Предисловие Л. А. Словохотова к стихам Т. Невельск

Стихи Тани Невельской.

Издательство В. З. Аксанова Москва — Саратов.

Стихотворения Тани Невельской — творчество девятилетней девочки. Одновременно с выходом в свет данных стихов, автору их стукнуло всего десять лет.
Нет глазомера дл определения степени роста ребенка. Каждый новый день жизни, сменой явлений и впечатлений, растит язык ребенка.
Каждодневно удовлетворяя  в себе вечную «жажду причинности» ребенок идет вперед в смысле развития умозрения,  а с ним и языка.  Фонарем, руководителем этого движения служит детское наблюдение за всем, что вокруг него творится.
Отсюда, в детской поэзии, в детском стихосложении первое место занимают смены года: весна, лето, осень, зима и окружающая ребенка семейная и бытовая обстановка.
Как и все, ребенок опоэтизирует эти явления постольку, поскольку он сам и участник их.
«Люблю весну я» пишет Таня Невельская, побежишь

Ты в рощу за цветами
Деревья все тебе кивают
Зелеными кустами

Тут незабудку перехватишь
А там поймаешь мотылек,
потом на поле в ржи зеленой
ты долго ищешь василек.

Весна здесь схвачена, сфотографированна в мазках кисти поэтессы, насколько она охватывает лично последнюю.
Обычно так и бывает, что поэтическое мышление ребенка следит за дорогими и любимыми для него предметами. Отсюда Таня Невельская описывает елку, розу, мак, незабудку, Беково, где она с семьей случайно провела несколько дней.
Пока Таня Невельская не оригинальна, не самостоятельна по стилю, но она пользуется готовым языком умело; легко. Своим начально школьным пером она нащупала здоровый, простой и милый язык стихосложения.
По легкости и чистоте стиха,  а равно и полной, яркой и цельной картинности из стихотворений Тани Невельской должно быть выделено, как образцовое, стихотворение «Мак».
По содержанию здесь Таня Невельская не мимолетная наблюдательница-поэтесса, а вздумчивый маленький философ-биолог, который простым, детски-милым, образно-картинным языком передает нам веную жизнь «кроваво-красного по цветку» и «пунцового по листу» в листопад гордого своей весенней красотой цветка.

Стихотворение это настолько хорошо, что им отлично можно пользоваться для декламации на детских вечеринках. Общеизвестно, что главная часть поэтического мышления состоит в иносказании. В голове малолетней поэтессы Тани Невельской иносказательные, поэтические образы теснятся, один за другим: «незабудка у нее слушает сказки цветов», «ветер шепчет», осенью «лес стоит унылый, головой поник»
Не лишена поэтесса Таня Невельская и легкого детского морализования, как вывода из тех или иных положений.

«И летом и зимой
возможно веселиться;
Не надо только нам
капризничать и злиться»

Теоретичеки поэзия старше прозы. Пользование поэзией требует некоторой силы развития, образности языка.

Детский стихотворный язык Тани Невельской удовлетворяет этим требованиям. Из малого оборота слов молодого детского языка она удачно комбинирует правильные ритмические строки созвучья.

Правда, и может быть даже обидно, то в мысли ребенка поэтессы Тани Невельской многие, важные и ударные явления современности не получили свое место. Общественного содержания стих ее еще не имеет. Но о всем этом несомненно она скажет свое слово тогда, когда и для нее родятся вопросы гражданского ума и гражданского сердца, когда и она запряжет свою мысль в иную упряжку, чем в детские годы, когда и она обоснует иначе свое сознание. Ведь растет человек не только с возрастом, но и с ростом его целей.

Во всяком случае выяснившиеся с достаточной ясностью формы поэтического творчества Тани Невельской дают ей право на печать. Детская литература у нас вообще неизмеримо мала.
Дети много думают, сильно фантазируют, высказывают нередко удивительно ценные мысли и при том только им свойственным метким образным языком.
Но пишут дети редко, а печатаются и того еще реже.

Детской мысли, детскому миру, взрослые редко уделяют внимание.  Чаще всего для детей от их имени пишут «словоспецы» - люди, коих несколько десятилетий отнесло от детского возраста. Эта подложная литература стилистически может быть и высока, но она представляет из себя художество, а не творчество именно детской души. А ведь жемчужен разноообразных даровний великого народа и в детском возрасте так много, как много жемчуга вообще, в природе, в ракушках на дне безмерных океанов.
(Саргублит)

Мак.

Напоминает о весне
Кроваво-красный мак:
Гордится он своей красой,
А ветер шепчет так:
«Мак, не гордися красотой,
завянешь скоро ты,
снесу на земл я твои
Пунцовые листы.

Тогда не будешь ты красив:
Останется одна
Головка темная твоя
Вся зернами полна».

Но мак с улыбкой отвечал:
«Не буду я тужить:
Из зерен маленьких моих
Вновь маки будут жить». 3\


Еще один стишок Невельской

Беково.

Сколько в нем прелестей: можно купаться,
Бегать, играть и рекой любоваться,
Прыгать, резвиться, цветы собирать,
Бегать в лесочке, а вечером спать.


Рецензии