Ноосфера - материальное явление природы

               
«НООСФЕРА» - МАТЕРИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ. 
                Б И Кирпиченко
       НПА «КМИНРЭЗ» г. Симферополь, Россия.
   Аннотация.                Толкование понятия «ноосфера» не ограничено ни территориально, ни по времени,  до сих пор, от момента предложения В.И. Вернадским своей философской формы.                Цитата. [3.]  «Это  новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера". Конец цитаты.               
    На основе последних достижений науки, ниже в кратком изложении, предлагается это важное понятие представить в виде реального физического явления  в биосфере с последующим предположением существования подобного и во вселенной. Попутно расшифровано понятие «эволюция» человеческой формы жизни в своем развитии до уровня исключительно положительного влияния на жизнь в биосреде  при условии постижения своего очередного этапа в собственном развитии  в ХХI веке.  Одновременно изложена суть человеческого общества и природных основ его существования.
    Ключевые слова: биосфера, жизнь, эволюция, суть человеческой формы жизни, человек, мышление, ноосфера, общество, управление обществом, жизнеутверждающая перспектива в развитии  общества.
    Настоящая работа в своей основе содержит комментарий к статье В.И. Вернадского [ 3.6.] с позиций идеологии организации жизнедеятельности  человека и общества от физических законов природы, биосферы и эволюции  жизни.
    Истоком содержания предлагаемой темы являются простейшие суждения о развитии биологического процесса жизни и человеческой формы жизни, в том числе. Только таким способом можно прояснить на каком своем этапе развития находится человек, чтобы представить себе последующие особенности эволюционного процесса развития жизни и роли человека в ней.
    Смысл жизни каждого здорового биологического индивидуума это сам процесс жизни, её сохранение и развитие. Принципиально, в форме определения:  Жизнь – процесс, свойственный биологическому виду материи, способной к зарождению в определенных условиях природы, самосохранению и развитию способностей в самосохранении.

    Изначально каждая форма жизни в своем зародыше есть результат синтеза биологических материальных обстоятельств. Таким образом, уже само происхождение индивидуума  жизни является результатом существования биологической  среды. Потому и далее в процессе развития собственной жизни индивидуум  приспосабливается к условиям среды, вырабатывая и совершенствуя свои способности в оценке параметров воздействия среды на собственный организм. Из известных нам способностей это органы чувств, ощущений, рефлексы, иммунитеты и инстинкты,  управляющие  собственным самосохранением.  Но все они вырабатываются и совершенствуются только в процессе фактического противостояния и согласования с параметрами явлений в среде обитания исключительно во  время действия этого явления. Однако, пространственный и энергофизический диапазон явлений неизмеримо более объемен, чем способности в самосохранении и защитные свойства биоиндивидуума и места его обитания. Это обстоятельство часто является причиной гибели индивидуумов, иногда целых поколений и форм жизни.
    Эволюционно для дальнейшего сохранения и развития жизни необходимо прогнозирование обстоятельств выживания, чтобы индивидуум жизни мог заранее выбрать безопасные способы поведения и места пребывания. 
      Но для этого необходимы способности и возможности накапливать и сосредотачивать опыт выживания поколений с последующим анализом  и синтезом этой информации в поисках закономерностей явлений природы в среде обитания. Именно для того и появилась человеческая форма жизни, способная к развитию мышления и логики, в каждом своем индивидууме.  Понятно, что информация для самого логического процесса мышления находится вне способностей человека от рождения, так как человек появляется «на свет» только со способностями к развитию мышления. Потому человеческая форма жизни является общественной для накопления как можно большего опыта выживания и передачи этого опыта поколениям. Именно в этом и заключается изначальный эволюционный  смысл жизни человека и общества. Условно, это та «колокольня», с которой видны, а потому и следует рассматривать, все процессы в природе, в среде обитания и в жизнедеятельности человека и общества. Необходимо только приобрести соответствующие мыслительные способности в познании этих обстоятельств.
    Одновременно заметим, человек по своему происхождению является частью биосреды. Потому все его способности в жизни должны быть направлены, в первую очередь, на сохранение качеств  своей среды обитания, чтобы сохранить  и развить способности в выживании своих поколений. 
    Владимир Иванович Вернадский - личность в истории российской   науки особого значения по масштабам своего мышления. Трудно отыскать такую область мыслительной деятельности человека,  где Владимир Иванович не обозначился бы своими исключительно понятными широкому кругу, точными и практически необходимыми мыслями. Основой такого своего мыслительного отношения к окружающему миру сам В.И. Вернадский определил своим  выражением:               
    Цитата. [3].   «Стоя на эмпирической почве, я оставил в стороне, сколько был в состоянии,  всякие философские искания и старался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты и обобщения, изредка допуская рабочие научные гипотезы. Это надо иметь в виду в дальнейшем». Конец цитаты.               
