому радостному событию  заранее, ожидая  его не меньше, чем сам Новый год.
   Разговоры о предстоящем спектакле начинались ещё задолго до его постановки. Первого декабря в день рождения мамы мы всей большой роднёй собирались у нас и, сидя за праздничным столом, выбирали – какую сказку будем ставить на этот раз. Я брала на себя обязанности режиссёра: писала сценарий, распределяла роли согласно возрасту и характерам, обдумывала детали постановки, перечисляла реквизит и записывала музыкальное сопровождение для  спектакля.  В середине декабря был день рождения у моей сестры, и мы снова собирались вместе. Читали сценарий и  распределяли  обязанности по созданию реквизита. Разговоры о предстоящем событии проходили с таким воодушевлением и радостью, что было совершенно ясно: эти спектакли  нужны в первую очередь нам – взрослым. Костюмы делали себе и детям замечательные.  Вот где в очередной раз пригодились любовь к шитью,  привитые мамой, и желание фантазировать. Думается, и я, и мои сёстры видели для себя также возможность выразить в полной мере свою творческую натуру, доставшуюся от  отца.
   Во время спектаклей мы много фотографировали и обязательно снимали сказку на видеокамеру, а потом смотрели сами и показывали  друзьям, подавая пример. Однако, последователей у нас было немного. Декабрь – слишком заполненный делами месяц. Мне всегда казалось, что после первого декабря буквально через несколько дней наступает тридцать первое число – так много дел нужно было успеть сделать и именно перед Новым годом. И всё же после просмотров наших спектаклей желающих участвовать в них с каждым годом становилось больше. Мне даже приходилось вводить в сценарий дополнительных действующих лиц, не нарушая общей  канвы сказки.
   Каждый  спектакль заканчивался появлением Деда Мороза. Он поздравлял присутствующих с Новым годом и раздавал детям подарки, встречаемые с восторгом. Далее следовал грохот хлопушек, общее ликование и весёлый танец, который радостно танцевали все «актёры». Зрителей уже не было. В постановках хотели участвовать все, даже с крохотной ролью без слов, но обязательно в костюмах. Потом  дети убегали наверх, чтобы рассмотреть и насладиться подарками. Взрослые же садились за праздничный стол, довольные  и не менее счастливые, чем дети, и принимались за угощения – принесённые самими и приготовленные хозяйкой дома.  Стоит ли говорить – как умножается радость, если она завершает праздник для детей, принятый ими с восторгом и сверканием глаз, особенно если эту радость ты разделяешь  со своими единомышленниками!..
   Очень яркими и красочными стали постановки сказок «Двенадцать месяцев», «Приключения Буратино», «Кошкин дом», «Вовка в тридевятом царстве», «Колобок». К очередному Новому году я написала  сценарий мюзикла «Три поросёнка». Желающих играть было много, и в сказке появились  новые персонажи. Для  каждого был написан «выход» с песенкой. На хорошем профессиональном инструменте мы сыграли и записали музыку для сопровождения спектакля. И мне было  жаль, что этот интересный сценарий, полный  шуток, весёлых песенок и танцев,  так  и не был поставлен и остался на бумаге. Появились какие-то «технические причины», сделавшие невозможным проведение праздника в уже привычном для его участников доме. На следующий год мы поставили другую сказку в другом доме. Но он не был приспособлен для «сцены» так, как хотелось. Спектакль прошёл скомкано, «актёры» были не собраны, сценарий  – не выдержан. Как режиссёр, я была сильно разочарована. А может – просто наши дети уже выросли, и пришло время завершить наши новогодние сказки.
   Не менее ярко проходили и дни рождения наших долго-долгожданных детей. Они также собирали много гостей, и в каждом доме проходили по-своему, но везде было много радости, угощений, подарков и песен.
   В нашем доме всегда пахло пирогами. Мама часто пекла их, не дожидаясь праздников. Я перепробовала приготовление разных сладостей, подаваемых к чаю, и остановилась на пирогах.  И тоже пеку их часто, не дожидаясь праздников. Я люблю пить чай с пирогами. И потом, мне нравится эта потенциальная готовность встретить неожиданных гостей и подать им вкусное угощение, сделанное своими руками. Но в дни рождения сына, особенно когда он был маленьким, я старалась изо всех сил. Большое разнообразие к праздничному столу привносили мои сёстры – профессиональные кондитеры, делая удивительно красивые и вкусные торты и пирожные.
   К моему сыну с раннего детства на дни рождения приходили маленькие друзья с мамами и наши родственники с детьми. Сын ждал и заранее готовился к этому большому событию. То и дело спрашивал – купила ли я подарок, что буду готовить на угощение, перечислял – кого пригласит в гости.  Глаза и лицо его уже светились в ожидании праздника, и не оправдать надежд малыша было невозможно.
   В день рождения сын был нарядным и торжественным с неизменным галстуком-бабочкой и обязательным «ёжиком» на голове. Эту причёску ему делала сначала я, а потом и он сам, поднимая мокрые волосы. Именинник радостно встречал гостей, и его голосок звенел, не умолкая. Для детей была сначала праздничная программа, которую я старалась каждый год разнообразить. Заранее делала большой цветок, и именинник по очереди предлагал гостям оторвать по лепестку, на обратной стороне которого было написано какое-нибудь пожелание – что-то вроде игры в «фанты». Сначала эти строчки читали за малышей мамы, а позже дети читали сами и под общий восторг исполняли пожелания. Обязательно водили вокруг именинника хоровод с песней «Каравай-каравай», танцевали весёлый «Танец утят», пели детские песенки. Потом дети усаживались за большой стол, и начиналось угощение. Мамы подавали им чай, торт, пирожные и с умилением смотрели на своих довольных чад, а они уминали сладости и радостно болтали за столом. Потом дети бежали в другую комнату, чтобы рассмотреть новые игрушки именинника, а взрослые садились за стол и продолжали  праздновать день рождения, желая здоровья и имениннику, и его маме, и бабушке.
