БатЕк

  Есть в протоках у устья малой Кокшаги местечко под названием щучья пасть.  А серьезным рыбакам  из волжской  деревни Ураково (их сейчас в живых почти никого и не осталось) это место было известно и как "щучья", но более как "батькОва землянка".
 
  В этом месте во время войны скрывался беглый Ураковский житель Скворцов Василий. А история его была такова. Мотал он свой срок в лагере в Иркутской области. Немало мужиков из его родных мест, кто кормился с Волги,  имели проблемы с законом. И как только началась война, сбежал.
   По пути на родину был пойман, но выдал такую версию - приехал в Сибирь на заработки. Тут его и ограбили. Никаких документов нет, а вот войну объявили,  а в деревне двое сыновей призывного возраста. Туда срочно и едет повидаться с ними. На войну их точно заберут.
    Наполовину поверили и дали сопровождающего до Чебоксар и для выяснения дела на месте.

     На пароходе по пути из Горького в районе Козмодемьянска ночью он утек за борт. Доплыл до берега, угнал лодку  и, двигаясь ночами, добрался до Ураково.
    И там позднее выкопал землянку за Волгой в укромном месте, где и прожил пару зим.
   Мужик был бесстрашный. Деревню навещал. Бывало и отогревался дома на печи. А по весне под чужой фамилией нанимался матросом на какой-нибудь буксирный пароход. Как проплывал мимо Ураково, так была свиданка с женой и младшими ребятишками. А всего их у него  было  шестеро. Из них четверо сыновей.
 
   И дальше в жизни БатькА было много интересного. Именно с таким ударением произносилось его прозвище в деревне - БатЕк. Физически он был здоров невероятно. Деревню держал в повиновении в свои вольные времена. Да и будучи в бегах родной дом навещал. До властей местных эти слухи, конечно, доходили.

   И однажды глубокой осенью, когда он отогревался  на печи,  в избу ввалились два милиционера. Так младший сынишка, не надев штанов прыгнул в валенки, тут же сиганул мимо них в дверь и побежал через огород к бане. Все понятно!
И  милиционеры стали баню окружать и медленно к ней подкрадываться.

    А БатЕк тем временем тихо спустился с печки. Оделся, ушел на берег к лодке и уплыл на остров. Когда представители власти поняли, что их красиво провели они восхищенно сказали хозяйке, что пацан у ней МОЛОДЕЦ и ГОЛОВА!!!

    Все-таки его отловили и сел он повторно. А тут вернулся с фронта по ранению его  сын Алексей. Кавалер ордена Славы. И  стал хлопотать о послаблениях для отца.  Даже ездил в Москву на прием к Калинину. И добился таки для родителя досрочного освобождения.

   Как я уже упоминал, личностью в деревне он был авторитетной. Поднимался в верхнюю часть к магазину. Напивался порой до бесчувствия и тут же лежал иногда  с зажатой бутылкой в ладони. И никто не смел к нему подойти, даже в таком  состоянии...

      А вот из воспоминаний его внука Николая Скворцова.
 - Дед был сильный очень и какой-то безжалостный. Меня пацана мучил крепкими сжиманиями ладони. Терпел, но слезы из глаз брызгали.

 А как-то уже много позднее я покупал телку для моей тетки. Поехали ха ней в Клкшайск. Зима. К Бурану прицепил сани с решетчатой клеткой  для скотины. Какой-то дед увидев необычный транспорт подошел – Ты чьих, сынок, будешь?
 - Скворцов из Ураково.
 - Скворцов?!  А кто тебе там Василий Скворцов?
 _ Дедушка!
 - Вот оно как! ЗнавАл. ЗнавАл!

 Похоже этот дедок Кокшайский пересекался в молодости с  Василием из Ураково!


               


Рецензии
Самый хитрый оказался.
Я таких встречал.
Сучье племя.

Реймен   12.11.2015 21:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.