    Эта, единственно правильная, ориентация в исследованиях должна быть в основе интеллектуальной деятельности любого направления, особенно в исследованиях перспектив организации жизнедеятельности человека и общества,  которые предопределяют судьбы широких масс населения. Уместно привести высказывание Мефистофеля - персонажа известного художественного произведения: «Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни пышно зеленеет!» Именно отсюда и начинается                человеческая форма жизни в своем формировании способностей мыслить и прогнозировать свое поведение в последующем сохранении и развитии жизни и не только своей.
 Цитата. [3].   «В общежитии обычно говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не считаются с законами природы биосферы - той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от нее неотделим. И эта неразрывность только теперь  начинает перед нами точно выясняться.  В действительности, ни один живой организм в свободном состоянии на земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего, питанием и дыханием - с окружающей их материально - энергетической средой. Вне её, в природных условиях они существовать не могут». «Человечество, как живое существо, непрерывно связано с материально - энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту". Конец цитаты.               
    Это обосновывается еще и тем, что все формы жизни являются в своем   истоке предметом биологического синтеза природных условий, в которых существует жизнь. Собственно, всякая жизнь является определенной составляющей этих природных условий, что неотделимо. Нарушение этих условий влечет за собой исчезновение среды обитания и самой жизни. Человечество, если в определении этого термина понимать основу биологического существования человеческой формы жизни, способно не только использовать свои животные технологии выживания, но и активно влиять на среду обитания, изменяя ее качества по своему пониманию в зависимости от уровня развития своего индивидуального мышления.   
  Человек- биологический индивидуум, живое существо, отличающееся тем, что  обладает мозгом, способным в своем развитии к логическому мышлению  для прогнозирования и управления собственным поведением исключительно для сохранения и развития жизни.
    Цитата. [3].   "Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По – видимому, это  наблюдается в течение всего геологического времени, т.е. геологически вечно. Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере - в лесах и полях - и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка, близкого к 0,25 %. На суше оно идет не в сплошных скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы его нет. В ходе геологического времени оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому без перерыва ". Конец цитаты.
   Следует уточнить - живое вещество по своим срокам  существования определяется не геологическим временем, а моментом образования условий  и зарождением самой жизни. Подобно определяется и распространение таких условий по планете, что и обуславливает биосферу, ее размеры и развитие. Геологическим временем определяется существование неодушевленных понятий, таких как форма жизни, вид животных, стадо, стая, прайд, общество. Активно действующими в этих процессах являются биологические индивидуумы.  Изучение этих процессов, в начале девятнадцатого столетия,                Ч. Дарвином и  А. Уоллесом было определено как "эволюция видов растений и животных", в том числе и человека. Это процесс, который далеко еще не закончен.
   Цитата. [3].    "Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он, поймет это и, не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление". Конец цитаты. 
    Здесь В.И.Вернадский исподволь намекает на некую самостоятельность в действиях человека, являющегося, по сути, частью биосферы,  к тому же еще и особой формой жизни: "перед человеком открывается огромное будущее, если он «ПОЙМЁТ ЭТО» и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление". То есть, понимание человеком своей роли в среде обитания отведено исключительно самому человеку вне остальных факторов среды. Это противоречит ранее утверждаемой законоподчиненности происхождения и развития биосферы. На этом надо особо остановить внимание, так как отсюда начинается выделение человеческой формы жизни из всех остальных, что потом и предопределит ее роль в биосфере,  а может быть, и судьбу биосферы и планеты, вообще. 
    Цитата. [3]. "Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являясь мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого. Это  новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера". Конец цитаты. 
    Таким образом. по Вернадскому В И «ноосфера» это «перестроенная биосфера в интересах свободно мыслящего человечества». Во  первых, это  постоянный и неостановимый процесс, а во вторых, это «перестроение» будет иметь всегда те качества,  на которые способен человек на определенном этапе развития своего мышления.
  Мышление – биологические процессы логической переработки, психикой и мозгом биоиндивидуума, информации  среды обитания от его органов ощущения и восприятия или, (и), информации собственного сознания для целей прогнозирования поведения индивидуума в среде обитания как основное условие сохранения и развития жизни.
 А далее,  Если мы не научимся «замечать» результаты своего влияния на биосферу, то перспектива её печальна. В этом плане «ноосфера» - признак мыслительной недоразвитости человека и является отрицательным, пагубным для биосреды и жизни явлением.  «Noos», от греческого, «мысль», значит ноосфера, условно, «мыслесфера». Надо полагать,  это одна из материальных составляющих биосферы. Если это продукт мышления человека, то в каком материальном виде он исходит от человека и как он может влиять на биосреду обитания человека и всего живого?  Это очень важно, потому что действия человека из-за несовершенства в развитии его собственного мышления  не всегда полезно для жизни. Потому возникает вопрос, насколько мышление человека может быть губительным для биосферы и как упредить и остановить этот процесс? А самое главное, необходимо познать исток появления и формирования мышления с целью недопущения появления вредоносного для биосреды мышления, за которым, как правило, следуют адекватные действия человека. Это важно, может быть, вред бисреде наносит не само материальное явление – «мышление», а использование этого мышления человеком в своей жизнедеятельности. Далее можно сделать вывод, что «ноосфера», в толковании В.И. Вернадского, «…состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся» - это показатель недоразвитости человеческой формы жизни, который срочно надо менять для упреждения, отрицательных для биосферы, последствий.
