Вторая половина 2008-го

ОДНИМ УХОМ, ОДНИМ ГЛАЗОМ
 
Весь вчерашний день фотошопила круизные фото. В соседней комнате дети смотрели «Доктора Хауса», подряд, эпизод за эпизодом. Забавный фильм. Если его слушать. Рефреном – реплики безжалостного Хауса: он (она) лжет! И отчаянные вопли остальных персонажей: он (она) задыхается! Впору было сделать элегантное обобщение типа «ложь и нехватка воздуха – извечные спутники человека в его путешествии по жизни». Едва удержалась от этой пошлости.

Все же одним глазком глянула: Хаус – постаревший, но нисколько не потерявший своего британского и прочего обаяния Вустер (Хью Лори).

P.S. У меня по-прежнему нет телевизора и до вчерашнего дня я не знала о существовании «Доктора Хауса».

30 июля 2008

__________________________________________________

МЫ НЕ РАБЫ, РАБЫ НЕ МЫ 

Один хороший (видимо, наверняка) человек, он же очень хороший (абсолютно!*) фотограф, делает интересный (абсолютно!) проект для интересного (видимо, наверняка) журнала. Два черных разворота с полосами альбомной ориентации, на обеих левых полосах – текст интервью, вопросы красным, ответы белым, на правых – портреты анфас и в профиль, обрамленные всякими смешными рисуночками.

Самое свежее интервью с коротко стриженой (абсолютно!) блондинкой (видимо), героиней (видимо, наверняка) телеэкрана. Обсуждали много чего. Пушкина и Толстого, глубокую (видимо) духовность героини интервью, героев нашего времени, домоводство, экологию.

При чтении возникает стойкое ощущение: мило, но убого, перед нами дура (абсолютно!). И не потому дура, что не имея сколько-нибудь цельного мировоззрения, несет всякий вздор, а потому, что собственным мировоззрением, эклектично собранным из всякой фигни – мифов и легенд современного гламура, детских и юношеских романтизмов, каких-то невероятно косных убеждений, и прочая и прочая, сильно гордится.

Тем не менее комментаторы в целом благожелательны к героине, а некоторые даже восхищены: «Настоящая женщина. Потрясающая женщина. Правильная девочка».

Не сомневаюсь, что комментаторы – все люди вменяемые, способные не только отличать черное от белого, но и различать оттенки (наверняка), что же заставляет их публично называть черное белым? Они лжецы? Вряд ли. Думаю, происходит следующее – дабы человек не чувствовал себя лжецом, дабы публичное признание не шло наперекор совести, подсознание человека, помимо его воли, в определенный момент производит рокировку цветов... Кстати, распространенное явление. Но его тотальность в рамках бложного пространства интернета настораживает. Ради формирования популярного блога человек часто изменяет себе, выпестовывает в себе то, что противно его природе. Незаметно человек становится рабом своего блога.

К слову, просто, трезво и по делу мыслящих людей среди ЖЖ-пользователей становится все меньше и меньше. Вернее, так: все меньше становится текстов, при чтении которых думаешь: вот человек мыслит просто, трезво и по делу. Если при этом угадываешь еще и оригинальное устройство внутреннего мира, хочется плакать: господи, как хорошо.

* Словечко из лексикона доброй феи Шамони Аньес Дюкро. Означает «воистину так!».

30 июля 2008

__________________________________________________

ЭВОЛЮЦИЯ РОЗОЦВЕТНЫХ 

На 8 марта Валя подарила мне крохотный эмпэтри-плеер. Закачала много милой моему сердцу музыки, «английское кафе»... Я тут же прицепила девайс к шнурку с наушниками, повесила на шею. Завела глаза, разнеженная, пою – вторю Нани Брегвадзе: день и ночь рррааанйайэт серррце лаааску...

Вечером пьем чай, я потянулась за мармеладом. Приподнялась и распростерлась над столом. Минуло всего полмгновения, а Коля уже вынимал плеер из своей кружки, складывал на ладонь и отчаянно дул на него – по опыту, чем быстрее высушишь электронный прибор, попавший в воду, тем выше вероятность, что он очнется к жизни.

Наверное, Валя много всего перечувствовавала за эти секунды, но заметила лишь: «Вот настоящая мать своей дочери...».

Примерно полгода назад по воле ловких девичьих пальчиков в горячем чае оказался новый теткин смартфон. Ну а истории про мобильник в унитазе и фотоаппарат на дне горного озера мы старательно забыли – стоит ли ворошить прошлое.

Кстати, сегодня мне напомнили, что яблоня – из семейства розоцветных.

30 июля 2008

__________________________________________________

НЕОБЪЯСНИМОЕ 

В моем доме рядом со мной живут сейчас трое мужчин, от 21 года до 47 лет. Все они (естественно) носят носки, в основном черного цвета. Трудолюбивая Занусси эти носки, по мере необходимости, стирает, я – исправно вывешиваю сушиться. И вот, снимая с сушки очередную партию носков, я обнаружила среди них несколько непарных. Приложила к уже имеющимся непарным, сосчитала и... не знаю даже, как описать свои ощущения – как будто бы я столкнулась с волшебной, необъяснимой тайной.

14 непарных носков черного цвета. Куда делись их близнецы? Не иначе как неподалеку злодействует Джек Пожиратель Носков.

Или это все-таки Мышкин? ;

"Где мои колготки?!.."

Каждое утро я просыпаюсь от топота. Это жена мечется по нашей небольшой квартире – собирается на работу. Удивительно, как она, женщина некрупного телосложения, умудряется сотрясать пространство с той же мощью, что и стадо необъезженных мустангов.
Сейчас раздастся вопль...
– Мышкин! Ты не в курсе, где мои колготки?!
Я старательно зажмуриваюсь – милая, неужели не видишь, я еще сплю.
Жена заныривает под кровать. Я приоткрываю глаза и слегка свешиваю голову. Мне видны только ее лодыжки – практически безупречной формы. Пальцы непроизвольно тянутся погладить. Хлоп! Нога дернулась, и я получил розовой пяткой прямо в лоб. Откидываясь на подушку, прихожу в себя. Жена задом выползает наружу. Над краем кровати появляется ее лицо, милое, недоуменное, обрамленное клочьями кошачьей шерсти и пыли.
– Признавайся, Мышкин, куда ты дел мои колготки?!
– Я их съел!!!
– Тьфу на тебя...
И снова топот.
Сон улетучился. Мой организм просыпается. Разные чувства и ощущения наполняют его. А что это за странный привкус во рту?
Накрываюсь одеялом – с головой: исследование рта мероприятие сугубо интимного характера. Что-то застряло между зубов. Выковыриваю и, приподняв одеяло, в узком просвете рассматриваю добычу. Это крохотный лоскуток тонкой черной лайкры.
Н-да, то-то мне всю ночь снилось, как я жую макароны...

5 августа 2008

__________________________________________________

МОЙ ДРУГ ВАНЯ КРЫЛОВ 

– Смотри, Ваня, ты ростом с дом!
– Ну что ты такое говоришь, тетя Саша, просто дом далеко, вот он и кажется маленьким.

Ваня – исследователь живой и неживой природы, специалист по динозаврам, улиткам, жукам и кротам-звездорылам.

А еще Ваня – специалист по торжественным тостам. Мы праздновали у него на даче мой ДР. И он сказал для меня и про меня такое, что я даже тихонько, втайне, слезами внутрь, поплакала – так он хорошо придумал. Ванины слова я, естественно, забыла, человек, когда плачет мало что запоминает, но Ванина мама записала Ванин тост на камеру, так что у меня есть возможность еще не единожды плакать от того, как хорошо...

17 августа 2008

__________________________________________________

НА 477-Й СТРАНИЦЕ 6-ГО ТОМА ГРЭМА ГРИНА 

Грэм Грин замечательный романист и – великолепный рассказчик.
Интересно, почему к рассказам превосходные степени больше подходят, нежели к романам?

Думаю, рассказ – это концентрат.

