Сельские старосты возвращаються

                К территориальной реформе на Украине.

                Децентрализация и  формы народовластия.   
   Обеспечение защиты жизни, здоровья, имущества людей по месту жизни – эта задача становилась всегда актуальной во времени. И первой специализированой  структурой местного самоуправления  занимающийся хозяйством и противодействующей уголовной преступности стали губные старосты, что стояли во главе – губных изб. Руководило губными учреждениями центральное ведомство – Разбойный приказ. Возникший в середине XV века Разбойный приказ уже занимался не только правотворчеством, но и обобщением практики розыска разбойников и «татей». Губные старосты так же занимались и размежеванием земель, и сбором податей, и бесплатной регистрацией и клеймением лошадей при купле продаже, чтобы «татю бы  было не столь сладко».  Губных старост избирали, после чего он приезжал в Москву, в Разбойный приказ, где приводился к присяге – целовал крест.
Согласно губному законодательству 1555 года общины несли ответственность за обнаружение разбойников и «татей». В законе прописана так же обязанность соседей приходить на помощь жертвам  разбоя, преследовать «по следу» разбойников и «татей», все это было закреплено нормами уставной книги Разбойного приказа в 1616 году. Неявка «на крик и на вопь» и неучастие в погоне называлось «выдачкой», наказание «в пособничестве разбойникам»  было таким же как за само преступление. Для выявления разбойников и «татей» в общинах в помощь губному старосте или воеводе, и сыщикам при них, выбирались сотские и десятские. Институт губных старост окончательно был ликвидирован указом ПетраI в 1702году, но именно с губных изб вышли сегодняшние: чиновники территориальных громад, благословенные Европейской хартией местного самоуправления …
 Российским государством в 1690 году управляли всего 5 тысяч чиновников. Прослеживается явное желание верховной власти сэкономить на госаппарате, в том числе и на губных избах. Так в 1770 году губернией могли управлять менее 100 чиновников, а империя делилась тогда всего лишь на 16 губерний.
Четкое правовое обоснование местное самоуправление получило в петровское время, а Губернская реформа 1775 года установила систему  учреждений в уездах. Главным институтом управления и правопорядка в уезде стал земский суд (тогда это был не судебный, а административный орган) с возглавляемым его земским капитан-исправником. Образ капитана-исправника показан в «Мертвых душах», спасшего Чичикова от  разъяренного Ноздрева при игре в шашки.  Капитан-исправник выбирался местным дворянством сроком на три года и утверждался губернатором.
Главными функциями земского суда объявлялись охрана порядка, обеспечение исполнения законов и распоряжений вышестоящих администраций. Отдельно уточнялось, что именно капитан-исправник должен осуществлять сыск беглых крестьян, следить за соблюдением мер весов и состоянием дорог. А так же он должен был бороться с эпидемиями, осуществлять противопожарные меры, организовывать размещение на постой солдат воинских частей, проходящих  территорией уезда, и даже следить за наличием хлеба, дабы предотвратить угрозу голода. Те же самые функции, которые в уезде выполнял капитан-исправник, в городе осуществлял городничий, о чем говорит  Устав благочиния 1782 года. Добавлю, что в уезде с населением в 30-40 тысяч человек, было всего 3 платных  чиновника, один из них – капитан-исправник, в обязанности которого в конце XVIII уже  вменялось не только «Слово и дело!», и борьба с разной крамолой, ересью, изменой но и противодействовать мятежу или заговору против властей, следить за буесловами. 
