Подкова на счастье

               
         
        Не состоявшаяся статья о подковах в серьёзный журнал.
 

   Пыталась дочка помощь оказать отцу, пристроить в журнал, статейки пописывать. Журнал назывался: «Мир металла».  Этим журналом руководила подруга дочери.               
  – Да, ничего себе – Мир металла!               
– А о чём писать-то?
Заглянул отец в журнал, подаренный ему этой подругой, и понял:      с этим журналом ему не по пути.
О металле только жалкие обрывки в памяти остались из какого-то предмета, изучавшегося то ли в школе, то ли в военно-морском училище. Кажется, металловедением назывался этот предмет.
Что-то дочка упомянула про ковку, про подковы, о которых статья, вроде бы, нужна. Вот и решил отец написать про подковы, не предупреждая никого, и отдать готовый материал, чтобы проверить так ли надо и то ли написал, что требовалось.
Взялся и написал. Получился рассказ немного исторический, немного лирический, но явно не металлический.
Отдал его дочкиной подруге, для прочтения. И вот уже года три ждёт ответа. В журналах этот рассказ не обнаружил. О гонораре и думать не приходится.                – А что, разве совсем не интересным повествование получился?
Не пропадать же добру. Пусть читатель оценит его в другом издании.

  Принято говорить: собака-друг человека. Ну а где же другие наши друзья? Где же кошки, коровы, козы. Где же, в конце концов, лошади?
  Про лошадей, правда, тоже есть высказывание: пусть лошадь думает, у неё голова большая.
Да, действительно, у лошади голова большая и думать она умеет и неплохо, и интуиция у лошадей хорошо развита. Но зачем же всё на лошадь взваливать и заставлять её думать за всех?
Про животный мир говорят ещё, что это братья наши меньшие. Наверное, это так и есть. Но не хотелось бы встретиться с серым, зубастым «братишкой», где-нибудь в тайге зимой, когда «братик» будет сильно голодным.
   Да речь, собственно, не о животных. Речь пойдёт о подковах.               Говоря о подковах, как не упомянуть о лошади?
  Для начала немного истории.
Предком лошади считается первобытная лошадь, обитавшая в Северной Америке. И была она немного больше собаки. И было это около 50 миллионов лет назад. Эволюция шла очень медленно. Значительных изменений лошадь претерпела в эпоху миоцена. Это примерно 25 миллионов лет назад. В этот период леса стали уступать место степям, и лошади вынуждены были выйти на открытые пространства.
  Новая среда обитания изменила жевательный аппарат лошади. Он стал пригоден для поедания грубой, а иногда и сухой травы. Шея и ноги лошади удлинились. Пальцы увеличились и ороговели, предохраняя их от повреждений, и превратились в копыта.
  В эпоху ледникового периода лошадь мигрировала в Европу, Африку и Азию.
Северная Европа считается родиной тяжеловозов.
В Восточной Европе обитали более изящные скакуны, использовавшиеся для кавалерии и в спортивных целях.
  В Азии долгое время существовала дикая лошадь, которая  была обнаружена Пржевальским в 1881 году.
  За весь период сосуществования человек старался вывести новые более совершенные породы лошадей. В России в прошлые три столетия были выведены породы: Орловский рысак, Будёновская порода, а из тяжёлых лошадей – Владимирский тяжеловоз.
 
  За последние пять тысяч лет значение лошади, в развитии человеческого общества, очень трудно переоценить. Лошадь сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное.  Лошадь стала незаменимым помощником в поле, при транспортных перевозках, на войне и в других сферах.
  Во многих битвах, вплоть до 20-х годов прошлого столетия, решающую роль играла кавалерия. Упряжные и вьючные лошади перевозили артиллерию, боеприпасы, продовольствие и прочее.

  По поводу: «голова большая, пусть она и думает…»  Да, лошадь умеет думать и думает не плохо.
Известный учёный Бернгард Гржимек описывал любопытное поведение лошади одного берлинского торговца. Когда на телегу грузили мешки, она поворачивала голову и следила за их количеством, и если укладывали сверх обычной нормы, лошадь невозможно было сдвинуть с места.
 Сколько мы знаем случаев, когда лошадь оставалась рядом с убитым или раненым всадником, пытаясь оттащить его в безопасное место.
А как лошади преданно бросались с причала в воду, когда «у казака не поднималась рука, пристрелить рысака», Когда патриоты России покидали свою Родину, отправляясь на последнем пароходе  к  берегам, Турции, Румынии.
  Лошадь является интеллектуальным животным. Когда возникает потребность, она ясно даёт знать об этом своим поведением.