8 октября 2008

__________________________________________________

ОРФОГРАФИЯ 2008 

Ни за что бы не догадалась, что за слово набрал наш юный директор по рекламе, если бы он сам мне не рассказал.

СРЕДНЕЧЕК в его орфографии означает не что иное как СЕРЕДНЯЧОК в классической.

8 октября 2008

__________________________________________________

Я КУШАЮ 

Глагол кушать стилистически ограничен в своем употреблении: в современной литературной речи он не употребляется в форме 1-го лица (в 3-м лице обычно только по отношению к ребенку), т. е. практически он используется только при вежливом приглашении к еде. В остальных случаях употребляется нейтральный синоним есть.

Источник: Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. Для работников печати. – М.: Книга, 1967. С. 200

12 октября 2008

__________________________________________________

ИЗ ЛЮБИМЫХ ГЕРОЕВ. ПОСЛЕДНИЙ САМУРАЙ 

Смотрели вчера «Последнего самурая» с Томом Крузом. Смешной фильм. Великолепный. В смысле суперкачественная компиляция всеобще-человеческих представлений о Японии. Мы знаем: Япония – это Фудзияма. Вот вам Фудзи. Япония – это сакура. И кружатся-кружатся-кружатся розовые лепестки. Япония – это насупленные самураи, рогатые самурайские шлемы, иероглифы, драки на мечах, ниндзя, японский театр (какой именно из всех, в силу того, что не знаток, не разобрала), малословные и многосмысленные беседы о бусидо, сеппуку, кайсяку, женщина с фарфоровым лицом, скрывающая свои чувства – и когда ненавидит («он пахнет, как свинья, вымойте его, что ли»), и когда любит. «Так умереть большая честь для него», «не складывается последняя строчка стихотворения». Все есть. Просто энциклопедия японской жизни.

Много картинок, сделанных на радость зрительскому глазу. «Сделайте мне красиво», – требует зритель. И киношник идет навстречу. Причем профессиональный киношник давно изучил вкус зрителя и почти никогда не ошибается с красивыми картинками.

Том Круз очень старательный актер, а как не стараться – 25 млн., плюс процент от проката. Два года учился говорить по-японски и размахивать мечом. Честный актер: гонорар надо отрабатывать.

Понравилась сцена: в самурайской деревушке Том Круз тренируется – бьется на мечах с одним из самураев. Не слишком ловко бьется. Нобутада, сын Кацумото, последнего самурая, останавливает Круза: слишком много мыслей – о враге, о том, как выглядишь со стороны...

И другая: раннее утро перед последним боем. Круз, судя по заплетающейся походке, еще не до конца проснувшийся, бредет к выходу, и тут его окликает женщина с фарфоровым лицом – Така, сестра Кацумото, вдова самурая, которому Круз пронзил горло в первом бою. В ее доме он живет, она его выхаживала, когда он был ранен и не в себе. Она про него говорила, что пахнет, как свинья. И вот Така окликает Круза: пойдешь со мной? Он разворачивается, направляется к ней. А дальше совсем не то, чего зритель ждет и в связи с чем облегченно вздохнул бы: ну наконец, сколько можно смотреть друг на друга, пора уже и делом заняться. Она предлагает Крузу надеть доспехи погибшего мужа. Очень острый момент. Все, самое прекрасное в сцене закончилось. Дальше Така облачает его во все те одежды, что положено в таких случаях надевать, любовно разглаживая складочки, затягивая пояски. Нежные касания, нежные взгляды... Это – средненько.

Увы, сняли очень смешно сцену, которая должна была бы вызывать иные чувства: 500 самураев – только мечи и луки – против неоднотысячного императорского войска – ружья, пушки и пулеметы. И Круз рассказывает Кацумото, как 300 спартанцев в Фермопилах истребили 2000 персов. И мы, мол, сделаем нечто подобное. И вот самураи залегли за вал и ждут, когда солдаты начнут наступление. Наконец, те пошли. И Круз бежит, скрючившись, чтобы не высовываться из-за вала, к Кацумото, в возбуждении толкает того в плечо и радостно сообщает: Идут! В общем, студия детских и юношеских фильмов имени Горького. Только вот, поскольку половину экранного времени занимает жесткое месилово – с кровавыми брызгами, отлетающими головами и пр., детям и подросткам смотреть фильм не рекомендуют (в аннотациях). Итог тоже очень подростковый: из 500 самураев в живых остался только Круз. Идея, что он и есть последний самурай, поскольку принял законы бусидо и остался им верен, мол, это второе дно, обнаруживающее всю глубину фильма, на мой взгляд, та же красивая картинка. Помните? Киношник знает, как сделлать красиво, что зацепит зрителя.

Очень симпатичными показались:
Кен Ватанабе в роли последнего самурая. Последний такой. Самурай.
Шин Коямада в роли Нобутада.
Койюки в роли Така.
Тимоти Сполл в роли рыжего толстяка с фотоаппаратом.

Главная идея? Ну да. Столкновение двух миров – старого, тысячелетнего, сплетенного из миллиона условностей и традиций, заключающего в себе дух нации, – и нового, бездушного, прямого, как ж/д рельса, и как новомодное оружие пулемет, настроенного на то, чтобы бесперебойно лишать людей их жизней. Естественно, старый мир благородно погибает, новый нагло завладевает всем. Идея не свежа. И ее воплощение обошлось без открытий.

Но. Брюзжать я, конечно, могу хоть до морковкина заговенья. Тут вот что. «Последнего самурая» показывали вчера по телевизору, не помню, правда, какой был канал. Мы традиционно субботничали у свекра. Он в нашей семье монопольный владелец ТВ-ящика. Времени уже 23.40, свекру пора спать, а действие в фильме только-только развернулось. И мы не махнули рукой, как обычно в таких случаях делаем: да и бог с ним. Нет! По дороге домой звонили Гоше, чтобы скачал качественную копию к нашему возвращению. Смотреть стоит. Взбадривает.

Самое любопытное, что почти все найденные в сети рецензии не просто положительные, а восторженные. Наверное, я капризничаю. Но ведь последний самурай – какая тема! Как ее можно было жестко и лаконично, без всяких соплей, решить. (Мечтательно) например, в монохроме, в сепии какой-нибудь. С сеппуку хорошо бы гармонировало.

12 октября 2008

__________________________________________________

КОЭНЫ СНОВА ЖГУТ 

Посмотрели вчера кино. Женщины все как одна красавицы. Брэд Питт и Джордж Клуни просто таки секс-символы нации. Джон Малкович превзошел себя же в тонкости душевной организации.
«Сжечь после прочтения».
Как хорошо, что у американцев, да и у всех нас, есть братья Коэны.

Все экраны на всех мониторах, что мелькают в фильме, засвечены, ни буквы информации не прочитывается.

Русские без балалайки.

Крови мало.

+11, нежное солнце просвечивает сквозь остатки листвы на кустах сирени. Цвет листьев – между зеленым и желтым. Он (цвет) в пути.

25 октября 2008

__________________________________________________

ПЕНСИОНЕРСКОЕ КИНО
 
«Право на убийство» с Аль Пачино и Робером де Ниро.

Не, при известной фантазии глубокие скрытые смыслы можно найти в чем угодно, даже в этом кино, но от этого оно не станет менее пенсионерским.

Удивительно, но три такие харизмы (плюс Карла Гуджино в роли невероятно сексуальной криминалистки) фильма не сделали. Парни играли с ленцой, на четверть вдоха. Девушка старалась чуть больше.

+10, пасмурно. Но в первой половине дня было солнце. Золотое!
Минуту назад как задуло-задуло, и половины оставшихся – и так немногочисленных – сиреневых листьев как не бывало. Картинка за окном становится все более прозрачной.
 
26 октября 2008

__________________________________________________

СТОРОЖИТ ОСЕНЬ 

Иногда кажется – за что все это мне? Осень. И роскошный лиственный базар в ней сродни восточному – ярко, пестро, пряно. И пес послушно позирует, будто понимает: без него композиции не собрать.

