Песня сверчка
Взрослой я была разочарована, когда увидела изображение сверчка, - ну, кузнечик и только! А мерещился в детстве гномик со свирелькой, которую было слышно из-за печки длинными зимними вечерами в тети Маниной избе, но увидеть его не удавалось. Мелодия была тихая, однообразная, настойчивая и развлекала нас с тетей, благо другие звуки редко доносились, - шум машины, трактора, ржание лошади, мычанье, кукареканье, кудахтанье. Не было радио, электричества не было и в помине, по вечерам дома сидели с керосиновой лампой, но мы не скучали в тишине, а занимались каждая своим делом, - я читала и рассматривала картинки в старой потрепанной книжке, тетя готовила ужин, возилась с рукоделием, - штопала, шила, вязала, вышивала и ворчала на меня. Иногда живали с нами в доме новорожденные козочка или ягненок, или цыплята, и они добавляли в нашу вечернюю звуковую палитру свои слабые нежные голоса. Потом все утихало на улице и дома, и я засыпала под пение сверчка. Это было даже не пение, а тонкое жужжание, и оно придавало каждому вечеру свой уют. Сверчок пел, прославляя тепло и все наши домашние радости. А днем я бегала с соседскими ребятами на речку или на скотные дворы, в непогоду всем скопом торчали у кого-нибудь дома, иногда с приглядом старших. Завтра меня ждали ребята в крайнем от речки доме – кататься на дровнях с высокого берега, а пока в который раз я завороженно рассматриваю любимую картинку на стене - там в лунном сиянии народ идет к церкви непривычного для меня вида - с островерхой крышей. Крупные снежинки обрамляют это тихое и торжественное шествие. Тетя мне объяснила, что картинка рассказывает про встречу Рождества у финнов, а меня водили в русскую церковь, и она выглядит иначе. Тетя пела иногда не по-русски и говорила, что это молитвы ее народа - местных финнов, но меня своему языку не учила, только несколько фраз. И мама подпевала ей, когда приезжала в деревню. Она мне сказала, что я русская по отцу, и пока мне хватит одного языка, а в финской церкви, которая на картине, уже много лет никто не молится. Тридцать лет c той поры кануло прежде, чем в Ленинградской области открыли первый после войны приход финской церкви в городе Пушкине, и многое в жизни ингерманландцев, древних, самых первых жителей этих земель, повернулось опять в их сторону, как было до революции, когда все национальности жили на равных, когда мои предки чего только ни возделывали здесь, чего только не творили и в сельском хозяйстве, и в ремеслах, и в искусстве, – не были они лентяями, что говорить, и вот еще пооткрывалось много лютеранских приходов в стране, но уже безвозвратно был нарушен ход истории древнего угро-финского народа, его количество и качество катастрофически убывает, несмотря на все меры по остановке этого процесса со стороны всех отечественных и зарубежных сочувствующих – лютеран, финнов, покинувших свою землю ингерманландцев, - организующих национальные и религиозные движения, праздники, вообще всяческую реставрацию Ингерманландии, в том числе деревни, здания церквей, литературу, печать. А тогда, в детстве, понятно, я не озабочивалась всеми этими соображениями, а если мне и говорили о возвращении в старые деревенские дома бывших их владельцев или я узнавала от бабушки или тети об исчезновении перед войной в «никуда» моего финского дедушки, я воспринимала это как должное, как все непонятное в жизни, которое нельзя объяснить. Зато благодаря возможности подолгу бывать в родной деревне, в гостях у тети, я хорошо понимала и чувствовала окружающую природу – лес, поля, болота, речку, животный мир, а законы и превратности взрослой жизни мне особенно никто и не растолковывал, например, куда делись жители пустующих участков бывших крестьянских поместий, почему больше некому починить выложенную когда-то дорогу через болото и многие другие недосказанности нашей тогдашней жизни, я задумываться не научилась, больше ориентируясь на эмоции, чувства, инстинкты, что, конечно, сказалось на моем характере и на всей жизни, - «дитя природы» - так меня до сих пор и называют иногда мои близкие, - в смысле моей непосредственности и неотесанности.
