Украина глазами россиянки

Так получилось, что я россиянка оказалась на Украине и прожила там в общей сложности последние три года. Жила я мирно и тихо вплоть до 2 мая 2014 года, когда в Одессе  сожгли заживо людей. И хотя Одесса далеко от Хмельницкого, но стало ясно, что жизнь резко разделилась на ДО и ПОСЛЕ. За неделю, уладив все дела, мы с сестрой и нашим стареньким папой, прихватив рыжего кота (наше сокровище), уехали из славного города Хмельницкого, что на Украине  в  российский город Воронеж.  Замечу, что то, что произошло в дальнейшем в течение лета на Украине мне известно только из СМИ, мои выводы сделаны на основании предыдущей  относительно мирной жизни.
Пока я жила на Украине, меня часто спрашивали: «Где лучше? Где дешевле?» Этот вопрос интересовал как украинцев, так и россиян в равной степени. Я отвечала примерно так: «Трудно сравнивать. Цены на какие-то продукты на Украине дешевле, но доходы меньше, так как уровень жизни украинцев  ниже и значительно».  Итак, по порядку.

1) Воронеж город с миллионным населением, Хмельницкий, хоть и такой же по статусу областной город, но меньше раза в три. С декабря 2012 года Воронеж стал 15-м в России городом-миллионером.
Воронеж: площадь города составляет 596,51 км;, население 1 014 610 человек (2014).  Хмельницкий:   площадь 93,05 км;, население 265 062 человек (на 1 апреля 2013)
По площади Воронеж больше Хмельницкого в 6,4 раза, по населению  в 3.8 раз.

2) Украинские пенсии и зарплаты раза в три меньше, чем в России.

3) Продукты в России качественнее, вкуснее, разнообразнее.  Объясняю это просто: нельзя из ничего сделать что-то. Покупательская способность украинцев невысока, поэтому в производстве используют изначально сырье низкого качества. Сыр на Украине я покупала польский, граница с Польшей недалеко, украинского производства не брала, потому что невкусный. Хлеб, некогда очень вкусный, стал не качественным: на второй день зацветает и покрывается плесенью экзотических цветов!  Колбасы много, но и она не выдерживает никакой критики, в России гораздо вкуснее. То же самое могу написать и о молочной продукции. В России покупаю в основном местную продукцию или российского производства, от санкций Запада не пострадаю. Мой папа, читайте – независимый эксперт, на второй день пребывания в России отметил, что здесь очень вкусная еда и вода! А мы ещё ругаем воронежскую воду! Справедливости ради хочу сказать, что вода в Хмельницком жесткая по природе своей, но есть и преимущества -  отстирывает грязь быстрее.   

4) Как городской житель, я привыкла покупать всё в магазинах. В Воронеже  понастроили всяких гипер- и супер- маркетов видимо-невидимо, даже есть город магазинов, который так и называется  «Сити-град». Всё в стекле, зеркалах, плитке – красота и чистота! Супермаркеты Хмельницкого гораздо скромнее, их меньше по количеству. Я пользовалась «Таврией-В» и «Сельпо». Поначалу название «Сельпо» вызывало у меня улыбку, но со временем я оценила и образцовый маркетинг, и работу с клиентами. Поскольку я имею с чем сравнить, то хочу сказать справедливости ради, что система мотивации клиента выстроена в этой сети «на отлично»! Очень рекомендовала бы присмотреться к ним специалистов в области торговли и почитать об этом на сайте «Сельпо». Такой системы, простой и эффективной, я не видела ни в одной сети известной мне в России.

5) Народ в Воронеже жёстче хмельничан. Я замечаю, что чем крупнее город, тем резче ведут себя горожане. Видимо, у некоторых людей в большом городе создается некая иллюзия безнаказанности: мол, неважно, как я себя поведу с этим человеком, быть может, не встречусь с ним больше никогда. Но даже о Москве иногда говорят, что она большая деревня, не в обиду будет сказано! Поэтому всегда есть вероятность оказаться за одним столом с человеком, которому ты нахамил. В Хмельницком народ проще и доброжелательнее, хотя не все хмельничане со мной соглашались, ссылаясь на то, что народ встречается разный. Если же говорить о продавцах и служащих, то последние годы замечаю уважительное и внимательное отношение к клиентам в Воронеже как в гос. учреждениях, так и в частных фирмах и магазинах. Сказывается и автоматизация процессов, и грамотность персонала, да и просто народ стал спокойнее. Россияне очень доброжелательно относятся к украинцам, которые оказываются у нас в России. На Украине лично у меня не было случая, чтобы кто-то агрессивно высказался в мой адрес. Правда, и я не имею привычки кидаться на людей.

