Гойа. Кто они темпераментные и страстные махи?

 Гойа. Махи на балконе,1805-1812гг.

   "Махи на балконе" стали одной из самых знаменитых картин в собрании Нью-Йоркского Метрополитен-музея.

     О махах.

    Сюжет этого полотна является традиционным в испанском искусстве начиная с XVI века. "Махо" и "махи" - так во времена Ф. Гойи назывались молодые андалузские щеголи и щеголихи из средних слоев городского населения, одевавшиеся в подчеркнуто национальные одежды. Тогда это считалось вызывающей дерзостью, поскольку королевский двор, а за ним и вся испанская знать обратились к французской моде в одежде.
    Эта картина, как считают некоторые исследователи, несет и символический смысл. Он в том, что прекрасная свободолюбивая Испания живет между решеткой тюрьмы и лапами слабеющей на глазах инквизиции.

    Сам Гойа   в юности и сам был настоящим "махо". Во время своей жизни в Мадриде он много времени  проводил на улице и постоянно был замешан во всевозможных историях. Однажды даже получил ножевую рану.

    На многих Картинах Гойи мы увидим этих романтичных ,страстных и щегольски одетых женщин и мужчин.Это выходцы из обедневших провинциалов ,жители мадридских трущоб 18-19 веков.

     Махи обитали во всех крупных городах. Но главной их резиденцией был Мадрид, вернее определенный квартал Мадрида – Манолерия. Мужчины были кузнецами, слесарями, ткачами, трактирщиками или промышляли контрабандой, торговлей в разнос, игрой.

     Женщины содержали кабачки, чинили одежду и белье, торговали на улицах фруктами, цветами, разнообразной снедью; ни одна ярмарка, ни одно празднество не обходилось без их товара. Не гнушались они и тем, чтобы выманивать деньги у богатых мужчин.

     Махи не признавали иной одежды, кроме традиционного испанского наряда. Мужчины ходили в обтянутых штанах до колен, в башмаках с пряжками, короткой куртке с широким шарфом вместо пояса, в шляпе с огромными опущенными полями и никогда не расставались с длинным плащом – капой, со складным ножом – навахой и с толстой черной сигарой.
 
    Женщины носили открытые туфли, вышитый, глубоко вырезанный лиф, перекрещенную на груди яркую шаль; в праздник они щеголяли кружевной мантильей и высоким гребнем. Частенько за левую подвязку у них был заткнут маленький кинжал.

      Маха и махо не только одевались по-своему, у них были и свои особые обычаи, особые взгляды, особый язык. Махо чтил исконные испанские традиции и горой стоял за абсолютную монархию и духовенство, тогда как новых законов и указов не признавал. Занятие контрабандой он рассматривал как свою привилегию, для него было делом чести курить только контрабандный табак.

     Держал себя махо с достоинством и не любил зря болтать. Но, заговорив, он употреблял цветистые, высокопарные обороты; его хвастливость и фантастическое вранье служили для поэтов источником вдохновения и славились за пределами Испании.

    Выставляемая напоказ аморальность жизни махос, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах.

    Описание картины Махи на балконе.

       Мы видим двух очаровательных женщин ,с балкона наблюдающих за жизнью улицы. В глубине, на темном фоне, неясным силуэтом вырисовываются фигуры их кавалеров. Нечто подобное еще и сегодня можно увидеть на улицах некоторых испанских городов.Они как тени стерегущие прекрасную молодость.

         "Махи на балконе" прекрасны, они полны колдовского очарования, их красота влечет к себе, однако ирония манящего взгляда настораживает. Недаром в кукольной красоте "мах" есть что-то обманчивое, особенно в сочетании с мрачными фигурами мужчин, лица которых почти скрыты плащами и надвинутыми на глаза шляпами.
      Наряды девушек выписаны белым, золотым и перламутрово-серым цветами, лица даны теплыми тонами, и эта тонкая, переливающаяся живопись выглядит еще более притягательной на темном фоне. Сидящие на балконе девы, напоминающие птичек в клетке, - сюжет, типичный для современной художнику испанской жизни.

        Зрителей притягивают и увлекают эти "махи" в кружевных мантильях.Они заговорщицки улыбаются, словно чувствуя поддержку за своими спинами. В их очаровании есть что-то обманчивое и настораживающее. Кажется, что они стараются обольстить и заманить в темноту тех, кого привлечёт их молодость и красота.

        Ф. Гойя изумительно передал изменчивую, нежную и одновременно огненную натуру испанки, о которой еще великий Мигель Сервантес сказал, что она
 на улице - королева,в церкви-ангел,а в постели- сатана.
 
Испанские страсти.

Под рокот гитары, под треск кастаньет
Смеются прикрытые веером губы.
Наверное я не узнаю секрет –
За что эти губы мужчинам так любы.
От солнца и ветра щекам горячо.
Открыта для всех, но не всякий дерзает.
Смотрю завороженно на каблучок,
Который насквозь моё сердце пронзает.
Под взглядом спокойно-насмешливых глаз
Я выгляжу кроликом рядом с удавом.
Ей свыше дана несомненная власть,
Любви и свободы бесспорное право.
Как ливень внезапный бурна и свежа,
Танцуя идет грациозная маха.
Она вызывает тайфун и пожар,
Но вихрь и огонь замирают от страха.
И я всё равно благодарен любви,
Что смог испытать необычное счастье,
Что этот холодно-решительный вид
Во мне вызывает испанские страсти(авт.неизв)

     Изменилось время,изменились люди.Но сохраняли в себе свою национальную самобытность. И даже слово сохранилось, в значении «симпатичный», хотя и не часто встречается.


Рецензии