Фаруг

         
     Однажды , вместе с сотрудницей  Мухабат,  я  была направлена в  командировку  в Москву.  Мухабат   предложила остановиться у своего двоюродного брата Фаруга, который жил на юге Москвы . С балкона его  многоэтажки были видны белокаменные стены  прекрасного памятника  шестнадцатого века – Церковь Вознесения  Господня.  Когда я впервые вошла в квартиру Фаруга,  была поражена необычным видом жилища узбека.

  Однокомнатная квартира, большая прямоугольная комната , примерно двадцать квадратных метров.  Мебель ничего особенного не представляла - стандартная по тем временам обстановка: два дивана, стенка с книгами и посудой , письменный стол, журнальный столик , шкаф. Удивило другое: по всему периметру комнаты поверху - полки. На них большие  объемные деревянные иконы ( они напоминали старинные книги большого формата) . Я в них не очень-то разбираюсь, но очевидно было, что им ни один век, и, возможно,  подлинники. По углам комнаты висели горящие лампадки. Несмотря на современную меблировку. иконы и горящие лампадки придавали комнате вид небольшого храма, вызывающего чувство необычайного спокойствия.

   Первая мысль была - это убежище  религиозного фаната. Но , когда я познакомилась с "хозяином" дома ( в кавычках, потому что квартира была съемной), то удивило  несоответствие между ним и его религиозным окружением. Худощавый. светлоглазый, огненно-рыжие волосы -  никак не походил на узбека, тем более на монаха. Кроме того,  грамотная современная  живая речь  и очень открытая  обезоруживающая  улыбка (от которой казалось , что мы знакомы «тысячу» лет),  все это  не клеилось с образами и лампадками. И если б ни его молитвы перед образами и  искренне  одухотворенное  лицо во время звона колоколов, я бы не обращала внимание  на религиозные атрибуты, тем более не связывала Фаруга с ними.

    Чуть больше недели мы жили у него и быстро подружились. С ним было интересно, он много знал, увлекался живописью и поэзией, был остроумен.  Обычно после ужина  мы разговаривали  о живописи, литературе,  беседовали о современной поэзии, он показывал свои работы.  Мне нравились его картины, так как было очевидно , что написаны мастером.  Большинство из них  были на религиозные сюжеты,  о которых  Фаруг  популярно рассказывал и так заражал своим  искренним  видении  происходящего действия , что я невольно представляла , что все это действительно так и было .  К нему часто приходили друзья и кроме нас еще кто-нибудь ночевал. .  Однажды,  с ним   пришел  молодой  грузин,  Фаруг  сказал: Люся, запомни этого человека,  о нем заговорит весь мир. Показал его картины, мне они очень понравились .  Фаруг  где-то отыскал этого парня и по своим связям договорился о том, чтобы молодой талантливый художник поехал учиться живописи в Париж. Это – еще  один штрих к его  портрету .  Надо сказать , что Фаруг  помогал  не только талантам. Он приходил всегда на помощь, если кто-то нуждался в ней,  причем, что интересно,   сам был беден , как церковная мышь.

    Я никак не могла понять, как в этом человеке объединилось  необъединимое , на мой взгляд.  Он был светским человеком,  очень скромно жил, к нему приходили люди ( судя по одежде, манере разговора, умения себя преподнести  и т п )  из достаточно высоких слоев общества. Но откуда эти религиозные атрибуты, частые и искренние молитвы. Он не просто затихал, но я бы сказала, замирал ,  когда слышал звон колоколов ближайшей церкви.

   Как и многие молодые люди того времени, я была абсолютным атеистом, никогда не сталкивалась близко с верующими . Учитывая это, можно понять мое страстное желание узнать - что собой представляют эти верующие, почему они верят в бога, когда очевидны научные доказательства происхождения жизни на земле,  ведь чем больше мы узнаем о мире, тем понятнее становится , что всем вокруг управляют законы Природы и т.п.

  Однажды, когда мы сидели втроем за журнальным столиком и пили чай, я начала разговор о религии. Сначала беседа шла ровно и доброжелательно с обеих сторон. Мухабат слушала нас молча. Но вскоре ,  я стала вступать в спор с  Фаругом, (тем более, что  была хорошо «подкована» антирелигиозной литературой и закончила университет, мечтая заниматься чистой наукой) , объясняя , что он заблуждается, приводя в доказательство научные данные.  Он, со своей стороны, хотел показать , как прекрасен божий мир и что христианство спасет этот мир от зла и т п. Разговаривали как люди у Вавилонской башни, на разных языках.  Слово за слово, я почувствовала  как до предела накалилось нервное напряжение, но остановиться не могла. Вдруг  заметила , что над головой  Фаруга,  на стенке,  верх одной иконы отделился от стены, на которую опирался, минуту постоял и опустился обратно.
       Мне стало очень плохо, как будто не хватает воздуха,  потеряла сознание и упала на диван.  Мухабат увидела то же самое, тк сидела на диване рядом со мной. Она сначала ничего не могла сказать, только пальцем показывала на стену, потом набросилась на брата -  ты  что с ней сделал, она умирает!  Я , действительно, похолодела, Фаруг стал усиленно молиться и через несколько минут я поднялась, только долго не отходила головная боль.
     Я поняла, что поступила глупо и жестоко , извинилась перед  ним, а для себя зареклась когда-либо спорить на религиозные темы. Этот эпизод запомнился мне на всю жизнь и научил меня терпеливо и с уважением относиться к людям, имеющим противоположное мнение или  приверженности.

