C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Вначале животину...

https://youtu.be/hnqnilF8Rk0

В память с любовью своей бабуле,
Гурковой Прасковье Петровне, и
всем женщинам посвящаю...



***
  Я ложусь на кровать. При свете яркой луны вижу, как мелькают спицы. Бабуля вяжет носок. Вяжет без света. Электричество так и не дошло до этого дома. Жена врага народа, не могла устроиться на работу. Жила тем, что вырастит на огороде и в саду. За свет нужно было платить. Только денег не было.

  Я вижу усталое, но с искорками добра, всё в морщинах лицо. Жизнь не сломала её. Она была исконно русской, да и жила в России. Это давало ей какую-то неуёмную внутреннюю силу. Ни единого плохого слова не слышал от неё о соседях, тех, кто писал доносы, тех, кто пришёл ночью с арестом за мужем, тех, кто оставил её одну, без средств существования с маленькими детьми, забрав всех коров и лошадей. Даже о финнах, которые прикрывая отход немцев, спалили  её дом, она говорила без злобы, а даже с какой почти детской восхищённостью: "Рыжие все были, как на подбор!" Лишившись всех мужчин в доме, она отправила свою старшую дочь в военкомат. Родина в опасности! Родину нужно защищать! Нет мужчин, значит это должны сделать женщины.. Дочери на тот момент не было и шестнадцати.Приписав себе два года, старшая дочь ушла добровольцем на фронт, а через два с половиной года старший лейтенант Татьяна Гуркова, моя будущая мама, как и многие другие, кто сумел уцелеть в той мясорубке, вернулась с Победой!



- Ба, - кидаю я в темноту, - ты чего не спишь?
- Спи, унучек, спи!

  Я вижу в отблесках луны её улыбающееся лицо и засыпаю. Кочеток, заоравший в ночи, будит меня. Я открываю глаза и вижу, что спицы так же продолжают быстро, быстро мелькать, а сама бабуля глядит не на спицы, а куда-то вдаль, мимо окна, мимо улицы, мимо сада… Я засыпаю вновь.

  Стук деревянного песта о чугунок снова будит меня. Запах варёной картошки, лебеды, крапивы, молочая будоражит мой аппетит. Луна уже отсветила или спряталась за облако. В окно сквозь рушниковые занавесочки просунулась темень. В углу тлеет лампадка у иконы. Этого бабуле достаточно, чтобы видеть всё и продолжать делать свои дела по хозяйству.

- Ба, я есть хочу!
- Вот животину покормлю, тогда и тебя, да и сама вслед.
- Тебе животину жалко, а меня нет?
- Мне всех, унучек, жалко, - улыбается она и, подойдя к кровати, запускает пальцы руки в мой чуб, - только ты сам можешь о себе побеспокоиться, а животина нет. Без неё и нас с тобой не будет. Пропадём мы без неё.
- Как это пропадём? Умрём? – перспектива смерти пугает меня.
- Может, и умрём, на всё воля божья, - она шепчет молитву и осеняет крестами себя и меня.
- Тогда правильно, иди, корми животину, - соглашаюсь я и засыпаю вновь.



  Так было почти каждую ночь. Я почти не видел, чтобы она спала. Прожила она очень долго. Видимо, постоянная забота о тех, кто не мог о себе позаботиться сам, продлила её тяжёлую жизнь. В восьмидесятом году она впервые получила от государства свои деньги. Восемь рублей пенсии или в переводе на возможность купить мясо в магазине: ровно четыре килограмма. Тогда же она получила первый в жизни свой паспорт. А через два года она ушла туда, куда смотрела по ночам: мимо окна, мимо улицы, мимо сада… в зовущую звёздную даль.



Некрасовка.   12.03.15.


https://youtu.be/hnqnilF8Rk0


Рецензии
Пенсия 8 рублей - это Ужас …
* * *
Государство процветает, если в нем
Большинство Населения – Умные (Мудрые),
Толковые, Деловые, Честные, Благородные
… и т.д. Люди!
--------------------
Примечание :
(Умные – это кто мыслит грамотно
и поступает разумно, толково … и т.д.).
=====================
Подробнее см. Проза.ру:
Сюткин Петр, Трактат №098,
— "Процветание Государства - это как? "
* * *

Петр Сюткин   28.05.2022 03:49     Заявить о нарушении
Да она и сейчас часто у людей не выше, если перерасчитать на возможность что-то приобрести. Я с учетом вычетов за коммунальные услуги и остальную ахинею... Даже не понимаю - как люди живут и еще и выживают... Благодарю за отзыв! Всех вам блан.

Валерий Гурков   28.05.2022 12:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.