1 января 1864 года было Высочайше утверждено Положение о земских учреждениях. По этому положению, лицам всех сословий владеющим земельным или иным имуществом в пределах уезда, а также сельским крестьянским общинам, предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных-гласных, составляющих уездные и губернские земские  собрания. Император Александр II, воскрешая земство,  возвращался к исконной форме землеустройства. Земцы в древней Руси являлись средним классом, а в ХVI веке термин «земщина»  обозначал уже народ, и для него понадобилось особое устройство, которое и было дано Иоанном IV. Много раз с того времени менялось устройство земщины, но всегда в основе ее управления лежало  выборное начало, т.е. право избирать должностных лиц по собственному желанию, что и составляло форму внутреннего народоправства.  Именно на почве народоправства родились и выросли  земские соборы, приемники вечевых собраний древнейшей Руси.
После акта 19 февраля – дарования свободы крепостному крестьянству от власти помещиков, встал вопрос о переустройстве местного общественно-хозяйственного управления. А главное исключения передачи крестьян из рук помещиков в руки чиновников. Было выработанное «положение о крестьянах» положившее в основу самоуправления старинный крестьянский уклад – «мир» или «общину». Все общественные дела в селе разрешались на мирском сходе всей крестьянской общины. Что касалось общественных и административных обязанностей, то их исполняли особые выборные лица, выбранные на сходах лучшие люди: гласные сотские, старосты, гласные волостного правления, и при них уже наемный писарь.  Дворяне из своих рядов избирали уездного предводителя. Но только при избрании предводителя в собраниях в коих участвовали избиратели без различия сословий, считалось, что предводитель является представителем всего земского общества. Земства состояли с губернских и земских собраний.  Собрания состояли из гласных: уездные – выбранные открытыми собраниями крупных общин или особыми избирателями малых общин и волостными сходами, и губернские – выбранные из числа уездных гласных. Все собрания уездных и губернских земств происходили гласно, т.е. при допущении публики… 

  После 1917 года большевики создали Украину. Начались реформы и их зуд по сегодняшний день.  С Киева приходят одни лукавства. Так отказавшись от термина федерализация, власть согласна на децентрализацию, подменяя ее суть территориальной реформой, исключая при этом такие понятия как бюджетная самостоятельность регионов, референдумы, культурная автономия, выборность руководителей краев…
Давайте разберемся в чем разница между территориальной реформой, которую предлагали еще в 2006 году, и о которой вспомнили сегодня, пытаясь навешать лапшу на уши электората, выдавая ее за децентрализацию и истинной федерализацией. Но коль слово федерализация властью в Киеве запрещено, будем употреблять – децентрализация.  Для этого посмотрим историю территориального устройства Полтавской области. 
   В первые годы советской власти после 1917 года в губернии оставался прежнее, царское административно-территориальное устройство, Полтавская губерния была поделена на 15 повитов, а повиты на 261 волость. В 1920 году было издано распоряжение ВУЦВК о создании сельских советов в селах где проживало не менее 300 жителей во главе с председателями сельских советов, а где проживало более 10000 жителей с председателями исполкомов. В том же году с части Полтавской губернии была создана Кременчугская губерния с центром в г. Кременчуге, просуществовавшая почти два года.