   Когда-то в детстве я принесла со дня рождения моей подружки тоненькую книжечку, подаренную мне родителями именинницы. Мама не поверила, что  книжку мне подарили и, доведя до слёз, заставила отнести её обратно. Не знаю – каким образом, но через много лет это воспоминание трансформировалось в желание сделать подарок каждому гостю. И после всех угощений – и детских, и взрослых я торжественно объявляла, что начинается игра «Срезание призов». Заключалась она в следующем: задолго до праздника я собирала маленькие подарочки, соответствующие возрасту  гостей. Заворачивала их в яркую обёртку или коробочки так, чтобы по внешнему виду нельзя было определить – что в них находится. Подвешивала их на толстых нитках к большой длинной верёвке, которую натягивали и держали двое взрослых. Покачиваясь  и блестя нарядными обёртками, сюрпризы привлекали внимание, и всякий раз вызывали невероятное оживление и радость. Дети бросали игрушки, выстраивались в очередь, и галдели, выбирая себе будущий подарок. Первым в очереди стоял, конечно, именинник. Он нетерпеливо ожидал начала аттракциона, вертелся, успевал поговорить с товарищами, радуясь и за себя, и за них. Наконец, игра начиналась. Я завязывала сыну тонкий платочек, закрывая глаза, раскручивала в разные стороны и давала в руки небольшие ножницы. Нужно было подойти к висящим на нитках призам и срезать тот, который попадётся. Услышав глухой стук упавшего на пол подарка, именинник срывал с лица повязку, отдавал ножницы и поднимал свёрток. Все дети бросались к нему, окружив и нетерпеливо ожидая – когда он развернёт все обёртки и покажет – что ему досталось. Потом, радостно обсуждая подарок, бросались обратно, боясь пропустить очередь. И снова галдели, подсказывая очередному «счастливчику»  и помогая ему подобраться к призу. А именинник – сияющий  и довольный  ходил по комнате и показывал всем свой подарок.  Глядеть на детей во время игры было  –  сплошное удовольствие. И большой вопрос – кто радовался при этом сильнее – дети или взрослые.
   После этой игры вся комната была усеяна разноцветными обёртками, листочками и коробочками. Конечно, всё это предстояло убрать, но глядя на сверкающие глазёнки маленьких гостей и радостные лица, с которыми они уходили, унося с собой подарочки, на счастливое лицо сына, провожавшего гостей, я не жалела о потраченных усилиях. Наоборот – была полностью вознаграждена за все  свои хлопоты.
   Каждый год по мере взросления сына приходилось придумывать и подбирать сюрпризы для гостей соответственно возрасту. Но наступил момент, когда моя праздничная программа оказалось лишней. Сын вырос и стал встречать дни рождения с друзьями и одноклассниками уже со своей «праздничной программой». Проходила она так же радостно, шумно и весело, а мы с родственниками уютно устраивались в нашей большой кухне за чаепитием и угощениями и, слыша взрывы хохота, доносившиеся из комнаты, радовались за молодёжь и желали ей успехов и здоровья.
   Однажды наши родственники – взрослые и выросшие уже дети – собрались за большим праздничным столом, чтобы поздравить моего сына с красивой датой – двадцатипятилетием. И я торжественно объявила, что, вспоминая хорошую давнюю  традицию,  предложу сегодня аттракцион «Срезание призов». Такую  бурю  эмоций – радостных, восторженных – я  не ожидала. Играть бросились все, даже взрослые. И опять, радостно галдя, гости выстраивались в очередь, уже выталкивая из неё именинника, а он просто светился от радости и неожиданного сюрприза, о котором все успели подзабыть. Я завязывала глаза очередному игроку, раскручивала и давала в руки ножницы. Громким смехом и советами гости старались теперь уже  сбить с толку «счастливчика», направляя  дальше от подарков, а потом так же как в детстве, бросались к нему, нетерпеливо ожидая – когда он  развяжет и развернёт все красочные обёртки, скрывающие сюрприз и вызывающие  взрывы хохота – подарки были уже «взрослые». Трудно  было придумать что-то ещё, чтобы так развеселить гостей и украсить праздник. Ни один приз не был оставлен – все забрали домой. Уходя, гости продолжали радостно переговариваться возбуждёнными голосами, и было впечатление, что их одарили дорогими подарками. Провожая их, сын   светился от радости. И снова пол был усеян разноцветной обёрточной бумагой и  коробочками, оставшимися от призов, но я чувствовала себя счастливой, получившей самый большой подарок.
   В этом году, любуясь  маленькой дочкой нашего племянника, которая долго-долго была младенцем, и «вдруг» начала бегать в туфельках и нарядных платьицах, читать стишки и кружиться вокруг новогодней ёлки, мы разом заговорили о том, что пора  возобновить наши домашние спектакли уже для следующего поколения. Что ж, может, наши творческие помыслы и дела не останутся в забвении и продолжатся – с радостью и интересом – в жизни наших уже взрослых детей. Возможно, и своих деток они научат украшать жизнь, делая праздники запоминающимися. Когда-то наш отец занимался в драмкружке и играл в любительских спектаклях. А дома старался сделать каждый праздник ярким, особенным, поощряя нас читать стишки, петь песенки  и водить хороводы вокруг нарядной ёлки. Позже мы уже для своих детей украшали ёлки, ставили спектакли, в которых играли вместе, делая праздники радостнее и интереснее. Возможно,  наши взрослые дети продолжат традицию и тоже будут играть и рассказывать  вместе со своими детьми новогодние добрые старые сказки.


Рецензии