Эпоха СССР

 Организация инвалидов Обручевского района организовала поездку в здание Третьяковской галереи на Крымском валу. Мы с подругой Леной с радостью согласились принять участие и быстро собрались.
Организаторы прислали за нами на остановку близ моего интерната хороший автобус с подъемником. Салон был полон. Кроме меня, был еще один инвалид на коляске.
В этой галерее я был третий раз. Мы хотели посетить две выставки: Зорикто Дорджиева и Ювеналия Коровина. Дорджиев был на втором этаже, но, как всегда, наши надежды не оправдались, потому что от лифта вниз вела лестница, а подъемника, конечно, не было. Мы не сдались и поехали на четвертый этаж. Там располагается огромная экспозиция, посвященная искусству нашей страны эпохи СССР.
В самом начале осмотра обращает на себя внимание знаменитая картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Я давно хотел посмотреть ее в оригинале. В моем понимании это картина про большевиков: конь — это их партия, а обнаженный парень на коне — это душа большевика. К партии надо относиться с душой.
Далее по залам располагались произведения 1919–1930 гг. — эпохи становления молодого государства.
Мне запомнилась картина «Оборона Петрограда» Александра Дейнеки (1964 г.). Она как бы двойная: внизу под мостом люди идут вправо, а по мосту — влево. Лица у всех грустные, решительные. Советские люди. У меня было такое ощущение, что у этих людей нет никакой свободы. Куда партия прикажет, туда и пойдут. Как рабы в Древнем Египте.
Запомнилась картина Бориса Голополосова «Восстание» (1927 г.) Художник добавил красной краски. Мне кажется, это для того, чтобы показать, что при восстании пролилось много крови. Он не нарисовал, а предсказал кровь. Эффект пророчества мне и понравился.
Запомнилась картина «Инвалиды войны в Европе» (1930 год) Федора Богородского.  На заднем плане нарисована красивая жизнь, а впереди — одноногий мужчина на костылях, рядом — жена и ребенок. Этой семье война принесла горе. Но люди не сдаются без борьбы. Картина построена на контрасте между передним и задним планом. На заднем — голубая красивая сказка, а на переднем — семья в отчаянии. Как и на что жить? Художник хорошо написал лица.
На картине Александра Тышлера «Сакко и Ванцетти» люди закованы в какой-то каменный лабиринт, они ищут свободу.
Приметна картина Давида Штеренберга «Аниська». Картина, как мне показалось, простая по технике, ее как будто не нарисовали, а начертили. На голубом фоне стол, на столе кусок хлеба. Для этой девочки это кусок жизни.
В 1939 году была написана картина Дейнеки «Будущие летчики». Она патриотичная. Большую часть картины занимает белое с голубым небо. На парапете сидят четверо мальчишек. Вся картина наполнена светом. Даже море покрыто блестками. Мне показалось интересным, как художник посадил мальчишек на парапет. Я думаю, рядовой художник посадил бы их на песок, Дейнека же — на парапет. Видно, что ему милы и дороги эти пацаны. Будущие летчики глядят на небо, на самолеты.
Картина Юрия Пименова «Новая Москва» — это известное произведение. У меня такое ощущение, что эта картина была написана после дождя. После ливня выглянуло солнце. Дождь освежил воздух столицы, дал бодрость пешеходам и шоферам. На этой картине много красок. Там показан энтузиазм советских людей в сталинскую эпоху.
 Посреди зала находится скульптура Иосифа Чайкова (даты создания произведения — 1928–1938) «Футболисты». Там два парня борются за мяч ногами. Они оба падают. Моя подруга Лена удивилась, как эта композиция держится в равновесии, парни же едва касаются земли носками кедов.
 А мне понравилась картина Константина Вялова «Милиционер». Меня она поразила своей строгостью. Мне показалось, на этой картине художник передал характер милиционера. Когда он появился, на улице воцарился порядок. Эта улица — его. Там темнота, ночь. Художник показал темноту как покой, тишину.
 В одном из залов стоял плазменный телевизор, по которому крутили фильм «События политической и художественной жизни СССР в 1919 – 1941 гг.» Там показывали редкие старые кадры советской хроники: как во время Великой отечественной войны в Третьяковке картины хранили в запасниках, запрятав их в металлические бобины, как ныне хранят пергаменты; выступление Сталина 3 июля 1941 года (обращение начиналось словами «Дорогие друзья»).
 Мне показалось интересной в другом зале картина «Феномен» художника Павла Челищева (1936–1938 гг). Картина огромная. Там показана другая планета, населенная необычными существами: великанами, лилипутами с огромными ушами. Мне кажется, художник нарисовал характеры людей под видом небольших существ. Мне показалось, это большое зеркало наших плохих поступков. Мне запомнилась женщина с тремя парами грудей, у ее ног лежали младенцы — т.е. она посвятила всю жизнь рождению и воспитанию детей. Не знаю, прав ли я в понимании этой картины, может, автор что-то другое имел в виду, чем то, что я понял. Меня она очень заинтересовала. Я люблю такие загадочные мысли.