6) В Воронеже давно перешли на пластиковые карточки и оплату через терминалы, а в Хмельницком всё по-старинке. Нет, пластиковые карточки там тоже в ходу, но чтобы оплатить коммунальные платежи, приходится стоять в очереди с целой кипой разных по калибру и цвету книжечек. В России так было очень давно, мы даже забыли об этом, а сейчас оплатить квитанции можно через интернет или в любом ближайшем банкомате. К хорошему привыкаешь быстро.

7) Миграционная служба в Хмельницком – принимали хорошо, помогали, разъясняли. Моя чистая русская речь выдавала меня с головой сразу, слишком резко она отличается от местного русского языка, на это украинцы реагировали доброжелательно. (Не знаю, как сейчас, пропаганда делает свое гнусное дело, к сожалению.)  В Воронеже УФМС Ленинского района – пять баллов! Молодцы! Пришла к ним с проблемой в конце июня, а в начале сентября вопрос уже был решен и закрыт. Если бы я захотела здесь подробно описать об этом, то повествование заняло бы не одну страницу. Всё решалось в рамках закона, корректно, внимательно, хотя наплыв мигрантов и беженцев с Украины очень большой, народу там просто море и инспектор должен каждого выслушать, каждому объяснить, выверить данные и не ошибиться – и всё строго по законодательству России. Терпения им хочется пожелать и здоровья! 

8) Теперь по вопросу ведения официальных дел. У меня в силу моих профессиональных обязанностей был достаточно большой опыт работы с деловыми бумагами, договорами, людьми. Украина меня в этом плане удивила. Работа гос. учреждений, фирм и ведение дел, в- общем,  на Украине ведется спустя рукава, договора заключаются чуть ли не на словах. Как их только не ограбили? А может уже? Кадастровые номера на землю стали вводить только года два назад, в России они уже давно!  Удивила безалаберная работа с деловыми бумагами, договорами. Отношение к подписи, как к чему-то несущественному, и при этом чуть ли не возгласы: «Ой, она нам не верит!».

9)   Такое впечатление, что Украина все время  идет след в след за Россией, но жутко опаздывает. Может, они хотят посмотреть, получилось ли у нас, а потом уже переделывать у себя? Вот и сейчас, объявили, что не будет милиции, а будет полиция! Мы уже это проходили!

10) Теперь о чистоте – больной вопрос. Помните, какой был сленг: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!» Нет, чисто там именно там, где убирают! И, к сожалению, плюс по этой теме не в пользу ленинского района города Воронежа, а жаль! Мне обидно, что прекрасный и старинный русский город в той своей части, которая примыкает практически к центру, находится в таком запустении! Вроде и дворники есть и метут они, а контроля над ними нет! Тут же вспоминаю дворничиху в Хмельницком, которая хоть, как поговаривали, выпивала, но двор выметала чисто и каждый день, а когда её перевели на работу в другой квартал, сразу вылезло запустение и разруха.  Всё зависит от людей на местах! Как там классик говорил, разруха – она в головах!

11) Работа. С работой в России всё в порядке, чего не скажешь об Украине, где люди вынуждены покидать свои семьи, уезжать на заработки в другие города и страны. Из большого, некогда промышленного города с заводами, работающими на электронную промышленность, Хмельницкий превратился в огромный рынок, про который сообщается, как о третьем по величине на Украине.  Торговля – древнее занятие, но не все имеют к ней призвание. Отсутствие достойной работы, мизерные зарплаты развращают людей, они перестают надеяться найти работу, теряют интерес к жизни. Остаются у них только благие намерения, а желания применить их на практике нет, отсюда такое потребительское и иждивенческое:  «Дай! Должны!» Украинцы народ трудолюбивый, как можно было за 23 года так вывернуть наизнанку их жизнь!

12) Транспорт. Примерно одинаково. Те же маршрутки, те же такси, те же автобусы. Но, если в Хмельницком весь город можно с севера на юг пересечь за полчаса, то в Воронеже это не пройдет. Таксист в Хмельницком рассказывал мне с гордостью, что у них тоже бывают пробки, аж целых пятнадцать минут  стояли! Пробки в Воронеже – это притча во языцех, что с ними делать – хоть вводи воздушный транспорт, этакий аналог фуникулеров!

