Откуда пришёл Том Вирлирли?

Так назывался доклад Николая Александровича Гуськова, который прослушал на 44 Международной филологической научной конференции в СПбГУ в пятницу,13.

Гуськов в аудитории, к которой вёл обвешанный портретами выдающихся российских филологов коридор, начал с цитаты Олеши:"Я живо представлял себе этого Тома".

Том Вирлирли, Том с котомкой, Том Вирлирли молодой!

Эту песенку распевала вся Москва. Она является цитатой из книги Олеши "Зависть". Загадке эпизодического персонажа по имени Том Вирлирли  и его песенки и посвящено было выступление к.ф.н.,доцента СПбГУ Н.А.Гуськова.

Сам Олеша пишет так: "Том Вирлирли проник в меня в одно из прекрасных утр, встреченных мною под этим кровом".

Одним из очень важных фрагментов романа Ю.Олеши "Зависть" является описание воображаемого героя Тома Вирлили, идущего к городу мальчика.

Это впечатление складывается у хроникёра, Николая Кавалерова, когда он слышит колокольный звон.

В результате выстроенной перед слушателями в результате филологического расследования конструкции стало понятно, что Том Вирлирли связан с Тилем Уленшпигелем, Константином Фединым, Эдуардом Багрицким.
По версии Гуськова образ Тома Вирлирли Олеши ассоциативно и метафорически напоминает отрывок из одной книги К.Федина, в которой описывается звон колокола.

Гуськов: речь идёт о героях растиньяковского типа, завоевателях городов. Это герои Флобера, Стендаля, классический образ французской литературы.

В дневниках Олеши много размышлений о западной цивилизации, о некоем ослепительном городе.

Том Вирлирли напоминает самого Олешу, юного одессита, который и был таким покорителем Москвы Растиньяком.
Олеша: представитель знаменитой одесской плеяды писателей,в которую входят и авторы "12 стульев", "Золотого телёнка" Ильф с Петровым.
Остап Бендер такой же Том Вирлирли.

Мне, одесситу по линии матери, особенно интересны приключения текстов одесских писателей.

Романтическое подобие: Тиль Уленшпигель, образ которого был переосмыслен Багрицким в поэме "Последняя ночь".
Образ Тиля Уленшпигеля влечёт Багрицкого экзотикой западной.

Ещё один источник формирования образа Тома Вирлирли по версии Гуськова:
текст Максима Горького "5 сказок об Италии".

Таково тезисное изложение доклада Гуськова. Читал он его с помощью специального увеличительного стекла.

Мой вопрос Гуськову звучал так: "Тиль Уленшпигель это бунтарь, который боролся с несправедливостью, социальной и политической, изобличал фальш и зло в мантии и рясе. Не считаете ли Вы, что появление Тома Вирлирли на страницах "Зависти" это с одной стороны художественно законспирированная акция несогласия Олеши с некоторыми современными ему явлениями советской действительности, а с другой: критика конформистской позиции чиновничества от литературы и критиков,которое Михаил Булгаков в своей легендарной книге "Мастер и Маргарита" заклеймил как Масолит.То есть,Том Вирлирли это Alter ego Олеши, лирический герой или одна из его множества личностей. Ваше мнение, Николай Александрович, о моей версии?".

В развёрнутом ответе Гуськов прежде всего отметил, что не согласен с Белинковым и его книгой "Сдача и гибель советского интеллигента, Юрий Олеша", 1928 год это год славы одесских писателей, особых перехлёстов в системе не наблюдалось. Тиль Багрицкого, двойником которого скорее всего является Том Вирлирли, не совсем борец. Это такой тип гуляки и пересмешника, а не классического революционера с девизом "Пепел Клааса стучит в моё сердце!".

Формат обсуждения доклада не предполагал дискуссии, поэтому отвечу Гуськову с трибуны Прозы.ру.
Для меня фокусировка образа Тиля это его слова: "Я ваше зеркало!". Собственно, правдиво отражать действительность это и есть задача литературы.
Народный герой Тиль Уленшпигель одновременно и мастер острого слова, и ниспровергатель лжеавторитетов.
То есть, Том Вирлирли пришёл из фламандских земель.

Секционное заседание ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. в ауд. 213 под руководством Н.А.Гуськова прошло интересно, с большим числом слушателей.

Выступление Н.А.Карпова "Интертекстуальность в юмористическом романе А.Аверченко "Шутка Мецената"" продемонстрировал весь арсенал юмористических приёмов Аверченко.
На мой вопрос о влиянии "Шутки Мецената" на филологов школы Михаила Михайловича, докладчик ответил, что у него таких сведений нет.

Доклад С.О.Леоненко "Ещё раз к проблеме "Набоков и Чехов"" коснулся чрезвычайно важной для новейшей классической истории русской литературы темы творческого конфликта двух диаметрально противоположных по своим эстетическим и этическим убеждениям авторов. Замечу, что Чехов это один из немногих писателей, о котором уважительно отзывался Набоков в известной фразе о докторе Чехове.
Почти всех современников Набоков оценивал критически. Набоков это прежде всего формалист, а Чехов этик.  Более того, Чехов это классик, нравственный законодатель отечественной культуры. Набоков никогда не сказал бы о себе как Чехов: я человек с молоточком для пробуждения совести. Леоненко сравнивал тексты "Защита Лужина" и "Чёрный монах", которые подчёркивают ключевые отличия авторской позиции Набокова и Чехова. Шахматист и священник, эквилибристика и завет.
Многие считают владение словом Набоковым вершинным в русской литературе. Моё мнение, что его, действительно значительные, достижения уступают эстетически и этически свершениям Андрея Платонова.

Запомнилось выступление Антона Храмых из Петрозаводска "Музыкальные приёмы в ранней прозе А.Платонова (1918-1926 гг.)".
В частности, Антон Храмых рассказал, что авторство известной "Песни разбойника" принадлежит Ваньке Каину, это мнение гениального филолога Владимира Ивановича Даля. Спросил Антона, почему он так считает? Докладчик сослался на комментарий к одному из изданий Пушкина 1947 года. Гуськов резонно заметил, что комментариев выпущено много. По моему мнению, вопрос авторства Ваньки Каина надлежит расследовать далее.

Первая дошедшая до нас книга о Тиле Уленшпигеле напечатана в 1510 или 1511 году на верхненемецком языке в Страсбурге.



 



 





 


Рецензии