Христина. Люди и события

     Подворье бабки Христины располагалось в самом центре нашей улицы. Было оно ветхое и древнее. Небольшая хата, крытая ржавым железом, со стенами, обитыми рубероидом. Крошечный сарайчик над погребом, да огромных размеров сарай- половень с многочисленными дырами в его соломенной крыше и проломами в плетнёвых стенах. Вот и всё, что ещё сохранилось у Христины после долгих лет, когда умер её муж. Весь двор сплошь зарос лебедой и огромными лопухами. Кроме десятка кур, Христина никакой другой живности не держала. Полуодичавшие её куры бродили в высокой траве двора на подножном корму, и откладывали яйца в глухих потаённых углах двора между старыми плетнями и в густых зарослях кустарников, разросшихся на меже с соседним заброшенным двором бабки Николавны. Христина, бормоча себе под нос, какие-то только ей известные ругательства, каждый день перед вечером ходила, согнувшись, по двору, и собирала в фартук куриные яйца, вытаскивая их из известных только ей и курам мест. В это время её горб, покрытый неизменной стёганой на вате жилеткой, плавал по двору среди безбрежного травяного моря, словно корабль в таинственном океане.
     Шёл Христине восьмой десяток лет, но она была крепкой старухой, сухонькой и подвижной Никто в селе лучше бабки Христины не знал окружающего природного мира. За свою долгую жизнь она далеко от родного села никуда не ездила, но его окрестности излазила вдоль и поперек. Знала она, где и когда созревают лесные ягоды, растёт хмель, поспевают орехи, произрастают всевозможные лекарственные травы. В свои преклонные годы она не знала усталости, бродя с суковатой палкой в руке, то в степи, то в лесу, то на лугу. В хате, в погребке и, особенно, в половне всё лето сушились всякие целебные травы, цветы, ягоды и коренья. Весь половень был увешан пучками лекарственных трав, которые Христина летом собирала, сортировала, сушила и складировала. Попав к бабке Христине в половень, можно было вылечиться от одного только запаха – душистого, здорового, пряного. Да и сама Христина так пропиталась запахами лекарственных трав, что при встрече с ней каждый чувствовал себя, будто побывал в лесу или в полынной степи.
     -Эта старая карга настолько пропиталась соками и запахами лекарственных трав, что её никакие хворости не берут. Сто лет она проживёт! – шутили сельские мужики в адрес Христины, когда она проходила мимо них с мешком на спине, наполненном травами.
     В местной аптеке, Христина была уважаемым человеком. Да что там, в местной аптеке, даже в районном центре весь медицинский мир знал и ценил Христину Ивановну.
     Сотни килограммов лекарственных трав, диких ягод, плодов и кореньев ежегодно Христина сдавала в аптеку. Любой заказ она выполняла чётко, аккуратно и вовремя. К своей маленькой колхозной пенсии ежегодно имела она значительную прибавку, которую получала за сбор трав. Имела Христина даже Почётные грамоты и денежные премии от районного начальства за своё старание и усердие.
     Любую консультацию можно было получить у Христины Ивановны о местах произрастания, времени сбора и применении тех или других лекарственных трав. Ни от кого она не скрывала своих знаний, а охотно передавала их тем, кто интересовался ими. В любое время года жители села с самых отдалённых улиц приходили к Христине за советами и травами, чтобы вылечить своих близких, простудившихся на суровом холоде или заболевших расстройством желудка в знойное лето. Христина никому не отказывала, всем помогала и советами и травами. Таких людей, как Христина, в селе были единицы. Это были такие же, как она старики и старухи, отживающие свой век. Молодые люди этим делом мало интересовались и с неохотой перенимали знания у стариков.
     Было у Христины ещё одно увлечение, так сказать, зимнее. Не сидела она, сложа руки, в зимние ночи, и в скучные дни, а мастерски плела рыболовные сети и бредни. В этом деле имела она незаменимую помощницу, такую же, как и она, старуху Варвару Яркину, которая тоже жила одиноко на нашей улице, недалеко от Христины. Много сетей, бредней и вентерей изготовляли они за зиму, выполняя заказы местных рыболовов.
     Имела Христина и свой собственный бредень. Вместе с Варварой в жаркие летние дни часто ловили они бреднем рыбу в небольших луговых озёрах. Это были щуки, лини, караси и другая мелкая озёрная рыба. Вечером после рыбалки пахло в Христининой хате ухой и жареной рыбой. Они с Варварой, счастливые и довольные, сидели за столиком и вели приятную беседу, вспоминая давно умерших родных и близких, товарищей и знакомых, которых они на много лет пережили.
     Приятно осознавать, что живут вот так ещё в нашем селе старики и старухи – неутомимые старатели, подобные Христине. Любят они свою землю, любят своё дело. Вечно они в работе, вечно в заботах. Хвала и слава им!


Рецензии