    Высказывание В.И.Вернадского для своего времени и действующей тогда идеологии управления обществом правомерно. Тогда был период, когда необходимо было элементарно накормить человека и защитить его от внешнего губительного воздействия, развить производство материальной части жизнедеятельности и энергетики. Тогда любые действия в этом направлении были «справедливыми». Но в сумме практических результатов деятельности были и отрицательные для биосреды: уничтожение болот, озер, рек и лесов, замусоривание заполярья, морей и океанов и, даже, космоса. Эти процессы продолжаются и в настоящее время.
    У создавшегося положения нет положительных перспектив для биосреды и жизни человека. Теперь становится ясным, что мыслительный тупик В.И. Вернадского состоялся в его неверном предположении и утверждении, что «…мысль не есть форма энергии».  По сей день во множестве случаев считается, что мысль не материальна. Всю историю существования человека считается всё, что не познано является «духовным», не материальным. А в религиозных толкованиях поиск и познание материальности этих процессов вообще запрещен, что по отношению к жизни - реальному биологическому процессу, не справедливо. На самом деле, от своего зачатия человек вполне материальное явление и все процессы, которые происходят при этом, тоже материальны. В корне существования этого явления его способность в самосохранении с помощью выработанных биологических систем самосохранения. Обратим внимание только на командную в поведении человека систему: органы чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, сексуальный сенсор; центральная нервная система - мозговые образования, подсознание, сознание; сеть нервных каналов передачи информации от органов чувств к аналитическим и командным органам; циркулирующая в этой системе информация, представляет из себя  электрические и химические сигналы. [ 2.]    В этом нет ничего не материального. Остается только подробнее расшифровать и измерить параметры работы этих систем и познать процесс мышления в своем истоке. Тем более что уже успешно существуют в некотором подобии компьютерные процессы как результат мышления человека.
    Вероятнее всего в истоке этих процессов сравнение нового элемента информации, только что полученного, с информацией содержания блока памяти или сознания. Очевидно, от этого двоичного процесса  получило свое название понятие «диалектика»,  как толкование истока множества процессов не только в аналитических системах, но и в природе вообще. Отчего это понятие и стало философским.  Сам по себе исторический процесс не меняется, если иметь ввиду факты, приводимые автором далее. Эти изменения - плод труда человека. Обратите внимание-  цитата. [3.] "…вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества является истоком ноосферы". Конец цитаты. Истоком ноосферы является не неодушевленное понятие «человечество», а биологически активный индивидуум человечества – человек.  В таких условиях вполне актуален вопрос: ноосфера является частью биосферы или наоборот?  Этот вопрос правомерен особенно,  если человек еще не "понял", как ранее отмечалось,  своей роли в биосфере?  Не явится ли «ноосфера», как продукт такого мышления человека, вредоносным  явлением в биосреде? Решением направления мышления в этом может быть только одно: каким образом соотносится ноосфера, ее исток и развитие, с законами природы и эволюции жизни в частности? Это важно с позиции взаимовлияния  «ноосферы» и биосреды, если развитие ноосферы окажется вредоносным явлением для среды обитания жизни. Автор предлагает даже условное "мерило" для решения проблем   взаимодействия индивидуумов человечества  и "свободной мысли каждого",  это "справедливость". Теряясь в догадках, что имеется ввиду, в этом понятии, можно привести множество толкований этой категории, подавляющее большинство которых будут иметь единственное значение "не навреди процессу жизни".  Другими словами человек должен быть настолько и так подготовлен в своей жизнедеятельности, чтобы не повлиять отрицательно, жизнеуничтожающе, на биосреду, среду её обитания и жизнь как ее составляющую, в том числе и человеческую, что является изначальным смыслом жизни.
    Содержание жизнеутверждения должно быть исследовано в обществе, превращено в основу формирования мышления каждого человека и являться основой всех сфер жизнедеятельности государства, в чем и заключаются перспективы сохранения качеств среды обитания жизни и их развитие. Именно этим и должно быть охарактеризовано понятие «эволюция» на современном этапе               
    Эволюция —- (от лат. evolutio — «развёртывание»), естественный процесс развития  живой природы;  статистическое  описание биологического процесса приспособления индивидуумов жизни в среде обитания  как способа собственного сохранения,  и развития.
      Вполне естественно, «процесс развития живой природы» представляется нам в виде авторского представления описуемого. Потому с течением времени имеет смысл корректировать это понятие, особенно с учетом уровня развития мыслительных способностей человека, существенно влияющего на свою среду обитания.   