 Нам понравилась пятичастная (состоящая из пяти полотен) картина «День Советской Конституции», написанная в 1932 году (к сожалению, я не запомнил автора). Это произведение эпохи СССР. У меня было такое чувство, что эта композиция объединяет людей, показана дружба. Картина оптимистична, написана светлыми красками. Даже как-то напомнила нам, что у нас было и чего нам так сейчас не хватает. Сейчас наш народ живет не так дружно, каждый — одинокий волк.
 Наконец мы дошли до зала Ювеналия Коровина. Это однофамилец известного Константина Коровина. Он нарисовал иллюстрации к известному произведению Сергея Михалкова «Дядя Степа — милиционер» и к сказке «Терешечка». У Лены эти книжки дома есть. Запомнилась картина «Андрюша» (1974 г.). На ней изображен мальчик в костюме Арлекино. Он явно в отличном настроении. Эта картина пронизана детством. Еще подобная картина — «Тима». Пятилетний мальчик как ангел на голубом фоне. Нам очень понравились картины Ювеналия Коровина, написанные добрыми, светлыми красками, его взгляд на мир глазами ребенка.
 Оказалось, что в конце экспозиции самые интересные залы. Мне запомнились гигантские парадные картины. «Ленин в Горках», «Сталин и Ворошилов в Кремле» (Герасимов, 1938 год). Сталин беседует с Кремлевским полком в Доме союзов. Там изображено много военных, беседующих с Иосифом Виссарионовичем, он с ними советуется.
 Запомнилась картина Федора Решетникова «Опять двойка». Мальчик, ученик примерно 5-6 класса, пришел домой, видимо, с плохой оценкой. Мама огорчена, но смотрит на сына с любовью. Старшая сестра над ним издевается, хихикает. Только верный пес любит его таким, какой он есть, и рад его приходу. У мальчика уныние на лице; в душе он себя корит, что такой обалдуй и оболтус. Решетников передал на этой картине, как по-разному воспринимают одно и то же событие разные члены семьи. Мне думается, во всех семьях такое бывает.
 Затем мы подошли к огромному окну, из которого открывался вид на реку Москву. Были видны памятник Петру I, кондитерская фабрика «Красный Октябрь», Храм Христа Спасителя, музей Глазунова и здание новой мэрии. Я пять минут смотрел на эту московскую панораму и отлично отдохнул. Народ шел по улице, светило яркое солнце. Окно было отдельной живой картиной. Может, какой-нибудь художник в свое время изобразит этот вид из окна.
 Мы обнаружили, что до времени общего сбора осталось немного, и поспешили к лифту, затем спустились на первый этаж. Там располагалась часть выставки картин Зорикто Дорджиева.
 Две картины Дорджиева были с одинаковым названием «Нирвана», на них изображено одно и то же лицо. На одной картине в профиль, на другой спереди. Цвет лица был голубоватым. Мне кажется, он находится в трансе от музыки. Это и есть его «Нирвана». Я вспомнил, есть музыкальная группа с таким названием. Я тоже иногда ее слушаю. Еще там нам с Леной очень понравилась картина «Angry Burds» — в переводе с английского «Злые птички». Девочка играет на мобильнике в знаменитую игру. Мне кажется, художник хотел показать, как мы сейчас успокаиваем себе нервы. Показал нашу трагедию сейчас. У нас мобильник играет роль вторых родителей, постепенно вытесняющих первых.
Мне запомнилась картина «Художник». На ней мальчик держит в руках баллончик с красками. Лицо его, кроме глаз, закрывает повязка, чтобы краска не попала. Мне понравился его взгляд. Он — творец мира, изображенного на картине. Этот мир тоже от него зависит. Как он нарисует, так и будет.
 На картине «Гроза» табун коней отдыхает. Их гривы и шеи переплелись. Можно сказать, отдыхают друг на друге. Показаны забота, дружеское расположение лошадей друг к другу.
 На картине «Гравитация» дети прыгают, скачут на кровати. У картины философское название. Игра готовит мальчишек к будущему. Сейчас их притягивает Земля, а в будущем они смогут преодолеть ее притяжение и полететь в космос.
 Картина «Премьера» тоже замечательная. Там артистка выходит на сцену.
У картины необычный ракурс — она показана со спины, и зрители видят переполненный зал как бы глазами актрисы. Напряженная спина выдает ее переживания. Я заметил, Дорджиев любит писать обнаженные спины.
Мне выставка этого художника очень понравилась. Мне показалось, что он рисует в классическом стиле, но на современный лад. В его произведениях много философии. Показано богатство души бедного человека. Очень жаль, что часть выставки на втором этаже из-за отсутствия подъемника я и еще один колясочник не смогли посмотреть.
 Нам с Леной эта поездка очень помогла лучше понять советское время, мы как бы побывали в СССР. Хотя я маленьким был в советское время, но все же застал и понимаю его.
 Хочу поблагодарить организацию Обручевского района во главе с Ольгой Тимофеевной Абуковой, водителя автобуса Сергея, который уже много раз возил нас, и всех участников поездки за терпение, тактичность и доброжелательность.
 
Март 2015 г.


Рецензии
Хорошо ты умеешь описывать картины, вызывая огромный к ним интерес. Надо писать искусствоведческие статьи тебе об изобразительном искусстве.

Александр Михайловъ   02.12.2015 20:38     Заявить о нарушении