Какалый закат

Наталья Метелица Драголова

Конечно, подобное употребление рядом слов, каким бы душевным ни был замысел, не допустимо!
"Как алый закат твои губы..." При чтении, помимо фрикативных К-Г, которых явно многовато для одной немногосложной (-стопной) строки (к -к- к -г), самое обидное и опошляющее всё - это начальное КАК-алый... Перед нами - звуковой сдвиг, по определению Алексея Крученых (кн. "Кукиш прошлякам").

И, прочитав начальное "какал", дальше ничего не воспримешь серьезно, - к сожалению. А ведь именно дальше могут быть в самом деле достойные образы и стилистические фигуры. Что касается рычащих, свистящих, жужжащих - они меня раздражают, если не оправданы замыслом или набором звуков ключевого слова, которое часто выносится в заголовок или очевидно внутри произведения. К тому же, иногда Р-Р или Ж-Ш могут как раз-таки быть использованы для передачи эмоции ЛГ. Ну зачем писать, что я злая на тебя,или себя, или... - если всё стихотворение грохочешь, рычит и шипит? Слышу возмущения, в том числе своего образования, что так можно дописаться до чего угодно и всё оправдать своим замыслом, а по сути, что будет зачастую честнее, - ленью, не позволяющей тебе кропотливо исследовать всё написанное тобой, или же просто открытым пренебрежением к музыке поэтического слова. И, тем не менее, даже зная, что позволяю себе перебор, если в данной строке мне нужно ИМЕННО ЭТО слово, я от него не откажусь. Как бы оно ни резонировало с соседними. Другое дело, что, выбрав это слово, тогда, если ты считаешь себя поэтом, необходимо вернуться на строки выше и постараться убрать в самом деле то, что непринципиально. "Когда - без ног - в окно глядел" . " Без ног" и "в окно" я изменить не могу, ибо разрушу всё, несущее смысловую нагрузку. Но К-Г-Г-К-Г - явно негоже, прямо-таки "спотыкач", уродующий строку и целое. Значит, работать со словами "когда", "глядел": они не столь принципиальны в контексте данного образа. Глядел - смотрел... Хотя глядел, будучи однокоренным к ВЗГЛЯД, на мой взгляд( ироничная тавтология))), более конкретен. Направить взгляд, вглядываться и нейтральное смотрел - ох, разные вещи. И вот так, споря сама с собой, ЗНАЯ и ЧУВСТВУЯ всякие переборы и "спотыкачи", я, изменяя для мелодики ряд слов, вздыхаю, ЗНАЯ и ЧУВСТВУЯ, что резанула по смыслу всего. Кому-то хватает таланта на гармонию смысла и звука. Это действительно талант плюс ТРУД. И поэтому я считаю себя поэтом отдельных строф, строк, образов, где мне всё удалось и я сама "тащусь". Но не Поэтом.

Однако... И теперь о боли лингвиста. Будучи талантом, перед коими я всегда честно снимаю шляпу, пожалуйста, соблюдайте еще и орфографию - пунктуацию русского языка. Кому-то режет ухо неудачная фонетика слова или их сочетаний. Но пожалейте и глаза читающих! Разве не "спотыкач", когда не отделено основное и добавочное действие? Когда не отделили знаком и, следовательно, интонационно ( в согласии со смыслом)деепричастный или причастный оборот? Я уже молчу о запятых перед ЧТО... Это тоже такая боль за наш язык, страну, культуру русского человека.
Когда я была ученицей, наша учительница русского языка - правда, не задержалась- не только на доске писала "терасса" ( видимо, по аналогии с "массой", "класса"...), но и "развешивала (подвешивала) данную ошибку" на стенде. Типа, учитесь, детки! Я делала ей замечания - и стала врагом. И, когда я читаю, как пишут мне здесь: "Вы же учитель! Как Вы смогли так построить фразу или изуродовать ударение!" - я искренне убеждена, что не всегда СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "учитель" обеспечивает безупречное употребление и фонетику слов, - если учитель влез в шкуру, ставшую ему и непосильной ношей, и спасением, и смыслом. Но это ни в коем случае не оправдывает меня. Как и всех, кому образы приходят не по уровню образования, а по наитию и колоритности внутреннего мира, создающего нечто новое и "неизбитое". Однако запятые, тире, двоеточие... - это рисунок вашего произведения. И никто не отменял знание правил русского языка -  в любом жанре, независимо от таланта автора.


*    *   *

Кому шопинг   - кому "зыринг".
Кому  - гений, кому  - стыд.
До чего поэт настырен,
Когда критик говорит!

Но однажды критик умер -
И в клиническом не-здесь
Сам себе карикатурой
У виска крутил, подлец.

Поглядел Господь на это
И признал, что даже Он
Ошибается конвертом
С расписаньем похорон!

Критик -  вдох. Врачи крестились.
На втором  - улыбкой плыл.
А в мозгу зашевелилось:
"Я бы так не сочинил!"

А наутро пол и стены
Голосили расписным!
"Вот, блин, кайф! Вот перемены!
Я живой! А был ли им?!"
2015


Рецензии