Мир без Богов и Надежд

               
Вам  повезло.  Вы  занимаетесь тем,  чего  нет.  Э. Рязанов.   "Гараж".

Я  думаю, каждый из нас в жизни встречал отлично воспитанных, тонко чувствующих и изящно   одетых людей, но с застывшей на лице  маской скуки и презрения к окружающему миру.   Жизнь их пуста и бесцельна, нет  прагматичные цели существования  раритетны,  а вот  счастья   -  не  приносят. Несчастные.  Жизнь утомила, "опостылела" -  насмерть.  Иллюзий нет, впрочем одна иллюзия остается,  сделать мир интересней возможно. Возомнив   себя    и "Богами и судьями , и палачами"   они находят свои "жертвы", чтобы сделать   их жизнь более невыносимой, несчастной, помещая  жертвы в " мир трагической несвободы": серое , теряющееся в бесконечности пространство, залитое  ровным холодным светом безысходности. Мир без  Богов и Надежд!  И  с наслаждением наблюдают за своим " сценическим  пространством", где разыгрываются нешуточные  трагикомедии.

Но вот незадача, спектакль разыгрывается не по правилам. "Жертва"   демонстрирует не отчаяние, а мужество, нравственную стойкость,, которые позволяют ей сохранить себя перед лицом неотвратимого.

Какой тоской  Душа не  сражена,
Быть стойким заставляют времена.
 
И, как знаменитый персонаж  В. Шекспира, король Лир:   "Все, вынес старый, тверд и несгибаем".

"Стена" между актером и зрителем  разрушается, выстраиваются  эстетические и нравственные контакты.

Только вот "режиссер, постановщик и зритель"  чувствует себя как в романе  Виктора  Пелевина "Т": "Но если я создатель мира, почему мне в нем  так неуютно?"

И "жертва"  бросается его сразу успокаивать:  " Да  успокойтесь Вы ради Бога, Вы под конец стали совсем хорошим! Последние слова были обращены  к ..., который сидел  с  вытаращенными от ужаса глазами  и прижатой  к сердцу ладонью"."Шутил, шутил, - сказал  Толстой  задумчиво, - кукла была и....".

Театр абсурда  -  "аморализм"   едва прикрыт сомнительной  моральной проповедью.

Любое произведение искусства   сродни   театральным подмосткам, на которых разыгрывается  "изучение, окружающей художника жизни, морали, нравственности   под покровом естественности". По поводу "морали и нравственности  в современном мире",  лучше, чем сказал  герой фильма Э. Рязанова "Гараж", невозможно" "Вам повезло. Вы занимаетесь  тем, чего нет".

И личность  автора  играет немаловажную роль. Может ли человек  не признающий законов морали, нравственности  нести  в мир "доброе, вечное, вести к  возвышенному"? Риторический вопрос, естественно нет, будет просто игра, после прочтения произведение "такого" автора, желание  сказать ,  как  в театре  у  Станиславского:"Не верю!"

Много в русской и современной литературе  действительно достойных людей, в первую очередь, а потом писателей, но я бы хотела сказать  о  Владимире Войновиче, который  на сегодня, пожалуй , самый известный современный   сатирик, но он   потрясающий человек.  К нему относятся слова Н.Г.  Чернышевского:  "Ненавижу Россию, потому, что люблю ее". Вся  жизнь  -  следовать нравственным законам, принципам, везде, начиная от квартиры, которую "получал по  очереди", до открытого письма  в газету "Известия" по поводу  ссылки в 1980г.  академика  А. Д. Сахарова в г. Горький. Он знал против чего выступает: человеческой глупости, безнравственности, и  главное за что:  те идеалы, к которым должен стремиться человек.

На взгляд придирчивого критика, я  к ним себя не отношу,  в  небольшой по объему повести В. Войновича "Иванькиада" нет положительных героев,  а не персонажей. 

Но есть "герой"   Сергей Сергеевич Иванько, "хозяин жизни", живущий по  неписанным правилам и законам. Когда его спрашивают: "Неужели Вам не будет  неуютно  в роскошной четырехкомнатной квартире, когда Ваш товарищ, писатель, ютится с женой  и ребенком в одной комнате?", - он мило улыбается и отвечает: "Ну через это я как раз могу  переступить". Многое может Сергей Сергеевич, большие люди стоят за его спиной...

Да,  обыденность нашей  трагической жизни  в ее комическом освещении - вот она "жертва"!  Воистину Гоголевский смех и слезы...

Грядущий день меня еще  тревожит,
Прошедшее  - под   ложечкой  сосет...
Измаялась Душа, устало тело...
Мечта сгорела, радость отболела...
И сумрачно и глухо впереди...
Но...
Мне в уши ветры  разные трубили.
Ломали  бури мачты кораблю,
Но  я-то помню, что меня  любили.
И я еще всех любящих люблю! М. Алигер.


Рецензии