По ту сторону

Я не помню, как попал сюда. Не помню своего детства и юношества. В моей памяти сохранились только обрывки, подобные клочкам цветной бумаги, расклеенным по разным углам комнаты. Они никак не связаны между собой и записанные на них слова и цифры ничего не скажут мне о себе. Всё, что здесь есть – это пустота. Я могу почувствовать её запах и вкус, я прикасаюсь к ней каждые утро, день и вечер, вижу её, даже закрыв глаза. Она проникла в моё сознание, заполнив его собой и поселившись в нём, подобно паразиту в теле хозяина, питающемуся остатками непереваренной пищи. Пустота живёт и процветает внутри меня, плодясь и размножаясь, захватывая всё новые, неизведанные даже мной территории моего разума. Я живу ради неё, берегу её, как собственную дочь и не позволяю никому нас разлучить. Если ты хочешь отобрать у меня мою пустоту, тебе придётся иметь дело со мной.
Мне часто снятся сны о том, что я нашёл тайную лазейку и выбрался из своей тюрьмы. Я бегу на свободу, ветер дует мне в лицо, а ноги наступают на белый песок, такой приятный и тёплый. Я мог бы попробовать сбежать отсюда, но правда состоит в том, что мне страшно. За годы, проведённые здесь, мне стало комфортно и безопасно, и эта горькая на вкус, но такая приятная и притягательная монотонность долгое время медленно отравляла мой организм. Из года в год весна сменяет зиму, где-то там, далеко, за стеной шириной в бесконечность, растут цветы и деревья, летают птицы, и одна часть меня в своих мечтах живёт по ту сторону, в то время как другая качается на волнах спокойствия и плывёт вдоль холодного, но предсказуемого течения. Две противоположных сущности умещаются в этом тесном пространстве и действуют друг другу на нервы.
Но я здесь не один. Они всегда рядом. Они нужны мне, а я нужен им. У нас негласное взаимовыгодное сотрудничество. Они всегда придут на помощь, но никогда не позволят идти против их воли. Иногда Они исчезают, но я всегда чувствую их присутствие, и стены рисуют огромные тени их уродливых тел. Они – мои надзиратели, защитники и создатели в одном лице. Я не первый и не последний, я всего лишь очередной элемент системы, которая и без моего присутствия продолжит исправно работать. Какая цель у этой системы и каков результат её работы, не ясно. Об этом известно только им, ведь Они её создали. Иногда я разговариваю с ними. Не знаю, слышат ли Они меня, но знаю точно одно – я не умру, пока нужен им.
Для чего? Какой цели я должен достичь? Что я должен создать? Или, возможно, разрушить? У меня нет ответов на эти вопросы.
***
Индийская тектоническая плита всё глубже вгрызалась в слой мантии, накапливая чудовищную энергию. Шаткое равновесие в районе Зондского желоба поддерживалось Евразийской плитой, и озеро Тоба переживало последние часы своего существования. Небольшая стайка гуппи кружилась вокруг поселения планктона, неподалёку карпы заглатывали моллюсков и рачков, солнечные лучи проникали сквозь толщу воды и освещали конгломерат жизненного разнообразия. Представители различных видов, состоящие из одинаковых белков и аминокислот, берегли и преумножали свой генофонд, стараясь доставить свои, в целом похожие друг на друга гены до границы времени. Вода была спокойной, и только лёгкий бриз изредка нежно поглаживал поверхность озера. В небе летали чайки, а на берегу располагался комплекс из нескольких батакских домиков. Местные жители не торопились просыпаться этим ранним утром, чего нельзя сказать о туристах: многие из них уже были в полной готовности отправиться в путешествие на лодках и сделать тысячи снимков, их шорты и рюкзаки за плечами так и восклицали: «Мы готовы фотографировать, поэтому берите наши деньги и дайте нам то, что мы хотим получить!» Светловолосая девушка в жёлтой бейсболке с выцветшим рисунком панды – эмблемой Фонда дикой природы – рассматривала в планшете карту Северной Суматры, а в нескольких сотнях миль к югу от острова, на глубине начинался процесс зарождения невиданной до сих пор разрушительной силы. С каждой минутой напряжение в области стыка литосферных плит возрастало, а энергия их противостояния дожидалась шанса вырваться наружу и уничтожить всё, что попадётся у неё на пути.