 Слово «лошадь» происходит от тюркского языка, и пришло к нам с тюркскими наездниками.  На их языке слово «лошадь» звучало как «алоша».
Именно от них восточные славяне переняли это название, насколько изменив.
А что касается слов: «конь», «кобыла», «жеребец», то это слова чисто славянского происхождения.

  Итак, ознакомившись с историей наших основных помощников на протяжении тысячелетий, надо поговорить и о том, как помочь нашему другу – лошади, служить нам лучше. Как защитить от повреждений и болезней самое  уязвимое место у лошади – копыта.
  При работе на твёрдом грунте роговые копыта лошади быстро снашиваются, а под роговиной находятся чувствительные ткани. Если лошадь повреждает копыто, она испытывает болезненное давление. Лошадь начинает хромать и отказывается наступать на больную ногу.
 Чтобы помочь, лошади, человек перепробовал много способов защиты копыт.
До появления железных подков многие народности предохраняли копыта лошадей различными способами: японцы, например, обматывали копыта циновками из соломы или материи, татары – кожаными ремнями, киргизы укрепляли копыта роговыми накладками.
Научившись работать с металлом,  люди придумали гиппосандалии, которые привязывались к ногам лошади, А в средние века уже научились прикреплять к копыту подкову специальными гвоздями. Первые железные подковы были обнаружены в Зальцбурге, в Германии, при археологических раскопках улицы, на месте которой в I веке стояла римская крепость. Правда, это были ещё не подковы, в нашем понимании, а специальные железные накладки или башмаки, называемые «солеа», которые прикреплялись к ногам лошадей ремнями.
  Аналогичные подковы были найдены на берегах Дуная, в гробнице около Ульма ( IV-VI в). Историки считают, что в эти подковы-башмаки «обувались» отряды римской и греческой конницы. Обувь эта предохраняла копыта лошадей, но была неудобной и широкого распространения не получила.
  Имени первого кузнеца, прикрепившего подкову гвоздями к копыту лошади, история до нас не донесла, но считают, что первыми лошадей начали подковывать кельты и галлы. В VI веке лошадей подковывали немцы, славяне и вандалы.
Глядя на конную статую Карла Великого, можно предположить, что во Франции лошадей  подковывали уже в начале IX века. Однако, практика подковывания лошадей начала распространяться в Европе только с XIII века.
  Ковочное дело, получившее широкое распространение во многих странах Европы не обошло и Россию. В России оно приобрело государственное значение. В 1732 году в России была открыта первая в Европе коновальная школа в селе Хорошево под Москвой.
  Применение подков не только сохраняет копыта здоровыми, но и препятствует падению животного на скользкой поверхности.

  Из истории войн мы узнаём, что уже в инструкциях византийского императора Льва VI (886-912г.г.) упоминается о серповидных железных подковах и гвоздях.
А сколько гибло людей и проигрывалось сражений из-за отсутствия подков или из-за плохой подкованности лошадей. Непобедимая армия Александра Великого начала терпеть поражения, когда у коней стёрлись подковы.
  Старая испанская пословица гласит: «Из-за гвоздя теряется подкова, из-за подковы – лошадь, а из-за лошади гибнет всадник».
  Много конницы Наполеона погибло, а артиллерии и обоза было брошено, во время его отступления из заснеженной Москвы. И произошло это из-за «забывчивости». Забыли заготовить достаточно материала для подков. Лошади, даже с пушками малого калибра, останавливались при малейших подъёмах на мёрзлой земле.
  Таким образом, подковы не только сохраняют копыта здоровыми, но и препятствуют падению животного на скользкой поверхности.

  Конструкции подков различны по форме и размеру, зависит это от породы и назначения лошади, времени года и характера местности.
  Так что же представляет собой эта всемогущая подкова, от которой зависит так много в жизни человека?
  Подкова – это кусок железного проката, загнутого по форме копыта, состоящего из следующих элементов: двух ветвей, шипов, отворота, дорожки и гвоздевых отверстий. Все подковы подразделяются на подковы для рабочих, кавалерийских и спортивных лошадей.
 В подковах без шипов имеются  отверстия не только для гвоздей, но и для ввинчивания в них подковных шипов с помощью шипового ключа и лапы.

