Бродяги Дикого Запада. Последний конкистадор
Испанская корона наряду с идеей поиска сокровищ Сиболы и Квивиры на протяжении второй половины ХVI века не оставляла планов не только освоения земель севернее Мексики, но и христианизации аборигенного населения.
Францисканский монах Хуан Падилья, воодушевленный некоторыми успехами на поприще обращения индейцев в христианство, еще в ходе экспедиции Коронадо решил продолжить начатую работу и весной 1542 года организовал небольшой отряд, для того чтобы вернуться в Квивиру, а точнее в среднее течение реки Арканзас. Путешествуя по просторам Дикого Запада, Падилья и его люди постоянно сталкивались с индейцами, одни племена принимали их радушно, другие же, наоборот, враждебно. В одной из стычек с индейцами Падилья погиб, а трое его спутников стали их пленниками. Десять месяцев плена заставили одного из них португальца Андриса до Кампо убедить двух своих товарищей в необходимости побега. Передвигаясь от одной индейской деревни к другой подобно де Ваке и его друзьям, группа до Кампо прошла в южном направлении по Великим Равнинам более 1000 миль. Переправившись через реку Арканзас и ее многочисленные притоки: реки Кэнайдиан, Ред-Ривер, Бразос и Колорадо (речь идет о реке Колорадо впадающей в Мексиканский залив. Она значительно короче той Колорадо, которая впадет в Калифорнийский залив – И.К.) они вышли к течению реки Рио-Гранде. Форсировав эту крупную водную преграду, до Кампо и его спутники оказались у восточных склонов Сьерра-Мадре, и, двигаясь на юг параллельно им, они, пройдя около 400 миль, вышли к устью реки Падуко.
В Мексике, рассказы до Кампо о неизведанных просторах, кишащих дикарями и ничего не знающих о Христе не оставили равнодушным конкистадора и губернатора Мехико, Франсиско де Ибарра, который уже в 1562 году в отчете об исследованиях северо-запада Мексики сообщал о землях в верховьях реки Рио-Гранде, полных сокровищ.
Боле тридцати лет испанцы не могли изыскать возможностей, чтобы подготовить экспедиции в верховья реки Рио-Гранде. С одной стороны не позволяли средства, и не хватало человеческого ресурса, а с другой препятствовали воинственные индейцы чичимеки, которые блокировали подступы в верховьях Рио-Гранде. Но тем не менее одержимые спасением душ индейцев и надеждой отыскать богатые сокровищами города туземцев, францисканские монахи в лице Августина Родригеса, Франсиско Санчеса Чамускадо и других, в конце 70-х ХVI века все же продвинулись в глубь территории на север. К несчастью монахи погибли от стрел индейцев не далеко от Рио-Гранде, но слухи о том, что им удалось открыть около 11 серебряных жил дошли до Мехико.
В 1580 году с целью поиска следов пропавших монахов Родригеса, священник Бернардино Белтран Дуранган добился от властей Новой Испании разрешения на организацию экспедиции в верховья Рио-Гранде. Но когда Дуранган переправился через Рио-Гранде, то дальше, из-за нехватки средств обеспечения, на север он не пошел и ограничился торговлей с окрестными пуэбло (поселения индейцев - И.К.). В ходе торговли с индейцами испанцы выяснили, что регион вверх по течению этой реки богат медной рудой и солью.
После Дурангана в окрестностях Рио-Гранде испанцы не появлялись и оставили этот регион до 1591 года. В этом же году на поиски несметных сокровищ и основание колонии в верховья Рио-Гранде отправилась экспедиция Гаспара де Соса. Как оказалось, де Соса не имел королевской лицензии на освоение этих территорий, и поэтому его экспедиция признавалась нелегитимной. Де Соса был арестован и отправлен в ссылку на Филиппины, где погиб при восстании рабов.
Чем незначительнее оказывался результат от каждой из испанских экспедиций в Квивиру, тем больше и притягательнее она становилась для них. В 1594 году на поиски Великой Квивиры отправился Франсиско Лейба Бонилья. Эта экспедиция стоила ему жизни, но не остудила исследовательского пыла Хуана де Оньяте Салазара, того кого мы сегодня называем последним конкистадором Нового Света.