***
Я лежал на холодном столе и не мог пошевелиться. Яркий свет слепил глаза, белое свечение заполняло комнату. Существа стояли надо мной, держа в руках инструменты, и переговариваясь между собой. Разум медленно пробуждался ото сна, но я по-прежнему был обездвижен. Я не знал, кто они и что делают со мной. Мне хотелось сбежать из этого места, превозмогая боль и отчаяние. Если бы мышцы слушались меня, я бы тот час же вскочил со стола, оторвал все трубки и провода, подключённые к моему телу, и бросился к выходу. Мой организм был парализован, и я мог только дышать и дрожать. Я не чувствовал холода, но тело пробирала дрожь. Не знаю, что было её причиной – озноб или глубокий всепоглощающий страх, а может быть, и то, и другое вместе. Один из них говорил что-то на своём языке другому, а мне оставалось только ждать.

Кошмар неожиданно прервался, и я открыл глаза. Этот сон снится мне уже не первый раз, но по-прежнему ему свойственно это неизменное ощущение ужаса. Ещё некоторое время я лежал, пытаясь уснуть, как вдруг глаза заметили нечто странное. Это был ангел. Думаю, что ангелы выглядят именно так. От него исходило желтоватое свечение и теплота. Я вгляделся в его силуэт, не понимая, сон это или явь. «Если он как-то попал сюда, значит, он знает, как отсюда выбраться», - прошептал мой внутренний голос. Я вскочил с кровати и побежал к нему, но как только мне удалось приблизиться, видение растворилось. Некоторое время я стоял оцепенев, сердце тяжело стучало, а мысли путались в голове. Возможно, рассудок подло решил покинуть меня, даже не оставив прощальной записки, а может быть, это и вправду был ангел, пробравшийся через тайную лазейку и решивший меня навестить. Как бы там ни было, с этого момента моя жизнь обрела странный и глупый смысл. Я был уверен, что однажды появившийся ангел непременно вернётся, и я должен сделать всё для того, чтобы увидеть его и расспросить о его ангельских делах. В конечном счёте, он – моя единственная надежда сбежать. Вот только нужно ли мне это… Что, если снаружи ничего нет, а пейзаж за окном – просто красивая картинка, и весь мир ограничен четырьмя стенами, потолком и полом? Это очень логично. Для чего им потребовалось бы создавать огромное пространство из одних и тех же деталей, когда можно запросто поместить гораздо меньшее их количество в небольшую коробку? В таком случае, весьма странно, что именно мне посчастливилось стать главным действующим лицом целого мира, а значит, не было никакого ангела, и я просто сошёл с ума. Я должен был узнать, является ли ангел плодом моего воображения. Если да, то я бы не расстроился, скорее, мне даже стало бы легче. Я бы здоровался с ним каждый день, желал ему доброго утра и приятного аппетита, рассказывал бы ему свои выдуманные истории и пел песни собственного сочинения; но если нет, если я не спятил, то у меня появилось бы кое-что, чего никогда раньше не было, – возможность. Я придумал это слово только что, ведь я ни разу не испытывал ничего даже отдалённо похожего на чувство возможности. Это не просто надежда, это призрачное, едва уловимое свечение среди кромешной тьмы, и если ты не сделаешь усилие и не начнёшь двигаться, используя все свои мышцы, то не сможешь сломать крепкие чёрные стены и увидеть свет, скрытый за ними. Надежда же отличается методами достижения желаемого: ты можешь лежать на диване и ждать, что когда-нибудь стены разрушатся сами, но стены ломает время. Я ждал очень долго, целую вечность. Ожидание стало моей профессией. Если бы кто-то спросил меня о том, что я считаю своим главным жизненным достижением, то я, не задумываясь, ответил бы: «Высший разряд по ожиданию».
