Человеческие отношения и любовь

На протяжении всей сознательной письменной истории человечества люди жили группами и стремились создать сообщество. Никогда человек не жил один с самого начала истории и не оставался таковым по собственному желанию всю жизнь. Если же такое иногда и случается, то это требует от человека вытеснения из сознания потребности отношений с другим человеком и колоссального самоконтроля.

Чем обусловлено стремление человека быть в контакте с таким же человеческим существом?

Человек – это мерило всех вещей. Человеческое Я (то есть, самосознание) задает параметры и характеристики окружающего мира, а также параметры и характеристики самого себя. Однако важно понимать, что человек описывает окружающий мир в контексте социально-культурной среды. Если, например, на свет появляется ребенок, то он попадает в социальную группу (семья), которая является носителем культуры (язык, символы). Он растет и развивается в контексте этого социума. Младенец учится говорить, воспринимать мир таким, каким его видят родителя. Другими словами, его Я динамически развивается и впитывает в себя культурный контекст.

Существуют свидетельства того, что если ребенок первые годы своей жизни растет вне социума, то он развивается неполноценно, что впоследствии может привести к необратимым изменениям психики.

Важно понимать, что человек – это динамически развивающийся набор социально-культурных установок. Человеческое Я с феноменологической точки зрения с самого начала подобно чистому листу бумаги. С точки зрения психологии детского развития, как мне кажется, само возникновение Я невозможно, если младенец не помещен в социум. Почему?

Осознание себя, осознание своего Я возможно только на фоне объектов окружающего мира, которое Я способно описать. Если параметры «внешнего» мира не заданы или заданы «некорректно», то сама возможность появления самосознания ставится под угрозу.

Каким образом задается первоначальная картина мира? Именно в контексте межличностных взаимоотношений ребенка и матери, а также других взрослых. Ребенок учится узнавать мать, учится понимать других, начинает выучивать и узнавать предметы и явления окружающего мира, и,  впоследствии, произносить слова. С каждым шагом на пути обучения, он все больше приближается «к точке невозврата», когда  осознает себя отдельным от других людей существом.

В тот момент, когда он будет готов осознать себя, произойдет качественно новый скачек в развитии. В этот момент его Я выделится настолько, что будет способно разделять мир на объекты и субъекты. На философском языке – он впервые столкнется с противоречием между существованием человека и его сущностью.

В этой появившейся двойственности кроется и проклятие, и благо.

Проклятие заключается в том, что с этого момента человек уже навсегда отделен от мира природы. В его жизни появляются конфликты, самый главный из которых упирается в смертность человека при его желании не умирать. В ней появляется тревога, и теперь его жизнь – это в большей степени не слияние с окружающим миром, а противодействие ему. Он становится способен осознавать опасности и угрозы, а также неизбежность смерти.

Одной из самых важных базовых данностей, которая создает конфликт в жизни любого человека, является свобода. Нигде не написано, зачем и как жить. До определенной степени это противоречие и призвана решать культура. Однако иногда следование требованиям культуры в определенный момент истории может быть связано с уродованием человеческого Я, а не раскрытием его внутреннего творческого потенциала (например, фашистский и коммунистический режимы, подчинявшие массы внешним целям). На самом базовом и фундаментальном уровне, который редко проникает в сознание, человек «знает», что мир – это большой «общественный договор», согласно которому люди «договорились» называть вещи своими именами.
В определенной же ситуации, человек может осознать свою свободу и ответственность за вносимые в мир объектов смыслы и символы. Иногда это происходит после переживания некоего экстремального опыта, который выдергивает человека из уютного мира понятности и устойчивости, и обнажает зыбкость бытия. В таком случае ум, который описывает мир, может попасть в ловушку двойственности. Ни одна вещь в этом мире не есть истинна сама по себе, потому что сам человек, который описывает реальность, не есть абсолютная истина. А если я не могу описатьсамого себя, как я могу описать мир? Как я могу быть уверенным в том, что я поступаю истинно, если никто не может подтвердить мне истинность моего поступка? Если нет Бога, который сказал бы мне что есть что и кто есть кто, то как мне быть?