     Цитата. [3]. "Новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера". Конец цитаты.               
    Таким образом, автор предопределяет биосферу как составляющую часть ноосферы. Если ноосфера целенаправленный продукт мышления человека, то «не замеченным» он быть не может. Мало того, этот продукт является целью и смыслом жизнедеятельности человека и общества. Необходимо только поставить всё это на свои места, познав суть эволюционных процессов материальной жизни. Человеческая форма жизни не является истоком биосферы. Скорее наоборот, человек это последнее эволюционное достижение биосферы в сохранении и развитии жизни. Тем более, если учесть особенность этой формы жизни – мышление для прогнозирования собственного поведения в выживании. Именно мышление и является истоком ноосферы.               
    Это мышление - не просто способность к логике, а  основа и исток жизнеутверждающего поведения,  к которому человек и сегодня  еще не подошел в своем развитии на сто процентов.  Таким образом, предопределено, что ноосфера является составляющей частью биосферы, а не наоборот.
    Цитата. [3].  "Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же она может изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог. Как правильно сказал некогда Гёте (1749 – 1832 годы) - не только великий поэт, но и великий ученый, - в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего. Эмпирические результаты такого "непонятного" процесса мы видим кругом нас на каждом шагу». Конец цитаты.               
     Здесь красноречиво обозначено: "…мысль не есть форма энергии". Другими словами: мысль не является результатом материального процесса - мышления как части биопроцесса - жизни. Тогда вполне закономерно неприятие и не понимание взаимодействия мысли с остальным миром среды обитания.  Изначально следует задаться вопросом, что такое «мысль» и каково её материальное содержание?  Изначальное понимание материальности мышления имеет свой исток в том, что мышление и мысль это результат жизненного процесса биологического индивидуума высших животных и человека. Биологическая среда, по своему содержанию, исключительно материальна и не может порождать нечто не материальное. Именно это и определяет материальность процесса мышления. Если процесс мышления материален и обладает энергией, то, само собой разумеется, мышление способно влиять и изменять материальные процессы. Однако энергетические и физические масштабы этого влияния надо изучать. Очевидно, в этом и многие разрешения, в  том числе и религиозного порядка. Не далеко то время, когда наука и религия начнут совместные исследования вселенной.  Человеческая форма жизни единственная, способная в своем развитии совершенствовать собственное мышление. Далее следует провести логическую цепь появления этой формы жизни в плане эволюции жизни. Тогда и выяснится что такое мысль и процесс её появления. Опуская подробности на эту тему, обозначим в очередной раз, что процесс мышления это один из множества биопроцессов в организме живого существа - человека. Это биопроцессы в психике человека и в специальных биоподсистемах организма, подсистемах восприятия, передачи и переработки информации, результатом которой является промежуточный вывод или команда на соответствующее поведение организма. Процесс переработки информации, есть ничто иное как, мышление и промежуточный результат его, или  вышеупомянутая команда это мысль. Эта информация, по результатам исследований, на сегодняшний день, является в виде электрических и химических сигналов. Вполне очевидно, что это понятные материальные процессы. Но в каком виде и где появляются, накапливаются и хранятся результаты мышления следует еще уточнить.               
    На   сегодняшнем этапе развития человеческой формы жизни важнее понять надлежащую суть мышления и каким образом формируются его качества, с тем, чтобы не допустить вредоносного  влияния жизнедеятельности человеческой формы жизни на среду обитания.  Это современному человеку вполне под силу и еще не поздно, потому что необратимые процессы уничтожения биосреды еще не начались, будем надеяться. Последнее является темой особого внимания в исследованиях.
    Цитата. [3]. "Минералогическая редкость - самородное железо - вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогда не существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению  почти к бесчисленному множеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственных материалов непрерывно возрастает, все стратегическое сырье относится сюда. Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и, главным образом, бессознательно. Меняется человеком химически и физически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться, (химически и биологически), прибрежные моря и части океана. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства. Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений. В будущем нам рисуются  как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет".  Конец цитаты. 
 В этой цитате Владимир Иванович, с надеждой на безвредность биосреде, перечисляет некоторые масштабные достижения человека в своей деятельности, не пытаясь прогнозировать их жизнетворное значение или, наоборот, губительность. В этом месте целесообразно повториться и провести еще раз экскурс в историю смысла жизни вообще и человеческой в особенности. Жизнь, появившаяся в природе однажды, при стечении элементарных и энергетических обстоятельств далее имеет в качестве собственного смысла существования только выживание - сохранение и развитие собственной жизни. Эти процессы свойственны каждому индивидууму всякой формы жизни. Успешно это может происходить только  при условии постоянного приспособления к среде обитания, энергетические и другие параметры которой из-за многочисленной взаимозависимости её составляющих, в том числе и межпланетных, часто бывают неожиданными и различными по своим характеристикам. В таких условиях формы жизни эволюционно из поколения в поколение вырабатывают специальные биотехнологии самосохранения в виде органов чувств, рефлексов, иммунитетов, инстинктов. Эти способности вырабатываются и действуют исключительно в момент влияния природного явления, что часто упреждает возможности самосохранения индивидуума, иногда целого поколения и, даже, формы жизни. Такие природные явления могут иметь масштабы планетного влияния, что может повлечь за собой исчезновение жизни на всей планете. Для дальнейшего сохранения и развития жизни эволюционно необходимо прогнозирование явлений в среде обитания,  для чего каждому индивидууму формы жизни необходимо выработать способность наблюдать и изучать параметры явлений в среде обитания, их анализировать и, сообразно ситуациям, корректировать собственное поведение. Именно такими способностями одарена человеческая форма жизни. Принято называть такую способность мышлением. Далее логика этих процессов выявляет целый ряд нюансов и причин, при которых означенная способность будет действительно охранять жизнь.               