Появление ангела изменило моё сознание: яд, ежедневно вливавшийся мне в вены, перестал действовать, разум очистился от густой серой пелены и стал как никогда ранее ясным. Теперь я чётко представлял себе свою единственную цель: увидеть ангела хотя бы ещё один раз. Каждое утро я просыпался и осматривал всё вокруг, пытаясь заметить его следы, временами я не мог сомкнуть глаз по ночам и ходил из стороны в сторону.
***
Туристы, собравшиеся у пристани, покупали билеты у местного жителя – яркого представителя народа батаки.
–100 долларов за билет! Мне, конечно, не жалко, но думаю, что это слишком! – говорил пожилой мужчина в очках.
–Дорогой, такое путешествие бывает раз в жизни, перестань ворчать, –  улыбнувшись, ответила ему женщина с длинными седыми волосами. – У тебя вот-вот родится внучка, и ты будешь рассказывать ей об Индонезии, но не сможешь показать фотографии с Самосира?
Мужчина улыбнулся ей в ответ.
Вдруг земля под ногами задрожала. Стол, за которым сидел батакский гид, выдававший билеты, начал трястись, и ящик с деньгами свалился вниз, как и перевязанные верёвкой пачки билетов. Девушка в бейсболке WWF упала, выронив планшет, подземные толчки сбили с ног туристов, собравшихся у пристани. Низкочастотный гул заполнил всё вокруг. Стайки рыб беспокойно метались в воде, а на озере поднялись волны. Женские крики прорезались сквозь грохот и шум.
Спустя минуту землетрясение стихло. Люди вставали на ноги, молодая парочка успокаивала плачущего ребёнка. Девушка в бейсболке подняла планшет, экран которого покрылся трещинами от удара, но к счастью, он по-прежнему работал. Крики чаек привлекли её внимание, и она посмотрела вверх: стаи птиц летели на северо-запад прочь от озера – в сторону Национального парка Ганунг Леузер.
Тем временем, в прибрежных районах Меулабоха зазвучали сирены, предупреждающие о возникновении цунами. Большегрузные корабли и яхты отшвартовывались и направлялись в открытый океан, чтобы избежать участи быть раздавленными и вынесенными на многие мили вглубь суши гигантской волной, жители города выбегали из домов.
Ещё один удар содрогнул землю. В этот раз он был мощнее, чем предыдущий. За первым ударом последовали остальные. Стёкла отеля, из которого 15 минут назад вышла пожилая пара, разлетелись на мелкие куски, здание прорезала трещина почти в самой его середине. Мужчина в очках видел, как 350-футовая скала на восточном побережье откалывается от земли и вместе с камнями и осколками съезжает в воду. Причал деформировался, а некоторые доски разломились, и девушка, стоявшая на пирсе, упала в озеро. Из отеля, который рушился на глазах, выбегали постояльцы и административный персонал.
Берег Меулабоха обмелел так сильно, что океан казался маленькой синей полоской на горизонте, отходившие из порта корабли сели на внезапно возникшую отмель. Люди бежали с пляжа, наивно надеясь на то, что им удастся спастись, в крайнем случае, зацепившись за верхушку пальмы, когда волна потянет их за собой. В тот момент мало кто понимал, что в этот раз цунами будет совсем другого уровня, до сих пор не встречавшегося в человеческой летописи.