26 октября 2008

__________________________________________________

КАНОНЫ
 
Вчера в Быкове шла от станции к Катиной даче. По дороге задержалась. Стою, никого не трогаю, церковь фотографирую. Уже не первая попытка. Не выходит и не выходит она (церковь) у меня. То времени мало, то света. А еще...

Вот пожалуйста, слышу бубнеж за спиной. Сначала на свой счет не беру – я же никого не трогаю. Но бубнеж продолжается. Оборачиваюсь. Мужчина в фуражке, с саженцем (больше ничего в нем не рассмотрела) бормочет что-то невнятное, но с укоризной – мол, я оскорбила его в лучших чувствах, попрала его православие своим поганым объективом.

27 октября 2008

__________________________________________________

МОЙ ЛЮБИМЫЙ СИСАДМИН
 
...и геймер тоже.

Гоге вчера исполнилось двадцать два.
Благодарна ему – если бы не он, что бы я знала о тяготах материнства (и о них тоже)? А без тягот разве доля полна?

27 октября 2008

__________________________________________________

МОИ ГЕРОИНИ
 
Любимые, литературные. На счет раз-два-три.

Кристин, дочь Лавранса
Смилла со снежным чувством
Странночудесная Алиса
Странная девочка

Героев много больше. Вряд ли отважусь на то, чтобы составить список из них. Выдам себя с головой. Себе же.

28 октября 2008

__________________________________________________

ОКТЯБРЬСКИЕ СНЫ СТАРОЙ ДУШЕВОЙ 

Кажется, жить достает сил только потому, что есть возможность заглядывать иногда в чужие сны. Но и – если бы не чужие сны, их прекрасный, или ужасный, или странный, внезаконный, вымороченный мир, то и не спрашивала бы себя время от времени: как жить? где взять на это силы?

29 октября 2008

__________________________________________________

НОВЫЙ ДЕНЬ ХРАМА
 
Опять я была в Быкове и фотографировала храм. Освещение, небо, тени от берез на стенах – все другое. Никто не бубнил из-за плеча.

Осмелилась, зашла внутрь ограды, экспериментировала с ракурсами.

Храм очень нарядный. И хоть построен недавно, ощущения новодела нет.

Храм Воскресения Христова в Быкове. Строился с 2000 по 2006 год. Возведен на площади перед старым поселковым кинотеатром «Победа». Во время строительства в «Победе» шли богослужения.

29 октября 2008

__________________________________________________

 «АДМИРАЛЪ»

Честная такая любовная история. Невиданной красоты. Но малотрогательная.

Много огня и дыма, и грохота. Оторванных ног и рук. Окровавленных безруких, безногих тел.

Что я хотела – понять историю человека, который изрыл снарядами весь лес в окрестностях моего города (про то, что изрыл Колчак, мне бабушка рассказывала).

Что я увидела – Колчаку придумали новое лицо, и под это лицо подогнали всю его жизнь. Говорите, говорите мне, что и отлично! что так снимается любое кино. А я отвечу, что именно поэтому кино в массе его смотрю с недоумением.

Пойду почитаю, что пишет про Адмирала «Парк культуры» с Газеты.ру, предвосхищая ссылку ГМ.

+7, для 4 ноября очень тепло. Сегодня ехали в красногорскую «трубу» (Снежком), по сторонам дороги косогоры совершенно зеленые, и на тополях еще полно зеленых листьев. Чудеса.

P.S. Прочитала. Примерно так. Не знала только, что вообще-то фильм десятисерийный. То-то некоторые сцены мне показались странно незавершенными, а переход от них к следующим лишенным обоснования.

4 ноября 2008

__________________________________________________

ВЫПРОШЕННОЕ
 
Он заявил, что моя церковь в Быкове – это не то что его в Белёве. И точка. Я ломала голову: что он имеет в виду? Если «не то», пусть объяснит разницу! Когда увидела на фотографии колокольню красного кирпича в лесах, поняла, что объяснять было бы – значит, говорить об очевидном. Говорить об очевидном, выслушивать очевидное ни он, ни я не любим. Да?

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Какого века, история храмостроительства умалчивает. Он уверяет, что это мужской монастырь. Действующий. Мне кажется, интригует. Потому что где монастырь? На заднем плане церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Первая каменная в Белёве. Построена в 1714 году.

Но в Белёве есть таки мужской монастырь – Спасо-Преображенский. Основан в 1525 году. Во времена оно был и женский – Крестовоздвиженский. Его собираются возобновить. Начали восстанавливать Крестовоздвиженский собор и другие постройки.

Про Белёв: «...с XVIII века становится крупным торгово-купеческим центром Тульской губернии с довольно развитой сетью ремесленных и мелких промышленных заведений. Это свое значение Белёв сохраняет до 60–70 гг. XIX века. В Белёв завозили товары из разных городов. Из Белёва купцы отправляли...» Если бы он, фотографируя музейную табличку, чуть-чуть опустил объектив, то я бы узнала, что и куда отправляли купцы. И, может быть, что-нибудь еще узнала. Но и в недосказанности есть своя прелесть.

Плюс один город на моей карте.

И плюс одна осень.

Мне нравится рассматривать его снимки. Потому что на них плоть жизни буквально у меня на глазах обращается в дух жизни.

Жду момента, когда он научится отключать дату съемки и вспышку. В смысле не найдет в меню опцию, где нужно ставить/снимать флажок, а научится обходиться без них. Потому что никакие оранжевые цифры на карточке не сравнятся с нашей памятью. И никакие искусственные источники света – с солнцем.

У нас сегодня почти весь день шел снег. Но было тепло. А сейчас за окном каплет, снег растаял и стекает с крыш.

P.S. Это о Бю.

21 ноября 2008

__________________________________________________

ЗА 2000 ВЁРСТ 

Этот нежный прозрачный город, будто пастелью вписанный в поздненоябрьское воскресенье, – мой Каменск.

Его фото прислал Лёша Игнатьев, одноклассник и друг. Ездил вчера по Каменску и фотографировал-фотографировал. Я перебирала снимки, какие-то места узнавала сразу, из-за других возникало немного мучительное ощущение недоузнавания, когда кажется – еще маленькое усилие памяти, и ты разгадаешь случайно оказавшийся у тебя в руках фрагмент мира. Но нет, видимо, усилие получается слишком грубым, и воспоминание-узнавание ускользает...

Эта фотография сразу стала моей самой любимой из всех. Здесь центр так называемого «старого города». Это примерно в километре (или чуть меньше) от дома, где живет мама.

Бледно-желтый домик на переднем плане – это старая заводская плотина на реке Каменке. Больше 300 лет назад реку называли Железянкой, потому что на берегах ее нашли железную руду. Нашли руду – поставили кузницу. В 1700 году местечко нанесли на карту Государства Российского, реку запрудили и рядом с плотиной, на месте кузни, построили казенный железоделательный завод. Через год на нем отлили из чугуна первые пушки и ядра, в которых нуждалась Россия, вступившая в 21-летнюю Северную войну со шведами (все бы ей, России, воевать). Почти полтора века Каменский завод изготавливал орудия для армии и флота. Он и до сих пор в первую очередь город металлургии. Хм... А ведь пушки для меня в первую очередь не оружие, а металл. Не сказала же, что город военных заводов. Хотя кое-что военное у нас изготавливают.

Чуть правее и выше плотины, на заднем плане, церковь голубого цвета – Покровская. Если полностью – церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Стоит на высоком скалистом берегу второй каменской реки – Исети. Построена в 1883 году. При советской власти она, естественно, служила помещением то ли для склада, то ли для какой-то фабрички, но около 10 лет назад ее начали восстанавливать. Сейчас там вовсю идут службы.