    Во-первых: индивидуум человеческой жизни, появившись на свет, должен уже уметь и в процессе жизни приобретать животные способности в выживании, что требует определенного  наследства, возраста и условий.               
       Во-вторых: человек появляется на свет только со способностью к развитию мышления. Эту способность еще предстоит развить в индивидууме.               
    В-третьих:  жизнетворно мыслящим  индивидуум становится  только в процессе соответствующего формирования в обществе, породившем его на свет в течение первых двух десятков лет становления организма.               
    В-четвертых: формирующая среда сама должна быть соответствующим  образом организована для формирования именно жизнеутверждающего мышления своих индивидуумов, что предопределено соответствующей идеологией организации управления обществом. 
    Общество – объединение людей в процессе накопления и обмена опытом совершенствования  способов сохранения и развития жизни;
- средоточие педагогических материалов и способностей в общении для формирования и развития в поколениях мышления человека для прогнозирования событий в среде обитания;
- средоточие людей, способных выполнять узкоспециализированные услуги в совместном выживании исключительно при наличии общего управления.
   Это толкование понятия «общество» проясняет неспособность существования общества без управления, которое и является одной из главных услуг.
    Таким образом, можно сделать вывод: жизнедеятельность человека и общества должна быть подчинена именно закону сохранения и развития жизни. И только в этих условиях можно выполнять требования комфорта человеческого индивидуума, понимая их диапазон в количественных и качественных пределах на уровне необходимого и достаточного. Это основа мышления, формируемого в обществе в каждом индивидууме от рождения.               
    Цитата. [3].  "Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения её геологического прошлого в некоторых своих аспектах.  Приведу несколько примеров. Пятьсот миллионов лет тому назад, в кембрийской геологической эре, впервые в биосфере появились богатые кальцием скелетные образования животных, а растений больше двух миллиардов лет тому назад. Это кальциевая функция живого вещества, ныне мощно развитая, - была одна из важнейших эволюционных стадий геологического изменения  биосферы. Не менее важное изменение биосферы произошло 70 -  110 миллионов лет тому назад во время меловой системы и, особенно, третичной. В эту эпоху впервые создались в биосфере наши зеленые леса, всем нам родные и близкие. Это - другая большая эволюционная стадия, аналогичная ноосфере. Вероятно, в этих лесах эволюционным путем появился человек около 15 - 20 миллионов лет тому назад. Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу». Конец цитаты.               
    Развитие биосферы Владимир Иванович  очень оригинально отмечает по следам  в виде минералов, своим появлением, свидетельствующих  об этапах преобразования природы, в том числе и живой. Вполне естественно, что биоиндивидуумы жизни состоят из тех же веществ, что и физическая среда обитания. Можно предположить, что минералы не единственное наследие эпох преобразований в природе, так как материально природа состоит, в том числе, и из энергий различного рода. В этом месте необходимо еще раз  уточнить, что представляет собой ноосфера материально и как явление природы. Это очень важная позиция, потому что на определенном этапе эволюции жизни понятие "ноосфера" должно стать активным явлением, руководящим корнем жизнедеятельности человека и общества. Эволюционная функция человека в познавании среды обитания для целей сохранения и развития жизни. В  таком случае среда обитания - средоточие информации для восприятия и логической переработки мыслительным аппаратом человека. Что остается в материальном плане после такой переработки? [2 ].  Если прием первичной информации извне в виде теплового или светового воздействия, тактильного или звукового, осуществляется органами чувств, которые мгновенно превращаются в удобоваримые для психики  и мышления электрические и химические сигналы, то после логической переработки эта информация, очевидно, и остается в таком же или подобном виде. В таком случае необходимо выяснить, где и в каком виде хранится эта информация, потому что на очередном этапе мышления эта информация потребуется и будет использована. Можно предположить, что часть этой информации может накапливаться в мозговых образованиях и организме индивидуума. Но более значительная её часть может составлять биополе в среде обитания. Если считать «ноосферу» В.И. Вернадского информационным полем земли, «ноосфера» не только будущее, но также прошлое и настоящее. Однако, в будущем, по мысли  В.И. Вернадского, люди  научаться общаться с ноосферой и единственным каналом общения будет интуиция. Эта позиция еще не изучена в достаточной мере, но факты передачи мысли на расстояние, интуиция, гипноз, ясновидение и другие уже множество лет наблюдаются. Можно предположить, что именно эта часть биосферы и составляет «ноосферу». Однако и здесь могут быть сомнения по части - биосфера ли это? Но, по своему происхождению, обсуждаемое поле от биологического процесса.  По сути, это физическое, энергетическое, материальное, не живое явление.   В таком случае остается предупредить исследователей и человечество о том, что «ноосфера» в таком виде содержит едва ли не больше  жизнеуничтожающей информации, чем жизнеутверждающей. 
