Лекция дилетанта по заявке Коммерсанта

22 ноября в рамках просветительской программы «Повестка дня»  – цикл монологов ведущих экспертов в различных областях культуры и искусства – на новой сцене Александринского театра состоялась лекция «Русская тема в современной моде.  Анна, Лара и "Катюша".  Эксперт Линор Горалик – анонсировалась  как российский писатель, поэт, переводчик, организатор ряда выставок, эссеист, занимающийся  литературной и журналистской деятельностью, а также бизнес-консультированием.  В отличие от лекции Бориса Куприянова о судьбе книги зал был полон. Превалировала молодёжь, в одежде которой не было не только «русской темы», но даже просто вкуса, так что  тема лекция представляла несомненный интерес, а возможно, была бы полезной в будущем.
Лектор началась с  извинений эксперта за 15-минутное опоздание – стандартные неполадки с техникой. Но не в этом суть. В начале Л. Горалик сообщила слушателям, что в связи с празднованием  400-летнего юбилея дома Романовых газета «Коммерсант» предложила ей дать текст о том, как эти торжества проходили 100 лет назад. «Я могу написать только о костюме, кто и как были одеты », – ответствовала  журналист.  И, по-видимому,  в продолжение темы газеты начала с описания именно этого события. Прозвучала цитата  из воспоминаний  камер-пажа Великой Княгини – Александра Гиршельмана, оставившего свои воспоминания об этом грандиозном событии:  «… парадные, роскошные залы дворца, золото мундиров, светлые наряды дам и красочные платья фрейлин производили неизгладимое впечатление блеска и составляли величественную картину, невольно связываемую с представлением о мощи РУССКОЙ Империи». Имперская мода высшей знати – с точки зрения эксперта и стала основной ипостасью «русскости» в моде», заложенной ещё Николаем I, составившим, как сейчас бы сказали,  некий «регламент» одежды: кокошник, вуаль, золото, парча, вышивка, драгоценные камни – как  обязательный атрибут одежды аристократии. И этому  стилю в своей концепции эксперт дала название «Анна» - аллюзия с Анной Карениной Льва Толстого. Л. Горелик отметила, что он олицетворяет не только мощь и богатство России, но и её «духовную красоту русской монархии». Утверждение, мягко говоря, неоднозначное.  Впрочем, надо согласиться с её точкой зрения, что это псевдонародная «русскость» – один кокошник вряд ли исчерпывает всю историю русского костюма. В коллекции Шанель – это расшитые золотом муфты с матрёшками, псевдосолдатские сапоги, цвет – золотой, красный, белый. Общая концепция – роскошь, архаика и псевдонародность.
Стиль «Лара»  ( героиня «Доктора Живаго») несомненно проще, например пуховик в коллекции Макс Мара, в котором длина рукава варьируется.  Лектор подчеркнула, что русские мотивы в западной моде – это всегда зима и снег. 
И третья тема в русскости в западных коллекциях, возникшая в послевоенное время, в которой всегда звучит опасность и угроза – это стиль «катюша» ( с маленькой буквы). Это не та Катюша, которая с песней выходила на берег, а это «пулемёт» «катюша».  Простим «эксперту» и журналисту незнание различий пулемёта и  ракетной артиллерийской установки, всё-таки речь шла о моде. Для этого стиля характерны пальто с погонами, в  моделях Гальяно это мини юбки, папахи, бледные мертвенные лица,  у Готье - зелёный мех, у Дольче Габано – папахи и барашковые воротники.
Лектор отметила три бума русской темы в западной моде: после 1917 года, когда эмигрировавшие представительницы русской аристократии, владеющие искусством рукоделия, закрепляли «Дягилевские сезоны» в моде шалями, вышивками, боярскими воротниками и т.п.  – марка «Катамир» Великой княгини. Второй бум – 1960 – 70-е годы связан с освоением космоса и интересом к советскому, читай космическому, например коллекция Ив Сен Лорана 1976 года. И третий бум связан с перестройкой 90-х годов: платья из красных флагов, пуговицы из Военторга.
В современной моде России лектор бегло  отметила Константина Гайдая с коллекцией «12» 2012 года – головные уборы из птиц русских сказок, Ульяну Сергиенко, в представлении которой «Лара»  – это женщина в прозрачной кофте на голом теле и длинной юбке.
Резюмируя, эксперт отметила, что за последние 100 лет не выработалось однозначного понятия «русское» в моде, одна и та же парадигма, старые стереотипы и старое мышление.
В целом лекция носила несколько сумбурный характер, который усугубляла нечёткая дикция, проглатывание окончаний и плохое владение компьютерным иллюстрационным материалом, за которое Линор Горалик неоднократно извинялась.
Вопросы слушателей касались влияния различных религиозных конфессий на моду с однозначным ответом, что это никого не интересует.
На вопрос о том, какое образование получила Л.Горелик, она ответила, что она программист и, к сожалению, никакого искусствоведческого образования не имеет. И тогда причина отмеченного выше сумбура приобрела зримые очертания. «Повестка дня»:  «эксперты» – дилетанты в роли просветителей? Здесь есть о чём подумать.


Рецензии