Донские казачьи приметы хлеб да каша

Вот сидим мы с тобой за столом, речь ведём, а что у нас на столе? Правильно, хлеб да соль -  садись с нами и мусоль. Хлеб то он всему голова. Только ангелы-то с неба, не едят брат соли, хлеба. Хлеб-то дар божий, всякому человеку пригожий. Он – отец, кормилец. Не даром-то старики говорили – гуторили, а бабки им вторили: хлеб - кормилец батюшка, вода  - поилица матушка. Бог то на стене, хлеб на столе. Что ещё человеку надобно: дай казаку хлеб да воду и забудет он про всякую невзгоду. Дай-то Бог покой, да хлеб святой. А не будет у казака хлеба, ему с овчинку покажется небо. Коли хлеба ни куска, и в хоромах, брат, тоска. А дай тебе хлеба каравай, так и под вербою рай. Дед мой, Митроха, так сказывал: хлеб-то на стол, и стол престол, а хлеба ни куска, и стол доска.
Вот хлеб испечь, это тебе не в гроб лечь. Тут большая наука нужна. У каждой хозяйки свой секрет имелся, своё тайное слово. А коли не знаешь слова, хоть пеки хлеб снова. Вроде и мука одна, и закваска, а хлебы-то разные. У одной хозяйки-то ни хлеб, а калабух, клёклый да безвкусный, совсем безыскусный. У другой не хлеб, а паска, на вкус как сказка. Вроде и делают всё одинаково, а хлеб-то получается инаково.
В чём тут дело, не знаешь? С душой говоришь одна делала, а другая абы как? То ж верно. Но бывает и с душой печёт, да это ей не в почет. Приметы тут надоть знать заветные, старики-то были не дураки. То ж кой чего примечали, всякую малость замечали. Зипуны-то с чекменями, хоть у них и были серы, да умы не мыши съели. Умы-то были бархатные. А коль не дал Бог ума, плачет по тебе сума. И ты примечай всё, да на ум бери, да меня старого не кори. Вот когда тесто в деже подходит, казак с бабой тихо по хате ходят. Не шуми, да не грякай – тесто себя не соблюдёт, возьмёт и опадёт, хлеб тако ж клёклый будет.
Коль хлеб в хате печётся, пусть всё семейство будет в радости и смеётся. А коль в хате печаль и туга, то хлебу плохая услуга. Полы в хате месть, хлеба тако же не есть. Всю удачу выметешь, да силу с хлеба. А там уж, хоть прядай до неба – хлеб тот «сядет», душу от себя отвадит. Ставит баба в печь хлебы, то же брат, не на абы. Завеской она машет, да приговаривает: батюшка Хлеб, поднимайся выше, до самой крыши. Покуда хлеб не спёкся, на печку не лазь, хлеб плохой получится. И хлеба-то из печи вынать надобно в один присест. Коли один хлеб ранее вынешь, да разрежешь, жди беды. Достальные хлебы осядут, да испортятся.
Да возьми вот каравай, на него не только роток разевай. По караваю то ж, примечали, какова жизнь далее будет. Коли хлеб в печи лопнет, жди вскоре из дому кто-то уедет, иль родичи посварятся. А коль на каравае, с боку-то, калабух вылезет, жди беды, без неё ты, ни куды. У хозяйвов, недоброе приключится. Калабух тот отрезают, да за баз выкидают, от греха подальше.
Далее примечай, не дурак ты братец чай. Коль краюха хлеба, иль ложку из рук упадёт, жди гостей, едут, поспешают. Как деды баяли: пошли господь гостей, и хозяин будет сытней. А коли зубы-то во время обеда скрипят, будешь ты в скорости на чужих хлебах сидеть, в работники пойдёшь, аль с сумой по миру христарадничать. Одним словом, положишь зубы на поличку-то. А зубы на поличке, казаку не в привычку.
Но не хлебом единым сыт казак с бабой. Спокон веку говорили: хлеб да каша, пища наша, не так что ль? Да и не так, сейчас-то кашу не дюже уважают, а зря. Мне маманя, говаривала: мать наша пшённая каша, не перцу чета, не порвёт живота. Первейшее-то блюдо на Дону было. Где каша, там и казаки наши. Раньше-то казаки на рыбных ловлях в артели сбивались, а как те артели назывались? Не знаешь голуба – кашами. Казаки-то про своих артельщиков, так и говаривали: мы с ними в одной каше.
И на каши приметы разные имелись. Коли летом, в печи, каша румянится, дожди вскоре заявятся. А коль зимой это деется, на снега надеемся. Землю шубою покроют. Весной, на пахоте иль севе, тако ж примечали. Если в котёл с кулешом и кашей, пищей нашей, много всякого насекомого упало, иль пепла с кострища, жди урожая богатого. А вот другой случай, приметь  его, да более голову не мучай. Коли каша та из чугунка в печи вылезет, это к добру и прибытку. Всего через край будет, коли Господь не забудет. А коли подгорит, дружок, жди в семействе ругани и склок. Да бывает, лопнет горшок в печи, хоть караул кричи. Быть в курене беде, коли недостаток в еде.
Заварил кашу — не жалей масла. Ведь каша без масла, что кладка без прясла. Ты её в рот, а она ищет брод. В горло нейдёт, хозяйку клянёт. А коли с маслом кашка, казак говорит – мала чашка. На Дону то, как гутарят: Если каши - то казан, если рыба - то сазан. Худо коли рыба шемая и каши не мая.


Рецензии
Хороша работа, слов нет! Спасибо автору!

Анна Мишина 2   12.01.2016 22:23     Заявить о нарушении
Стараюсь. Спасибо за ваш отклик! С уважением.

Геннадий Коваленко 1   13.01.2016 08:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.