    Это от того, что в таком виде «ноосфера» является плодом мышления человека, находящегося на пути своего становления, будучи далеким до своего совершенства и в настоящее время. Сегодня эволюция совершенствования мыслительных способностей человека происходит в процессе  удовлетворения его животных потребностей. Это тот процесс, когда чисто человеческие мыслительные способности по своей недоразвитости слабы и  служат для удовлетворения  требований животных рефлексов и инстинктов, превращая эти потребности иногда в исток психических заболеваний. Хотя по своей сути мышление появилось для управления хотя бы вредоносными инстинктами, животными технологиями выживания. Но это возможно только при определенном, достаточно высоком, уровне развития мышления, способном в какой-то жизненной ситуации отвратить требование инстинкта  в поведении человека. Таким образом, мы не "входим в ноосферу", а создаем её  и надо хорошенько подумать, как действовать в этом направлении, чтобы не навредить биосфере и жизни.               
    Цитата. [3].   "Человечество, как элемент биосферы, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит разумным управлением живую оболочку планеты, превратив ее в единую сферу - ноосферу, (сферу разума). В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Ноосфера должна представлять собой не только общество, существующее в   определенной среде, и не просто среду, подвергшуюся сильному воздействия человечества, а интегрированное целое, в котором объединены развивающееся общество и изменяемая природа».                Конец цитаты.               
    В этом месте следует подчеркнуть и особо обозначить эволюционные  функции человека и общества. Общество предмет неодушевленный. Это одна из основных сред жизнедеятельности человека. Условно это аудитория и библиотека интеллектуального материала для формирования   мышления человека и корректировки в процессе его жизнедеятельности. Одновременно общество является биомассой индивидуумов, составляющих численность активных составляющих этого общества. Принято называть эту биомассу обществом в случае, если она выполняет свою эволюционную функцию сохранения и развития жизни. Для такой деятельности индивидуумов общества  этой массой индивидуумов необходимо управлять. Общество неуправляемое это «охло»,  дикая толпа,  которая в сложных для выживания ситуациях управляема животными инстинктами и может вести себя самоуничтожающе, по меньшей мере, для части своих индивидуумов. Вся история существования человеческого сообщества свидетельствует наличием управления  от глав первобытнообщинного строя до сегодняшних государственных образований. Это повышает эффективность защиты от уничтожающих явлений природы, защиты от грабительских и уничтожающих нападений других объединений людей и животных. Кроме того коллективно лучше решаются внутренние проблемы  обеспечения здоровья, преодоления нарушений правил общежития,  материального обеспечения   жизнедеятельности членов общества и другие. Наличие множества проблем в жизнедеятельности общества говорит об ущербности организации управления этим процессом. Вспомним исток: человек появляется на свет только со способностью к развитию мышления, то есть, со способностью стать жизнеутверждающим в своем поведении человеком. Функция формирования мышления каждого своего члена это функция общества/ Вне общества человек мыслящим на уровне времени не станет. Особенно если учесть, что состояние развития человека в это время пока еще не стопроцентно в жизнеутверждении. Это свидетельствует о том, что в основе организации жизнедеятельности общества должно быть соответствующее воспитание и образование, что существенно облегчит преодоление остальных проблем. Но до такого понимания своей роли обществу еще надо дойти в своем развитии. Всю свою историю и по сей день основой организации жизнедеятельности общества является животное выживание, заключающееся где-то в добыче куска хлеба, а где-то эта деятельность превратилась в психическое заболевание на почве увеличения собственности и удовлетворения гипертрофированных животных потребностей.                Далее следует определить значение терминов, характеризующих понятие "ноосфера" с тем, чтобы уточнить его как явление природы, предопределяющее дальнейшее развитие живой природы и человека. Только в таком случае понятие "ноосфера" может стать одной из основополагающих позиций в организации жизнедеятельности общества, потому что качества «ноосферы» зависят от уровня развития человека и его мышления исключительно в направлении сохранения жизни.   
 Цитата из Википедии.  «Ноосфе;ра (от др.-греч. ;;;; — разум и ;;;;;; — шар, дословно — «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также термином «антропосфера») Ноосфера — предположительно, новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.» Конец цитаты. 