Хуан де Оньяте Салазар родился около 1550 года в пограничном городке Сакатекас на севере Мексики. Его родители: отец Кристобаль де Оньяте – потомок древнего испанского рода Аро и мать Каталина де Салазар де ла Кадена, семья которой входила во влиятельный еврейский дом Га-Леви, были испанскими аристократами, которые прибыли в Новый Свет, став одними из первых колонистов, а впоследствии владельцами серебряных рудников Сакатекас.
С юношеских лет, получив хорошее образование, Хуан был вовлечен в дело приумножения состояния семьи, проводя изыскательские походы в земли индейцев.
Поступив на военную службу, он уже в 20 лет проявил себя ревностным защитником интересов испанской короны и жестоким завоевателем, сражаясь с местными индейским племенами. В ходе ряда успешных военных кампаний против индейцев племени чичимеков (так испанцы в то время называли всех воинственных индейцев – И.К.) де Оньяте присоединил к владениям Новой Испании часть обширной территории на севере современной Мексики, основав там католические миссии.
В 1588 году де Оньяте выгодно женился на дочери владельца серебряных рудников из Пануко Доньи Изабель де Толоса Кортес де Монтесума. Изабель принадлежала к роду легендарного конкистадора и завоевателя империи ацтеков Эрнана Кортеса и была его внучкой. Ее мать была незаконнорожденной дочерью Кортеса и его любовницы – старшей дочери последнего великого императора ацтеков Монтесумы.
Брак с Изабель считался весьма престижным и от этого брака у Оньяте родились двое детей Кристобаль и Мария.
В 1595 году король Испании Филипп II заключил с де Оньяте контракт на освоение земель в верховьях Рио-Гранде и поручил ему подготовить экспедицию, целью которой должна была стать не только колонизация всего побережья Рио-Гранде, но и распространение католической веры среди туземцев.
Финансировался проект преимущественно за счет личных средств де Оньяте. Преследуя сугубо личные корыстные цели (поиск новых залежей серебра) Оньяте охотно принял предложения короля. Как полагают ряд исследователей, расположение короля Испании или скорее его выбор в сторону де Оньяте был не случайным. Лоббистом интересов дома Оньяте выступил дом Кортесов, с которым он породнился. Дело в том, что некогда отец Хуана де Оньяте дон Кристобаль оказал неоценимые услуги Эрнану Кортесу в завоевании всей Мексики. Поэтому дом Кортеса рассчитывал приумножить свое состояние за счет вложений в этот проект не только дома Оньяте, но и вновь присоединенных в ходе экспедиции территорий.
Согласно королевскому контракту де Оньяте присваивался титул аделантадо, он получал право на установление личной власти, как гражданской, так и военной, на всей территории новой колонии (капитан-генерал новой губернии) и право первоочередного распоряжения всеми найденными богатствами и имуществом. Данный проект тогда посчитали весьма амбициозным и рискованным, потому что основание колонии за сотни миль от ближайшего испанского поселения в Новом Свете было довольно-таки дорогостоящим делом.
Подготовка экспедиции заняла три года. В начале 1598 года отряд де Оньяте численностью около 200 солдат-колонистов с семьями, 9 человек монахов, проводники и носильщики индейцы, а также 1000 голов скота вышел из Компостелы и двинулся на север в мифическую страну в направлении реки Рио-Гранде, или как тогда называли эту реку испанцы Рио-дель-Норте.
В конце апреля отряд вброд перешел реку и разбил лагерь возле современного Сьюдад-Хуарес, где де Оньяте провозгласил эти земли собственностью короля Испании и установил там формальное владение, более чем два века обеспечивавшее владычество Испании на нынешнем американском Юго-западе. Он назвал эти земли Новая Мексика (Nuevo Mexico).
В течение мая и июня 1598 года экспедиция медленно продвигалась вдоль берегов Рио-Гранде на север, устанавливая власть испанской короны в каждом индейском поселении на своем пути.
11 июля авангард экспедиции достиг индейской деревни Оке-овинге, расположенной недалеко от пересечения рек Рио-Гранде и ее притока Рио-Чама. В этом месте де Оньяте решил основать первую испанскую колонию в Новой Мексике под названием Сан-Хуан-де-Лос-де-Кабальерос, которая на время стала резиденцией де Оньяте. Спустя два месяца де Оньяте с частью отряда переместился к западному берегу Рио-Гранде к индейской деревне Янке и основал поселение Сан-Габриэль. Это поселение преобразовалось в пресидио и одноименную миссию и выполняло функции столицы Новой Мексики вплоть до 1610 года, то есть до того момента пока не был основан Санта-Фе.