Этот парадокс свободы замечательно описан в произведении Хулио Кортасара. Главный герой романа «Игра в классики» – Орасио Оливейра, не способен действовать, потому что у него блокирована сама способность к действию. Он пытается с помощью ума решить нерешаемую проблему истинности какого-бы то ни было решения. Это прекрасно иллюстрируют его слова: «Как можно действовать, не выработав предварительно основополагающих позиций по отношению к тому, что хорошо и что истинно?». Эти основополагающие позиции лежат в области чувств. Именно поэтому Оливейра чувствовал счастье лишь в моменты спонтанных поступков, которые были основаны на чувствах, а не на разуме.

Однако в событии появления самосознания есть и элемент блага. Теперь человек становится способным любить, то есть испытывать ценность и смысл, и свободно участвовать в историческом процессе, создавая  культуру с ее необычными и уникальными произведениями искусства.

И благо, и проклятие – это две стороны одной медали. Одно без другого не могло бы быть. И медаль эта – человеческое бытие с его самосознанием.

Потребность в другом, как мериле самого себя.

Почему концепция Бога так важна в жизни большинства людей? Бог – есть универсальное мерило всех вещей, а также человека. По библейской легенде Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию, и сказал им, что есть хорошо, а что – плохо. Он дал им имена. Он утвердил их бытие. В Боге Адам и Ева находили общее с самими собой, а также смысл, ценность и новые возможности для воплощения их в реальности.

В детстве роль Бога играют родители. Они описывают младенцу мир, учат его правилам поведения, дают ему имя. Они, как бы утверждают его взгляд на мир, придавая ему видимость истинности. И эта иллюзорность постоянства мира, его «реальность» поддерживается в контексте межличностных отношений. Я существую, когда общаюсь с другим человеком (или Богом). Другой как-бы подтверждает, что мое Я существует, и оно есть истина. Именно поэтому человек нуждается в отношениях.
Если у человека возникают проблемы во взаимоотношениях, то это в перспективе чревато распадом окружающего мира и, образно говоря, «растворением» Я. Сартр называл такое состояние Тошнотой. Герой романа «Тошнота» Рокентин не способен устанавливать долгосрочные отношения с другими людьми. У него блокированы чувства. В конце концов, это приводит к тому, что он испытывает распад окружающего мира, в силу исчезновения «универсального договора». Этот образный «договор» между ним и людьми задает универсальные «параметры мира». Рокентин наблюдает, как привычные вещи теряют свои свойства, и как он не может узнать их. Из-за этого он не в силах описать окружающее и, следовательно, самого себя. Он испытывает растворение своего Я и «растяжение» времени. Его жизнь как-бы останавливается. В такие минуты Рокентин испытывает буквальное чувство тошноты.
 
Человек не может долгое время находиться в изоляции по отношению к другим людям, потому что, в конце концов, это приводит к внутриличностной изоляции, блокированию чувств и, как следствие, распаду символов и смыслов. Один человек, образно говоря, является Богом для другого человека. Он подтверждает его ценность и значимость. Он устраняет на иллюзорном уровне двойственность, решая парадокс свободы.

Любить или быть любимым.

Волшебство взаимоотношений заключается в том, что один человек невольно играет роль Бога для другого. Любовь между людьми – это попытка вернуться в утраченный рай на земле, достичь целостности и конечного смысла существования. Два субъекта (два одиноких Я) создают целостный объект (объединенное Мы)
Любовь – базовый и центральный вопрос человеческого бытия. Центральной темой христианского учения является любовь. В самом Писании сказано, что Бог есть любовь. Почему любовь так важна для человеческих отношений и почему сама любовь без них невозможна?

