Мир без Богов и Надежд
Вам повезло. Вы занимаетесь тем, чего нет. Э. Рязанов. "Гараж".
Я думаю, каждый из нас в жизни встречал отлично воспитанных, тонко чувствующих и изящно одетых людей, но с застывшей на лице маской скуки и презрения к окружающему миру. Жизнь их пуста и бесцельна, нет прагматичные цели существования раритетны, а вот счастья - не приносят. Несчастные. Жизнь утомила, "опостылела" - насмерть. Иллюзий нет, впрочем одна иллюзия остается, сделать мир интересней возможно. Возомнив себя и "Богами и судьями , и палачами" они находят свои "жертвы", чтобы сделать их жизнь более невыносимой, несчастной, помещая жертвы в " мир трагической несвободы": серое , теряющееся в бесконечности пространство, залитое ровным холодным светом безысходности. Мир без Богов и Надежд! И с наслаждением наблюдают за своим " сценическим пространством", где разыгрываются нешуточные трагикомедии.
Но вот незадача, спектакль разыгрывается не по правилам. "Жертва" демонстрирует не отчаяние, а мужество, нравственную стойкость,, которые позволяют ей сохранить себя перед лицом неотвратимого.
Какой тоской Душа не сражена,
Быть стойким заставляют времена.
И, как знаменитый персонаж В. Шекспира, король Лир: "Все, вынес старый, тверд и несгибаем".
"Стена" между актером и зрителем разрушается, выстраиваются эстетические и нравственные контакты.
Только вот "режиссер, постановщик и зритель" чувствует себя как в романе Виктора Пелевина "Т": "Но если я создатель мира, почему мне в нем так неуютно?"
И "жертва" бросается его сразу успокаивать: " Да успокойтесь Вы ради Бога, Вы под конец стали совсем хорошим! Последние слова были обращены к ..., который сидел с вытаращенными от ужаса глазами и прижатой к сердцу ладонью"."Шутил, шутил, - сказал Толстой задумчиво, - кукла была и....".
Театр абсурда - "аморализм" едва прикрыт сомнительной моральной проповедью.
Любое произведение искусства сродни театральным подмосткам, на которых разыгрывается "изучение, окружающей художника жизни, морали, нравственности под покровом естественности". По поводу "морали и нравственности в современном мире", лучше, чем сказал герой фильма Э. Рязанова "Гараж", невозможно" "Вам повезло. Вы занимаетесь тем, чего нет".
И личность автора играет немаловажную роль. Может ли человек не признающий законов морали, нравственности нести в мир "доброе, вечное, вести к возвышенному"? Риторический вопрос, естественно нет, будет просто игра, после прочтения произведение "такого" автора, желание сказать , как в театре у Станиславского:"Не верю!"
Много в русской и современной литературе действительно достойных людей, в первую очередь, а потом писателей, но я бы хотела сказать о Владимире Войновиче, который на сегодня, пожалуй , самый известный современный сатирик, но он потрясающий человек. К нему относятся слова Н.Г. Чернышевского: "Ненавижу Россию, потому, что люблю ее". Вся жизнь - следовать нравственным законам, принципам, везде, начиная от квартиры, которую "получал по очереди", до открытого письма в газету "Известия" по поводу ссылки в 1980г. академика А. Д. Сахарова в г. Горький. Он знал против чего выступает: человеческой глупости, безнравственности, и главное за что: те идеалы, к которым должен стремиться человек.
На взгляд придирчивого критика, я к ним себя не отношу, в небольшой по объему повести В. Войновича "Иванькиада" нет положительных героев, а не персонажей.
Но есть "герой" Сергей Сергеевич Иванько, "хозяин жизни", живущий по неписанным правилам и законам. Когда его спрашивают: "Неужели Вам не будет неуютно в роскошной четырехкомнатной квартире, когда Ваш товарищ, писатель, ютится с женой и ребенком в одной комнате?", - он мило улыбается и отвечает: "Ну через это я как раз могу переступить". Многое может Сергей Сергеевич, большие люди стоят за его спиной...
Да, обыденность нашей трагической жизни в ее комическом освещении - вот она "жертва"! Воистину Гоголевский смех и слезы...
Грядущий день меня еще тревожит,
Прошедшее - под ложечкой сосет...
Измаялась Душа, устало тело...
Мечта сгорела, радость отболела...
И сумрачно и глухо впереди...
Но...
Мне в уши ветры разные трубили.
Ломали бури мачты кораблю,
Но я-то помню, что меня любили.
И я еще всех любящих люблю! М. Алигер.
Свидетельство о публикации №215031400739