13) Но как я зла на воронежский общественный транспорт!  Автобусы, которые закуплены владельцами автопредприятий (нашими депутатами) за границей, совершенно не приспособлены для работы в городе!  У них всё сломалось ещё до того, как они приехали в Россию, а они всё колесят по нашим улицам с грязными стеклами, не открывающимися окнами, не работающими кондиционерами, унижая людей, которые платят деньги за проезд! Была летом в Краснодаре, там общественный транспорт - это новенькие троллейбусы с кондиционерами, очень порадовалась. Как видите, даже в городах самой России люди живут по-разному, как тут сравнивать…

14) Телевидение. Смотреть украинское телевидение невозможно! Я попробовала и поняла, что их программы это череда увеселительных передач, низкопробных новостей и пропаганды, которая использует любой инструмент, включая детские слезы и женские истерики. Российское телевидение профессиональнее, позитивнее, качественнее.

15) И последнее. Наверняка я что-то упустила, потом может оказаться, что главного я и не сказала. Люди везде остаются людьми, все хотят мира и добра, все хотят растить детей и внуков, все надеются на лучшую жизнь! Очень хочется, чтобы Украина процветала, чтобы люди там были счастливы и благополучны. Я хочу приезжать на Украину, видеть её богатой и хлебосольной, видеть дорогих моему сердцу людей, слышать их песни, их удивительную мягкую, напевную, немножко смешную на русский слух речь… Я не хочу, чтобы были границы между нами, это неестественно, ненормально и очень плохо для нас всех.  Пусть это из области фантазий, особенно сейчас осенью 2014 года, но надеюсь, что всё же когда-нибудь мы будем вместе.

Октябрь 2014 г.


Рецензии
Добрый День! С удовольствием прочитала Вашу статью!Ведь я сама из Крыма Украинского когда-то,но много лет живу в России в большом городе Екатеринбурге, что на Урале. Так, что есть с чем сравнивать.Каждый год езжу к маме в Крым и действительно, что-то там мне больше нравилось, что-то в России. Идеального ничего нет и там, и сям. Везде требуются доработки во всем - транспорте, обслуживании! Огорчает только, что вот подруга детства совсем агрессивной стала в Крыму и она за то, чтобы присоединиться к Европе и хает во всем Путина и Россию, но первая бежит получать Российскую пенсию.Со мной перестала общаться,потому что я не поддержала ее и ту агрессию, которую она всем навязывает против России. Очень жаль, что так люди все извращенно понимают и ссорятся друг с другом, даже родственники, и их сталкивают лбами. Но я тоже надеюсь, что все устаканется и будет хорошо! А те кто в чем-то сомневались, наконец-то прозреют!

Марина Трубина   21.04.2015 10:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, за Ваш отклик! Я рада Вас видеть у себя в гостях! Что сказать - жаль, очень жаль, что Ваша подруга так воспринимает реальность. Я не вижу ничего хорошего для Украины в случае перехода в Еврозону, перепахают, как поле и бросят. Вспоминаю, как год назад показали интервью с простым голландским фермером. Его спросили, рад ли он будет, если Украина войдет в Евросоюз? Он ответил: «Конечно, рад! Я у себя кусок земли продам, а на Украине десять кусков куплю!» Вот так! Напротив, считаю, Крыму очень повезло, что он за год не стал ни Одессой, ни Донбассом, ни майданным Киевом... Тем более, что кому, как ни Вам известно, до какой степени довели курортный край киевские власти за долгие годы, и как Россия старается сейчас поднять инфраструктуру. У меня есть другой пример по крымчанам. В Гурзуфе живет совершенно потрясающий человек, женщина, которая со своей семьёй и друзьями радостно приветствовала вхождение Крыма в РФ, которая воспринимает все положительные изменения в жизни Крыма. Она сама – источник доброты! Как я была потрясена, когда узнала, что этот общительный человек, гостеприимный и хлебосольный, неутомимый на выдумки и начинания, - прикован к инвалидной коляске. За год нашего интернетовского знакомства я не услышала ни слова негатива от неё ни в чей адрес. Те, кто пытался на её страничке каким-то образом внести диссонанс, были тактично поставлены на место. Очень тактично, как мама журит непослушное дитя. Кстати, она сама из Екатеринбурга, но уже много лет живет в Крыму. Вот чего не хватает сейчас Украине – доброты. Слишком много агрессии надуманной и проталкиваемой, слишком много! Но разве от самих людей не зависит их жизнь? Их каждодневная, простая обыденная жизнь? Их настрой, вера, их дела? Зависит! Может не всё потеряно в отношениях с Вашей подругой? Может быть, придет тот день и тот час, когда вы вместе встретитесь, обниметесь и поймёте друг друга. Искренне желаю Вам этого! Счастья и добра!

Екатерина Волосина   21.04.2015 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.