Так или иначе, прожив из-за этих черт моего характера очень непростую жизнь – и личную и общественную, - я все-таки обратилась на склоне лет к своим ингерманландским корням, - в религии, приняв лютеранскую веру, ну, а затем поменяла и место своего пребывания, - переехала из Питера в Финляндию, где к родственному народу относятся со всем пониманием. И вот тут, оглядывая окрестности из окошка своего нового весьма благоустроенного жилища, я увидела перед моим домом в предрождественский вечер тот самый зимний лунный пейзаж с шествием людей к лютеранской церкви, который был на лубочной картинке в далеком детстве и воспринимался тогда мною как нечто недосягаемое, невозможное, сказочное. А вот это случилось! Свершилась моя неопределенная зыбкая мечта о чудесном вечере в чудесном месте, и я это восприняла как награду за все перенесенные нелегкие испытания, посланные мне людьми и небесами, и я присоединилась к тихой и светлой толпе, идущей на позднюю службу, и вознесла в ночи слова самой горячей благодарности и рождественской молитвы Господу.
Сверчка я уже давно не слышала, да и нет того деревенского дома с печкой на пол-избы, с тихим женским пением по вечерам, но заветная картинка зато воплотилась в самую что ни на есть действительность, - вот она у меня перед окном! Я сравниваю себя с тем сверчком, который поет свои песни в тепле и уюте родного дома. Сочиняю вот свои незатейливые песни себе на радость и знакомым на развлечение. Говорят, с наступлением лета сверчки устремляются на природу, на луга, на травку, и запоют в уюте натопленного дома только с наступлением зимы. Есть, есть у меня еще надежда послушать пение сверчка в родной стране народа Инкери, глядя не только на картинку, но и на живую стремнину людей, уверенных в обретшей заново свои права Родине и шествующих на службу в церковь воспеть ее славу.
Лахти. Март 2015.
Свидетельство о публикации №215031302160
Нет сверчков, потому что нет печек...
Да и самих печек нет, потому что нет уже тех избушек...
Да и избушек нет, потому что нет уже тех деревушек...
И люди уже не те, и песни они поют уже совсем другие...
Максим.
Максим Максимов 50 17.03.2015 17:13 Заявить о нарушении
Еще один древний мудрец сказал: "Все течет, все - меняется... Нельзя войти в одну реку дважды...
Может быть - к сожалению.
Может быть - к счастью...
Максим.
Максим Максимов 50 18.03.2015 09:50 Заявить о нарушении
Лидия Орлова 18.03.2015 18:01 Заявить о нарушении
В вигвамах нет печек, там очаг посредине...
И даже нет такого понятия: "за печкой"...
Максим.
Максим Максимов 50 18.03.2015 18:13 Заявить о нарушении
Лидия Орлова 18.03.2015 21:24 Заявить о нарушении
Особенно - после контрреволюции...
Как я написал в конце следующей книги:
"С годами, куда-то деваются и вожжа под хвостом, и бес в ребре…
И в голове постепенно стихает ветер…
А «нетерпенье и охота к перемене мест», как-то незаметно сменяются неохотой и нетерпеньем к перемене мест…"
И на все перемены теперь смотрю по философски, чуть со стороны и как бы сверху вниз.
И не тешу себя иллюзиями, как в молодости...
Максим.
Максим Максимов 50 19.03.2015 10:40 Заявить о нарушении
Лидия Орлова 20.03.2015 10:27 Заявить о нарушении
Я вообще-то, в каждом деле стараюсь скрестись до конца, и наперекор обстоятельствам.
Иначе давно бы уже не был на этом свете...
Максим.
Максим Максимов 50 20.03.2015 12:25 Заявить о нарушении