     Несмотря на это происшествие,  мы с Фаругом  остались друзьями, он при расставании подарил специально для меня написанную  масляной пастелью картину на ватмане, а на оборотной стороне -замечательное послание религиозного содержания. Подарил также две иконки ( одну я отдала сыну, вторую - дочери), иконы простые, как он сказал. но намоленные.  Фаруг сказал: «Береги их , они тебе помогут, когда будет трудно». К сожалению, с тех пор я его не видела, дороги наши с Мухабат разошлись, поэтому и не знаю  как поживает этот замечательный человек.
          Когда мы возвращались домой, Мухабат рассказала мне печальную историю жизни брата.

    Фаруг из многодетной узбекской семьи, жил в небольшом провинциальном городке .  Он был самостоятельным и развитым мальчиком. Закончив  школу,  Фаруг просил родителей отпустить его учиться дальше в Москву, но получил отказ. Тогда он удрал из дома , добрался до Москвы и поступил в МГУ на физический факультет. Все складывалось удачно, учился хорошо, подрабатывал на житье, было много друзей, с которыми весело проводил время, но совершенно неожиданно  и незаметно вошла в его жизнь  большая Любовь. С Таней они учились на одном курсе, она была членом их компании, проверенным и надежным другом, «парнем».  Вместе со всеми они сбегали с пар , чтобы посмотреть новый фильм, вместе cидели в библиотеке перед  экзаменами, вместе участвовали в подготовке  вечера в университете и ходили на тренировки. Что же случилось? Почему вдруг им стало лучше вдвоем, почему они не могли  уже «дышать» друг без друга.
 
    По всей вероятности, стрелы Амура одновременно поразили сердца обоих. Это была огромная всепоглощающая  Любовь, она заслонила собою весь мир.  Фаруг посвящал  возлюбленной стихи, писал ее портреты. Казалось, счастью не будет конца..  Пара была неразлучной. Проходит время...

    Однажды Фаруг от друзей  узнает, что любимая встречается с его другом. Не поверив, он обращается  к ней с прямым вопросом   и  убеждается,  что это -  правда. Потрясение было столь велико, что Фаруг  забросил учебу, потерял смысл жизни,  с предательством любимой смириться не смог.  Он не хотел никого видеть, ему казалось что жизнь его закончилась и он умер.

   Вскоре, он  потерял документы и отправился бродить по деревням и селам, лишь бы заглушить в душе невыносимую боль.  Сердобольные бабульки кормили его и помогали чем могли. В своих мытарствах он попадает в церковь, где помогает расписать стены. «Сарафанное»  радио тут же распространило весть о появившемся художнике, который может расписывать церкви.  К нему стали обращаться за помощью. Так незаметно для себя Фаруг открыл христианство и проникся его духом, оно стало его убежищем, его миром.
   С течением времени  он обращается в христианство и принимает обет безбрачия, посвящая себя молитвам и помогая нуждающимся. У него открылся дар -  с помощью молитв он стал лечить людей.   К нему потянулись вереницы больных, он никому не отказывал и никогда не брал плату за излечение. В благодарность жители деревень его кормили,  а служители церквей дарили     иконы. Время от времени  Фаруг  появлялся в Москве, где  было уже  много ценителей его живописи, а также  друзей...
  Я благодарна судьбе, что встретила   человека, который смог реализовать свою внутреннюю любовь к людям,  быть полезным многим  в жизни. . К сожалению, не смогла сохранить подаренную Фаругом картину, поэтому могу лишь описать содержание. Размером картина с лист ватмана, написанная масляной пастелью . По голубому  озеру  с живописными зелеными берегами плывет белая лебедь . Плывет тихо, бесшумно, слегка разбегается по воде мелкая зыбь. Головка на изящно- изогнутой шее грустно опущена вниз, а в верхней части листа в окаймленном волнистой линией овале также одиноко в зеленой траве лежит черный лебедь.  Я  была поражена :  почему Фаруг выбрал именно такой сюжет , откуда он мог знать, что я всю жизнь  несла невидимое знамя неразде-ленной любви?   Да, Фаруг задал мне загадку, невольно поверишь в провидцев.

  В Фаруге я нашла то , что для меня очень близко, что не удалось реализовать в жизни. Он  мне близок был тем, что в душе он также как и я - бродяга, всю жизнь мне хотелось мотаться по селам, по неизвестным местам, познавать жизнь людей , их судьбы, характеры, вести душевные беседы, пытаться помочь . Вместе с ними пытаться понять жизнь, радоваться беспокойным детишкам и огорчаться беспутными мужьями-пьяницами,  удивляться красоте осенних закатов и вставать затемно рано утром, чтобы подоить коров. Мне очень близки эти простые люди с искренней любовью к окружающим, детям и к своим горе-мужьям. Все просто и бесхитростно , все естественно и близко к природе..


Рецензии