Основав первые поселения, де Оньяте приказал небольшим партиям колонистов расселяться по окрестной территории.
От коренного населения испанцы как обычно в истории завоеваний Нового Света потребовали признания власти короля и неотложной процедуры крещения. С индейцами, отказавшимися принимать христианство, и платить подати испанской короне, Оньяте, как впрочем, и все конкистадоры, расправлялся соответствующим образом.
Выйдя в конце 1598 года к поселению индейцев Акома, Оньяте объявил их подданными короля Филиппа и обложил их данью, в виде драгоценностей, и продовольствия. В январе 1599 года группа испанских солдат численностью 11 человек, которую отправил Оньяте в индейское селение для сбора подати, была атакована индейцами. Все как один испанцы погибли. Разъяренный Оньяте приказал своим капитанам братьям Хуану и Винсенте де Залдиварам немедленно напасть на Акома. В трехдневном сражении испанцы численностью около 400 человек уничтожил около 800 индейцев, приказав оставшимся в живых мужчинам (80 человек) старше 25 лет отрубить ступню одной из ног. Иным же испанцы просто отрубали руки. Многих индейских детей Оньяте приказал передать на воспитания в миссии францисканцам, а часть продать в рабство в Мексику. В схватке испанцы потеряли около 50 человек. В итоге индейцы Акома покорились испанцам, и в этом регионе вплоть до 1680 года выступления индейцев отсутствовали.
Племена пуэбло, с которыми пришлось столкнуться испанцам, считались земледельцами пустынных районов долины Рио-Гранде. Территория, их обитания не изобиловала осадками, поэтому эти индейцы использовали для орошения полей естественные разливы рек, сооружали отводные каналы, либо выбирали под посевы участки, богатые подпочвенными водами. Они разводили табак, сеяли хлопок. В земледелии были заняты и мужчины, и женщины. Мужчины занимались расчисткой участков, взрыхляли землю, а женщины сеяли и убирали урожай.
Индейцам де Оньяте запретил использовать лошадей, поэтому пуэбло в качестве тягловой силы стали использовать только ослов.
Объявив себя губернатором Новой Мексики, де Оньяте преступил к выполнению своих функций. Основными функциями губернатора являлись христианизация туземцев и подавление их выступлений. Однако, алчность и корыстолюбие де Оньяте, жажда личного обогащения затмевали все остальные его добрые начинания. Вопреки здравому смыслу он стал проводить изыскательские работы вблизи индейских пуэбло, чем вызывал недовольство туземцев, которые покидали селения и уходили в горы. Он мордовал работами в шахтах не только индейцев, но колонистов, которые зачастую восставали против него, совершая побеги. По приказу де Оньяте беглецов отлавливали и отрезали им головы. Таким образом, де Оньяте запугивал людей, требуя от них полного выполнения его губернаторской воли.
Многие из первых колонистов сталкиваясь с трудностями и проблемами с индейцами, а также отсутствием в колонии золота и сокровищ, покидали основанные пресидио и возвращались в Мексику, и Испанию. Для того чтобы остановить поток «возвращенцев» Оньяте в 1600 году обратился к вице-королю Новой Испании с просьбой «в принудительном порядке отправить на север в Новую Мексику дополнительную партию колонистов: солдат, монахов, крестьян и шахтеров». Вице-король удовлетворил просьбу Оньяте, и к осени этого же года вторая волна поселенцев из Мексики отправилась во владения Хуана де Оньяте.
Пройдя трудный путь по уже проторенной дороге 500 поселенцев в канун Рождества Христова прибыли в Сан-Габриэль. Однако многие же из них сочли жизнь в новой колонии весьма суровой и вскоре вернулись обратно. Но для тех, чья вера в Бога оказалась сильной, и кто не побоялся новых искушений и трудностей, выпадавших на долю пионеров Дикого Запада, Новая Мексика стала родным домом. Здесь они зародили новую культуру, ту культуру, которую сегодня мы знаем.
Проблемы в колонии из-за постоянных конфликтов с колонистами, открытая неприязнь последних по отношению к алчному губернатору, а также отсутствие должной отдачи от горнорудных работ, на которые королевская казана, выделяла средства, несколько подмочили репутацию де Оньяте при испанском дворе.
