Арт-инструкция или разговор художника с дьяволом

Антон ТЮКИН

АРТ – ИНСТРУКЦИЯ
ИЛИ РАЗГОВОР
ХУДОЖНИКА С ДЬЯВОЛОМ
(фельетон)

Не так-то просто самому распяться.
Большие трудности любого, право, ждут.
Однако, то что может показаться
Кому-то невозможным - в пять минут

Я объясню. - Как без помощников, без тросов,
Верёвок, воротов?.. - Вам в белой пустоте,
Святее всех потёмкинских матросов,
Предстать пред публикой висящим на кресте

Представится! Стул шаткий? - Взгромоздиться б,
Как кукла в церкви, под белёный потолок… - 
Вот молоток и гвозди, чтоб родиться
Бессмертным. Плюс тряпица. Между ног

Её держите. Покажите бёдра
Плюс мышцы. Вот так! Левая рука
Уже прибита? Выглядите бодро… 
Ещё не время? В путь! В “наверняка

Безумный акт”… - напишет критикесса.
Не ценит зритель? Он вообще кретин!
Смелее! В инсталляцию - с словом “месса”!
Отвалят денег - не истратишь до седин… 

* * *

Не хнычь, художник! Брось сырой окурок
На груду банок с супом. Се-ля-ви.
Пускай констебль – мещанин – придурок
Тебе твердит, что “мебель от Луи -

Наполеона - вот высокое искусство”…
Бей прямо в рожу! Вот большое чувство,
То что для творчества - необходимо.
Яркий свет

Над головой от лампочки исходит.
Ну, вроде, с нимба.
Всё как будто, вроде… -
Хихикал дьявол. - Мефистофелю привет

Я передам - в дюшанов туалет*…
Какая “ночь”? Крепитесь! Зреют мысли… -
Какого дьявола! - Да, Вы, как будто скисли?
Забыли Еву? Вам она “никто”?
 
Чертям и ведьмам по нутру искусство
Вальпургиево - “мировое чувство”…
Мы в Брокен* - галерее, как пальто,   
Проветриться повесим… Не’ за что!    

Да, просто так. Балуя, походя -   
“Авангардиста” и “великого вождя”.

Примечание:

* - Дюшан (Duchamp) Марсель (1887-1968), французский и американский художник и теоретик искусства. Жил и работал во Франции, с 1914 - в США. Через кубизм и футуризм пришел к произведениям, которые стали “сенсационными ранними вехами концептуального искусства”, представив в 1910-е гг. готовые бытовые объекты, напр., сушилку для бутылок или писсуар. В 1915-23 создал знаменитый ассамбляж "Большое Стекло" (или "Невеста, раздетая догола ее холостяками"), где на первый план “выходит сама художественная мысль, концепция, которая доминирует над материалом”, предстающая в нарочито вульгарной или абсурдной форме. Со временем Дюшан пришел к отказу от конкретных, осязаемых произведений и занялся в основном игрой в шахматы, иногда создавая отдельные вариации на темы своих ранних концептов.

* - Брокен - самая высокая точка Гарца, высотой 1141,1 м. Расположен в земле Саксония-Анхальт в Германии. По легенде в ночь с 30 апреля на 1 мая на Брокене собираются ведьмы на празднование Вальпургиевой ночи, что нашло отражение в трагедии Гёте “Фауст”. 

 

 
 

      
   


Рецензии