Москва. Сретенский мужской монастырь

      В конце  2013 года я дала себе слово больше никогда не провожать  Старый Год и не встречать Новый Год возле стола с  тазиком  салата «Оливье» на столе, мандаринами и шампанским, и смотреть на одни и те же лица по телевизору.  С каждым годом новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое.  Устала от однообразия!

     Приятельница с супругом пригласили встретить Новый Год на даче, возле живой Ёлочки на дачном участке на при горочке. Приглашение заманчивое! Но побоялась погоды. Дача находится в 2-х км от дороги, идти нужно через поля с заносами на дорогах. Не рискнула.

     Новый  2014 год, пыталась встретить на Красной площади. Увы! Не получилось. Таких желающих, как  я, оказалось, очень много!

      И я решила для себя  проводить Старый  2014 Год  и встретить Новый 2015 год в Сретенском мужском монастыре на улице Большая Лубянка. Почему?
     Просто стало стыдно перед собой - Сретенский мужской хор знают во всём мире, а я, живущая в Москве, слушала в исполнении этого хора только  1 хорал, и то  по телевизору.

      Искать Монастырь  не нужно, адрес в интернете предельно точен. Тем более, что прекрасная московская  молодёжь со своими планшетами в метро расскажет абсолютно краткий  путь следования.

      31-ого декабря 2014 года вечером направилась  в Сретенский монастырь.  Было холодно. Дул сильный ветер с мокрым  снегом. Казалось, будто льдинки впивались в лицо, принося боль от ощущения колючего прикосновения. Но меня это не останавливало! Наоборот, я решила  обязательно  побывать  в монастыре.

   Большая Лубянка  была заполнена  нескончаемым потоком машин. Правда, машины остановились, когда я переходила улицу в сторону монастыря.
         Когда просто вошла через ворота на территорию  монастыря, ощутила трепет от таинства происходящего, от ожидания необычного….   Но решила побыть в Соборе монастыря минут 30 от силы. А потом – просто пройтись по праздничной Москве.

       Монастырь был основан в 1397 году князем Василием 1 на Кучковом поле в честь  чудесного  события:  Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый  святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме.                Через день Тимур-Тамерлан  повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена.

   Сретенский монастырь- это несколько величественных зданий, в центре которых расположен Собор.  На территории Сретенского монастыря в ближайшее время снесут шесть зданий конца XIX — начала ХХ века, чтобы на их месте построить новый собор, — так рекомендуют сделать эксперты рабочей группы комиссии при правительстве.
               
Сретенский Монастырь -  ставропигиальный монастырь, т.е. независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно патриарху или синоду.
 Наместником Сретенского монастыря является   - архимандрит Тихон (Шевкунов). Кто из священников вел богослужение, я не узнала. На вид  Святой Отец не красавец: низинького роста, с крупным носом. Но сколько доброты в глазах! Сколько неподдельной любви к прихожанам! Разговаривает со всеми смиренно и с постоянной  улыбкой, несмотря на  Рождественский  пост.

     Собор монастыря  – величественное здание, на стенах от пола и до купола - христианская старинная  роспись.
 Что меня поразило, так это – состав прихожан: истово  с поклоном до земли молились мужчины в богатой одежде. Женщин-прихожанок  было в 2 раза меньше, чем мужчин.

     В этот вечер должно быть миропомозание, поэтому было ожидание чуда.

    Но самое великое чудо стало свершаться с началом пения хора монастыря. В соборе лилось Ангельское пение. Я не поняла, что происходит со мной, но я тихо заплакала. Слёзы  сами лились без остановки, и мне становилось  лучше и лучше. Говорят, что это – сошла БЛАГОДАТЬ.
    Мне очень  хотелось посмотреть певцов на клиросе, но он был на возвышении. Видна была только спина регента. Я стояла завороженная чарующими голосами певцов. И была просто очарована и поражена  разноголосьем в пении.