Для того чтобы хоть как-то оправдать свои промахи и возместить казне понесенные затраты, де Оньяте, пользуясь своим титулом аделантадо, убеждает вице-короля Новой Испании в необходимости возобновления походов в Квивиру – «золотой город» до сих пор не найденный не одним из путешественников.
Последним до де Оньяте, кто дерзал достигнуть Квивиры и побывал на территории Центральных равнин Запада был испанец Антонио Гутьеррес де Уманья, экспедиция которого проходила в период 1593–1594 годы. Небольшой отряд де Уманья в поисках сокровищ двигался на северо-восток с верховьев реки Пекос (приток Рио-Гранде современный американский штат Нью-Мексико – И.К.), форсировал верхнее течение реки Арканзас, потом верховье реки Репабликан (приток реки Канзас – штаты Небраска и Канзас), где остановился из-за видимо возникших разногласий по поводу дальнейшего маршрута. Дисциплина в отряде вышла из-под контроля де Уманья, и он в порыве гнева убил двух своих капитанов. Индейцы-носильщики каждый день тайком покидали отряд и разбегались. Однако де Уманья с трудом, но все же вывел отряд к среднему течению реки Платт – западному притоку реки Миссури.
Широкая река блокировала путь на север, бизоны, которыми по пути питались испанцы стали попадаться все реже, и де Уманья принял решение возвратиться обратно.
О судьбе де Уманья и его отряда в Новой Мексике стало известно от одного бродячего монаха францисканца, который проповедовал слово Божие в одной из индейских деревень, где вождем был испанец по имени Алонсо Санчес, который состоял в отряде де Уманья. По словам монаха те из индейцев, которые остались в отряде де Уманья и не дезертировали, однажды под покровом ночи атаковали испанских солдат и убили всех, включая Гутьерреса де Уманья, пощадив лишь одного Алонсо Санчеса, который позже стал одним из их вождей.
По указанию де Оньяте в указанную монахом индейскую деревню за Алонсо Санчесом был отправлен военный отряд. Оньяте намеревался привлечь Санчеса в качестве проводника в своей экспедиции, но, к сожалению, для де Оньяте, и, наверное, к счастью для Санчеса, следы испанского вождя индейцев затерялись далеко на равнинах.
Изучив все подробности экспедиций своих предшественников, де Оньяте в 1601 году совершил грандиозный по тем временам поход в центральную часть Великих Равнин, сродни тому, который некогда совершили испанцы в страну ацтеков.
Корпус экспедиции составлял 130 солдат, 12 священников францисканцев, 130 индейцев, 350 лошадей и мулов.
Начало похода де Оньяте положил к востоку от Новой Мексики, следуя в направлении реки Канэйдиан, и вышел на равнины «где земля зеленела от обилия высокой травы, которая была по грудь лошадям, где было много воды, а рощи полны черного ореха и многих других диких плодов».
На пути, недалеко от местности под названием «Техасский выступ», которую на карте во время своей экспедиции обозначил Коронадо, отряд де Оньяте повстречал индейцев апачей, которые за подарки отдали ему проводника по имени Хусепе. Как оказалось, Хусепе, более шести лет был пленником апачей, и принадлежал к другому индейскому племени. До плена Хусепе состоял в отряде экспедиции де Уманья и в числе некоторых индейцев-дезертиров бежал из отряда и пробираясь домой через Равнины попал в плен. Хусепе неплохо понимал испанский и как никто другой был более полезен де Оньяте в этой экспедиции.
Как полагают, исследователи Хусепе вероятно вел испанцев в Квивиру по тому же маршруту, по которому шла экспедиция Гутьерреса де Уманья шесть лет назад.
Вскоре они вышли к лагерю индейцев, в котором по подсчетам Оньяте проживало около 5000 человек. Эти индейцы являлись кочевым равнинным племенем, и их жизнь зависела от охоты на бизонов, а не от выращивания сельскохозяйственных культур. Испанцы назвали их эсканхекас. Они жили в «круглых домах» покрытых выделанными бизоньими шкурами. Эсканхекас рассказали испанцам, что враждуют с соседним племенем раядос (так называли тех индейцев опять же испанцы – И.К.), деревня которых находиться в двадцати милях от их лагеря. Эсканхекас объяснили испанцам, что в одном лагеря таким большим числом они собираются только на период военных действий против раядос. Эсканхекас также сумели заручиться поддержкой испанцев в борьбе с раядос, поскольку поведали им о том, что именно раядос виновны в гибели испанских экспедиций Лейба Бонилья и Гутьерреса де Уманья.