Слева от плотины – Свято-Троицкий собор, или собор Троицы Живоначальной. Его история типична. В 1701 году в Каменске построили первый храм – деревянный, который в 1768 году благополучно сгорел. В 1770 году возвели новый храм, но дерево, из которого он был построен, оказалось с гнильцой, поэтому новый храм очень быстро пришел в ветхость (а в 1815 году и вовсе сгорел). Поэтому в 1790 году было решили возводить большой каменный собор с придельными храмами. К 1813 году он был в целом построен. Но какая-то там беда случилась с колокольней, она вот-вот готова была обрушиться. Поэтому решили ее разобрать, поставить на новом фундаменте, а заодно и собор реконструировать, довести его архитектуру до немыслимой красоты. Этим занялся один из лучших уральских архитекторов того времени Михаил Павлович Малахов.

Естественно, советская власть срубила Свято-Троицкому собору купола и снесла полколокольни. Внутри – опять же, организовала то ли склад, то ли фабричку. Началась перестройка – и вместе с ней восстановление собора.

Левее Свято-Троицкого собора невысокое белое здание с бельведером – это бывшее заводоуправление. Сейчас в нем краеведческий музей. За ним (на фото не видно) этакий манеж в миниатюре, с колоннами вдоль боковых стен, к нему тоже Малахов руку приложил. Когда-то это были провиантские склады. В советские времена – дом культуры с большим фойе, кинозалом, спортивным залом. Называлось все это Гортеатр. В 1990-е здесь было место сбора и песнопений свидетелей Иеговы (или адвентистов седьмого дня, я их все время путаю). Кто и что сейчас в этом роскошном по архитектуре, но сильно обветшалом здании, не знаю.

В Каменске еще когда-то был Преображенский женский монастырь. При социализме он тоже пришел в совершеннейший упадок, и так в этом упадке и пребывает. Бабушка рассказывала, что наша родственница была его настоятельницей. Основала монастырь «мастерская дочь» Авдотья Воронина. Воронина – это бабушина девичья фамилия.

Взялась описывать фотографию и поняла, что ничего почти про мой Каменск внятного рассказать не могу. Всего лишь 2000 вёрст на восток – пора ехать, исправлять ситуацию, проводить исзыскания на местности, собирать устные и письменные свидетельства.

24 ноября 2008

__________________________________________________

НЕ МОГУ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ... ЧЕГО? 

Леша Игнатьев опять взывает к моему уральскому (под)сознанию. Новое письмо: «...смотрел фотки и вспомнил, что летом был я на уральском Севере, в славном городке Карпинске. Когда-то там кипела жизнь, ходили поезда. А теперь все захирело, заросло травой. Я там на бегу увидал церквушку издали...»

Церковь – можно ли представить себе что-либо изящнее и наряднее. Но тоже, как и все вокруг, захирела, заросла травой.

Я никогда не была в Карпинске. Название, конечно, слышала. Когда живешь на Урале, все города, что вокруг тебя, на слуху.

Карпинск находится в 450 км к северу от Екатеринбурга.
Если мой Каменск появился на карте России благодаря железной руде, то Карпинск возник в 1759 году, потому что там обнаружили залежи медной руды. Уральский купец Максим Походяшин распорядился построить поблизости от медных рудников медеплавильный завод, а при заводе – поселок и собор. Двухпрестольный собор заложили в 1767 году. Нижний его придел был центральный, его освятили в 1771 году в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Отсюда краткое название храма –  Введенский. Верхний придел освятили в 1776 году, во имя Иоанна Богослова. Отсюда старое название поселка, а потом города – Богословск.

В середине 19 века во Введенском соборе служил священником отец изобретателя радио Александра Попова – Стефан Попов.

Ну а после 1917 года – обычная история. Собор превратили в тюрьму, где содержали пленных солдат и офицеров Белой армии, возле возле стен снаружи их расстреливали. При советской власти 57-метровую колокольню снесли, в нижнем приделе разместили тракторный гараж, после него сельский клуб. Потом совсем забросили. В 2001 году начали восстанавливать. Но, судя по фотографии, за семь лет работа не сильно продвинулась.

27 ноября 2008
__________________________________________________

И УЛЫБКА. БЕЗ СОМНЕНЬЯ 

Прошла любопытный тест, посредством которого можно проверить, умеет ли человек различать искренние и лживые улыбки.

Я отгадала 12 улыбок из 20. Причем только одну искреннюю назвала лживой. А семи лживым совершенно доверилась. Чужих людей, с которыми мне журнал не выпускать и детей не крестить, предпочитаю принимать за чистую монету.

А вот параграфы ученых психологов че-т показались мне сомнительными. Особенно в той части, где они объясняют, чем искренняя улыбка отличается от неискренней.

27 ноября 2008

__________________________________________________

СУББОТНИЙ ФАЙВ О'КЛОК: ЁРЛ ГРЕЙ С ДЮШЕСОМ 

«Герцогиня». Кира Найтли (несостоявшаяся подружкая Джека-Воробья из «Пиратов Карибского моря») пытается изображать Джорджиану Кавендиш, герцогиню Девонширскую.

Первым делом в фильме поразили дамские прически, особенно у главной героини, – дамы как будто сошли с картин Томаса Гейнсборо. Но скопированы не только прически – отдельные кадры и даже целые сцены выстроены по Гейнсборо. Наверное, это была особая находка режиссера.

Получилось примерно как у Екатерины Рождественской с «Частной коллекцией» в «Караване историй». Все очень похоже – черты лица, костюмы, ракурсы, фона, но смотришь на эту роскошь и думаешь (грустно вздыхая): «опять глянец». (Отмечу, что идея проекта с воссозданием знаменитых живописных портретов гениальная. Но, похоже, идея загибла на корню. Потому что разве главное заключалось в том, чтобы в точности соблюсти картинку? Вряд ли, скорее чтобы зритель чувствовал за картинкой космос, как в тех самых портретах-оригиналах. Этого нет, никакого космоса не чувствуешь, ну разве что отдаешь должное остроумию и находчивости автора. Думаю, так получилось из-за неограниченности в средствах... Возможно, я придираюсь. И 99 человек из ста скажут, что зато «Частная коллекция» – суперпрофессиональная работа.)

Во вторую очередь поразило, что Доминик Купер, игравший Чарльза Грея (любовник герцогини Девонширской, в 1830–1834 годах премьер-министр Англии, в честь него чай, ароматизированный маслом бергамота, называется «ёрл грей»), хоть и показался мне страшно похожим на молодого Константина Райкина, нисколько не возбудил. В то время как Райкин – один из немногих моих любимых актеров. А ёрл грей, наряду с дарджилингом, – самый любимый из черных европейских чаев.

И наконец, поразило, насколько неравны по актерской силе Кира Найтли и Ральф Файнс (по фильму герцог Девонширский, мерзкий муж, единственный мужчина лондонского света, который не любил красавицу герцогиню). Особенно явственно это видно в финальной сцене, где герои в некотором роде примиряются друг с другом. Лица во весь экран, в фокусе камеры оказываются то глаза герцога, то герцогини. «Я плохо умею выражать свои чувства, – говорит Файнс, глядя на визави, и в глазах у него, в общем-то, и страдание, и сострадание. – Но я попытаюсь. Много лет я вел себя так, что вы считали меня жестким, грубым. Но я не хочу, чтобы вы продолжали страдать...» Ну и так далее. Найтли во время его монолога молчит и, слегка выкатив глаза, водит ими туда-сюда. Видимо, это означает бурю противоречивых чувств у нее в душе. Вот что удивительно – барышне предоставили просто таки неограниченные возможности для творчества – у нее роль, ро-о-оль! – играй не хочу. И что? За все полтора часа фильма она сумела придать своему лицу от силы три или четыре выражения, фигуре три или четыре позы. Файнса же с его ролью загнали в полную задницу – изображая бесчувственного буку, особенно не развернешься, но все равно, когда его лицо и глаза крупным планом, понимаешь, что это актер. Он создает практически на голом месте, из ничего, помимо роли, тонкий, точный  и богатый на нюансы рисунок эмоций. Кстати, фильм на ту же тему, но с главным героем герцогом и чтобы его играл Файнс, получился бы много интереснее и глубже.

Если на основании фильма восстанавливать историю, то получится примерно следующее.