    Основа хора – студенты Сретенской семинарии, а так же выпускники Московской духовной семинарии  и Академии. Не менее важная часть коллектива – вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных. Участники хора – послушный инструмент в руках регента Никона Степановича Жилы, превращающего созвучие голосов в живой оргАн!
   
      Об уходе через 30 минут не было и речи! Я  стояла и слушала завораживающее пение. Затем  присела на скамью и  уже  с улыбкой слушала пение Божьих творений.
Какая еще особенность в Соборе? Наличие дежурного монаха, который доброжелательно указывал, как  лучше встать, при каждении священником храма Божьего. Всё проходило чинно, важно, спокойно и не было злого шипения «не так всталаааа!»

      В это мне самой трудно поверить, но я была в Соборе  больше 3-х часов. Прошла миропомазание, не хотелось отходить от улыбающегося и благославляющего  всех прихожан  священника.
     Собор  опустел. Священник  стал приглашать прихожан  на Новогоднюю  Божественную литургию. Обычно собирается  человек 50. И начинается Новолетие   с молитвы и причастия.

      Как мне хотелось остаться на встречу Нового Года с ними! Видит Бог!  Но я  просто не была готова к этому событию.
      С чувством огорчения, но  с очищенной душой, уходила из Сретенского монастыря в мир, в беспорядочную череду фейерверков, в крики восторженной молодежи….

     С какой легкостью я шла в пустое  метро станции «Тургеневская»! Встретился только выбегающий из метро молодой человек, который спросил -  где находится улица Большая Лубянка и как туда дойти? Было видно, что он бежал, чтобы встретить Новый Год с кем-то, а не на улице.  Встретился молодой   дежурный полицейский, которого я пожалела в душе! И дежурная в метро, которая смотрела на меня с завистью! Ведь я  возвращалась на квартиру! А ей дежурить до утра!

   Чувство возвышенности души не покидало меня! Эти проводы  Старого  2014 Года останутся в памяти и будут напоминать  о свершившемся чуде!


Рецензии
Знаете, Мариша, я когда пришла впервые в церковь молоденькой женщиной, упала на колени и тоже начала плакать. На меня начали оглядываться, а я всё плакала и плакала. Слёзы лились и лились. И если бы меня в ту минуту кто-то взял за плечо и спросил "Что случилось?", я бы не ответила. Беспричинно плакала. Это очень хорошо.
Впоследствии стала рьяной прихожанкой, певчей и даже регентом.
Спасибо за замечательный очерк! С удовольствием читала! Он написан с восхищением, возвышенно, чистым сердцем. И это так хорошо воспринималось.
Одно замечание. Фраза "И начинается Новолетие с молитвы и причастия." - в корне неправильная. Новолетие начинается 14 сентября. Если уж употреблено слово "новолетие", то оно подразумевает церковное значение. И уж никак не с причастия.
Любой церковный праздник начинается с вечерней службы. Зазвенели колокола, ззывая на богослужение, - оставь всякую работу, началось моление, празднование. Лучше доделай в праздник на ночь, чем вечером перед праздником.

Валентина Лысич   04.04.2017 04:11     Заявить о нарушении
Удивительно, что у нас с Вами те же ощущения от церковного пения. Восхищена Вами, регентом служить сложно. Должно быть музыкальное образование.
Что касается "Новолетия", то это не моё выражение. Если мне память не изменяет, это было написано в храме бегущей строкой. А я встретила это слово первый раз в жизни. Возможно, настоятель решил идти в ногу с современностью.

Благодарю,Валентина, сердечно и дай Бог здоровья!

Марьша   04.04.2017 12:42   Заявить о нарушении
Уважаемая Марьша ! Спасибо за очерк - очень душевно , спокойно , с чистым сердцем и понимание того , где происходит событие встречи Нового Года ! С Весной !

Юлия Тимоша   27.04.2021 11:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.