Как я уже отмечал в начале, человек является мерилом всех вещей. Одной из причин возникновения концепции Бога также является стремление человека понять себя и найти ответ на вопрос: «Кто Я?» Когда мы читаем в Библии слова «Бог есть любовь», то следует спросить, к кому адресована эта любовь.  Эта любовь обращена на человека. «И так возлюбил Бог мир (человечество), что отдал (в жертву) своего Сына»

Что же есть любовь с точки зрения человеческой реальности? Что это такое, если нигде не сказано в точности что это? Осмелюсь высказать некоторые предположения.

Самая очевидная мысль, что любовь – это отношения. Отношения меня и какого-то объекта в мире. Этим объектом может быть какая-то вещь, человек и, в конце концов, я сам.  Любовь – это переживание ценности. Прежде всего, переживание ценности себя.  Она является той искрой, которая заверяет меня в том, что я ценен, что я жив, что я что-то значу, что я есть. Любовь к человеку позволяет ему чувствовать уверенность в собственных силах, развивает любовь к самому себе.  Человек, который испытал на себе любовь, имеет возможность и потенциал дарить любовь другим.

Любовь – это чувство. Если любовь не чувство, то это уже не любовь, а бесчувственная концепция. Некоторые, говорят, что любят за что-то. Но любовь, зачастую, любит вопреки чему-то. Человек может быть хорош и красив, добр и щедр, быть праведником во всех смыслах этого слова, но любовь к нему может не возникнуть. Не потому, что человек плохой, а потому, что любовь – это не набор параметров и характеристик. Это чувство, а не идея.

Есть такое выражение – «любовь слепа». Она, безусловно, слепа с той точки зрения, что появляется не в уме, а в сердце. Не в средоточии логики и разума, а в океане чувств и интуиции. Поэтому любовь – это озарение. Ее можно сравнить с божественным откровением, которое получает пророк. Когда его спросят, как он узнал то, что написал, и он расскажет, то с точки зрения здравомыслия, разума и логики ему не поверят. Потому что это необъяснимо на уровне рациональности. Так и с любовью. Разуму она не подвластна. Любовь иррациональна. Она рождается в сердце. У Паскаля есть прекрасный афоризм по этому поводу: «У сердца свои разумения, которые разум не понимает»

Когда я люблю или меня любят, я испытываю чувство. Чувства делают меня живым, способным двигаться и вступать в отношения с окружающим миром. Полюбить себя, значит открыть доступ к чувствам. Способность чувствовать дает возможность переживать интерес и любопытство к окружающему миру. Так любовь делает человека живым.

Примечательно, что в английском языке слово sense имеет два значения. Первое – это смысл, значение. Второе – чувство, ощущение. Именно чувство, возникающее до осмысления чего-то или кого-то, создает предпосылку для возникновения смысла и утверждает истинность действия. Я действую и ощущаю смысл, потому что чувствую. Любовь – это прививка от бессмысленности. При этом любовь, воплощенная в реальности и действии, автоматически повышает у человека, который любит, чувство собственной ценности. Ведь проявляя любовь к другому человеку, он проявляет ее и к себе тоже.

Любовь всегда начинается с дара. В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» красавица цыганка Эсмеральда вопреки настроению толпы, ничего не ожидая взамен, подносит чашу воды связанному горбуну Квазимодо, который жил в Соборе. Забитый и унижаемый всеми, этот человек переживает духовное рождение и становится способен испытывать любовь. Поэтому любовь – фундамент бытия. Это то, без чего жизнь в принципе невозможна. Она находится вне каких-либо параметров. Любовь не дает характеристик: «хороший-плохой», «красивый-уродливый», «добрый-злой». Она не ставит оценок. Она утверждает «объект». Она как-бы говорит: «Хорошо, что ты просто есть».