Прекрасная провинциалка Джорджиана, урожденная Спенсер (кстати, прабабка Дианы Спенсер, в замужестве принцессы Уэлльской) за день до своего семнадцатилетия была выдана мамашкой замуж за Пятого герцога Девонширского. Герцог от молодой жены хотел одного – чтобы родила ему наследника. А она все не рожала и не рожала, а если и получалось родить, то только дочку – одну, другую. Герцог из-за этого на герцогиню много сердился, имел претензию. И так-то не очень любил, а тут и вовсе зажил у нее на глазах, в их доме, с ее лучшей подругой, леди Бесс.

В то же время весь Лондон Джорджиану Девонширскую любил. Приехав из провинции, она, спустя короткое время, заблистала в столице с невероятной силой. И моды устанавливала, и в политике участвовала, и салон держала. И, возможно, была самой великолепной британской женщиной своего времени (конец 18 века). Сохранились ее портреты, писанные и Гейнсборо, и Рейнольдсом, и Томасом Лоренсом. Действительно красавица и по всем статям и статьям выдающаяся дама.

Рассказ не из кино, а из википедии. Как-то раз некий ирландский мусорщик, увидев герцогиню выходящей из кареты, воскликнул: «Обожаю и благословляю вас, моя леди! Позвольте мне у вас на глазах раскурить трубку!». И Джорджиана позволила, и сочла это наивысшим комплиментом, все другие комплименты после него казались ей лишенными тонкости и вкуса.

Сын в конце концов появился. И вскоре после этого появился любовник – сэр Чарльз Грей (если муж живет с другой женщиной, почему ей с другим мужчиной нельзя?). Молодой, красивый, подающий надежды политик, лидер партии вигов. При этом практически нищий. Наконец, Джорджиана узнала, что такое настоящая любовь. Грей готов был ради нее на все, он даже готов был жениться. Но тут выяснилось, что муж тоже ее любит, по-своему, как он это понимает, и потерять не готов. И муж, весьма могущественная особа, в чьей власти казнить или помиловать почти любого, ставит условие: если хочешь, живи с этим Греем, но тогда пусть он на своей политической карьере поставит крест, а ты больше детей не увидишь. Родив напоследок от Грея дочку и сдав ее на воспитание Греевым родителям, Джорджиана вернулась таки к мужу. И до конца жизни, то есть почти 20 лет, терпела этот тихий тупой ужас втроем – «менаж а труа»: она, ее муж и ее любимая подруга леди Элизабет, которая после смерти Джорджианы наследовала ее титул – тоже стала герцогиней Девонширской, то есть второй женой Кавендиша.

А сэр Грей погоревал-погоревал о неудаче, да и женился. И счастливо нажил с женой одиннадцать сыновей и четырех дочерей.

В целом фильм не искажает основных исторических фактов, но... вот как-то вынуждает излагать сюжет, слегка ерничая. Так он снят. Хотя история, если вдуматься, пусть не трагедия, но серьезная драма точно. И с соотношением возрастов героев получилась неувязка. Когда смотришь, пребываешь в полной уверенности, что муж – весьма немолодой человек, почти старик, а любовник – ровесник. Но вот годы жизни наших героев:

Джорджиана Кавендиш, герцогиня Девонширская: 1757–1808.

Вильям Кавендиш, Пятый герцог Девонширский: 1748–1811 (старше жены ненамного, всего на 9 лет, если вспомнить, что она вышла замуж в 17, ему, когда он женился, было 26 – и по тогдашним, и по современным меркам мальчишка!).

Чарльз Грей, Второй граф Грей: 1764–1845. Этот, когда у него случился роман с героиней (из-за которого родилась дочь в 1792 году), был даже старше женихующегося Кавендиша.

30 ноября 2008

__________________________________________________

ЧУДО-ОСТРОВ, ЧУДО-ОСТРОВ, ЖИТЬ НА НЕМ ЛЕГКО И ПРОСТО 

Посмотрели «Мадагаскар» и «Мадагаскар 2». Понравилось, как во втором мультфильме раскрыты темы малой авиации и профсоюзного движения.

30 ноября 2008

__________________________________________________

НЕОЖИДАННЫЙ ГРАЙНДХАУС 2
 
А ведь мы смотрели «Мадагаскар 2» и «Герцогиню» подряд, всего лишь с перерывом на кофе, насколько я сейчас, спустя три дня, помню. Напал вдруг синематографический стих…

Кстати, наконец выкристаллизовался рецепт почти идеального кофе, пока еще не знаю, как назвать. Даже задумалась о практическом приложении рецепта – в городе по-прежнему нет кофейни, где бы кофе делали по меньшей мере сносным. Набрала номер Кати, несколько лет назад она носилась с идеей открыть что-нибудь такое, что бы составило конкуренцию «Хемингуэю», где в качестве двойного эспрессо подавали одинарный, просто в два раза больше по объему. Но Катя с конца октября готовится к какому-то крутому бухгалтерскому экзамену, трубку не взяла. 

+5. За окном каплет – дождь. Днем телефонировала Вале. Она с воскресенья на Красном озере, это г/л комплекс в 100 км к северу от Питера. Прошлой ночью там лило, смыт весь снег.

3 декабря 2008

__________________________________________________

ПОСЛЕДНЕЕ КИТАЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

В названии присутствует какая-то обреченность. Может быть, раз уж мне так хочется оперировать (жонглировать) словом «китайский», поменять название на «Зеленый китайский чай»? Причем я даже согласна на чай с жасмином. Но к делу, не ради же того, чтобы тонко намекнуть на мою нелюбовь к жасминовому чаю, я затевала пост.

Лента друзей не берется ниоткуда, ты сам создаешь ее...Нет, «создаешь» слишком общее слово, оно ни про что, не знаю, какое надо, ничего подходящее не приходит в голову... может быть, «вы...» «о...» нет, буквы как сговорились, в нужном порядке не собираются... хорошо, вынужденная идти на поводу у негибкой памяти, возвращаюсь к первоначальному варианту, итак... сам создаешь, кликая время от времени на надписи «Добавить в друзья».

И этот процесс – сродни искусству мелкой пластики. Да. Сколь бы странным это ни казалось, но ты сам вылепливаешь свою ленту друзей, будто из пластилина, – выбираешь подходящие кусочки (заботясь о будущем равновесии), разогреваешь их в пальцах, бережно сминаешь, сращиваешь, терпеливо выделываешь форму. Никаких поспешных решений, раздумчивость твоей подругой должна быть здесь. Хотя иногда... иногда можно себе позволить отдаться воле озарения.

И опять немного не то, что я хотела сказать. Слова стали непослушны?.. Или просто я еще и другое хотела сказать – о том же. Увы, невозможно – сказать и то, и это одновременно. И надо, как в лесу, сначала пройти по одной манящей тропинке, там насобирать малины и полюбоваться, как солнце простреливает прозрачно-зеленые березовые кроны, а потом вернуться и пройти по другой тропинке, за другими чудесами и любованиями...

Ну так вот... Если мне суждено каждый день читать ленту друзей, в каких-то постах проникаясь каждым словом, какие-то пр-р-робегая глазами (привет, Пушкин, привет, граф Нулин, привет, Юрский Сергей), то она меня хотя бы не должна раздражать... О, тут я не не о том, что раздражает чужая боль, которую не можешь и не хочешь утишить, а о раздражающем несовпадении. Меня с лентой. Именно меня с ней. Потому что ленте-то все равно, совпадает ли она со мной.
И чтобы не раздражала, я должна быть прозорливой, я должна понять потенциального моего лентового друга и в какой-то степени предугадать, не запишет ли он однажды в своем дневнике то, что меня невыносимо раздражит.

А принцип «ты мне, я тебе» я давно уже отвергла. И «мы с тобой знакомы и оба классные ребята, давай взаимно зафрендимся» – тоже. И какая-то атавистическая трусость препятствует мне кое-кого вывести из списка друзей. Не потому что я вдруг плохо стала к ним относиться. Или потому что они вдруг стали мне неинтересны, а потому что мне неинтересно, что они пишут в своем дневнике. Неинтересно вплоть до глухого раздражения.

