Гойя. Маха обнажённая и Маха одетая

 Гойя.Маха обнажённая, ок. 1797—1800,Прадо,Мадрид
 Гойя.Маха одетая, ок. 1800—1805,Прадо,Мадрид

Как ливень внезапный бурна и свежа,
Танцуя идет грациозная маха.
Она вызывает тайфун и пожар,
Но вихрь и огонь замирают от страха.
И я всё равно благодарен любви,
Что смог испытать необычное счастье,
Что этот холодно-решительный вид
Во мне вызывает испанские страсти(авт.неизв)

        "На улице она - королева, в церкви - ангел, и сатана - в постели.» Лион Фейхтвангер.

       На многих картинах Гойи мы видим этих  романтичных ,страстных и щегольски одетых женщин и мужчин.Махи -это  выходцы из обедневших провинциалов, жители мадридских трущоб 18-19  веков.
        Махи обитали во всех крупных городах Испании. Но  главной их резиденцией был Мадрид, вернее определенный квартал Мадрида –  Манолерия. Мужчины были кузнецами, слесарями, ткачами, трактирщиками  или промышляли контрабандой, торговлей в разнос, игрой.

      Мне посчастливилось увидеть оригиналы этих картин.Они висят вместе  в одном из залов музея Прадо в Мадриде.Поразило прежде всего огромные  размеры этих полотен(97см на 190см)

МАХА ОБНАЖЁННАЯ

        Первой была написана Маха обнажённая.Мы видим  красивую молодую женщину.  Гойа воплотил тип притягательной, естественной красоты. Маха - женщина,  смысл жизни которой - любовь. Обольстительные, темпераментные махи  олицетворяли испанское понимание привлекательности.
      
     В её  глазах нет агрессивной чувственности:лёгкая дымка,окутавшая  лицо,придавала ему мечтательность. Тело ,написанное в тончайших  сочетаниях оттенков слоновой кости ,розоватых и  перламутровых,золотящихся и серебрящихся ,словно парило в пространстве.

        Эта женщина казалась намного старше махи одетой и телесно и  духовно.Словно в образе обнажённой женщины Гойя раскрыл внутреннюю  сущность одетой...то трепетное ,беззащитное,что живёт в каждой женщине.

МАХА ОДЕТАЯ.
      
   Мы видим женщину в облегающем костюме,словно в гареме восточного  владыки:прозрачная блуза,шаровары,перехваченные широким поясом и  короткие болеро не только не скрывали,сколько подчёркивали пышные формы.
     Это тело ,дразнящее,искушающее,словно готово было скользнуть к  зрителю,за рамки картины.Тени и изменяющие их полосы света,пробегали по  платью и поясу,делая их свет переливчатым,неуловимым,беспокойным.
       Говорят,что маха одетая более сексуальная и притягательная.

О герцогине Альба
        Наиболее распространённым является мнение,что натурщицей была  герцогиня Альба,которую связывали с Гойей продолжительные отношения.
     По рассказам современников, герцогиня была женщиной необычайной  красоты, шарма, интеллигентности и остроумия. В 12 лет старшие  родственники выдали её замуж за Хосе Мария Альварес де Толедо и Гонзага ,  15-го герцога Медина-Сидония
 , главу одного из знатнейших родов  Испании. Они оба были покровителями Гойи и в своём дворце в Мадриде  сделали ему студию. Брак герцогини Альба остался бездетным. Её муж  внезапно умер в 40-летнем возрасте — как, впоследствии, и она  сама.Поговаривают,что её отравили.

       Современники вспоминали,  что её желали все мужчины Испании. «Когда она шла по улице, — писал  один французский путешественник, — все выглядывали из окон, даже дети  бросали свои игры, чтобы посмотреть на неё. Каждый волосок на её теле  вызывал желание».

      После её смерти её аристократические  наследники пытались опровергнуть утверждение,что герцогиня Альба  позировала Гойе для этих картин.
      В 20 веке,с целью опровержения  этой легенды семья Альба вскрыла гробницу ,чтобы измерить кости  герцогини доказать,что её пропорции и длина костей,не совпадают с  пропорциями Махи.

       Но так как могилу уже вскрывали наполеоновские солдаты,Доказать это не удалось.Легенда опять осталась неподтверждённой.

         Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её  смерти,а потом под нажимом короны, проданы наследниками Каэтаны фавориту  королевы, пресловутому Мануэлю Годою. Другое полотно из собрания  герцогини, «Мадонна Альба», оказалось в доме её лекаря.

       Обе  картины находились в доме Годоя до 1814 года.Существует легенда,будто  оба полотна находились в одной механической раме,и по желанию можно было  перемещать «Маху одетую»,чтобы увидеть «Маху обнажённую», Нельзя  исключить ,что «Маха одетая была создана»,чтобы скрывать «Маху  обнажённую».Изображение нагого женского тела в Испании запрещалось  инквизицией.

         В 1808году дон Эмануэль эмигрировал из  Испании,его коллекция была национализирована.Несколько картин,в том числе  Махи были переданы инквизиции.
Гойю вызвали в трибунал для  объяснения,является ли он автором этих картин,кто их заказал и с какой  целью. Художнику помог кто-то из его покровителей и картины не были  уничтожены.
Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.
    


Рецензии