Оньяте пообещал эсканхекас встать на их сторону в конфликте с раядос. Таким образом, к отряду испанцев присоседилось большое войско эсканхекас, которое двинулось в направлении селения раядос. Пробираясь через травянистую прерию де Оньяте делал записи своих наблюдений и стал первым из европейцев, кто описал высокотравную прерию: «Во многих местах на пути в Квивиру трава так высока, что скрывает полностью лошадь и всадника… Эсканхекас показали нам какой-то дикий фрукт, который растет здесь, и он на удивление очень хорош на вкус и напоминает папайю».
Подойдя к реке отряд де Оньяте остановился, так как на холме показалось три или четыре сотни раядос, которые символически стали подбрасывать в воздух комья грязи, демонстрируя этим, что они готовы к войне. Оньяте посчитал нецелесообразным начинать военные действия, ибо его миссия преследовала иные цели, а именно добраться до Квивиры, поэтому он заключил союз с этой группой раядос, которые оказались довольно-таки «радушными, дружелюбными и щедрыми людьми». Эти индейцы не возражали даже против того, чтобы их главный вождь по имени Каратакс стал на время заложником де Оньяте и провел испанцев через густонаселенные индейские земли к Квивире. Оньяте заверил раядос, что будет хорошо обращаться с их вождем, и что его люди также будут оказывать Каратаксу почести и уважение.
На следующий день испанцы переправились через один из притоков реки Арканзас, и вышли к индейской деревне расположенной вдоль берега реки: «Около двенадцати сотен дом туземцев у берега реки, которая текла в большую реку (Арканзас – И.К.) были похоже тем селением, которое видел и описал Коронадо, когда пробирался в Квивиру шестьдесят лет назад. Дома круглые, крытые сухой травой. Внутри достаточно пространства, чтобы там разместить человек десять. Рядом с домами зернохранилища, где они хранят кукурузу, фасоль, тыкву, которые выращивают на своих полях», – писал де Оньяте об этом поселений индейцев раядос, приняв его за один из городов Квивиры. Но поселок оказался пустым, поскольку его обитатели, узнав о приближении испанцев, и их врагов эсканхекас, покинули его. Находившихся в отряде испанцев индейцы эсканхекас порывались разорить и сжечь селение раядос, но де Оньяте едва убедил их не совершать столь опрометчивых действий, ибо экспедиция продвигалась по территории этого племени и военные стычки с индейцами не входили в планы губернатора Новой Мексики.
Далее экспедиция проследовала на запад еще около восьми миль, через густонаселенные районы, так и не повстречав на своем пути ни одного раядос. Это был тревожный признак. Города Квивиры были, как писал де Оньяте «пустыми и холодными». В это время мужество покинуло испанцев. Разведчики эсканхекас оповестили де Оньяте о том, что раядос собрали огромные силы и собираются напасть на испанцев. Оньяте отчетливо понимал, что индейцы численно превосходят его войско и ему вряд ли удастся противостоять тысячным полчищам раядос, хотя лидеры эсканхекас призывали испанцев сражаться. Но предусмотрительность, считал де Онтьяте, лучшая сторона доблести, поэтому во избежание потерять жизни, отдал приказ повернуть обратно и вернуться в Новую Мексику. К тому же в «городах» Квивиры не было того на что рассчитывали испанцы, а именно, не было сокровищ.
Но напрасно беспокоился де Оньяте о том, что земледельцы раядос нападут на него. Произошло, то чего меньше всего ожидал губернатор. Союзники де Оньяте, коварно предали его по пути возращения испанцев в Новую Мексику. Оньяте сообщает о сражении с полутора тысячами индейцев эсканхекас, которые напали на него при подходе отряда к границам Новой Мексики. Бой длился более двух часов, в результате чего испанцы понесли многочисленные потери. Чтобы спасти людей и не быть разгромленным окончательно, де Оньяте пришлось освободить индейских заложников – женщин и детей эсканхекас, а также выдать им верховного вождя раядос Каратакса, и лишь потом спокойно удалиться восвояси. По просьбе францисканцев де Оньяте все же оставил несколько индейских мальчиков, для того, чтобы воспитать их в соответствие с христианскими традициями испанцев.