И вот если руководствоваться при собирании ленты друзей теми идеями, что я описала, тогда лента твоих друзей будет... перейдем к еще одному ассоциативному ряду, звуковому... полна полифоничной гармонии, а не подобна жуткому диссонансному аккорду. И ты будешь ею наслаждаться, а не сравнивать чтение ее с поиском нужной волны на старинной радиоле. Сколько разных звуков услышишь, крутя ручку настройки, а все не то, не то...

Я начала этот пост несколько дней назад, но бросила. И думала – ну его, не могу сформулировать и вообще, больше на тему быта ЖЖ писать не буду. А сегодня решила запостить пару слов – из другого (сделаю чуть позже), а у меня из черновика выпала эта незавершенная запись. И что-то меня заело...

Но теперь уже точно, про ЖЖ как способ жизни писать не буду. Потому что это стало общим местом. А я, будто мне 15 лет, по-прежнему их, общих мест, бегу. И какой же это способ жизни? Разве это жизнь?

Сегодня в электричке видела: тетя моего возраста читает покетбук с лого «одноклассников» на обложке. Жуть. Мне кажется, у кого есть силы, должны всему этому противостоять.

И был такой анекдот. Будто студент у себя в дипломе, где-то в середине, написал, что микропроцессоры вытачивают на токарном станке из дерева, потому что дипломы все равно никто никогда не читает.

Сегодня холоднее, чем вчера. А вчера было холоднее, чем позавчера. И сегодня уже асфальт сухой и немножко даже поблескивал в свете фонаря, будто заиндевевший, когда я выходила из редакции. Паша мне сказал, что в Подмосковье начали стрелять снежные пушки. А это верный признак, что зима близко. +1. Столько показывает градусник.

11 декабря 2008

__________________________________________________

Я БЫ ХОТЕЛА ЖИТЬ В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДЕ 

Где вечные сумерки и вечные колокола. И нет дедлайна.

11 декабря 2009

__________________________________________________

СТАРЫЙ КАМЕНСК. НОВЫЙ РАКУРС 

Лёша Игнатьев написал: «...на горе обнаружил одно интересное место, где как бы три в одном».

Когда я рассказывала про белое, желтое и голубое раньше, то немного приукрасила действительность, написав, что Покровская церковь стоит на обрыве, на самом деле до скал еще метров 300. Часть этих метров в начале 80-х заняли, поставив там ТЭЦ и жуткую трубу при ней. Профиль этой части города был зверски убит. Но мало. Покровская церковь считалась кладбищенской. Под стеной, обращенной к скалам и реке, находилось старое заброшенное кладбище, едва ли не 19-го, начала 20-го века. Пытаюсь вспомнить детские впечатления от белых могильных плит, осевших каменных крестов... Боязно было, потому что таинственно и непонятно. Когда строили ТЭЦ, все кладбище перекопали, ковш экскаватора то и дело вынимал вместе с землей черепа и кости.

Правда, труба приносила некоторую пользу (кроме электричества) – мамины скалолазы ранней весной и поздней осенью, когда к скалам не подступишься, тренировали на ней физическую и моральную выносливость. Лазили по скобам – вверх-вниз.

13 декабря 2013

__________________________________________________

ПИСЬМО ИЗ КАМЕНСКА

Письмо Лёши Игнатьева от 1 декабря:

Доброе утро, Саша!
У нас наступила зима, все опять замерзло, подсыпало снежку. На дорогах лед. Но снегу еще маловато, чтоб на лыжах кататься. Поэтому оставил несколько часов в субботу и попробовал поискать твой монастырь.

Иду я, иду и ничего не вижу. Какие-то кусты и гаражи. И только вдруг над крышами гаражей и зарослями деревьев появился купол. Ага, подумал я, наверное, это и есть монастырь, и пошел к нему прямой дорогой, т.е через эти самые заросли.

Далее, пробравшись через заросли, уперся я в забор с колючей проволокой. Ну, наверное, чтобы к храму никто не лазил с черного хода. Пришлось щелкнуть через дырку в заборе, какая попалась. Стоишь там, точно в позе «ракурса».

Потом решил обойти с нормальной стороны. А с нормальной стороны обнаружилось совсем не то. Вот церковь.

А рядом, так называемая «братская» обитель (двухэтажное здание, первый этаж розовый, второй желтый – А.В.). Ба! Так монастырь-то мужской…

Наконец, дошел я до главных ворот, а там внутри целая стройка. Что-то пилят, ломают и строят. Ну и меня оттуда, чуть не выперли с фотоаппаратом. Типа, мешаю.

Монастырь-то оказался не женский, а Преобра – женский.

13 декабря 2008
__________________________________________________

ЕЩЕ КАМЕНСК 

Я оставила этот город 30 лет, и он давно уже не мой дом – в том смысле, что я для него чужак, как и для многих других мест на земле, где мне приходится бывать. Он не отторгает меня, нет – просто равнодушен. Я не о людях, о городе. В свою очередь, и он ложится передо мной чужой «террой инкогнитой» (склоняется или не склоняется?) – из-за времени, тяжело и толсто навалившегося на некогда знакомый ландшафт.

И все же он для меня больше дом, чем панельная пятиэтажка, в которой я сейчас живу. Или чем город, одна из улиц которого приютила эту пятиэтажку... Поэтому я люблю рассматривать фото Каменска, но не всякие, а обязательно снятые другом и в особенности снятые специально для меня. Тогда я как будто возвращаюсь в себя-ребенка, еще и не знавшего никакой другой жизни, кроме как в Каменске. По мановению указательного пальца фотографа, нажимающего на спусковую кнопку фотоаппарата, с детства любимый ландшафт освобождается от мегасекундного бремени.

14 декабря 2008
__________________________________________________

ОТСУТСТВУЕТ СВЕТОВАЯ СИГНАТУРА 

Человечество в очередной раз избежало гибели. «День, когда Земля остановилась».

Киану Ривз, инопланетянин, прибыл на Землю, чтобы спасти планету от человечества, то есть просто-напросто зачистить ее от этих безответственных существ, которые не понимают, что творят. В галактике слишком мало планет, годных для биологической жизни, и нельзя ими налево-направо разбрасываться. «Или Земля погибнет и вы погибнете, или вы погибнете, но хоть Земля останется. Второй вариант куда как приятней во всех отношениях», – объясняет он обалдевшей от такой перспективы Дженифер Конолли. И девушка, наворачивая слезы на глаза, упрашивает строгого носителя иноразума: «Не убивай нас, мы хоть и не очень хорошие, но, может быть, еще исправимся. Дай нам шанс». А тот сначала непреклонен. Но Дженифер взялась ему доказать на примере своего поведения, что у человечества не все потеряно. (Я не поняла, какие именно ее поступки, по версии авторов фильма, убедили инопланетянина в том, что человечество не пропаще. Не важно.) И в конце концов, Киану соглашается с ней. За 15 секунд до того, как самому аннигилировать и спасти от аннигиляции людей и все, что они создали, он глубокомысленно бросает: «Ваш профессор был прав. На краю гибели мы меняемся».

Голливуд чем дальше, тем больше становится похож на страну Лего. Из набора стандартных деталек собирает стандартные конструкции. Конструкции ожидаемы и потому в большинстве случаев большинству зрителей нравятся. Я не обнаружила ни одной оригинальной идеи – ни в сути, ни в воплощении. Наверняка я чего-то не заметила, хотя очень старалась. Может быть, в этом и фишка – замахнуться на создание культового фильма (а его прочат в культовые) из вторсырья. А! вру! Вот неплохая мысль – рассуждает министр обороны США (роль Кейти Бейтс): «При контакте двух цивилизаций менее развитая обычно бывает порабощена. В данной ситуации мы менее развитая цивилизация». Здраво для министра обороны США и при этом женщины. Не слишком свежо, но хоть что-то.

Киану и Дженифер на протяжении всего фильма не ахти как хлопочут лицами. Как в начале вытянули их, так до конца и держат. Суровая парочка.

