Воспоминание 9. Дома и новый призыв

 

      На мне были старые ботинки, обмотки, буденовка и рваная шинель. В дорогу мне дали немного сырого мяса, пшена, банку консервов, две буханки хлеба и немного денег. В вагоне было тесно. Люди спали сидя один возле другого. Мясо я выбросил, так как оно начало пропадать  и  я не знал, что с ним делать. Пшено жевал, хлеб экономил, ел  его маленькими кусочками.
      До станции  Кремлево оставалось езды двое суток, ехали до нее  суток двенадцать. В Кремлево я должен  сойти и пересесть на другой поезд, чтобы доехать до своей станции  Милославское.  Ночевать пришлось на вокзале. Было очень холодно.  Еды у меня не осталось. В кармане  были  последние пять рублей. На улице я подошел к одной женщине, продававшей вареную картошку и свеклу. За пять  рублей я смог купить только маленькую  вареную свеколку, которую и проглотил мгновенно.
      Вскоре подошел поезд, я влез в вагон. До Милославки оставалось езды около двух часов. И вот она моя станция!  Я вышел из вагона и увидел свою маму. Она продавала кур. Она меня сразу и не узнала такого  худого, одетого в рванье. Я подошел к ней,  она  вскрикнула, обняла меня, поцеловала  и горько заплакала. Вареную курицу я тут же съел. Мы пошли домой.
      Дома меня встретили две мои сестры - Рая 1928 года рождения и Зина 1930 года. Они так мне  обрадовались. От других братьев не было никаких известий.  Никто не знал, на каком фронте они воюют и что  с ними. От сестер я узнал, что мои товарищи - Николай Объедков, Егор Ребров и Николай  Трифанов погибли.
      Дома меня стали откармливать. У нас была корова, 4 овцы, куры и собака Шарик, которая узнала меня. Я стал поправляться. Встал на учет в военкомат, а через месяц  мне предложили быть военруком в Студеновской и Софиевской начальных школах. Я начал работать. Сейчас я уже и не помню, сколько мне платили за эту работу.
       По вечерам собирались в одной избе, играли на гармошке, танцевали. Девушек было много, а ребята - только подростки.
 
       В апреле 1944 года медкомиссия признала меня  годным для службы в армии ,и отправили меня на пересылочный пункт в городе Рязани.  Выдали обмундирование  и через несколько дней отвезли в город Дмитров, где располагался 26 запасной стрелковый полк. Оружие  нам не выдавали, жили в землянках. Занятий не было. Кормили неплохо, кроме того мы каждый день ходили в лес, рвали крапиву, которую добавляли в щи.
       В начале июня  нас  отправили в 1585 зенитно-артиллерийский полк в  городе Бологое. Полк входил в 47 дивизию РГК.  Меня назначили - прицельным  высоты и скорости, а моего друга Рыбакова Семена - прицельным  дальности.  Расчет орудия состоял из 6 человек. Командиром расчета - мл. сержант  Пучков, командир батареи- майор Макаренко, наводчик-  мл. сержант  Керекеша, у него уже была медаль «За боевые заслуги». Награды  в то время очень ценились и их носили даже на шинелях.
      Числа 8 июня  1944 года нас  отправили на передовую фронта. Прибыли мы ночью. В небе появлялись самолеты противника, бомбившие наши передовые. Снаряды рвались кругом.
 
      Сейчас я расскажу о задачах батареи. Она должна была отражать налеты противника, а когда их не было - бить по наземному врагу, то есть поддерживать пехоту. Если пехота во время налетов пряталась в траншеях, то мы должны были отражать эти налеты, а когда  пехота шла вперед, мы ее поддерживали своим огнем, уничтожая огневые точки противника. Наша часть входила во 2-ой Белорусский фронт, командующим был генерал  Захаров, а с января 1945 года - маршал Рокоссовский.
   
      Наша батарея участвовала в освобождении  Белоруссии, особенно ожесточенные бои были за Минск. Минск был освобожден 3 июля 1944 года. Мы форсировали реки - Проня, Березина, Верхний Днепр. Освободили  город Гродно. Гродно стоит на реке Неман. Течение очень быстрое. На  правом берегу  располагались немецкие войска, на левом - советские. Наша батарея стояла наверху. Противник часто нас обстреливал из пулеметов , минометов и пушек. Страшно было тогда, когда он обстреливал нас  из минометов. Если снаряд  рвался на земле, то мина рвалась тогда, когда она прикасается к предмету. Она рвалась в воздухе, если коснулась ветки дерева и осколки ее уничтожали даже тех, которые прятались в окопах.
      Если у пушек настильный огонь, то  у  минометов - навесной. Прежде,  чем форсировать реку  Неман, был открыт ураганный огонь по противнику. В это же время был наведен понтонный  мост и мы по нему переправились через Неман и заняли  огневую позицию. Но к вечеру мы увидели, что танки и пехота отступают. Впереди нас не было ни пехоты, ни танков. Командир батареи  ст. лейтенант  Кондратчиков  сообщил нам, что мы должны стоять до последнего  солдата. Нам подвезли снаряды и противотанковые гранаты. Всю ночь мы ожидали боя, но его не было.
      Враг отступил на несколько километров. Почему?  Нам потом объяснили, что наше командование  разработало  такой план - нужно оставить на передовой только артиллерию, немцы, увидев нашу слабость , пойдут в  атаку, чтобы сбросить артиллерию в Неман, а это время наши другие части их окружат и уничтожат. Но немцы разгадали этот замысел и, чтобы не попасть в окружение, отошли без боя на запад. Благодаря этому мы остались  живы в тот момент.
 


Рецензии