Причина нападения бывших индейских союзников де Оньяте была не понятна испанцам, но как полагал сам командор и его приближенные, сей инцидент, спровоцирован поведением испанцев, которые продвигаясь по территории индейцев, всегда прикрывались индейскими заложниками.
Экспедиция возвратилась в Новую Мексику 24 ноября 1601 года, так и не достигнув ни одной из поставленных целей.
Но, темнее менее де Оньяте положил конец легендам и мифам о «Семи городах» Сиболы и Квивиры. В 1601 году по результатам экспедиции де Оньяте был составлен первый, дошедший до нас картографический документ центральной части Северной Америки. К тому же результаты экспедиции де Оньяте, хотя и не решили поставленных задач все же были грандиозными. Формальные владения Испании на то время пополнились 1 мн. км;.
На сегодняшний день среди ученых нет единого мнения о маршруте экспедиции де Оньяте 1601 года. Одни считают, что де Оньяте шел от Техаса до Оклахомы вниз по реке Канэйдиан, где около Солт-Фолк наткнулся на лагерь эсканхекас, а затем вышел к реке Арканзас и ее притоку реке Ореховой, что на территории современного штата Канзас, где располагалось поселение раядос. Другие, полагают, что лагерь эсканхекас находился на реке Ниннеска, протекающей в штате Канзас, а лагерь раядос на месте современного города Уичито в этом же штате.
Часть ученых предполагает, что индейцы, которых испанцы тогда называли эсканхекас, могли быть как степными апачскими племенами, так и тонкавами, а также могли принадлежать к племенам юмано или куапо. Другая же часть утверждает что эсканхекас несомненно это индейце кэддо, та как они говорили на диалекте уичито. Ученые практически однозначно уверены в том, что раядос это индийцы уичито, так как описание испанцами их селений, говорит в пользу этой версии и подтверждается современными археологическими раскопками. Но скорее всего, что де Оньяте повстречал не тех же самых индейцев, которых описывал Коронадо ранее, поскольку последний относил обнаруженную им Квивиру за 120 миль к северу от того места, где обнаружил ее де Оньяте. Этнически и лингвистически индейцы раядос возможно и были связаны с индейцами, населявшими коронадовскую Квивиру, но политически к ним не относились. Что же касается уичита или раядос, то это племя тогда не было единым, и имело множество родственных подплемен расселявшихся по большей части территорий современных Канзаса и Оклахомы. А факт того, что раядос и эсканхекас говорили на одном языке, и в то же время враждовали, можно считать вполне правдоподобным и обычным для североамериканских индейцев.
Последняя крупная экспедиция на Запад, которую предпринял де Оньяте, состоялась в октябре 1604 года. Экспедиция преследовала цель выйти в Калифорнийский залив с целью подыскать бухту, для того чтобы основать морской порт Новой Мексики, который послужил бы альтернативой сухопутному маршруту туда из Новой Испании, и отыскать пролив Аниан, который по предположениям испанцев отделял полуостров Калифорния от материка.
Отряд из тридцати человек должен был пройти от Новой Мексики до нижней части долины реки Колорадо и по ней спуститься в Калифорнийский залив.
В ходе этого путешествия де Оньяте сделал замечательное описание индейских племен проживавших в нижнем течении реки Колорадо, хотя он и не был первым из европейцев, кто побывал в этом регионе. До него в 1540 году там побывали конкистадоры Эрнана де Аларкона и Мельхора Диаса, отряды которых входили в экспедицию Коронадо.
Экспедиция де Оньяте 1604 года завершилась в январе 1605 года, испанцам удалось выйти в Калифорнийский залив, но морского порта тогда они так и не основали.
В своем отчете о результатах экспедиции де Оньяте отмечал, что земля, прилегающая к побережью Тихого океана «богата золотом, серебром и жемчугом». Но он описывал те районы, в которых не был, а информация о сокровищах изложенная им в отчете, исходила от местных индейцев, с которыми контактировали члены экспедиции.
Когда де Оньяте вернулся из последней экспедиции, он вновь столкнулся с проблемой оттока колонистов из Новой Мексики. Ожидания людей не оправдывались, суровый климат пустыни приводил к частым неурожаям, из-за чего колонисты голодали. Кроме этого интриги и конфликты внутри администрации губернатора сказывались на общем положении колонистов. Также в окружении губернатора процветало взяточничество и казнокрадство. Поток бесконечных жалоб на губернатора и его команду в адрес вице-короля Новой Испании и самого короля Испании, вынудил последнего назначить королевское расследование в отношении де Оньяте.