   Здесь справедливо замечено: «…разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором…». Но всегда ли эта деятельность является фактором «развития»? Особенно если учесть, что и сам человек в  развитии еще далёк до своего совершенства. К примеру, нынешнее поведение человека в своей среде обитания во многих случаях жизневредное. Есть множество факторов, подтверждающих сказанное: уничтожение лесов и водоёмов, замусоривание морей и океанов с последующей многочисленной гибелью живых существ, замусоривание заполярья и космоса, искажение самого человека в процессе воспитания и многое другое.
    Это определение неполноценно по причине своего кругового  толкования:  «… разум», то же что и  «…разумно управляемая…», хотя глубокий смысл в сказанном таится и его надо раскрыть. Человеческая форма жизни действительно эволюционно одарена способностью познавать среду обитания для прогнозирования в ней явлений, препятствующих  или способствующих сохранению и развитию жизни. Эту способность принято называть мышлением.  В соответствии с выводами мышления человек организовывает свое поведение, пополняет опыт своего выживания фактами практической деятельности и очередными результатами мыслительных выводов. Мысль и разум это разные понятия.
      МЫСЛЬ - элемент логического процесса в психике  человека под управлением  и при участии  соответствующих отделов мозга;
- элемент процесса мышления, или результат мышления на определенную тему.
       РАЗУМ–потенциал логики мыслительного аппарата;  - объем способностей в восприятии и переработке информации;                - аппарат программного продукта и памяти, управляющий процессом   мышления;               
 - более высокая степень значения слова ум. 
    СОЗНАНИЕ – объем информации интеллектуальных способностей психики и мозга живого биоиндивидуума, или человека,  находящегося в состоянии активного мышления; - программный потенциал мышления
 - результат, продукт, мышления, предположительно, существующий не зависимо от живой плоти.   
    Мысль это исходный элемент процесса мышления, чаще всего не окончательный и требующий дальнейшего продолжения для получения вывода на основе степени развития мышления и только имеющиеся мыслительные способности, сложенные из соответствующего объема блока памяти и уровня развития программного материала составляют понятие «сознание». Кроме того, человек как биологический обладатель сознания, должен быть в состоянии активного владения процессами в сознании. Далее, человек появляется на свет только со способностью к развитию мышления. Этот процесс потом происходит с использованием уже имеющегося опыта в обществе. Стало быть, в процессе становления "человека мыслящего" поведение его может отклоняться от жизнеутверждающего в диапазоне  до "наоборот". Всё в этом плане зависит от качеств воспитательной среды.   Нейтрально, мышление это биологический процесс логической переработки информации для целей прогнозирования поведения человеческой особи в среде  обитания. Это означает, что автор вкладывал в понятие разум исключительно жизнеутверждающее поведение человека, что возможно только при предельно высоком уровне развития мышления. Но это еще не достигнуто! Человечество все еще ищет пути умственного постижения, а затем и практического достижения такого состояния. Владимир Иванович Вернадский исподволь предлагает  определить понятие разум  как предельно развитый потенциал мышления человека исключительно в плане жизнеутверждения. Можем ли мы себе такое представить? Хотя стремление к этому обозначено всей историей и эволюцией развития человека и человечества. Далее можно уточнить, человек эволюционно появился  как часть биосреды только потому, что это единственная возможность совершенствоваться в выживании для сохранения жизни вообще и человеческой в частности. Но предметом управления человеком является не только биосреда, но и вся среда обитания  живого мира. Не повредит лишний раз повториться: человеческая форма жизни представляет из себя потенциал сохранения и развития всего живого на земле. Рациональнее всего принять понятие «разум» не как обобщающее определение  потенциала мыслительного аппарата, а как характеризующее исключительно его жизнеутверждающие достижения.
    Вместе с тем можно счесть понятие «ум»  как обобщающую характеристику достижений мышления, охарактеризовав его как психофизический потенциал мышления. «Разум» – исключительно                жизнеутверждающий потенциал мыслительного аппарата, более высокая степень значения слова «ум». «Ум» -  своеобразный потенциал способностей к восприятию и переработке информации.  Аппарат вариативного программного продукта и памяти, управляющий процессом мышления. Эта компьютерная терминология применена не случайно. Мышление это часть процессов передачи и переработки информации в психике человека в виде электрических и химических сигналов, которые в каком-то виде сохраняются  в самом физическом теле и мозге биологического существа - человека. [2]. Очень возможно, что часть информации находится и в окружении человека в виде энергетического поля. Законы физики энергий, в том числе и в виде различных полей, проясняют возможности взаимодействия друг с другом в определенных обстоятельствах, (например, резонируя), усиливая или уничтожая их параметры. Очень возможно, что энергии мышления могут достигать в таких условиях состояния межпланетного влияния или воздействия на межпланетные обстоятельства, в том числе и на биосреду в различных её проявлениях. Подобный логический поиск может приблизить мыслительные способности человека к пониманию религиозных основ различных верований. В мыслительных суждениях человека всегда лучше знать, чем верить в какие-то жизненные факты или обстоятельства. (Надеюсь на правильное понимание этих позиций читателем).
