Рукою мастера
Этот камень, несомненно, очень редок. Еще ни разу за свою недолгую жизнь она не встречала ничего подобного. Светло-зеленый, прозрачный, как слеза высоких трав, что рождается в предрассветных сумерках. Она подобрала его летним днем на дне глубокого оврага, через который шло ее племя. Дивным показался ей он, и долго хранила она сей камень в заплечной суме. Как его имя? Она того не знала. Вынимала его порой, любуясь холодной зеленью граней, и прятала обратно, не решаясь губить хрупкую красоту. Но теперь время пришло. И кристалл в ее руках превращался в нож. Она хотела сделать его особенным, не таким, как другие ножи, что до сих пор выходили из-под ее резца. Однако, кому она отдаст его, об этом девушка пока не думала.
В ее сумке полно было и других камней – и темно-серые кремни (их больше всего), и зеленые малахиты, и пестрые яшмы, и дымчатые опалы, и острые кристаллы горного хрусталя. Все они ждут своей очереди, чтобы в руках мастера превратиться в нужное племени орудие или радующее глаз украшение.
Легче всего работать с кремнем – он хорошо поддается обработке, не только ножи, но и скребки, и наконечники для копий, и охотничьи топоры – все можно сделать из него, если знаешь как. Но ей больше всего нравятся новые, необычные, ни разу прежде не встреченные камни. Работать с ними непросто, у многих упрямый нрав; не желая подчиняться резцу, они словно бросают вызов ее искусству. Что ж, она любит принимать вызов.
В племени называют ее Игла. Это имя дали ей родители. Но их она почти не помнит. Много зим назад на стоянку напали саблезубые тигры. Многие соплеменники тогда погибли. Осиротела в ту ночь и маленькая Игла. Но еще оставался дед, Мастер орудий. Он воспитал ее и передал юной Игле основы ремесла, ибо был уже стар, а племя нуждалось в новом Мастере. Долгие дни просиживала она подле деда, запоминая все, что он рассказывал ей, училась искать и различать камни, пыталась и сама изготовлять орудия. Поначалу резец плохо слушался ее, и дед смеялся над тем, что у нее выходило, а порой и бранил. Она убегала, пряталась в укромном уголке пещеры и плакала, злясь на себя и свое неумение. Потом, успокоившись, возвращалась и повторяла попытку. Со временем ошибок становилось все меньше и меньше, и дед все чаще хвалил ее. Теперь она сама Мастер. Давно нет деда, и ныне она единственная, кто снабжает племя орудиями. Даже вождь, Кемлик, признает ее мастерство.
Мастер орудий на особенном положении в племени. Даже если она женщина. Вот и она, Игла, может рассчитывать на кусок мяса из добычи охотников, на защиту от дикого зверя и набегов других племен – ведь если не станет ее, лишится и племя так нужных ему орудий.
Есть у нее еще одно право. Право выбирать. Может она избрать любого мужчину из племени, что станет отцом ее ребенка. Но еще ни разу не воспользовалась она этим правом. Немало мужчин в ее племени. И многие не прочь назвать ее своей. Желает этого и Кхан – самый сильный, самый зоркий, самый грозный из охотников. По нраву ему черноокая, стройная девушка. Да и он нравится ей. Крепкими и здоровыми родятся дети от Кхана. Но даже ему не дает своего согласия молчаливая, замкнутая Игла. И когда тот подходит к ней и глухим, раскатистым голосом говорит ей: «Моя!», она молчит. И протягивает ему готовый нож – прежний он сломал на охоте. Берет его Кхан и отходит, огорченно цокая языком – ведь не того хотел он. Глядит на это вождь и хмурится. Этой осенью ей сравнялось восемнадцать, подруги, годами младше ее, уже нянчат детей – родились те этим летом. Малыши дремлют на коленях у своих матерей или сосут жадно молоко. Саму Иглу когда-то точно также баюкала мать. Но девушка уже не помнит этого.
Вождь звал ее к себе сегодня. Упрекал, что не желает она знать свой долг женщины перед племенем. Он прав, конечно. Но она чувствует, что еще не готова к материнству. Да и ее замкнутый характер и требующее одиночества ремесло не дают ей близко сойтись ни с кем из одноплеменников.
В пещере полумрак. Ревущее пламя костра дарит приятое тепло. За пологом из шкур, скрывающим вход в жилище, шумит ветер. Горстями швыряет он снег – то первый снегопад этой зимы.
Усердно собирала она камни этим летом. На долгие вечера растянется ее неспешная работа. Будет и еда, и тепло костра, и песни-заклинания, что приносят удачу охотникам. Будут петь в ее руках упрямые камни.
Племя уже спит, калачиком свернулись люди на одеялах из шкур. Не спят лишь дозорные – следят они за огнем, вкусными ветками подкармливают его, чтоб не угас, не оставил их в темноте этой холодной ночи. Не хочется спать и Игле. Все колдуют ее руки над зеленым камнем. Она должна быть осторожна, чтоб ненароком не поранить его, иначе пойдут прахом все ее усилия. Удар. Еще удар. Совсем скоро в ее руках засверкает новый нож.
4 – 5 марта 2015 г.
Свидетельство о публикации №215031202133
Хороша фраза: "Будут петь в её руках упрямые камни".
"... не поранить его" (камень) - тоже удача.
Пишите, Мария. Литературное мастерство приходит не сразу, но к тем, кто много и упорно работает над словом, продумывает сюжетную канву, уделяет внимание фону повествования и деталям, это мастерство приходит.
Удачи!
Эльмира Пасько 28.06.2015 14:52 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за добрые слова. Мне было приятно их прочитать. Я ценю Ваше мнение.
Всего Вам хорошего!
С уважением, Мария Янтарева.
Мария Янтарева 28.06.2015 23:23 Заявить о нарушении