Недавно распространитель нашего журнала пришел и рассказал, что хочет снимать фильм – детективную историю про двух лыжников. Будто они соперничают и взаимно подстраивают друг другу пакости, вплоть до смертельно опасных. А мы два года назад печатали у себя детектив, не с таким сюжетом, но про лыжи. И я дала парню почитать, может, ему стиль автора понравится, подумают вместе о сценарии. Приходит недели через две: драмы не хватает. Я спрашиваю, какой такой драмы – в детективе-то? Оказывается, драма – это любовь, ну или «отношения». И вот как только в «Дне» в кадре появляется астробиолог Хелен (Дженифер Конолли), я понимаю: все хорошо, драма будет. А нет! Может, до следующей серии отложили? «Он улетел, но обещал вернуться». Как Терминатор.

Чем порадовал фильм. Монохромом, вернее, это не строго монохром, а довольно сильно приглушенный цвет. Как будто в фотошопе опцию «хью-сэтьюрейшн» выставили примерно на минус 30. Есть неплохие по картинке кадры. С туманом и силуэтами в нем – на первом плане, на втором. Правда, все уже было-было, открытий-то нет, но повторюсь – хоть что-то.

Начало фильма мне больше всего понравилось. «Каракорум, 1928 год». Киану Ривз как бы альпинист: ставит на примус кружку со снегом, точит кошки. Очень эротичный кадр.

Потом выбирается из палатки. На правой руке у него на темляке ледоруб болтается – и это точная деталь, что болтается. На правом плече древняя веревка, собранная по-альпинистски в кольца, на шапочке – доисторические очки-маска, в таких еще первые автомобилисты ездили. Большое человеческое спасибо заведующему матчастью за то, что не поленился и отрыл где-то настоящие кошки и ледоруб. Не 80-летней давности, конечно, но 40-летней точно. Все остальное обмундирование смешное.

И вот идет герой по Каракоруму, взбирается по крутым стенкам, ледорубом врубается в лед, старается. Получается у него ловко. Вероятнее всего, здесь актер не сам этой штукой махал, а его заменил профессиональный альпинист.

На картинке ниже ледоруб тоже хорошо виден, но тут уже наш горовосходитель, в отличие от предыдущего кадра,  держит его по-чайниковски, близко к головке. Видимо, эту сцену Ривз не доверил никому. Она, считай, самая судьбоносная во всем фильме.

В инете «День, когда Земля остановилась» не моргнув глазом переименовали в «День, когда поехала электричка». Про сигнатуру – реплика из начала. Очень мне понравилась, красивая.

И в первой «Матрице» Ривз, конечно, неизмеримо мощнее по всем статьям. В «Дне» есть неплохой его проход – где он вдоль поезда шагает, что-то такое былое, «матричное», мелькнуло.

Для детей фильм, наверное, хорош. Проповедует правильные вещи без обиняков. Ни насилия. Ни секса. Полагаю, это 8–13 лет. Но нет в моем ближайшем окружении таких детей, чтобы узнать точно, как им фильм. Если нравится, может, я бы его хоть опосредованно полюбила и возвела в культ. К примеру, в указанном возрасте для меня «Земля Санникова» была – мое все.

15 декабря 2008

__________________________________________________

ЗМЕИНЫЕ БУДНИ 

Пора бы уже посмотреть чего-нибудь такого из синема – завораживающего, замораживающего яд в моем главном ядоточивом клыке.

15 декабря 2008

__________________________________________________

В МЕЙНСТРИМ, В МЕЙНСТРИМ... 

Несколько дней назад я клятвенно клялась, что никогда уже не буду поднимать тему «я и ЖЖ». Но что я могу противопоставить обстоятельствам, вынуждающим меня вернуться к ней? Твердости духа во мне мало, сила воли тоже не избыточна.

В общем, только сейчас я узнала простую вещь, которая уверенным пользователям ЖЖ наверняка известна давно. Стоит только в правильном порядке собрать несколько правильных (в смысле популярных) слов, и посещаемость страницы увеличится в 10–15 раз, как минимум. Вот напечатала я фразу «День, когда Земля остановилась», и столбики в моей статистике обрели невероятную высоту. («Тут-то мне карта и пошла».)

Все же зацепил меня фильм – второй день не перестаю о нем думать.
«Землю Санникова» я напрасно в связи с ним вспомнила. Хоть и наивная киношка, и идеи в ней особенно никакой интересной, и решено все как-то ходульно (будучи взрослой, я один разик посмотрела, а тут прочитала в википедии, что сценарий по мере съемок сильно «облегчили»), зато какие герои. Тогда, в 12 лет, я металась между двумя харизмами – какой отдать предпочтение. Даля, уцепившегося за решетку, которая вот-вот выпадет из оконного проема колокольни, до сих пор помню. И песни.

А тут что? Ничего. Ни одного героя. Да просто ни одного внятного образа – ни мужского, ни женского. Все они ни о чем. Ну, есть лицо Ривза – ни один мускул не дрогнет, ну – глаза Конолли перманентно слезятся. Собственно, больше и разбирать некого, остальные и вовсе манекены. Единственное, кто вышел более или менее «живой», с какой-то динамикой, это мальчик. Но и тут есть и кое-какие разрывы в образе, и передержки. То есть Киану Ривз неплохой актер, но смотреть ради него «День» вряд ли имеет смысл. Тут было бы уместно вспомнить Джона Деппа в мультяшных «Пиратах Карибского моря». Тому хоть разрисованную картонку на задний план поставь, все равно будет публику держать. Может быть, дело в разнохарактерности персонажей? То есть в хар;актерности Джека Воробья и абсолютной нехар;актерности Клаату? А если нет характера, кому он такой нужен? Или в увлеченности ролью? Киану Ривз, похоже, так и не освободился от той символической (если символичной, поправьте меня) плаценты, которая отваливалась от него кусками в начале фильма, и не «выродился в» своего персонажа.

И тут я начинаю думать вот о чем. Как получается хорошее кино? Что это за процесс? Тот, кто снимает фильмы, должен не допустить каких-то вещей, которые точно убьют замысел? Или он берет любую идею, иногда не очень-то и примечательную, и, не заботясь об убийственном, наращивает на ней «мясо» неожиданных деталей, которые, на его взгляд необходимы, чтобы решить задачу? Или и так, и так? И вообще, это два неразрывных действия, а кроме них существует еще мильон способов? Или все же фундаментальных, без которых точно не обойтись, мало? И могу ли я как зритель обо всем этом судить или это привилегия профессионалов от синема?

16 декабря 2008
__________________________________________________

ХОЖДЕНИЕ В СИБИРЬ 

Летом 2006 года Вали не было дома больше месяца. За это время она проехала на поезде 7,5 тысяч км на восток, до города Нерюнгри, и столько же обратно. В ту сторону – без длинных остановок, обратно с высадкой на Байкале и на Урале.

Я давно мечтала доехать на поезде до Владивостока. Но, похоже, эту идею мне уже не воплотить. Потому что несколько лет назад существовал порядок, когда ты покупаешь билет из конца в конец и двигаешь потихонечку в сторону Тихого океана. По дороге высаживаешься, один-два-три дня спокойно осматриваешь один-другой-третий город (я даже наметила, у кого буду останавливаться если что), потом компостируешь билет и едешь дальше. Но все! В 2006 году этот порядок отменили*. Хочешь разбить свой путь на несколько этапов – будь добр, покупай ровно столько же отдельных билетов. Стоить они в сумме будут дороже, плюс к тому их еще и не купишь!

* В 2006 году, когда мы озаботились этой проблемой, выходило, что так сделать невозможно. Но сейчас, полистав страницы интернета, мы с Валей выяснили: одну остановку в пути ты имеешь право сделать. Выйдя из поезда, в течение трех часов регистрируешь прерывание поездки у дежурного по вокзалу, или начальника станции / вокзала – чтобы в билете пометили: «Станция такая-то. Остановка с продолжением срока действия билета». Двигать дальше следует не позднее, чем через 10 суток после остановки. Билет компостируешь и доплачиваешь за плацкарту (номерное место в вагоне).