***
Постепенно я начал чувствовать боль. Я по-прежнему не мог двинуться, но появление боли означало, что ничего хорошего ожидать не стоит. Существо ковырялось у меня в паху или где-то пониже живота, но паралич не позволял мне сделать усилие и рассмотреть всё своими глазами. Возможно, это было даже к лучшему. Свет всё также ослеплял, заполняя собой комнату. Наконец, шея начала подчиняться приказам мозга, и мне удалось поднять голову. Я увидел

темноту. Я в очередной раз проснулся. Мои глаза, привыкшие за все эти годы к темноте, хорошо различали детали. Я встал на ноги и пошёл в комнату, в которой было светло. Почему в одной комнате светло, а в другой темно? Освещением управляют Они. Я не контролирую даже самые простые вещи, не говоря уже о собственной жизни или смерти. К примеру, Они контролируют мой рацион, и у меня нет выбора, каким будет обед или ужин. Я неприхотлив, но осознание того факта, что ты не можешь выбирать, и что твоя свобода максимально ограничена, не прибавляет оптимизма. Если завтра Они решат, что мне пора умереть, то я даже не смогу сказать «Нет», потому что это бессмысленно. Моё мнение никому не интересно и не нужно, его никто не учтёт. Я остановился у двери и увидел одного из Них. Он смотрел на меня, а я на него. Его глаза моргали, и я почувствовал в них странную неуверенность. Мы смотрели друг на друга до тех пор, пока мой взгляд не зацепился за нечто знакомое. Ангел появился неожиданно. Я бы сказал, что было ожидаемо, что он появится неожиданно. В этот раз он светился чуть тусклее, чем в свой прошлый визит, но сомнений не было. Моё сердце забилось быстрее, а осознание того, что за мной наблюдает один из Них, заставляло мой мозг пытаться предвидеть возможные варианты развития событий. Сегодня должна решиться моя судьба, я твёрдо это знал и был готов к любому исходу.
***
День, позже вошедший в историю как день уничтожения Суматры, начался с невообразимого цунами. Гигантская волна высотой с 20-этажный дом накрыла суда, вставшие на мель, которая образовалась из-за оттока океанских вод. Со скоростью не меньше 100 миль в час она мчалась к берегу, готовая разрушить любую преграду. 20-тонный круизный лайнер был поднят волной и перевёрнут подобно бумажному кораблику, попавшему в ниагарский водопад. Стоявшие на побережье дома и отели, из которых выбегали люди, были смыты за доли секунд, волна накрыла и раздавила своей массой машины, застрявшие в пробке. Всё это можно было наблюдать с нескольких вертолётов, в которых спаслись лишь немногие счастливчики. Один из вертолётов взлетал с площадки, пилот смотрел прямо на приближающуюся волну – она тащила за собой корабли и разламывала здания. Женщина, сидящая в кабине, держала за руки напуганных детей, мужчина в чёрном пиджаке рядом, с чемоданом на коленях, что-то кричал. Вертолёт успел набрать не больше 120 футов высоты, и кромка волны с огромной силой ударила по его корпусу. Зазвучал прерывистый сигнал «Mayday», хвост и часть несущего винта оторвались, и вертолёт свалился на бок, закручиваемый волной, после чего она унесла его за собой. Всё западное побережье острова Суматра накрыли гигантские цунами, которые быстро преодолевали большие расстояния, и вода настигала самые дальние части суши.
Штормовые волны заполнили озеро Тоба, остров Самосир содрогающийся под мощными ударами землетрясения, покрылся широкими, 350-футовыми трещинами, направлявшимися к его центру. В провалы падали деревья и куски земли, из которых торчали корни. Центральная часть острова проваливалась под землю, затягивая за собой фрагменты леса, изрезанные трещинами, на которых всё ещё оставались растущие деревья. Смесь из песка, земли, листьев и растений сыпалась в бездну. Земная кора разламывалась, и остров опускался всё глубже. Постепенно на его месте образовывался кратер, в который стала стекать вода озера. Берега деформировались, и почти все батакские домики были разрушены. Туристы на пристани, сбиваемые с ног землетрясением, бежали на ближайшую возвышенность. Пожилая пара, оставшаяся у того, что несколько минут назад ещё было пирсом, наблюдала, как опускается уровень воды в озере, а сильное течение уносит лодки. Девушке в бейсболке WWF удалось забраться на гору, откуда она увидела, как часть берега, на которой находится пожилая пара, откалывается и падает в воду.
В центре озера, где недавно был живописный остров Самосир, теперь располагалась воронка, в которую стекала окружающая её чистейшая, наполненная фауной, озёрная вода. Земля перестала дрожать. Послышались низкие мощные удары где-то глубоко в недрах, после чего всё стихло. Туристы и местные жители стояли на каменистой возвышенности, спасшей им жизни. С неё открывался зловещий пейзаж, созданный кистью невообразимо разрушительных сил природы: за считанные минуты возникшее течение уносило брёвна, лодки, части кровли и людей.