В 1923 году после возвращения Кременчугской губернии в состав Полтавской губернии в ее состав входило 14 повитов, 26 волостей и 1900 сельсоветов. Но третья сессия ВУЦВК признав трехступенчатую форму административного деления более перспективной, разделила республику на округа и районы.  Было так же установлено количество населения для разных административных единиц. Так в сельский совет должен состоять с населением от 1000 человек, район – от 25000 до 40000 чел., округ – от 400 000 до 600 000 человек. В пределах губернии за количеством жителей в административных единицах отвечали губернские исполнительные комитеты. Республика была поделена на 53 округа и 706 районов. В марте 1923 года президиум ВУЦВК принял решение о территориальном  делении Полтавской губернии. Было ликвидировано разделение губернии на повиты и волости и введен новый раздел – созданы округа и районы. Решением Совета министров УССР (Совета Народных Комисаров) февраль 1925 г., вся территория УССР административно-территориально была поделена на округа и районы под руководством республиканского центра. Летом этого же года были ликвидированы губернии, а Украина поделена на 41 округ. Бывшая Полтавская губерния в 1925 году  разделялась на 5 округов 84 района и 1232 сельских совета. Другими словами проведенная большевиками реформа с четырех ступеней управления (центр-губерния-повит-волость) переходила к трем ступеням (центр-округ-район). Но забегая вперед констатирую – количество чиновников доставшееся Полтавской губернии от царского режима до наших дней, в Полтавской области, несмотря на уменьшение территории и количества жителей, увеличилось в 109 раз. (Не процентов, а в сто девять раз). В 1930 году Совет Народных Комисаров принял решение о ликвидации округов и переходе на две ступени управления. Районы количественно сокращались. А в 1932 году «держава» перешла на новое административное деление – областной и районный. На Украине было создано 5 областей. Бывшая Полтавская губерния входила в Харьковскую область до 1937 года, когда пришло разукрупнение областей. И согласно решения ЦИК СССР от 22 сентября 1937 года была создана Полтавская область с входившими в ее состав 45 районами и двумя городами областного подчинения – Полтавой и Кременчугом. С октября 1941г. по ноябрь 1943г. Полтавщина была поделенная на 12 гебитов (округ). После окончания ВОВ до 1951 года Полтавщина состояла с 44 районов. В шестидесятые годы количество районов уменьшалось, путем их укрупнения. С 70-х годов до сегодня территория Полтавской области остается стабильной и состоит с  25 районов, 15 городов, из них 5 областного подчинения и 10 городов районного подчинения, а так же 1840 сельских населенных пунктов 490 сельских советов… 
Сегодня власти в Киеве пытаются переходом в округа и укрупнением сельских советов с частичным сокращением чиновничества выдать территориальную реформу за децентрализацию, напрочь отметая бюджетную и культурную автономии…
Для сохранения «державы» децентрализацию и административно-территориальная реформы надо провести совместно...  Украине необходимо предоставить  статус федеративной республики. Это - наиважнейшее изменение, которое необходимо внести в Конституцию. Кстати, 80% мирового ВВП производится в странах, имеющих федеративное устройство! США, Германия, Россия... А у кого самый высокий доход на душу населения? Правильно, у швейцарцев. Так у них вообще - конфедерация и четыре государственных языка!  На Украине только тогда будет истинная децентрализация когда каждый край  будет наделен  широкими правами культурно-экономической автономии. Ну, например, не менее 80 % налогов, собираемых в регионе, должны наполнять местный бюджет; 20 % - делегироваться центру. Это соответствует практике бюджетного регулирования наиболее развитых европейских стран: во Франции 80-ю процентами бюджетных средств владеют департаменты и только 20-ю - центр; в Германии 2/3 отдаётся регионам, 1/3 - федеральному центру. И т.д.
  Перемирье, положившее в основу Минские договоренности, для сохранения «державы» должно в основу дорожной карты записать идею юриста Д. Дж. Елейзера:  «Федерализм – это средство объединения разнородных частей.»
Корни децентрализации или федерализма. Сегодня майданутые чиновники твердят, что федерализм придумали антиукраинские силы. В монографии «Украинский выбор» В. Медведчук делает небольшой экскурс в историю возникновения идеи федерализма. Показывая, что теоретические корни идеи уходят в Х!Х век к таким «антиукраинским силам» как Н. Костомаров, М. Драгоманов, Т. Шевченко, М. Грушевский, В. Черновол. «В начале 90-х годов ХХ века одним из апологетов федерализма выступил В. Чорновол, который говорил: «Вижу в составе Украинской Федеративной Народной Республики такие земли, как Киевщена, Подрлье, Волынь, Галичина, Буковина, Закарпатье, Гетьманщина, Слобожанщина, Запорожье, Донбас, Таврия, а Крым – как независимого соседа, или автономную республику в союзе с Украиной. Каждая из земель будет иметь свой парламент (Донецкую Раду, Галицкую Раду и т.д.) и свое земельное правительство…»
И на конец давайте послушаем  Дмитрия Табачника, доктора исторических наук: "Действительно, ужасно доказывать совершенно очевидные вещи: что нельзя ограничевать права граждан по языковому, религиозному и этническому признакам, содержать одни регионы за счет других, вводить идеологическую цензуру, культивировать клиническую русофобию, героизировать фашистских прихвостней, превращать спецслужбы в жалкое подобие гестапо». 
