Формула хорошей сказки

«Давным давно. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»
Так начинается большинство русских народных сказок. Что же это за вступление такое? Что означают эти слова?

Моё мнение – это манифест. Это декларация критериев предлагаемой сказки.
Что же это за критерии такие?

«Давным давно», - это означает, что описанные в сказке события, могут происходить в любое время. Это отвязка от конкретного времени, они происходят вне времени, в вечности.

«В тридевятом царстве…» и/или «За морями, за лесами, за горами…», - это означает, что описанные в сказке события, могут происходить в любом месте. Это отвязка от конкретной области пространства, они происходят вне пространства, в бесконечности.

«…в тридесятом государстве…», - это означает, что описанные в сказке события, могут происходить при любом политическом, экономическом или производственном укладе. Это отвязка от внешнего, доминирующего контекста. Именно поэтому герой способен проявлять свободу и силу воли, действовать, не взирая на обстоятельства.

Это мы рассмотрели вступительную часть формулы сказки. Что же далее?
А далее – «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».  Это фраза может повториться несколько раз. Она связывает звенья событий в единую цепь. Также она освобождает повествование от масштаба времени. И предупреждает читателя о последствиях поспешных решений.

Наконец, заключительная фраза сказки: «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», или «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Это возвращение читателя к реальной жизни. По-моему, это намёк по библейскому Еклисиасту на то, что человек по-настоящему счастлив от дел своих, от слов и мыслей. И надо сохранять баланс между делами, словами и мыслями.

В заключении я приведу разбор одной классической сказки про Иванушку и Трёх Царях. Повествование сказок гласит, что Иванушка последовательно обходит три царства, чтобы добыть себе жену и попутно обретает дополнительные сокровища. Это иносказание. Как его расшифровать?
Оборачиваем время сказки вспять и выясняем следующую премудрость:
Первый царь – это учитель, которому надо отдать время и прилежание, получая взамен знания и опыт.
Второй царь – это начальник, которому надо сделать работу за вознаграждение.
Третий царь – это родители невесты, которым надо показать серьёзность своих намерений. Купить кредит доверия и получить от них власть над будущей женой.
Вот так надо свататься.
И только настоящий дурак, прочитав сказку о трёх царях, подумает, что надо часто менять место работы.


Рецензии
Владимир, интересные размышления. Наверное, некоторые люди видят так. Хотя я мыслю по-другому. Всего Вам хорошего!

Зоя Орлова   12.03.2015 22:27     Заявить о нарушении
Уважаемая Зоя, вам даю повод - выскажитесь.
Быть может я что-то упустил.

Владимир Евгеньевич Липатов   12.03.2015 23:03   Заявить о нарушении
Вы не поняли, Владимир. Я имела в виду, что образ мыслей у меня другой, потому что я гуманитарий, только и всего. Так что не берусь соперничать с Вами, а тему эту (о художественных особенностях сказок, об их композиции) уже раскрывали специалисты по УНТ, поэтому у меня не было такой цели. Вот конкретно какую-либо сказку проанализировать, это приходилось.
Всего доброго, Владимир.

Зоя Орлова   13.03.2015 13:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.