Прочитала, что в 2007 году по Транссибу пустили туристический поезд «Золотой орел», с вагонами двух классов – «золотыми» и «серебряными». И душ в каждом купе, и телевизор. И кормят хорошо. И по Приморью этот поезд едет за настоящим паровозом, где настоящие кочегары в настоящую топку уголь бросают. Дым столбом, запах гари – все возможное счастье. Но даже угадывать боюсь цену такого путешествия.

А Валя с Аркашей добрались до Тынды в обычном плацкартном вагоне – это пять дней пути. Выходили на станциях, гуляли по 15–20–30 минут – и опять в поезд.. Тында, если кто помнит, была столицей БАМа, стройки века, все теленовости в конце 70-х – начале 80-х начинались восторженными репортажами оттуда. Сегодня на БАМе эксплуатируются отдельные участки, цельный транссибирский маршрут так и не запущен. В Тынде стоит подарочный паровоз – «Строителям БАМа от благодарных потомков». Сам весь черный, колеса и морда красные с белой отделкой. Нарядный.

От Тынды надо идти 100 км на север. И будет Нерюнгри. Этому городу 33 года, был основан рядом с угольным разрезом (в разрезе уголь добывают открытым способом). К сегодняшнему дню он весь почти выработан. И это серьезная проблема – что дальше делать жителям, к чему прикладывать силы и как зарабатывать.

17 декабря 2008

__________________________________________________

МЕТЕО-ТЕХНОГЕННОЕ
 
Вчера утром, отпирая почтовый ящик на мэйл.ру, я заметила краем глаза в левой новостной колонке заголовок дня – что-то там про неправильный снег. Но углубляться в тему было некогда, я нервничала с журналом. Вечером, когда дело было сделано, я расслабленно оглянулась вокруг, посмотрела в окошко, а там легко-легко мело. Крыши авто были припорошены и на асфальте лежал полупрозрачный слой снега, миллиметров пять, не больше. Ну, подумала я, наконец-то. Нет, конечно, еще Пушкин за два века до того, как на Земле озаботились глобальным потеплением, писал про природу, ждущую в январе зимы, а он, почти как я, в таких вещах ничего не выдумывал, но... Но Альпы завалило снегом, а мы тут, как дураки, сидим совершенно голые. Без снега в Москве нет дня, его заменили настоящие полярные сумерки – крохам света,  пробравшимся сквозь плотные облака, не от чего отражаться. Темно!

У моего друга рабочее место в каком-то бункере, в подвале, окон нет.
Асимся. Спрашивает: а что, там действительно минус 8, как в интернете говорят? Не знаю про температуру, отвечаю, нет градусника, но потихоньку снежит, метет. И тут он мне объявляет, что, мол, никакой это не снег, а замерзшая окись углерода...

У меня о школьной химии очень смутные воспоминания, и я на свою химическую дочь смотрю с обожанием, когда она «на пальцах» объясняет про катализ. Ничего не пытаюсь понять, просто слушаю музыку слов. Но замерзшая окись углерода вызвала у меня подозрения. Лезу в интернет. Температура кипения минус 158, замерзания минус 212. Впрочем, и двуокись в условиях московской зимы не заморозишь – температура перехода в твердое состояние минус 57. Читаю метеорологические заметки, конечно, никаких углекислот – городские трубы, теплые пары, конденсация... Но ловкачи эти журналисты, как легко жонглируют понятиями, манипулируют сознанием – человек читает-читает и, помимо своей воли, начинает думать как-то совсем не по-научному.

Хм... техногенный снег – придумают тоже.

17 декабря 2008

__________________________________________________

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ
 
Спасибо ГМ за то, что напомнил о шутовстве. Это лучший способ не только актерствовать, но и вообще выживать (в условиях московского бесснежья, декабрьских сумерек и мирового финансового кризиса, незаметьно перешедшего в российский экономический). Спасибо Лему за то, что напомнил о напоминании ГМ. «Записки всемогущего» при внутреннем монологе так и норовлю назвать записками сумасшедшего.

Примерно так.

Читаю: «Не-Бытие. Это »не» можно развернуть в громадность, ведь математика позволяет понять небытие как возможность антибытия. Довольно занятно. Что, если антибытие существует, не будучи нами, и есть нечто меньшее, чем небытие?..»
Или: «Наивностью было бы думать, будто порядок творится из небытия. О нет! Совершенно напротив – мы исходим из полноты, воплощенной в нашем царстве абсолютно безграничных свобод; отсутствие всякой необходимости (а значит, бесконечная позволительность и многообразие) – вот где берет начало наше творящее шествие...»
Или: «... но после известного числа оборотов в них совершалась множественная торообразная нуклеация; каждый тор выбрасывал из себя лучевидные полосы вращающихся тел, в свою очередь наделенных способностью к порождению микроструктур...»

И думаю: ну эти «Записки су... ой, то есть всемогущего» – просто с ума сойти можно...

Но дочитала таки, дочитала до места, которое напомнило о напоминании ГМ.

19 декабря 2008

__________________________________________________

КАК АНДЖЕЛИНА ОБЛОМАЛА ГОГУ 

Гога вернулся домой не в лице. Ему не поставили еще два зачета, по информатике и обществознанию. (Оказывается, это начальница курса распорядилась с первого раза не ставить. Подумываю, не передать ли ей коробку «Комильфо». Но как? Через Гогу было бы слишком цинично. Или ничего?)

Весь растерзан. Грудь, глаза, щеки впали, лицо какое-то темное. Я его, конечно, давай откармливать – борщ, оладушки, начиненные банановыми дольками...

Пока разогревается борщ:
– Мать, меня просто бесит, что вы с отцом всякую дрянь смотрите.
– Какую дрянь?..
– Например, «Особо опасен». Отстойный фильм, ну признаяся, что он – отстойный.
– Не признаюсь. Изложи мне, по пунктам, в чем заключается его отстойность.
– Во-первых, там тупая идея про братство ткачей. Во-вторых, там тупая идея про бунт офисного планктона. В-третьих, это репетиция русского кинематографа в Голливуде. Меня бесит («б» с силой выпихивает из себя через плотно сжатые губы), что они пытаются нам впарить репетиционный фильм в качестве полноценного. Представь, если бы тебя вместо основного матча пригласили на тренировку...
– Не знаю, не знаю, получить приглашение на генеральный прогон во все времена считалось почетнее, чем даже на премьеру.
– Это тусовочные дела, твой пример не в кассу.
– Мне кажется, Гога, ты не учитываешь жанр...
– О, да-да! Расскажи мне про жанр! Нечего тут обсуждать. Обыкновенный жанр. Боевик.
– Не простой боевик, а стебный.
– Да какой стеб?! Где ты там его увидела?! Это боевик, снятый на полном серьезе. Притом тупо.
– Там есть прекрасные сцены – поезд, сваливающийся с моста, сальто на авто...
– Ну это да, но было бы смешно, если бы таких сцен не было, боевику нужен какой-то стандартный набор...
– Там не стандартный. Да одна Анджелина Джоли на «копейке» чего стоит!
– Какая еще Анджелина? На какой копейке?
– Джоли! На копейке »жигулях»! Гонит – такая, руль крутит, за поездом поспевает, у которого скорость под 200. А потом аккуратно эту копейку вставляет в раму вагонного окна!

И тут Гога обмяк.

– Я экранку смотрел, не рассмотрел как следует... Мать, ну ты же видишь, какой я вернулся из универа. Могла бы так жестко не обламывать.

И поплелся, понурив голову, с тарелкой борща к себе в берложку, к компьютеру.

ошла ближе к вечеру в магазин, в воздухе начиналось снежное кружение. Ветер без конца меняя направление, гонял по асфальту уже успевшие приземлиться снежинки. Через полчаса земля была покрыта легким рыхлым слоем – снежным ажуром. Рисунок простейший – и то сказать, нечего тут мудрить с раппортами. Еще через полчаса снег кончился

23 декабря 2008


Рецензии