Удары возобновились, и земля задрожала с новой силой. Образовавшаяся воронка изрыгала пар – всё, что осталось от вод озера Тоба. Шипение кипящей воды было слышно в радиусе нескольких миль. Вместе с паром из воронки летели пепел, пыль и даже куски деревьев. Столб дыма поднялся на огромную высоту. Спасшиеся пассажиры вертолёта наблюдали грандиозное зрелище – в сотне миль от них проснулся древний вулкан. Землетрясение и грохот усиливались, вода, приближаясь к провалу в земле, начинала закипать, а затем и вся оставшаяся часть озера вокруг воронки бурлила, как чайник с кипящей водой. Удары становились всё сильнее. Вдруг, пепел окрасился в красный цвет – красное свечение поднималось из недр вулкана, как будто демон ада поднимал за собой легионы Сатаны из самой преисподней. Наконец, достигнув поверхности, лава устремилась в небо, разлетаясь в разные стороны и покрывая десятки квадратных миль вокруг. Густой серый туман стелился над ней и закрывал свет солнца.
Некогда величественное озеро Тоба испарялось и шипело своими водами, вздымающимися в небо с пеплом и пылью.
***
К тому времени, как его мерзкие пятипалые лапы потянулись ко мне, я понемногу стал чувствовать свои конечности. Обезумев от ужаса, я изо всех сил  пытался вырваться, но сил было недостаточно. Существо отсоединило от меня приборы, и после этого я был помещён в капсулу. Внутри было довольно тёпло, мягко и уютно, и сон с новой силой завладел моим разумом. Мне снилось, что капсула качается на волнах, внезапно заполнивших комнату с белым свечением. Я засыпал и просыпался несколько раз, а может быть и несколько десятков раз. Вокруг раздавался шум, пол трясся, но я больше не боялся. Если мне суждено здесь умереть, да будет так. Единственное, о чём я мог мечтать – это о смерти во сне.

Я бросился к ангелу, но едва я достиг его, он оказался у смежной стены. Я прыгнул к стене, но всё повторилось вновь: ангел с невероятной скоростью перемещался от одной стены к другой, от пола к потолку. Он убегал от меня то на подоконник, то к шкафу. Это продолжалось до тех пор, пока я не почувствовал, что ещё чуть-чуть, и потеряю сознание. Ангел стоял недалеко от меня и демонстративно трясся из стороны в сторону, но я не мог продолжать эту безумную погоню, силы покинули меня. Сердце бешено стучало, в глазах потемнело,  в конечностях чувствовалось лёгкое покалывание. Я стоял, вцепившись в пол и широко раскрыв глаза. Всё окончательно встало на свои места – нет никакого ангела. Есть только Они. Они проверяют меня, дразнят, смеются над моей наивностью. Их безжалостность не знает границ. Я почувствовал, как к горлу подкатывает волна тошноты. Задыхаясь от отчаяния, стоя на кафельном полу и выблёвывая комки серой слизи вперемешку с волосами, ты начинаешь понимать, что где-то там, в другом мире, есть другая жизнь, и ты бы очень хотел быть её частью, но твоя лень, неуверенность и отсутствие воли уже всё решили за тебя. Им плевать на твои амбиции и мечты, они беспощадны к твоим желаниям. Как бы ты ни старался разнообразить своё жалкое существование в четырёх стенах, в конце концов, всё вернётся к точке отсчёта, и ты по-прежнему будешь справлять нужду в чёртов ящик и закапывать своё дерьмо синим песком.
Меня схватили огромные руки одного из них, и он прижал меня к себе. Его тепло успокаивало, я снова почувствовал себя в безопасности. Он стоял и смотрел в чёрную коробку. Она показывала изображение воды и огня. Я никогда раньше не видел такой большой воды. Огонь и пыль вырывались из земли, а вода превращалась в пар. Моя жизнь не так интересна, как мне хотелось бы, но другая мне не нужна. Даже, несмотря на то, что происходит по ту сторону стены.


Рецензии