Лишь беря инициативу в даре любви, можно помочь другим почувствовать любовь к самим себе, а также полюбить самого себя. Именно поэтому так важно дарить любовь окружающим людям и своим детям. Это придаст им чувство самоценности, позволит испытывать любовь к самим себе и, впоследствии, к окружающим людям. Первая заповедь Христа об этом: «Люби твоего Бога всем сердцем, всей душой и всем разумом». Для христианина невозможно было любить ближнего, не любя Бога. И наоборот, невозможно было любить Бога, не любя ближнего. Невозможно любить ближнего, не любя себя (т. е. Бога внутри себя). Но лишь в отношениях можно полюбить себя. В этом и заключается парадокс. Отношения нуждаются в свободе. Поэтому они вызывают тревогу. В отношениях есть элемент неизвестности и риска: примет ли меня другой или оттолкнет, полюбит или проявит равнодушие. Если сравнить человека с угольком, то лишь в костре он может стать горящим углем. Так и с любовью. Мы зажигаем себя в отношениях, в открытости.

Человек, который дарит любовь, как-бы проходит через другого человека. Свою второю важнейшую заповедь Христос сформулировал так: «Люби своего ближнего, как самого себя». Буквально она переводится, как «Люби своего ближнего, [он такой же, как ты]». Как можно понять эти слова?

С одной стороны человек, которого мы любим, обладает ценностями (его Я обладает ценностями и смыслом), которые есть у нас самих. Они есть опора для нас. С этой стороны мы любим, как бы сами себя. Мы можем опереться на что-то в другом человеке, что есть в нас самих. Это есть составляющая доверия. И чем больше таких сторон, тем больше вероятность того, что два человека станут друзьями и буду развивать отношения. Библейская притча гласит: «Как в воде перед лицом – отражение лица, так и сердце одного человека отражается в сердце другого». В другом человеке мы, как будто видим собственное отражение. Мы узнаем себя в другом. Через другого мы переживаем истинность себя.

Противоположная сторона заключается в том, что другой человек не такой, как мы. Он другой. В нем есть ценности и смыслы, которых нет у нас. Другой человек – это иная реальность. Она также уникальна для нас, как наша реальность и взгляд на мир уникальна для другого человека. Человек, с которым мы вступаем в отношения, наполняет мир собственными ценностями и смыслами. Он существует независимо от нас. В философском разрезе он является для нас Богом и ответом на вопрос смысла жизни. Этот смысл раскрывается в другом человеке. Он вполне конкретен и определен, потому что находится вне нас, то есть нашей субъективной реальности. Другой человек, поэтому, представляет собой источник новых и уникальных возможностей и ценностей, которые обогащают человека, «черпающего» из него смыслы.

Непохожесть одного человека на другого, взгляд, словно, из другой вселенной, позволяет ответить на вопрос осмысленности человеческого существования. Даже если смерть и уничтожит меня, я могу остаться в памяти человека или даже человечества. Я не умер. Я оживаю перед взором незнакомца даже через сотни лет: в музыкальном произведении, написанной книге, сочиненном стихотворении, фотографии. Поэтому отношения с другим человеком – это лучшее, что может придать жизни смысл и ценность.

В отношениях устраняется двойственность картины мира. Мы живем, опираясь друг на друга. Мы вступаем в отношения, на основании доверия и переживания общего смысла, похожести друг на друга. Мы черпаем новые смыслы и ценности, сливаясь в одно целое, и обогащаясь в этих отношениях.

 Итак, человек нуждается в другом человеке, потому что без этого, в принципе, невозможно нормальное функционирование Я. Самосознание зарождается и поддерживается в контексте межличностных отношений. Мир, который мы видим, имеет иллюзию истинности лишь в силу существования культуры и общества. Человек никогда не сможет полностью отказаться от общества и культуры, потому что он сам является частью этого общества. В этом смысле он несвободен. Однако именно эта несвобода, выраженная в потребности одного человека дарить любовь другому человеку, способна раскрыть огромный творческий потенциал, который рождается и проявляется человеком в индивидуальном переживании бытия.


Рецензии