     Бюллетень, что убийственнее пули.    Сегодня о любых выборах на Украине можно сказать, что они – срежиссированный спектакль с заранее запланированным исходом, т. е. все эти «волеизлияния» -  постыдный фарс с заранее подготовленным результатом. Подтверждением тому – сегодняшнее ВРУ.  А местные советы одобрямса, создают лишь видимость местного  самоуправления и даже не являются бледной копией земств. И это сермяжная правда. Причина похереного народоправства на Украине  кроется в партиях и бюллетенях.
…Прошло более 18 лет, как Верховная Рада Украины  ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, в основу которой положена идея земства России. И хотя Европейская хартия является международным договором, следовательно имеет приоритет по отношению к законодательству государства, ее подписавшего, многочисленная «незалежная» челядь из местных «слуг народа», вещающая электорату о «молочных реках и кисельных берегах Эвропы», на эту хартию – «плевать хотела». Хотя даже и законодательство «державы», на бумаге, говорит о двух уровнях народной власти в Украине. Это украинский народ в целом (представленный народными депутатами Украины) и территориальная община (представленная депутатами городов, поселков и сел). Территориальная община - это основа местного самоуправления. То есть, в Украине нет территориальных общин районов и областей.  Депутаты от района и области – это не самостоятельный уровень народной власти, это большевистская отрыжка, представляющая кого угодно: самих себя, партии, олигархов и их кланы, но не громады. Нет этих атавизмов и в Европе… 
 Прав был Константин Петрович Победоносцев в своей статье «Великая ложь демократии»: «Что основано на лжи не может быть право. Учреждение, основанное на ложном начале, не может быть иное, как лживое.» В этом жестком, но прозорливом труде обер-прокурор Священного Синода утверждает, что одним из самых лживых политических начал есть народоправие переданное «демократическим выборам». Выборы бюллетенями  никоим образом не выражают волю избирателей, они лишь дают возможность содержать множество праздных людей за счет народа, и притом не боятся любых порицаний. «Выбирают обычно не разумных и способных, а в действительности тех, кто нахальней суется вперед, отдавая предпочтение гладкой пошлости.» Не верите Победоносцеву, посмотрим на Швейцарию, где менее10% населения знают фамилию президента. В Швейцарии (как и во многих других странах Европы) все жизненные вопросы – образования, медицинского обслуживания, коммунальные проблемы, вопросы охраны окружающей среды и пр. граждане решают на уровне территориальной общины, проводя референдумы, где распоряжаются деньгами и полностью их контролируют. Суть стратегии Швейцарии, как и Норвегии, где мне приходилось наблюдать их «Муниципальный социализм» - создание достойной жизни для каждого человека на уровне каждой территориальной общины (города, поселка, села). Где норвежских чиновников, в 76 раз меньше чем на Украине, но все скважины добывающие нефть даже в Баренцевом море, приписаны не к Кипру, а к ближайшему поселку. Потому что для них территориальная община – это тот социум, та территория с социальной инфраструктурой, где человек рождается, воспитывается, учится, работает, отдыхает, и где находятся могилы его предков.   
Никакие партийные  кугуты, олигархи,  жлобы деребанящие бюджет державы, заседая в ВРУ, не будут думать дальше своего кармана, как и депутаты одобрямса с большевицкой отрыжки рай и обл советов…
 А может вернемся к земствам, они не раз выручали в трудные времена… 
                Николай Яременко


Рецензии