  На снятие старой подковы, расчистку копыта и прикрепление новой подковы коваль в среднем затрачивает 20-30 минут. Поэтому подковывание верховой лошади, которая подковывается на две передние ноги, длится около часа. Упряжные лошади подковываются на четыре ноги, и на это затрачивается времени в два раза больше – около двух часов.
  Однако прежде чем подковывать лошадь необходимо знать, какую подкову надо подготовить. Если надо и подкову изготовить по размеру, то необходимо снять  мерку.
Для подков промышленного производства имеется стандартная нумерация. Ручные подковы куются для конкретной лошади, и делается настоящий «индивидуальный пошив».
  Для ковки подковы кузнецу необходимы мерки, которые обычно замерялись обычным прутиком, длинной с карандаш. Но это, разумеется, зависит от опыта мастера.
Мерку необходимо снимать с очищенных копыт, иначе может оказаться, что при расчистке копыт при установки подковы она может не подойти по размеру.
 Бывают копыта сложной формы, подковы для которых с помощью прутика не изготовить. В этих случаях необходимо нарисовать контур копыта, но это лучше делать самому кузнецу, чтобы не допустить ошибки. При заказе подковы кузнецу необходимо сообщить желаемый тип подковы: будет ли это простая  «плашка», облегчённая или с постоянными шипами. В отличие от фабричных, ручные подковы могут быть какими угодно, и это согласовывается с ковалем.

  Многие современные люди о подкове, могут сказать что, где-то, когда-то слышали: что найденная подкова приносит счастье.
 Многие легенды и всевозможные поверья говорят об этом.          А как же иначе?                В прежние века, когда железо только начало появляться в Европе, оно было настолько дорогим, что любая вещь, изготовленная из железа, считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было ещё большей редкостью и, поэтому, найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома – нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастьем.
  Поверья говорят, что злой дух не проникнет в дом, если на двери – подкова. Но её нужно подвешивать определённым образом – концами, ветвями вверх, то есть раскрытой частью к небу.
А объясняется это тем, что добрые силы, спустившись с неба, войдут в подкову и останутся дома. Если же ветви смотрят вниз, то добрые силы уйдут в землю.

  В Англии существует легенда о кузнеце Данстене, который заставил дьявола оставить в покое дома, к дверям которых были прибиты подковы. А сделал он это так: когда однажды к нему в кузницу пришёл дьявол и попросил подковать ему хромую ногу, кузнец привязал чёрта к наковальне и стал бить его молотком до тех пор, пока черт не взмолился о пощаде. И только тогда отпустил его, но с условием, чтобы он никогда не переступал порог дома, у дверей которых прибита подкова.
  В Древнем Вавилоне и Египте подкова, своей формой напоминающая  прибывающую луну, была связана с культом богинь плодородия Астарты и Исиды.

  Подковы всегда обладали какой-то магической силой, и многие «сильные мира сего» коллекционировали их. В кабинете австрийского императора Фердинанда I имелась большая коллекция всевозможных подков, среди которых были особенные, употребляемые при болезнях копыт. Современные жокеи стремятся сохранить подкову лошади, на которой удалось выиграть приз или установить рекорд. На многих ипподромах мира имеются специальные стенды с подковами лошадей – победительниц. На каждой подкове написано имя лошади, год выигрыша приза, время прохождения дистанции, фамилия наездника и другие данные.
   Кроме основных функций, подкова иногда используется и в качестве материала для изготовления своеобразных скульптур. Так, например, швейцарский скульптор Алебсин соорудил из 400 подков фигуру осла, стоящего на двух ногах. Кузнец Герт Вебер из селения близ Цюриха собрал гигантскую подкову из отдельных подков, которые он выковывал в честь рождавшихся в деревне детей. В средневековых цехах подкова требовала большого искусства. Обычным испытанием для молодого кузнеца было изготовить подковы без снятия мерки. Перед кузницей проезжали три раза на лошади, которую требовалось подковать, и кузнец по следу лошади ковал подкову, а затем «на руках» подковывал лошадь.

  Вот таковы история и устройство подковы.
Если вы, где-то на просёлочной дороге увидите подкову, поклонитесь ей, – поднимите.
В наш век, когда  лошади становятся редкостью, а подковы уходят в область истории, поднятая подкова, наверняка, принесёт вам счастье. Только прикрепите её правильно и у дверей.


Рецензии