Банки не хотят платить за мошенников
В Банк России и Минфин России поступили поправки к Гражданскому Кодексу. Поправки подготовлены Ассоциацией региональных банков России. Суть поправок в том, что объем убытков взыскиваемых с банков из – за мошенничества с банковскими картами может быть снижен. Это возможно, если кредитная организация докажет, что клиент обладает низкой финансовой дисциплиной.
Данная инициатива это ответ российских банков на практику правоприменения закона «О национальной платежной системе». Согласно этому закону банк обязан компенсировать несанкционированные списания с банковских карт клиентов. Банк обязан доказать, что средства с карты списаны без его согласия, претензия должна быть представлена в течение 24 часов после списания средств. В этом случае банк обязан компенсировать клиенту списанные средства.
После принятия закона выплаты банков выросли, практически в полтора раза. Одновременно участились случаи мошенничества.
Согласно новым поправкам в российский Гражданский Кодекс банк может инициировать процесс против недобросовестного клиента, требующего возмещения с банка. Клиент так же может обращаться в суд, если банк задерживает выплаты.
Эти поправки банков могут войти в пакет изменений Гражданского Кодекса, который инициирован Президентом РФ. В Государственную Думу поступил президентский законопроект, серьезно изменяющий положения второй част Гражданского Кодекса. Изменения могут коснуться норм регулирующих банковские вклады, факторинг, потребительское кредитование.
Ряд поправок из президентского пакета уже принят в первом чтении. Инициатива банков может быть рассмотрена во втором чтении, совместно с президентским пакетом.
Банки не будут оплачивать расхлябанность клиентов
Банки не желают расплачиваться своими деньгами за низкую дисциплину клиентов. Некоторые владельцы банковских карт записывают PIN-код на банковских картах, называют PIN-коды своих карт родственникам и знакомым, оставляют карты на видном месте. Достаточно много списаний именно с карт таких клиентов, которые впоследствии стремятся переложить ответственность и расходы на банки.
Государство фактически банкам не помогает. Согласно статистике МВД возбуждаются дела только лишь по 1-2% делам о мошенничестве с банковскими картами. Остальной массив ущерба от преступлений компенсируется банками. Банк вынужден оплачивать недисциплинированность владельца карты.
Вопрос стоит о снижении рисков банков связанных с мошенничеством с банковскими и кредитными картами.
Эксперты отмечают, что поправки в ГК имеют важнейшее значение в том, что теперь в законе будет регламентированы все процедуры, сроки и размеры выплат.
В законопроекте будет прописаны случаи мошенничества и случаи неосторожности клиентов банков.
Такие поправки позволят ускорить процедуры возмещения ущерба при мошенничестве или отказ банка в выплате компенсации неосторожному или недобросовестному клиенту.
Отказ в возмещении клиенту списанных средств должен быть оформлен судебной процедурой.
В Союзе потребителей России говорят, что неосторожность клиента должна быть дифференцирована. Так, если клиент добровольно сообщил PIN-код лицу, то суд может отказать пострадавшему в возмещении средств. Однако, при потере банковской карты с нацарапанным или написанным на ней PIN-кодом, суд может снизить сумму компенсации, но не отказать в ней полностью.
Банки много не сэкономят
Серьезно банкам не удастся снизить выплаты по несанкционированным списаниям.
Банкиры считают, что новый законопроект не изменит обязанностей банка компенсировать несанкционированно списанные средства. Банкам практически невозможно доказать, что клиент обладает низкой финансовой дисциплиной.
Невозможно задокументировать и доказать в суде, что клиент передал PIN-код карты кому-либо, если об этом не заявит сам клиент.
Проблема в том, что в Гражданский Кодекс заложена презумпция виновности банков. Законодатель считает, что кредитные организации изначально виноваты в несанкционированном снятии средств со счетов клиентов, поэтому банки обязаны компенсировать потери клиентам. Считается, что клиент изначально более слабая сторона, чем кредитная организация, поэтому закон ориентирован на защиту клиентов. Банки должны сами доказать, что клиент сам создал ситуацию при которой потерял деньги. При этом банкам запрещено вести розыскную деятельность, что сужает возможности банка по защите своих интересов суде.
В целом, новый законопроект может оградить банки от хронически недисциплинированных мошенников.
Свидетельство о публикации №215031200464