В 1606 году де Оньяте был отозван в Мехико для слушания судебного дела в отношении него о злоупотреблении властью. В ходе слушание обвинения в адрес де Оньяте подтвердились, и суд признал его виновным в жестоком обращении с туземцами и колонистами. В этой связи в 1607 году де Оньяте оставляет пост губернатора Новой Мексики и временно покидает Новый Свет, отправляясь в Испанию. Для того чтобы снять с себя предъявленные обвинения, де Оньяте в Испании нанял группу адвокатов и занялся подготовкой апелляции в королевский суд.
Тем временем король Испании принял решение о передаче колонии Новая Мексика под свой личный контроль. Испанский двор теперь непосредственно вел все дела колонии как финансовые, так и военно-политические. И это право, распространявшееся исключительно только на Новую Мексику как одну из колоний Испании в Новом Свете, королевская власть закрепила за собой на 200 последующих лет.
Преемником де Оньяте король Испании назначил не богатого, но отличавшегося усердием в выполнении королевских инструкций чиновника
Дона Педро де Перальта, который приступил к исполнению обязанностей губернатора Новой Мексики в январе 1609 году и вошел в историю Дикого Запада как основатель стратегически важного города Санта-Фе. Этот город на реке Пекос в 1610 году стал центром колонии Новая Мексика.
Что касается судьбы первого губернатора колонии Хуана де Оньяте, то в 1613 (по другим данным в 1614 году – И.К.) году он возвратился в Мехико и подал апелляцию, в результате чего часть обвинений с него были сняты. Суд назначил де Оньяте крупный штраф, в качестве компенсации за допущенные злоупотребления властью, и запретил ему взъезд на территорию Новой Мексики сроком на четыре года. В Новом Свете де Оньяте задерживаться не стал, и покинул американский континент навсегда, переселившись в Испанию, где король назначил его главным королевским инспектором горонодобычи.
Скончался Хуан де Оньяте в Испании 3 июня 1626 года и был похоронен с почестями как последний конкистадор уходящей эпохи.
В 1998 году в штате Нью-Мексико отпраздновали 400-летие со дня прибытия туда экспедиции де Оньяте и основании им первой колонии на юго-западе американского фронтира.
Именем де Оньяте в Нью-Мексико названы ряд средних учебных заведений (гг. Лас-Крусес, Гэллап).
Долгие годы американская общественность дискутировала относительно установление монумента последнему конкистадору. Реакция общественности была не однозначной. Часть граждан штата, высказывалась против этого проекта, и финансировать его отказалась. Причины такого поведения американцем легко объяснимы. Оньяте для многих ассоциируется с резней, устроенной им в пуэбло Акома в 1599 году.
Но, статуя де Оньяте была все же установлена в Эль-Пасо в 2006 году, породив тем самым новую волну гражданских протестов.
Библиография
Bolton, Herbert Eugene. Spanish Exploration in the Southwest 1542–1706. – Barnes and Noble, New York, 1959
Casta;eda, Carlos . Our Catholic Heritage in Texas. – 7 vols. 1936–58. Reprint Arno, New York, 1976.
Debo, Angie. Histoire des Indiens des ;tats-Unis – Paris, Albin Michel, 1994
Gutierrez, Ramon. When Jesus Came, the Corn Mothers Went Away: Marriage, Sexuality, and Power in New Mexico, 1500–1856. – Stanford University Press, 1991, рр. 46–55.
Hammond, George Peter. Don Juan de O;ate and the founding of New Mexico, – Santa Fe, N.M., El Palacio Press, 1927
Handbook of Texas Online, .v. “Onate, Juan De,” (accessed July 14, 2005).
McGeagh, Robert. Juan de O;ate’s colony in the wilderness : an early history of the American Southwest – Santa Fe, N.M. : Sunstone Press, 1990
Simmons, Marc. The Last Conquistador: Juan de O;ate and the Settling of the Far Southwest – University of Oklahoma, Norman Oklahoma Press, 1991
Костян, И. Апачи – прошлое и настоящее, – Мозырь, «Белый ветер», 2015, 735с.
Свидетельство о публикации №215031200862