    В заключение следует акцентировать внимание на самых важных факторах состояния сегодняшнего человечества и ближайших его перспектив, опираясь на высказывания В.И. Вернадского.               
    Цитата. [3]. "Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть теперь на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим». Конец цитаты.               
    Все это действительно имеет такое направление. Но по ходу деятельности в выбранном направлении надо быть уверенным. что  при этом деятельность человечества не окажется жизневредной. Предварительно надо познать условия  выполнения своей эволюционной функции, которую надо превратить в основу жизнедеятельности каждого индивидуума для предопределения жизнеутверждающего будущего человечества и среды его обитания. Примененное здесь слово «демократия» - это один из способов управления обществом, используемый несколько столетий. Но и сегодня «демократия», почти всегда, не «власть народа», а «власть над народом» и это эволюционно справедливо. «Народ» это масса человеческих индивидуумов, каждый из которых мыслит по своему, предварительно сформированному. Да и само понятие «народ» - предмет не одушевленный.  Единственное, что сегодня предоставлено каждому человеку – это проголосовать за того или иного предложенного индивидуума для управления обществом. Результаты и последствия этого процесса весьма сомнительны в качествах перспективы жизни общества. Но как сделать так, чтобы  « смотреть теперь в наше будущее уверенно», Надо еще очень хорошо подумать, на что и намекает Владимир Иванович.    Ноосфера, по В.И. Вернадскому,    Цитата. [3]."…перестроенная биосфера в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого. Это  новое состояние есть "ноосфера".  Конец цитаты. 
   Это определение звучит больше как философское пожелание о будущем биосферы и человечества. Всё зависит от степени развития умственных способностей человека в плане управления своей жизнедеятельностью без вреда для биосферы. В этом плане человечество не является первичным. Потому свобода его мышления может находиться исключительно в рамках эволюции жизни в среде обитания.     Биосфера существует и развивается согласно собственным эволюционным законам. Человеческая форма жизни является неотъемлемой составляющей  биосферы и подчиняется в своем развитии эволюционным законам биосферы. Потому "свободно мыслящими человек и человечество" быть не могут. Биосфера, в любом своем состоянии, кажется и является "единым целым", потому что ограничена  пространством среды, в которой возможна жизнь. Напомним: жизнь - это биологический процесс приспособления живого индивидуума в среде обитания, чтобы не только сохранить свое существование, но и развить способности в выживании.    Составляя единое целое с биосферой, человек и человечество, эволюционно получили особый статус  в  выполнении основной функции жизни ее сохранения и развития благодаря способности к формированию собственного мышления.
В качестве итога следует подчеркнуть единственное условие формирования «ноосферы», как фактора, управляющего биологическими процессами в ХХI веке. Это организация жизнедеятельности человека и общества в русле законов эволюции жизни на основании подробных, предварительных научных исследований результатов жизнедеятельности человека с позиций  пользы или вреда жизненным процессам биосреды нашей планеты.
   Именно отсюда берёт своё начало идеология организации жизнедеятельности человека, общества, государства в противовес существовавшим и существующим ныне понятиям «капитализм», «социализм» «демократия», «либерализм», «национализм», религиозные и прочие клановые образования, типа «яблоко», «за жизнь», «слуга народа» и др.


        Литература.
1. В.П. Головин. Устойчивое экологическое развитие общества – в борении умов и гармоничном согласии природы, человека и миров. Изд. ООО «Форма».  Крым. Россия.                2. В.Т. Бахур. Эмоции: плюсы и минусы.   Изд. «Знание»  М. 1975               3. В.И. Вернадский Научная мысль, как планетарное явление. М. Наука. 1991 с. 235-244                4. В.И. Вернадский  Биосфера и Ноосфера.  М.: Айрис-пресс, 2012. 576 с.
5. В.И. Вернадский  Живое вещество. М.: «Наука», 1992, 358 с.
6. В.И. Вернадский  Несколько слов о ноосфере.  Успехи современной Биологии. Т. ХVIII. Вып. 2.                7. Б.И. Кирпиченко   Ноосфера – материальное явление природы. – миниатюры 14.03.2015 04:48. Интернет- публикация в  «ПРОЗА. РУ.»













               


Рецензии
Законы физики энергий позволяют взаимодействовать друг с другом в определенных обстоятельствах, (например резонируя), усиливая или уничтожая их возможности. Очень возможно, что энергии мышления могут достигать в таких условиях возможностей межпланетного влияния или воздействия на планетные обстоятельства, в том числе и на биосреду в различных её проявлениях. Подобные рассуждения могут приблизить мыслительные способности человека к пониманию такой позиции как Бог. Надеюсь на понимание читателя. Спасибо.

Борис Кирпиченко   11.10.2017 04:05     Заявить о нарушении